Научная статья на тему 'Совы в городе Москве'

Совы в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совы в городе Москве»

Я обратил внимание на то обстоятельство, что над полыньёй непрерывно кружится более десятка серых ворон, высматривающих в воде добычу. Заметив её, ворона, быстро трепеща крыльями, опускалась к самой воде, но не пыряла в неё, а, выбрав удобный момент, схватывала добычу, после чего поднималась с нею в воздух, не улетая далеко, и вскоре снова возвращалась к полынье.

Таким образом эти пернатые рыболовы промышляли всё время, пока я их наблюдал, не обращая на меня никакого внимания, хотя я находился от них на расстоянии всего нескольких метров.

Можно предполагать, что при недостатке корма зимой серая ворона нередко питается рыбой. До сих пор эта биологическая особенность серых ворон не привлекала к себе внимания натуралистов.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1934: 2649-2655

Совы в городе Москве

К.Н.Благосклонов, Е.Е.Рябенко

Второе издание. Первая публикация в 1980*

Некоторые виды сов издавна гнездятся в черте Москвы, преимущественно в её больших парках. Кроме гнездящихся, нередки также зимующие и пролётные. Всего в столице встречено не менее 6 видов сов, а считая зимующих, пролётных и залётных, даже 10.

На гнездовье наиболее обычна ушастая сова Asio otus. В Главном ботаническом саду АН СССР Н.В.Бельский (1962) за 10 лет наблюдений (1949-1959) обнаружил 18 гнёзд этих птиц, преимущественно в старых сорочьих, реже вороньих гнёздах. Ещё больше гнёзд за период с 1960 по 1976 год выявил Б.Л.Самойлов (1978) в Измайловском лесопарке, из них 37 — в гнёздах серых ворон Corvus cornix и 4 — в гнёздах сорок Pica pica. В настоящее время численность гнездящихся ушастых сов в Измайлове снижается.

В 1978 году впервые две пары ушастых сов загнездились в окрестностях Московского университета, одна в Ботаническом саду, другая — на Ленинских горах; обе на елях в старых вороньих гнёздах. По-видимому, и в других крупных парках и лесопарках Москвы ушастые совы нередки как на гнездовании, так и на зимовке. По мнению Ю.Новикова (1974), в Кузьминском лесопарке ушастые совы встречаются реже,

* Благосклонов К.Н., Рябенко Е.Е. 1980. Совы в городе Москве // Бюл. МОИП. Отд. биол. 85, 4: 49-54. Рус. орнитол. журн. 2020. Том 29. Экспресс-выпуск № 1934

2649

чем неясыти. Четыре разновозрастных птенца были обнаружены им в растрёпанном беличьем гайне. В другой раз сова насиживала 5 яиц в сорочьем гнезде.

Без сомнения, количество ежегодно гнездящихся в городе ушастых сов исчисляется десятками пар, а общая численность, по-видимому, из года в год возрастает. Главной причиной этого может быть увеличившееся в несколько раз за последние 15 лет число гнездящихся ворон и сорок. Эти птицы обеспечивают сов гнёздами. В послевоенные годы в городе проводились массовые посадки голубых и других елей; теперь эти деревья достигли таких размеров, что врановые, а вслед за ними и ушастые совы стали на них гнездиться. Численность сов, живущих в городе, находится в зависимости от динамики численности грызунов, Н.В.Бельский (1962) проследил, что в «мышиные» годы в Главном ботаническом саду гнездилось до 3 пар сов; в другие годы гнёзд было меньше или не было совсем, кормились же совы в основном воробьями.

Через Москву проходит интенсивный пролёт сов. О застеклённые стены Московского дворца пионеров каждую весну и осень разбиваются птицы и среди них за 18 лет наблюдений оказалось 5 ушастых сов (сообщение Л.А.Кравецкого). Для ушастых сов характерны сезонные перемещения от лесных опушек в городские сады. В Берлине Х.Буссе зимой 1962/63 года наблюдал группы птиц этого вида численностью до 40 особей в каждой, поселившиеся не менее чем в пяти пунктах города. Дни они проводили на деревьях в скверах, а в сумерках и ночью охотились (Пукинский 1977). Б.Л.Самойлов (1978) считает, что ушастая сова редко остаётся зимовать в Подмосковье, в Измайловском лесопарке она встречена зимой всего несколько раз. Птицы держатся в это время года в хвойных насаждениях, особенно в загущённых группах елей, где они ищут укрытия от ветра и преследования ворон. Город обеспечивает сов постоянным резервом зимнего корма — многочисленными воробьями.

