3. Matveev D.A., Novikov D.A., Cvetkov A.V. Modeli i metody upravlenija portfel-jami proektov. M.:PMSOFT, 2005. 206 s.
4. Silkin A.V. Podhody k razrabotke jekonomiko-matematicheskih modelej po real-izovannym proektam vertikal'noj integracii na proiz-vodstvennyh predprijatijah dorozhnoj otrasli// Transportnoe delo Rossii M. 2010. № 9.S. 155 - 158.
5. Silkin A.V. Formirovanie strategii razvitija ABZ na baze po-stroenija sbalansiro-vannoj sistemy pokazatelej// Dorogi i mosty. M. 2013. № 1.S. 11-18.
6. Bessire D. French tableau de bord versus american balanced score-card, The Sixth Interdisciplinary Perspectives on Accounting Conference, Man-chester Federal School of Business and Management, UMIST/University of Manchester, 9-12th July 2000.R. 11.
7. Drucker P.F. The Practice of Management, Harper Business, New York, NY, 1954 (pereizdano v 1993).R. 87.
8. ERMCO, European ready mixed concrete organization. Ready-mixed concrete industry statistics. Year 2012. 2013.
9. Malo J.L. Les tableaux de bordcommesigned'unegestion et d'u-necomptabilité à la française // In Mélanges enl'honneur du professeur Claude Pérochon, Foucher, Paris, 1995.R. 357-376.
УДК 334.012.64
СОВРЕМЕНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.В. Яковенко, О.В. Диденко
Дан анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области может быть оценен как недостаточный и имеющий перспективы и по плотности размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, и по доле субъектов малого и среднего предпринимательства в общем выпуске продукции и оказываемых услуг. Показана недостаточная роль малого и среднего бизнеса во внедрении инноваций. Проведен 8ЖОТ-анализ развития данной сферы бизнеса региона. Раскрыты основные приоритеты развития.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Воронежская область, приоритеты развития, субъекты бизнеса.
Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта. Активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, свойственное малому бизнесу, создает дополнительные источники доходов для населения. Значимость малого и среднего предпринимательства для экономики страны и региона определяется следующими факторами:
• способность обеспечивать оперативное создание рабочих мест и самозанятость населения;
• влияние на увеличение доходной части бюджетов всех уровней;
• формирование конкурентной среды, насыщение рынков товарами и услугами;
• оперативное и эффективное решение проблемы реструктуризации экономики без крупных вложений на старте.
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике Воронежской области [7-10]. Именно поэтому на протяжении последних лет одним из приоритетных направлений региональной политики является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. Согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по итогам 2014 г. Воронежская область заняла 14-е место, получив статус «регион с комфортными условиями для ведения бизнеса». По показателю «Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, млн. рублей» Воронежская область по итогам 2014 г. заняла 3-е место по Центральному федеральному округу и 16-е по Российской Федерации в целом. По состоянию на 01.01.2015 г. на территории региона действует 76267 субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающих серьезные позиции в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, предоставление услуг в сфере транспорта, связи и недвижимости. По степени вовлечения населения в малый и средний бизнес его роль приобретает серьезную социальную значимость [10].
Базовую систему организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства образуют: Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области (микрофинансовая организация второго уровня), Микрофинансовая организация Фонд развития предпринимательства Воронежской области (микрофинансовая организация), Гарантийный фонд Воронежской области, восемь муниципальных фондов, двадцать два районных центра поддержки предпринимательства. Важную роль в развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) играет институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также деятельность некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимательского сообщества по выявлению внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие предпринимательства в регионе (союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области», Воронежское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»). Основные целевые показатели, характеризующие состояние МСП Воронежской области, приведены на рис. 1-3.
Указанные показатели развития и поддержки малого и среднего предпринимательства позволяют Воронежской области стабильно удер-
живать определенные позиции в его развитии. Вместе с тем ныне существующие реалии в экономике страны, в том числе влияние кризисных явлений, требуют совершенствования имеющихся возможностей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения их финансовыми, имущественными и иными ресурсами, необходимыми для осуществления полноценной хозяйственной деятельности. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области может быть оценен как недостаточный и имеющий перспективы и по плотности размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, и по доле субъектов малого и среднего предпринимательства в общем выпуске продукции и оказываемых услуг. Явно недостаточна роль малого и среднего бизнеса и во внедрении инноваций.
Эти тенденции определяют необходимость построения новой модели дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства исходя из приоритетов Министерства экономического развития Российской Федерации, направленных на смещение акцентов с предоставления прямых мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на дальнейшее формирование и повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства.
■ Всего субъектов малого и среднего предпринимательства I Количество средних предприятий, ед. [3 Количество малых предприятий, ед. о Количество микропредприятий, ед.
□ Количество индивидуальных предпринимателей,ед.
Рис. 1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, ед.
Рис. 2. Темп роста субъектов малого и среднего предпринимательства, %, 2012-2015 гг.
■ Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, млн. руб.
