Научная статья на тему 'Совы Кемеровской области'

Совы Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1619
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Гагина Татьяна Николаевна, Скалон Николай Васильевич

Второе издание. Первая публикация: Гагина Т.Н., Скалон Н.В. 2005. Совы Кемеровской области // Совы Северной Евразии. М.: 349-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совы Кемеровской области»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1655: 4008-4013

Совы Кемеровской области

Т.Н.Гагина, Н.В.Скалон

Второе издание. Первая публикация в 2005*

Фауна сов Кемеровской области насчитывает 10 видов, из которых 9 гнездящиеся и один зимующий. Специальных исследований по совам на территории области не проводилось. Как в прошлом (Хахлов 1937), так и в настоящее время эти птицы являются одним из наиболее популярных объектов для изготовления чучел. В Кемеровской области это одна из основных причин отстрела сов охотниками. Особенно страдают крупные виды — белая сова, филин и неясыти.

Белая сова Nyctea scandiaca. В Кемеровской области немногочисленная зимующая птица. Чаще всего белых сов отмечают в Кузнецкой котловине и Мариинско-Тисульской лесостепи (Чебулинский, Тисуль-ский районы), единично в предгорьях Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Ежегодно приходят сообщения о встречах вблизи населённых пунктов, в том числе около крупных городов. Численность значительно колеблется по годам.

По наблюдениям В.Н.Ермолаева (1921) в 1890-1915 годах, в Кузнецкой степи белых сов можно встретить осенью и в начале зимы. В 1920-е годы, по данным В.А.Хахлова (1937), в Кузнецкой степи белая сова встречалась зимой в большом количестве. П.М.Залесский (1921) отмечал её как обычный зимующий вид нижней Томи, включающей северо-западную часть современной Кемеровской области.

По нашим данным, в Кузнецкой котловине в октябре-ноябре в разные годы встречаемость белых сов достигала 0.3-0.7 ос./10 км автомобильного маршрута, в некоторые сезоны сов не видели. В Чебулинском районе в период миграции наблюдали скопления сов до 10 птиц на одном поле (Н.И.Белоусова, устн. сообщ.). В ранние зимы белые совы начинают встречаться со второй-третьей декады октября, в поздние — с конца ноября - декабря. Прилетают достаточно дружно и практически всегда после прилёта зимняков Buteo lagopus. Раньше их отмечают в Чебулинском районе с восточной стороны северной оконечности Кузнецкого Алатау. Приблизительно через неделю совы появляются в Кемеровском, Топкинском и Промышленновском районах области.

В середине зимы большинство белых сов откочёвывает южнее, так как сведения о встречах с ними поступают очень редко и не ежегодно. Вновь белые совы начинают встречаться с конца февраля - середины марта, отдельные птицы задерживаются до конца апреля.

* Гагина Т.Н., Скалон Н.В. 2005. Совы Кемеровской области // Совы Северной Евразии. М.: 349-351.

По приблизительной оценке, в Кемеровскую область прилетает не более 200-400 белых сов. По числу незаконно отстреливаемых сов для изготовления чучел, белая сова занимает третье место после длиннохвостой и бородатой неясытей. По мнению орнитологов и охотников, количество белых сов, прилетающих на зимовку в последние 10 лет, заметно уменьшилось.

Белая сова включена в Приложение к Красной книге Кемеровской области (список видов — кандидатов в Красную книгу).

Филин Bubo bubo. На территории Кемеровской области обитают два подвида филина - западно-сибирский В. b. sibiricus и енисейский B. b. yenisseensis, широкая граница между которыми проводится от бассейна Томи до бассейна Енисея (Залесский 1921; Дементьев 1951).

В Кемеровской области филин относится к числу наиболее редких видов сов. В 1920-е годы был широко распространён в лесной зоне. В.А.Хахлов (1937) писал, что он всюду обычен по Салаирскому кряжу и в таёжных районах по реке Томи. В Горной Шории по долине реки Мрассу И.М.Залесский (1930) отмечал его как обычный вид. Во время наших исследований 1990-е годы филин в Горной Шории не обнаружен; по опросным данным, он встречается очень редко.