В ботаническом саду Московского университета зимой 1967/68 года, по сообщению А.А.Тишкова, ушастая сова обосновалась в очень густой ели, стоящей на сравнительно открытом месте. Около неё на снегу собрали более 100 погадок. Основу питания совы составляли воробьи, причём домовые Passer domesticus и полевые P. montanus были представлены почти в равном количестве, а мелкие грызуны составляли около третьей части рациона. Эта сова охотилась за воробьями у здания биологического факультета МГУ. В карнизе здания есть углубления шириной в половину кирпича, в которых постоянно ночевали воробьи. Сова подлетала к таким отверстиям снизу, у самой стены взмывала вверх и, если в нише оказывался воробей, хватала спящую птицу лапой, а затем планировала вниз. Воробьёв было много. Поэтому обычно уже через несколько взлётов сове удавалось схватить птицу.

Численность серой неясыти Strix aluco в Московской области заметно снижается. За последние 40-50 лет неясыти стали редкими или исчезли совсем в тех местах, где в 1930-х годах они ещё были обычными. В первой четверти ХХ века серая неясыть в Москве была вполне обычной птицей.

В дореволюционные годы серая неясыть гнездилась в Петровско-Разумовском, в 1919-1922 годах - в Сокольниках (Всесвятский 1923). В 1929-1935 годах А.Кротов (1941) отмечал эту птицу как очень редкий гнездящийся вид Останкинского леса, а обыкновенную теперь ушастую сову не упоминал совсем. По мнению М.М.Беляева (1938), неясыть, так же как и ушастая сова, исчезла в Сокольниках уже к 1937 году. По сообщению Б.Л.Самойлова (1978), в Измайловском лесопарке в старых липовых насаждениях, где достаточно дупел, неясыти регулярно гнездятся по настоящее время, однако численность гнездящихся пар уменьшается. В 1960-е в лесопарке гнездилось до 6 пар, а к 1978 году сохранилось не более двух. Серые неясыти гнездятся в Кузьминском лесопарке. Их свадебные гугуканья, щёлканье клювом и хлопанье крыльями можно услышать ещё в начале марта. Самка откладывает в дупло, на древесную труху, 3-5 белых яиц. К насиживанию приступает в апреле. В летне-осенние ночи неясыти нередко прилетают на балкон дома, стоящего около лесопарка, привлечённые порхающими в клетках птицами (Новиков 1974). Б.Л.Самойлов справедливо отмечает, что серые неясыти чаще других сов остаются зимовать в Москве. В конце 1940-х годов одна из них зимовала на чердаке дома близ Павелецкого вокзала и каждую ночь охотилась на складских крыс (Благосклонов 1949).

Наибольшее количество сов в Кузьминском лесопарке было зимой 1968/69 года. Тогда на сравнительно небольшом участке соснового бора собирались на днёвку до сотни серых неясытей и ушастых сов. Причина этого заключалась в том, что на Люблинских полях орошения, примыкающих к лесопарку, на обширных поросших сорняками пустырях и городских свалках летом 1968 года и следующей осенью и зимой было много грызунов (Новиков 1974). Подобное же скопление сов в январе 1978 года наблюдала в Орехово-Борисове Е.Б.Климик (устн. со-общ.): там в молодых сосновых насаждениях проводила день стая серых неясытей из 27 птиц.

В Главном ботаническом саду М.Березин в апреле 1978 года обнаружил на высокой ели серую неясыть, а на снегу под елями собрал её погадки. Интересно, что через год, 8 января 1979, он вспугнул серую неясыть с той же самой ели, что и в предыдущую зиму.

Содержимое 175 погадок, разобранных Е.Е.Рябенко, показало, что в составе зимних кормов неясыти преобладали обыкновенные полёвки (см. таблицу).

Зимние корма серой неясыти по исследованию 175 погадок, собранных в Главном ботаническом саду АН СССР

Вид Число экземпляров животных в погадках

Абс. %

Млекопитающие — 96.4

Обыкновенная полёвка 134 85.6

Лесная мышь 13 8.4

Мышь-малютка 2 1.2

Водяная полёвка 1 0.6

Белка 1 0.6

Птицы - 3.6

Свиристель 1 0.6

Снегирь 1 0.6

Полевой воробей 1 0.6

Большая синица 1 0.6

Лазоревка 1 0.6

Озёрная чайка 1 0.6

Всего 157 100

Доминирующий мелкий грызун в лесопарках Москвы — рыжая полёвка (Степанова 1978), которая типична и для территории Главного ботанического сада (Адольф 1958). Скорее всего, неясыть питалась почти исключительно обыкновенными полёвками, так как охотилась она на открытых местах, вероятнее всего, на прилегающих с севера полях. Большая часть изученных погадок была собрана 2 апреля (она характеризует в основном зимнее питание), а около двух десятков — 9 апреля. Последние заметно отличаются по составу кормов, съеденных неясытью. В них больше остатков птиц и меньше грызунов, есть также шерсть и вибриссы белки, перья озёрной чайки (возможно, что сова использовала трупы этих крупных для неё животных).