Рис. 3. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в т.ч. микропредприятиями и индивидуальными
предпринимателями, млн руб.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства на уровне региона способствует стабильному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, росту их вклада в решение социально-экономических задач как для региона, так и страны в целом. Последнее время предпринимательство развивается довольно быстрыми темпами. Малому и среднему бизнесу характерно множество видов деятельности. Наиболее прибыльным является бизнес в торговле, сфере развлечений и обслуживания. При этом следует отметить особое место торговли. Торговля выступает важнейшим элементом потребительского рынка и занимает центральное место в экономике региона. Состояние и эффективность функционирования розничной торговли непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Торговля стимулирует рост доходов, обеспечивает высокую скорость оборота финансовых ресурсов, является сферой привлечения трудовых ресурсов. В торговле занято 198,7 тыс. человек, или 18,1 % от общей численности занятых в экономике Воронежской области. Оборот розничной торговли за период с 2013 г. по 2014 г. вырос в сопоставимой оценке и составил 107,2 % (в среднем по РФ за 2014 г.- 102,7 %). В 2014 г. оборот оптовой торговли составил 469,3 млрд рублей, что на 6 % больше, чем за 2013 г. Информация об обороте оптовой торговли всех видов экономической деятельности приведена в таблице 3. Предприятиями оптовой торговли продано товаров на 378,6 млрд руб. (106,1 % к 2013 г.). Объем продаж продукции предприятиями, для которых оптовая торговля не является основным видом деятельности, составил 90,7 млрд руб., или 19,3 % оборота оптовой торговли. Развитию и насыщению товарных рынков и удовлетворению потребностей населения в товарах, внедрению новых форм обслуживания покупателей (обслуживание по дисконтным картам,
создание собственного производства полуфабрикатов, лотереи, система накопительных скидок и карточек постоянного клиента и т.д.) способствует высокая конкурентная среда на потребительском рынке области.
С целью выявления существующих сильных и слабых сторон в развитии торговли Воронежской области проведен SWOT-анализ (таблица).
Его результаты позволили определить приоритетные направления и пути формирования условий для дальнейшего развития торговли, повышения качества и доступности услуг торгового сектора экономики для населения Воронежской области, сокращения разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями Воронежской области, ее городскими и сельскими территориями.
Торговля является основной отраслью хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Большая часть материальных и трудовых ресурсов системы потребительской кооперации используется в торговле.
SWOT-анализ торгового сектора экономики Воронежской области
Сильные стороны Возможности
Является лидером в макрорегионе (Центральном федеральном округе) по показателям развития торговли и производства пищевой продукции. Широкая сеть торговых объектов. Значительное количество местных производителей продукции для реализации (в первую очередь пищевой продукции). Наличие специализированных образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных кадров Благоприятный макроэкономический фон для развития инфраструктуры и увеличения инвестиционных вложений. Применение передовых технологий, использование современного оборудования и прогрессивных форм торговли, учета движения товаров и расчетов с покупателями. Рост товарооборота в расчете на душу населения области
Слабые стороны Угрозы
Наличие территориальных диспропорций по уровню обеспеченности торговой площадью. Трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального и межрегионального значения. Невысокий уровень официальной заработной платы на предприятиях отрасли Отсутствие четкой государственной политики по стимулированию процедур сертификации продукции и внедрения менеджмента качества. Низкая активизация процессов продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внешние рынки. Значительное количество как продовольственных, так и непродовольственных товаров низкого качества, поступающих на потребительский рынок области и изымаемых из оборота управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области
Потребительская кооперация вносит значительный вклад в экономическое развитие и продовольственное обеспечение области и является важной составной частью социальной инфраструктуры села, а также играет существенную роль в жизнеобеспечении сельского населения, устойчивом развитии сельских территорий. Потребительская кооперация Воронежской области объединяет 49 потребительских кооперативов в 26 муниципальных районах и 1 городском округе области, которые являются некоммерческими организациями и осуществляют свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3089-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Реализация мероприятий по созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые услуги в широком ассортименте по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности позволит обеспечить дальнейшее формирование устойчивой конкурентной среды в сфере розничной торговли. Особая роль в этом процессе принадлежит потребительской кооперации.
Потребительская кооперация, обладающая многолетним опытом и большим трудовым потенциалом, органично интегрирована в экономические, социальные, культурные и иные процессы, происходящие в сельской местности. Расширение и активизация деятельности потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки является наиболее реальным и наименее затратным вариантом решения накопившихся проблем и обеспечения позитивных перемен в жизни села.
Расширение объемов закупок и переработки сельскохозяйственной продукции сдерживается из-за отсутствия гарантированных рынков сбыта, льготных кредитов на закупку сельскохозяйственной продукции, модернизацию материально-технической базы, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, а также из-за значительных объемов поставок на потребительский рынок области продовольствия. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства потребительской кооперации занимает производство хлеба и хлебобулочных изделий - 62 %. Организации потребительской кооперации являются основными поставщиками этой продукции жителям муниципальных районов области. Все производственные цехи нуждаются в модернизации, реконструкции. Ввиду отсутствия свободных финансовых средств у организаций потребительской кооперации обновление производственных фондов, внедрение новых энергосберегающих и инновационных технологий проводятся медленными темпами. Модернизация и реконструкция производства проводятся за счет собственных средств организаций потребительской кооперации в минимальных объемах, так как кредиты недоступны.
