Научная статья на тему 'СОВРМЕННЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРОНЕНИЯ НОВОСТЕЙ: ЧАТ-БОТ В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ'

СОВРМЕННЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРОНЕНИЯ НОВОСТЕЙ: ЧАТ-БОТ В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / РОБОТИЗИРОВАННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЧАТ-БОТЫ / МЕССЕНДЖЕРЫ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / TELEGRAM / ВКОНТАКТЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / JOURNALISM / ROBOTIC JOURNALISM / MACHINE LEARNING / CHAT BOTS / INSTANT MESSENGERS / INFORMATION DISSEMINATION / VKONTAKTE / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарушкина Н.А.

Рассмотрен процесс трансформации каналов распространения новостей от средств массовой информации к пользователю. Новые тенденции, которые связанны с развитием технологий журналистики, изменяют медиа-форматы аудитории. На сегодняшний день в России особой популярностью пользуются чат-боты в мессенджере Telegram и социальном медиа ВКонтакте, с помощью которых можно оперативно узнать новости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN NEWS DISTRIBUTION CHANNELS: CHAT-BOT IN TELEGRAM AND CONTACT

The process of transformation of news distribution channels from the media to the user is considered. New trends that are associated with the development of journalism technology are changing the media formats of the audience. To date, chat bots in the Telegram messenger and social media VKontakte are very popular in Russia, with which you can quickly find out the news.

Текст научной работы на тему «СОВРМЕННЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРОНЕНИЯ НОВОСТЕЙ: ЧАТ-БОТ В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ»

УДК 30.428

Макарушкина Н.А. студент магистратуры Факультет коммуникативного менеджмента

РГСУ Россия, г. Москва

СОВРМЕННЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРОНЕНИЯ НОВОСТЕЙ: ЧАТ-БОТ В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ

Аннотация: Рассмотрен процесс трансформации каналов распространения новостей от средств массовой информации к пользователю. Новые тенденции, которые связанны с развитием технологий журналистики, изменяют медиа-форматы аудитории. На сегодняшний день в России особой популярностью пользуются чат-боты в мессенджере Telegram и социальном медиа ВКонтакте, с помощью которых можно оперативно узнать новости.

Ключевые слова: журналистика, роботизированная журналистика, машинное обучение, чат-боты, мессенджеры, распространение информации, Telegram, ВКонтакте, социальные медиа.

Makarushkina N.A. magistracy student Faculty of Communication Management

RGSU Russia, Moscow

MODERN NEWS DISTRIBUTION CHANNELS: CHAT-BOT IN TELEGRAM AND CONTACT

Annotation: The process of transformation of news distribution channels from the media to the user is considered. New trends that are associated with the development of journalism technology are changing the media formats of the audience. To date, chat bots in the Telegram messenger and social media VKontakte are very popular in Russia, with which you can quickly find out the news.

Key words: journalism, robotic journalism, machine learning, chat bots, instant messengers, information dissemination, Telegram, VKontakte, social media.

Все научные области, которые так или иначе сопряжены с огромными базами данных (т.н. «big data»), приходят к убеждению, что люди имеют ограничения в своих аналитических и вычислительных возможностях, открывая широкий горизонт для различного машинного обучения, начиная от исследовании" активности абонентов телекоммуникационных систем, заканчивая анализом поведения элементарных частиц в адронном

коллаидере. Такие популярные исследователи в области медиа как Маикл Парке, Мануэль Кастельс, и Брегтье ван дер Хаак уверены, что в ближайшее время тенденция направленная на роботизацию в журналистике будет увеличиваться: «главной задачей развивающейся автоматизированной" журналистики станет, скорее всего, сбор данных, который будет увеличивать все больше компонент интерпретации, анализа и качественного рассказа в журналистике». [3]

Постоянное внедрение автоматизированных систем в работу журналистов, которые ищут, обрабатывают и распространяют информацию, является доказательством тому, что СМИ регулярно прибегают к поиску новых способов работы с информационными потоками. [4] Передовые международные издания в социальных сетях активно изучают возможность применения роботов, которые имеют способность к анализу массовости сведений и написанию полноценных журналистских текстов. В настоящий момент есть несколько прототипов, которые используются в работе крупными редакциями - «Narrative Science» в «Forbes», «Quakebot» в «Los Angeles Times», «GUARBOT» в «The Guardian» и «Wordsmith» в «Associated Press». Данные способы существуют на границе программирования и журналистики - в результате такого быстрого развития технологии" в штатах СМИ появились настоящие «универсальные солдаты», на которых в будущем можно существенно сэкономить бюджет.

Первые успехи в обучении роботов-журналистов естественному языку определяют масштабное направление на ближайшие десятки лет. Так как уже сегодня наблюдается увеличение скорости процесса коммуникации, расширение информационного потока и, как следствие, усиление информационного шума. [5] Все эти направления объединяются одним глобальным трендом, который связан с развитием мобильного интернета и гаджетов.