Хотя серая неясыть гнездится в Москве реже, чем ушастая сова, есть основания считать её более приспособленной к жизни в большом городе. В статье о птицах Варшавы (Luniak et al. 1964) неясыть (как и домовый сыч) отнесена к группе довольно обычных гнездящихся птиц, в том числе и в центральной части города. В то же время ушастая сова вообще не упомянута. Серая неясыть обычнее ушастой совы и в некоторых других городах Польши, например, в Люблине (Riabinin, 1973) и Торуни (Strawinski 1963). В ГДР неясыти гнездятся не только в лесах, но и в парках, на постройках человека и в искусственных гнездовьях (Stephan, Breitmeier 1978). В Западном Берлине на площади 480 км2, т.е. вдвое меньшей, чем территория Москвы, ежегодно гнездится 70140 пар серых неясытей и всего 5-10 пар ушастых сов (Bruch et al. 1978). Приведённые примеры показывают, что серые неясыти легко уживаются в городе и численность их может быть увеличена.

Болотная сова Asio flammeus - несравненно более редкий обитатель города, чем два предыдущих вида. Е.С.Птушенко и А.А.Иноземцев (1968) даже не включили эту сову в число гнездящихся видов Москвы, отметив лишь её весенний пролёт над городом (3 мая 1958 болотная сова залетела в окно Зоологического музея Московского университета). Однако эта птица более или менее регулярно встречается на Люблинских полях орошения, по-видимому, в течение нескольких десятилетий. Эту птицу там видел М.Н.Журавлёв (1978), а Ю.Новиков (1974) даже находил её гнезда вблизи от воды на кочках, среди зарослей камыша и под козырьком нависшего дёрна. В районе Орехово-Борисова болотную сову, пролетавшую над влажными лугами в верховьях Язвенки, видела в 1977 году Е.Б.Климик (устн. сообщ.).

Относительно часто можно встретить в Москве домовых сычей Athene noctua, причём не только зимой (февраль 1906 года - сообщение Н.А.Бобринского; январь 1941 - сообщение А.Н.Формозова), но и летом. В 1953-1956 годах домовые сычи гнездились на Ленинских горах на здании химического факультета МГУ (Благосклонов 1960). Их брачные крики неоднократно слышал Ю.Новиков (1974) близ Кузьминского лесопарка.

В лесистых районах ближнего Подмосковья, например, на территории Звенигородской биологической станции МГУ, относительно обычен на зимовках воробьиный сычик Glaucidium passerinum. Бывает, что здесь он и гнездится; молодые птицы были встречены в июне 1957 и 1977 годов. Сычик редко попадается на глаза, но следы его зимней деятельности - запасы мышей или мелких птиц в искусственных гнездовьях — неопровержимо свидетельствуют о его присутствии. В последнее десятилетие запасы сычиков стали встречаться значительно реже, чем раньше. Вполне вероятно, что воробьиные сычики зимуют в парках, где есть дуплистые деревья или искусственные гнездовья, не реже, чем за пределами города. Однако наблюдения в Москве этих скрытных птиц единичны (Журавлёв 1978; Самойлов 1978). Интересные сведения сообщает Ю.Новиков (1974): он заметил, как сычик юркнул в скворечник, прикреплённый к липе, в котором оказалось 11 мышей, 2 пухляка Parus montanus и один поползень Sitta europaea.

Ещё меньше сведений о встречах в Москве мохноногого сыча Aego-lius funereus. Б.Л.Самойлов в Измайловском лесопарке наблюдал их во время сезонных кочёвок с октября по апрель.

Сплюшку Otus sunia для города Москвы указывает только Ю.Новиков (1974), но гнёзд этой совки он не находил, хотя неоднократно слышал брачные крики в районе Кузьминского лесопарка.

Среди явно залётных, случайных для города сов можно упомянуть 3 вида, в том числе филина Bubo bubo, несколько раз залетавшего в город за последние 50 лет. Филины охотились за зимующими ворона-

ми, ночевавшими на зданиях в центре города. Один раз это было на площади Ногина, 22 декабря 1940, когда филин, увлёкшись охотой, залетел в окно здания (Формозов 1947). Другой раз у здания Моссовета на Советской площади филина наблюдали в окружении разбуженных им ворон. В январе 1941 года филин был встречен в Лосиноостровском лесном массиве (Формозов 1947). Последний достоверно зарегистрированный залёт филина в пределы города отмечен во второй половине декабря 1962 года в Измайловском лесопарке (Самойлов 1978). Хотя этот вид не включён в Красную книгу СССР, в Московской области он стал не только редким, но и исчезающим.

