Научная статья на тему '«Союз молодежных движений» и работа с инфлюенсерами: цифровые методы публичной дипломатии США в 2009–2012 годах'

«Союз молодежных движений» и работа с инфлюенсерами: цифровые методы публичной дипломатии США в 2009–2012 годах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
199
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная дипломатия / цифровая дипломатия / США / стратегиче-ская коммуникация / мягкая сила / public diplomacy / digital diplomacy / USA / strategic communication / soft power

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шайдуллина Алия Фаритовна

В статье рассматриваются изменения в стратегии публичной диплома-тии США в 2009–2012 гг.: акцентируется внимание на диалоге с зарубежной аудиторией по-средством социальных сетей и проектов в сети Интернет. В этот период реализуется «по-литика вовлечения» (engagement) по отношению к ценностям и культуре США. Этот подход нашел отражение в развитии цифровой дипломатии в рамках работы с блогерами и обще-ственным мнением (Союз молодежных движений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALLIANCE OF YOUTH MOVEMENTS AND WORKING WITH INFLUENERS: DIGITAL METHODS OF US PUBLIC DIPLOMACY IN 2009–2012

The article discusses changes in the US public diplomacy strategy in 2009–2012: focuses on dialogue with a foreign audience through social networks and Internet projects. During this period, an “engagement policy” is implemented in relation to the values and culture of the Unit-ed States. This approach is reflected in the development of digital diplomacy in the framework of work with bloggers and public opinion (Union of Youth Movements).

Текст научной работы на тему ««Союз молодежных движений» и работа с инфлюенсерами: цифровые методы публичной дипломатии США в 2009–2012 годах»

УДК 327

«СОЮЗ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ» И РАБОТА С

ИНФЛЮЕНСЕРАМИ: ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В 2009-2012 ГОДАХ

Шайдуллина А.Ф.

alia. shaydullina@gmail.com

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: в статье рассматриваются изменения в стратегии публичной дипломатии США в 2009-2012 гг.: акцентируется внимание на диалоге с зарубежной аудиторией посредством социальных сетей и проектов в сети Интернет. В этот период реализуется «политика вовлечения» (engagement) по отношению к ценностям и культуре США. Этот подход нашел отражение в развитии цифровой дипломатии в рамках работы с блогерами и общественным мнением (Союз молодежных движений).

Ключевые слова: публичная дипломатия; цифровая дипломатия, США; стратегическая коммуникация; мягкая сила.

Благодарности. Выражаю благодарность Казанскому федеральному университету за возможность написания и публикации статьи.

Введение

В современных международных отношениях всё чаще поднимается тема, связанная с концепцией «мягкой силы», позволяющей повышать привлекательность государства на мировой арене. Программы в области информации, культуры и образования, используемые во внешней политике государств, и обычно определяемые термином «публичная дипломатия», переживают сегодня новый виток развития и внимания со стороны правительств, различных негосударственных международных акторов и экспертов.

За годы развития публичная дипломатия США зарекомендовала себя как самостоятельная единица, что сделало её трендсеттером в области новых механизмов и методов «мягкого» взаимодействия с зарубежной публикой. Самым доступным способом живого общения с общественностью стала сеть Интернет - феномен «цифровая дипломатия».

В данном исследовании анализируется Стратегия публичной дипломатии 2010 г., рассматриваются основные понятия и принципы цифровой дипломатии, и основные реализуемые проекты в сети Интернет и социальных сетях (на примере Союза молодежных движений).

Методы

При написании статьи использовались следующие методы: социологический метод, контент анализ, обобщение, исторический метод, хронологический метод.

Результаты и осуждение

Цифровая дипломатия: понятие и содержание. Цифровая дипломатия США - это механизм влияния на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещения радио- и телепередач в сети Интернет, распространения в открытом доступе литературы о США в цифровом формате, мониторинга дискуссий в блог-пространстве, создания персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылки информации через мобильные телефоны.