В период осенне-зимних кочёвок филин появляется в лесостепях, у посёлков и в окрестностях городов (Гагина 1979). Осенью был отмечен кочующий выводок на окраине Кемерово (Белянкин 1994). По учётам А.Ф.Белянкина (1994), в черневой тайге и в сосновых борах в среднем течении Томи плотность населения филина составила 0.05 ос./км2. В березняках лесостепной зоны плотность около 0.03 ос./км2. Всего за период 1975-1989 годов отмечено только 7 встреч этих сов. На западном склоне Кузнецкого Алатау населяет практически всю лесную территорию одноименного заповедника. Брачные крики филинов слышали в долинах рек Кии, Растая, Тункаса, Бобровой, Нижней, Средней и Верхней Терси, Белой и Чёрной Усы, при этом численность не превышает 0.03-0.04 ос./км2 (Васильченко 2004).

На восточном склоне Кузнецком Алатау по остепенённым участкам филин проникает в горы до 1000-1900 м над уровнем моря, до границы леса. По наблюдениям С.М.Прокофьева (1994), в высокогорном поясе он очень редок. Встречен был только однажды в берёзовых и пихтовых редколесьях Кузнецкого Алатау (верховья реки Чёрный Июс). Ниже, в подтаёжных и светлохвойно-мелколиственных лесах численность этой совы составляет 0.08-0.2, в горно-таёжных долинах рек — 0.01 ос./км2.

Ежегодно поступают не более 1-2 сообщений о встречах филинов. В декабре 2001 года филин в течение нескольких дней караулил зайца-беляка Lepus timidus, жившего в открытой вольере в музее-заповеднике «Томская писаница» и поймал его на глазах у сторожей. В начале сентября 2002 года самка филина, поймавшая ондатру Ondatra zibe-

thica, была добыта охотниками в долине Томи юго-восточнее города Юрги. В конце июля 2003 года филин был встречен в среднем течении реки Золотой Китат (приток реки Яи).

Вид включён в Красную книгу Кемеровской области, категория I — редкий вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Ушастая сова Asio otus. В лесостепных районах Кемеровской области — один из обычных гнездящихся видов (Гагина 1979; Белянкин 1999). Наиболее часто встречается по долине Томи, в предгорьях Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа, в Караканских горах, Мариин-ско-Тисульской лесостепи. 14-20 июля 1994 в северных предгорьях Шории по долине реки Кондомы на протяжении всего маршрута, останавливаясь вечером на ночлег, мы слышали свист молодых ушастых сов. В горных районах Кузнецкого Алатау и Шории встречается редко. По мнению А.А.Васильченко (2004), в Кузнецком Алатау, как и по всей Кемеровской области, очень редкий вид, с чем нельзя согласиться.

Болотная сова Asio flammeus. В.А.Хахлов (1937) указывал, что болотная сова была наиболее многочисленной и равномерно распределённой по Кузнецкой котловине, но в таёжных районах редка или отсутствовала. В настоящее время болотная сова широко распространена по открытым равнинным территориям, но немногочисленна (Гагина 1979). По мнению А.А.Васильченко (2004), в Кузнецком Алатау эта сова редка, плотность её населения составляет 0.08 ос./км2, встречается по окраинам болот. Наиболее многочисленна на Шестаковских болотах в среднем течение Кии, где плотность населения болотных сов достигала 2-3 ос./км2. В конце сентября — начале октября отмечена концентрация сов в Крапивинском (1994, 2000 годы), Промышленновском (1998) и Тисульском (1989) районах, когда в свете фар автомобиля с дороги взлетало до 10-12 птиц на 10 км маршрута.

Сплюшка Otus scops. Из 10 видов сов нижнего течения Томи П.М. Залесский (1921) считал редкой только сплюшку. В 1920-е годы она была обычной в предгорьях Салаира, где её численность достигала 34 ос./км2 (Хахлов 1937). В настоящее время сплюшка спорадично гнездится по долинам рек лесостепной и таёжной зоны (Гагина 1979; Белянкин 1999). Экспедиции, работавшие на Салаирском кряже по рекам Кара-Чумыш и Томь-Чумыш в 1960-е годы, не отметили эту птицу (Чунихин 1965). При маршрутном обследовании предгорьев Салаира летом 1990 и 1994 годов мы сплюшку также не нашли. Не была она отмечена нами летом 1987 года в Горной Шории в верхнем течение Кондомы и в 1994 году в среднем течение Мрассу. Однако А.К.Вани-чева (1997) указывает эту совку как редкий вид для территории Шорского национального парка, расположенного в верхней и средней частях бассейна Мрассу.