Зимой 1947/48 года в Подмосковье и в самой Москве появилось много полярных сов Nyctea scandiaca, и в одной из таксидермических московских мастерских было изготовлено из них несколько чучел. Появлялись они и в последующие годы. В январе-феврале 1977 года одиночная сова летала вечером (21-22 ч) в районе новостроек Орехово-Борисова и присаживалась на балконы домов (Е.Б.Климик, устн. сообщ.).

А.Н.Формозов (1947) описал интереснейшее наблюдение за массовым пролётом ястребиных сов Surnia ulula в Москве. 5 декабря 1933 около 18-19 ч, т.е. уже при полной темноте, студент Московского университета Ю.А.Исаков с товарищем в течение получаса наблюдал интенсивный пролёт сов у Никитских ворот. Стаи по 15-20 птиц внезапно появлялись из темноты, пересекали площадь, освещённую фонарями, и быстро скрывались во мраке улиц. Всего пролетало не менее 200 сов. Причина этого необычного явления, по предположению А.Н.Формозова, — исключительно многоснежная зима того года к северу от Москвы.

Совы — эффектное украшение городских парков, а также помощники человека, ограничивающие численность мышевидных грызунов. Кроме того, город уже стал и может стать в ещё большей степени резерватом, в котором эти замечательные птицы пользуются защитой человека. Особое внимание привлекают наиболее обычные в городе ушастая сова и серая неясыть. Первая, как уже говорилось, имеет довольно высокую численность в городе, которая возрастает благодаря обилию старых гнёзд врановых птиц. Для её благополучия необходимо лишь благожелательное, точнее нейтральное к ней отношение москвичей. Серая неясыть гнездится редко из-за недостатка больших, подходящих для неё дупел, но довольно обычна в городе на зимовке. Изготовление и развеска в парках и лесопарках Москвы «совятников» — крупных дуплянок для гнездования этих птиц (с подстилкой из опилок) — может дать хороший результат. Неясыти наиболее оседлые из сов, что облегчает задачу их привлечения и сохранения в городе.

Литератур а

Адольф Т.А. 1958. Материалы к биологии мышевидных грызунов Главного ботанического сада // Учён. зап. Моск. пед. ин-та им. Ленина 66, 6.

Бельский Н.В. 1962. Обыкновенная пустельга и ушастая сова в Ботаническом саду // Орнитология 4: 316-324.

Беляев М.М. 1938. Об изменениях в авифауне Сокольнической рощи за период 19221937 гг. // Зап. ф-та естествозн. Моск. обл. пед. ин-та 1: 30-39.

Благосклонов К. Н. 1949. Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве. М.: 1-224.

Благосклонов К.Н. 1960. Формирование фауны птиц на территории Московского государственного университета на Ленинских горах // Охрана природы и озеленение 2: 109-113.

Всесвятский Б.В. 1923. Экскурсия в природу Сокольников. М.; Пг.: 1-70.

Журавлёв М. Н. 1978. Поля орошения, их фауна и охрана // Растительность и животное население Москвы и Подмосковья. Материалы совещ. МОИП 1977 г. М.

Кротов А. 1941. Фауна окрестностей Москвы (птицы Останкина) // Природа и соц. хоз-во 8, 2: 349-354.

Новиков Ю. 1974. В Кузьминском лесопарке // Лес и человек. М.

Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1968. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-461.

Пукинский Ю.Б. 1977. Жизнь сов. Л.:1-240.

Самойлов Б.Л. 1978. Совы Измайловского лесопарка // Растительность и животное население Москвы и Подмосковья. Материалы совещ. МОИП 1977 г. М.

Степанова Н.В. 1978. Распределение мелких грызунов на озеленённых территориях Москвы // Растительность и животное население Москвы и Подмосковья. Материалы совещ. МОИП 1977 г. М.

Формозов А.Н. 1947. Фауна // Растительность и животное население Москвы и Подмосковья. Материалы совещ. МОИП 1977 г. М.

Bruch A., Elvers H., Pohl Ch., Westphol D., Witt K. 1978. Die Vögel in Berlin (West) // Eine Übersicht. Ornithol. Ber. f. Berlin (West) 3. Sonderheft.

Luniak M., Kalbarczyk W., Pawlowski W. 1964. Ptaki Warszawy // Acta ornithol. 8, 6: 175285.

Riabinin S. 1973. Zmiany awifauny Lublina w latach 1951-1969 // Annales Univ. M. Curie-Sklodowska 28, 23.

Stephan B., Breitmeier J. 1978. Geschütze und jagdbare Vögel. Leipzig; Jena; Berlin.

Strawinski S. 1963. Ptaki miasta Torunia // Acta ornithol. 7, 5: 115-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.