По данным проекта TNS Web Index за январь-март 2015 года, из 82 миллионов россиян в возрасте от 12 до 64 лет, которые используют интернет, целых 50 миллионов выходили в Сеть с помощью мобильных устройств. Данные маркетинговых исследований международного Омнибуса GfK, говорят о том, что значения «выхода в мировую сеть, используя смартфоны, выросло за год более чем в два раза». [1]

Д.Э. Коноплева считает,[4] что «закат десктопов» охарактеризовано не просто изменением канала распространения информации, но и существенными изменениями в потребностях аудитории как к контенту, так и к формату его подачи. Из-за перехода аудитории на мобильным устройства сайты были вынуждены не только сделать приложения на разные операционные системы гаджетов, но и изменить концепцию и дизайн самих сайтов, качество публикуемого материала и механизмам его трансляции. Часть изменении" были сложены из изменившихся потребностей читателей, а на другую часть воздействовали определенные требования рекламодателей, которые изменили свое мнение о рекламе в сети с появлением интернет девайсов.

Говоря об опыте российских средств массовой информации в использовании чат-ботов, то можно выделить такого первопроходца, как «Медузу», которая запустила свои" чат-бот. Редакция разместила его в мессенджере Telegram 20 июля 2015 года и доступен для установки и активной работы в настоящее время. [2] Бот Алан - данное имя ему дал разработчик - после ввода определенных команд оперативно делится с аудиторией свежими новостями, подборками новостей по темам и даже актуальным курсом валют. Фишкой бота стала команда «/cat», нажимая которую вы попадаете в приватный чат сервис и получаете случайную новость про котов.

Как ни странно, но подобными чат-ботами обзавелись только единицы из российских крупных средств массовой информации. Возможно, недостаточное проявление внимания интереса масс-медиа к ботам, связано с не столь явными перспективами развития данного канала, несмотря на огромную аудиторию мессенджера. Такой платформой как Telegram пользуется свыше 1 миллиарда активных пользователей постоянно. [1]

Социальные сети стараются привлекать аудиторию из ново-модных мессенджеров, внедряя в свои" функционал новые возможности, которые ранее были недоступны. Например, «ВКонтакте» и «Facebook» добавили в свой функционал ботов для общения с пользователями. Пользователи сами могут создавать чат-ботов, отвечающих на вопросы и выполняющих простые команды. Говоря о некоторых особенностях применения чат-ботов в работе СМИ выделяются разработки РБК и СТС. [6]

Они базируются в «ВКонтакте». Можно написать «Привет» в «Сообщениях сообщества» и бот начнет с вами диалог. Но алгоритмы разные: СТС-бот рассказывает о телеканале, передачах, которые транслируются, принимает заявки по сотрудничеству, а РБК-бот поомжет вам получить свежие новости, оформить подписку на журнал или газету РБК или получить справку по интересующим вопросам, так же есть возможность оформить подписку с помощью коротких команд на рассылку новостей из разных разделов РБК. Оба бота работают на основе алгоритма Botpult, специального конструктора ботов для «ВКонтакте» и «Telegram», который работает с 2016 года и уже обрел популярность среди онлаин-проектов и СМИ. Главные его достоинства - это очень простая и понятая русскоязычная оболочка с удобным для пользователя интерфейсом.

Таким образом, в настоящее время, боты - это большая возможность очень быстро доставлять любой запрашиваемый материал напрямую пользователю. Главный минус данных сервисов - небольшая функциональность в отношении соединения со средствами массовой информации. Общаться с созданными алгоритмами можно лишь в рамках заданных команд, набор которых достаточно скуден. Сейчас ни один чат-бот не стал очень популярным вреди всех аудиторий пользователей, не доказал, что является более простым в использовании, чем любое мобильное приложение.

Использованные источники:

1. Аудитория мессенджера Telegram выросла до 100 млн. пользователей" // Информационный портал «Узнаивсе.ру». http://www.uznayvse.ru/v-mire/78421.html (дата обращения 10.02.2020).

2. Боты Telegram: все, что вы хотели про них спросить // Журнал «Журналист». - 2019. - No 11. - С. 58-66.

3. Данные по аудитории // TNS Russia. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media- audience/internet/information/ (дата обращения 01.02.2020).

4. Загидуллина, М.В. Стремительное развитие технологии" как вызов профессии журналиста // Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - No 5. - С. 7-8.

5. Земская, Ю.Н. Об изменениях коммуникационного ландшафта в эпоху интернета и социальных сетей // Научный журнал. - 2019. - С. 187-190.

6. Эксперты назвали самый популярный' мессенджер в России // РБК. http://www.rbc.ru/technology_and_media/18/01/2016/569cddd29a794722c534df2 c (дата обращения 01.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.