В долине среднего течения Томи сплюшка встречается спорадично.

Единичные регистрации известны из окрестностей Кемерово, деревень Банново и Городок. В 50 км южнее Кемерово на территории экологического музея «Тюльберский городок» в берёзовой роще на площади в 3 га в 1999 году отмечены 2 поющих самца (Скалон 2002). В 2000-2003 годах мы наблюдали там пару сплюшек, демонстрировавших элементы гнездового поведения, но гнездо так и не было найдено. В 2002 году в верхнем течении Томи в окрестностях Междуреченска найдено гнездо с 2 слётками. А.А.Васильченко (2004) пишет о находке 3 гнёзд: одного в Тисульском районе и 2 в среднем течении рек Нижняя и Верхняя Тересь на западном склоне Кузнецкого Алатау.

Сплюшка внесена в региональную Красную книгу в категорию IV как редкий, малоизученный вид, гнездящийся в Кемеровской области.

Мохноногий сыч Aegolius funereus. В.А.Хахлов (1937) пишет, что мохноногий сыч обычен для всех таёжных территорий. В настоящее время это немногочисленный гнездящийся вид таёжных районов Кемеровской области. В октябре 2003 года молодой самец мохноного сыча сел на голову женщине в центре города Кемерово и позволил взять себя в руки, следов содержания в неволе на его оперении не было.

Домовый сыч Athene noctua. В публикациях А.А.Васильченко (1999, 2004) указывается, что домовый сыч гнездится на западном, таёжном, и восточном, остепнённом склонах Кузнецкого Алатау. Автор пишет, что этот вид «населяет открытые степные и лесостепные ландшафты в Кузнецкой степи и на севере области в лесостепных районах». Для Чебулинского, Тисульского и Тяжинского районов указана численность в 0.01-0.02 ос./км2. Также сообщается, что было найдено 2 гнезда, одно из которых обнаружено в 1999 году в нише берега на обломках брёвен старого моста на реке Верхняя Терсь у села Осиновое Плесо в таёжных предгорьях Кузнецкого Алатау. Второе гнездо найдено в 2002 году на чердаке фермы в Тисульском районе на северо-востоке области. Эти данные вызывают сомнения: темнохвойная тайга западного склона Кузнецкого Алатау - неподходящее место для домового сыча. За 30 лет исследований в Кузнецкой котловине эта хорошо заметная в природе сова нам не встречалась.

Воробьиный сычик Glaucidium passerinum. Обитает в таёжных районах Кемеровской области. Экспертные оценки численности воробьиного сыча значительно разнятся от «очень редкий» до «обычный». А.А.Васильченко (2004) считает его очень редким в Кузнецком Алатау и даёт оценку плотности населения в 0.1 ос./км2. Воробьиный сычик регулярно встречается на территории города Кемерово в Сосновом бору, площадь которого около 400 га.

Ястребиная сова Surnia ulula. В Кемеровской области немногочисленный гнездящийся оседло-кочующий вид. Летом встречается по темнохвойным и смешанным лесам, реже в сосновых борах. В Кузнец-

ком Алатау в пойменных лесах в среднем течение рек плотность составляет 0.3-0.5 ос./км2 (Васильченко 2004). Зимой появляется в лесостепных районах, где её нередко добывали как в прошлом, так и в наши дни.

Длиннохвостая неясыть Strix uralensis. Относительно обычный, но немногочисленный вид в долине Томи и предгорьях Кузнецкого Алатау. Особенно часто встречается в среднем течение Томи, где тем-нохвойная тайга по увалам глубоко вдаётся в Кузнецкую лесостепь. В Горной Шории и Кузнецком Алатау редка. В целом в Кемеровской области встречается заметно чаще, чем другие крупные виды сов. Каждую зиму длиннохвостых неясытей отмечают в черте Кемерово.

По нашей оценке, среди всех видов сов этих неясытей больше всего незаконно отстреливают в осенне-зимнее время для изготовления чучел. Их значительно чаще, чем другие виды сов содержат в неволе в живых уголках.