Цифровая дипломатия определяет следующие методы как установление прямого диалога между США и активными зарубежными блогерами; мо-

Политические науки

ниторинг зарубежной блогосферы; создание специализированных сайтов и учетных записей (accounts).

Именно 2009-2012 гг. отмечаются учеными как время монополии США в цифровой дипломатии. Например, государственные структуры США первыми завели аккаунты и страницы в социальных сетях Facebook и Twitter . Иностранные граждане получили возможность оставлять свои комментарии, участвовать в форумах, читать ленту новостей и, наконец, следить за путешествиями госсекретаря и президента США посредством интерактивной карты.

Такое лидерство обосновано рядом причин:

- на данный период пришелся бурный рост числа пользователей в социальных сетях по всему миру;

- создание локальных и мировых коммьюнити имело высокий мобилизационный эффект;

- нельзя не отметить личную инициативу госсекретаря Хиллари Клинтон, заинтересованной в качественных результатах деятельности Госдепа США (Х. Клинтон проиграла в выборах 2008 г. Б. Обаме, но намерена восстановить свои авторитет и репутацию).

Стратегия и механизм цифровой дипломатии США. Задачи вовлечения зарубежной аудитории в поддержку американских действий были зафиксированы в Стратегии национальной безопасности 2010 г. и в Стратегии публичной дипломатии США того же года. Главенствующей стала идея о мобилизации всех пользователей и прямого взаимодействия между правительством США и сторонниками американских ценностей и демократии.

Экспертную группу в формировании Стратегии публичной дипломатии возглавил помощник госсекретаря Х. Клинтон Алек Росс, который сформулировал действующую концепцию цифровой дипломатии (включала в себя следующие принципы: внешняя политика и власть в Интернете (присутствие во всех социальных сетях для прямого общения), свобода Интернета во всех странах; прямой диалог с зарубежной аудиторией; горизонтальная линия влияния).

Согласно Стратегии публичной дипломатии США 2010 г. выделились узкие целевые аудитории цифровой дипломатии: социальный активизм (активисты) - политическая и непо-литическая активность граждан зарубежных стран, поддерживаемый проектами цифровой и традиционной публичной дипломатии США; кибердиссиденты - сообщество активных блогеров, которые участвуют в виртуальной или реальной политической борьбе; цифровой активизм (активисты) - слой пассивных участников политической борьбы.

Развивая стратегию публичной дипломатии Госдепартамент выработал еще один уникальный метод, который позволил скорректировать образ США, - феномен "Listening" (часть международной коммуникации). Это оценка мнения активных пользователей в сети, т.е. управление международным дискурсом информации и мониторинг социальных сетей в зарубежных странах.

Над этим работают два специализированных отдела в Госдепартаменте: отдел по e-diplomacy (отвечает за обучение и рекомендации активности госслужащих в социальных сетях) и Digital Outreach Team (установление контакта с зарубежными блогерами и мониториг зарубежной блогосферы).

Реализуемые проекты цифровой дипломатии США. Пример Союза молодежных движений. Масштабный проект «Союза молодежных движений» (Alliance for Youth Movements) - платформа в сети Интернет, также осуществляется через социальные сети. Правительство США вело поиск групп или

Казанский вестник молодых ученых

блогеров в сети, критикующих правительства своих стран или выступающих с различными общественными инициативами.

Мобилизация молодежи для обсуждения политических вопросов или для выступлений на улицах - это наиболее эффективное звено работы. Сообщения, поступающие из Twitter на сайт, информируют других пользователей о том, что, например, делает египетская молодежь, чтобы повлиять на правительство Египта по поводу ареста одного из оппозиционеров, или какие выступления прошли в Мьянме (бывшей Бирме) по поводу блокировки Интернета в стране и т.д.