Бородатая неясыть Strix nebulosa. Малочисленный вид Кемеровской области. Спорадично гнездится в предгорьях Кузнецкого Алатау. Гнёзда найдены в таёжной части Чебулинского, Тисульского, Крапи-винского районов; на Салаирском кряже выводок наблюдался нами в окрестностях озера Ата-Анай в 1998 году. В начале августа 2003 года выводок из 3 молодых бородатых неясытей встречен в берёзовом колке на берегу реки Северная Уньга у села Пинигино в лесостепной части Кузнецкой котловины (В.В.Подкорытов, устн. сообщ.). В Кузнецком Алатау плотность населения этих неясытей 0.1-0.2 ос./км2 (Васильченко 2004). По нашей оценке, бородатая неясыть занимает второе место среди сов по числу особей, отстреливаемых для изготовления чучел. Вид внесён в Приложение к Красной книге Кемеровской области (список видов - кандидатов в Красную книгу).

Литератур а

Белянкин А.Ф. 1994. О численности филина в Кузнецкой котловине // Филин в России,

Белоруссии и на Украине. М.: 118-120. Белянкин А.Ф. 1999. Птицы равнинной части Кемеровской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 14-43.

Ваничева Л.К. 1997. Орнитофауна Шорского национального природного парка // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. Кемерово, 2: 77-85. Васильченко А.А. 2004. Птицы Кемеровской области. Кемерово: 1-488. Гагина Т.Н. 1979. Птицы Салаиро-Кузнецкой горной страны (Кемеровская область) //

Вопросы экологии и охраны природы. Кемерово: 5-17. Ермолаева Н.П. 1921. К орнитофауне Кузнецкого уезда Томской губернии // Вестн.

Томск. орнитол. общ-ва. Томск: 273-274. Залесский П.М. 1921. Заметки по орнитологии Томской и Алтайской губерний // Вестн.

Томск. орнитол. общ-ва. Томск: 27-44. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. 2000. Кемерово: 1-280.

Прокофьев С.М. 1994. Биология филина на территории Хакасии // Филин в России, Белоруссии и на Украине. М.: 120-126. Скалон В.Н. (1927) 2011. Птицы реки Ини (Кузнецкий округ) // Рус. орнитол. журн. 20 (661): 1079-1087.

Скалон Н.В. 2002. Фауна территории и охранных зон экомузея-заповедника «Тюльбер-

ский городок» // Аборигены и русские старожилы Притомья. Кемерово: 100-109. Хахлов В.А. 1937. Кузнецкая степь и Салаир (птицы) // Учён. зап. Перм. пед. ин-та 1: 1243.

Чунихин С.П. 1965. Фауна и распределение птиц горнотаёжных лесов Салаирского кряжа // Орнитология 7: 496-497.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1655: 4013-4020

К видовому составу и путям пролёта птиц Северной Азии через Туву и Западную Монголию

В.И.Забелин

Второе издание. Первая публикация в 1999*

Встречи птиц палеарктических тундр в Центральной Азии издавна обращали на себя внимание исследователей. Так, ещё по сборам и наблюдениям Н.М.Пржевальского, П.К.Козлова, М.Н.Дивногорского и других натуралистов конца XIX века, были отмечены находки на пролёте в бассейне реки Тарим морянки Clangula hyemalis, малого лебедя Cygnus bewickii, белолобого гуся Anser albifrons, круглоносого плавунчика Phalaropus lobatus, турухтана Philomachus pugnax и ряда других арктических куликов (Судиловская 1936).

Для Минусинского края и Тувы данные о пролётах северных мигрантов имеются с начала ХХ века. Экспедицией П.П.Сушкина, заставшей окончание весеннего пролёта в мае 1902 года на Мажарских озёрах в окрестностях Минусинска, наблюдалось в качестве мигрирующих 23 вида, в том числе луток Mergellus albellus, длинноносый крохаль Mergus serrator, малый лебедь, гуменник Anser fabalis, тулес Plu-vialis squatarola, азиатская бурокрылая ржанка Pluvialis fulva, песоч-ник-красношейка Calidris ruficollis, как редкие пролётные были встречены галстучник Charadrius hiaticula и чернозобик Calidris alpina, а в качестве бродячих указаны чёрный журавль Grus monacha, фламинго Phoenicopterus roseus, клоктун Anas formosa, касатка Anas falcata, лебедь-кликун Cygnus cygnus, стерх Grus leucogeranus, турухтан, бело-

* Забелин В.И. 1999. К видовому составу и путям пролёта птиц Северной Азии через Туву и Западную Монголию IIИнвентаризация, мониторинг и охрана ключевых орнитологических территорий России. М.: 138-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.