Американское правительство своевременно уловило потребности молодежи всех стран мира реагировать на новые и любопытные посылы в виде кратких видеосюжетов, клипов или визуальных образов, идущих через социальные сети. Быстрая передача идей и призывов к действию от блогера к бло-геру активно используется правительством США. Для успешной и масштабной передачи определенной информации необходимо только наличие блоге-ров-модераторов или сайта неправительственной организации, которые занимают активную политическую позицию.

Выводы

Анализ внешней политики США отражает своевременность инициатив, предпринятых администрацией с опорой на цифровые технологии. Американское правительство уловило тренд в потребности общественности реагировать на события в мире. Для быстрой и успешной коммуникации появилось присутствие государства во всех социальных сетях, что обеспечивало открытость и прямой диалог с политическими активистами, лидерами мнений и блогерами, занимающими активную политическую позицию в мире.

Заключение

При всех объективных достоинствах цифровых технологий мировые державы, признавая важность Интернета, на практике продолжают рассматривать вопросы развития цифровой дипломатии в контексте рисков и угроз. Сеть воспринимается как канал распространения экстремизма и терроризма, навязывания чуждой идеологии и внешнеполитической пропаганды, как средство ведения информационной войны.

Подтверждением тому, что программы цифровой дипломатии воспринимаются как угроза на международной арене, служит существующая тенденция к фрагментации глобальной информационной сферы, вычленения из неё национальных и региональных сегментов. На неформальном саммите Шанхайской организации сотрудничества в августе 2011 г. обсуждалась возможность введения информационных границ с целью оградить государства-участницы от негативных последствий цифровой дипломатии.

Литература

1. Цветкова Н.А., Кубышкин А.И. Публичная дипломатия США: уч. пос. М.: Аспект-Пресс, 2013. Глава 12.

2. Цветкова Н.А., Ярыгин Г.О. Публичная дипломатия ведущих государств: традиционные и цифровые методы. СПб: Северная Нива, 2014.

3. Alliance for Youth Movements www.movements.org

4. Cull N. J. The Long Road to Public Diplomacy 2.0: The Internet in US Public Diplomacy // International Studies Review. Vol. 15, No 1, 2013. P. 123-139.

5. Digital Diplomacy // New York Times. July 16, 2010. http://www.nytimes.com/2010/07/18/magazine/18web2-0-t.html

6. Digital Outreach Team // Department of State www.state.gov/documents/organization/123580.pdf

Политические науки

7. DuPont S. Connection Technologies in U.S. Foreign Policy: an overview of "21st Century Statecraft" and "Internet Freedom" // New Democrat Network. URL: http://ndn.org/paper/2010/connection-technologies-us-foreign-policy

8. Graffy C. The Rise of Public Diplomacy 2.0 // The Journal of International Security Affairs, No 17, 2009 URL: http://www.securityaffairs.org/issues/2009/17/graffy.php

9. Khatib L., Dutton W., Thelwall M. Public Diplomacy 2.0: A Case Study of the US Digital Outreach Team // Middle East Journal. Vol. 66, No 3, 2012. P. 454-472.

ALLIANCE OF YOUTH MOVEMENTS AND WORKING WITH INFLUENERS: DIGITAL METHODS OF US PUBLIC DIPLOMACY IN 2009-2012

A. Shaidullina

alia. shaydullina@gmail. com

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article discusses changes in the US public diplomacy strategy in 2009-2012: focuses on dialogue with a foreign audience through social networks and Internet projects. During this period, an "engagement policy" is implemented in relation to the values and culture of the United States. This approach is reflected in the development of digital diplomacy in the framework of work with bloggers and public opinion (Union of Youth Movements).

Keywords: public diplomacy; digital diplomacy, USA; strategic communication; soft power.

Acknowledgments. I express gratitude to Kazan Federal University for the opportunity to write and publish an article.

Сведения об авторе

Шайдуллина Алия Фаритовна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. alia. shaydullina@gmail.com

Author of the publication

Alia Shaidullina, student, Kazan Federal University, Kazan, Russia. alia.shaydullina@gmstudentail.com

Дата поступления 22.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.