Кроме того, низкая покупательная способность сельского населения, отпуск товаров в кредит многодетным семьям и пенсионерам, систе-
матически образующаяся задолженность предприятий за поставленные продукты и предоставленные услуги негативно сказываются на финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации. В эти затраты входят: доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, содержание убыточных сельских магазинов, бесплатные услуги, оказываемые населению. Ограниченность доступа к инвестиционным ресурсам, недостаточный объем собственных оборотных средств организаций потребительской кооперации не позволяют проводить своевременное обновление и модернизацию основных средств, приводят к снижению конкурентоспособности продукции, ухудшению качества обслуживания населения, сдерживают развитие закупочно-заготовительной деятельности на селе и не позволяют обеспечить оптимальную загрузку производственных мощностей.
Решение обозначенных проблем требует комплексного подхода и целевой государственной поддержки потребительской кооперации. Развитие потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки обладает всеми предпосылками для решения социальных и экономических проблем села и может стать действенным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села.
Выполнение потребительской кооперацией социальной миссии в значительной степени зависит от состояния и развития торговли, защиты прав потребителей. Защита прав потребителей, а также безопасность и качество поступающих и реализуемых товаров (работ, услуг) на потребительском рынке является одним из важнейших социально значимых направлений государственной политики. Защита прав потребителей, в том числе и обеспечение потребителей безопасной и качественной продукцией - это, прежде всего, защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы могут быть эффективно восстановлены только при должной организации деятельности в этом направлении на региональном и местном уровне.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли» определены на основе Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2020 г., утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 г. № 65-ОЗ.
В целях реализации системного стратегического подхода к развитию малого и среднего предпринимательства Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года определены основные приоритеты и направления развития в указанной сфере:
• создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности в Воронежской области, стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности;
• обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
• создание благоприятных условий для инвестиционного развития малого и среднего предпринимательства за счет минимизации финансовых и временных затрат на строительство инфраструктуры на территории частных промышленных (индустриальных) парков.
Дополнительными приоритетами и направлениями в сфере развития предпринимательства в соответствии с разрабатываемой на федеральном уровне Министерством экономического развития Российской Федерации стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации должны стать:
• вовлечение граждан в легальную предпринимательскую деятельность;
• встраивание малых и средних предприятий в технологические цепочки государственных компаний;
• обновление системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;
• усиление межведомственного взаимодействия;
• формирование эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Список литературы
1. Воронежская область в цифрах. 2016: Стат. сб. / Воронежстат. Воронеж, 2016. 80 с.
2. Воронежский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Воронежстат. Воронеж, 2016. 320 с.
3. Количество индивидуальных предпринимателей в разрезе видов экономической деятельности на 01.10.2016/7Url.: http://voronezhstat.gks.ru7.pdf (дата обращения: 12.01.2017).
4. Количество предприятий и организаций в разрезе видов экономической деятельности на 01.10.2016/7Url.: http://voronezhstat.gks.ru7.pdf (дата обращения: 12.01.2017).
5. Постановление от 30 октября 2015 г. № 839 Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие предпринимательства и торговли» //Url: http://razvitiya-predprinimatelstva-voronezhskoj-oblasti/ (дата обращения: 12.01.2017).
6. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности //Url.: http://voronezhstat.gks.ru/.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
7. Диденко О.В., Яковенко Н.В. Малое и среднее предпринимательство Воронежской области: современное состояние, приоритеты в развитии. Материалы 2-го круглого стола посвященного Материалы 2-го круглого стола, посв. д.г.н., проф. Ю.В. Поросенкова. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. С. 36-46.
8. Яковенко Н.В., Комов И.В. «Кластер» как сложная организационно-экономическая система: подходы к дефиниции понятия. Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. Вып. 1. 2016. С. 188-196.
9. Srientific Approaches to the definition of the category of «regional socio-economic-geographical system» in economic geography / N.V. Yakoven-ko, I.V. Komov, O.V. Didenko, E.A. Drobyshev // Аmerican Scientific Journal. № 1 (1). 2016. Vol. 2. PP. 102-108.
10. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region / D.M. Morkovkin, N.V. Yakovenko, I.V. Komov, M.V. Der-evyagina, O.V. Didenko //Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol.7. № 1S. 2016. P. 144-152.
Наталия Владимировна Яковенко, д-р геогр. наук, проф., зав. тф., n.v.yakovenko71@,gmail.com, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет,
Ольга Валериевна Диденко, канд. геогр. наук, olvadid@,gmail.com, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет
MODERN CONDITION AND PRIORITIES IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE VORONEZH REGION
N.V. Yakovenko, O.V. Didenko
The modern condition of small and medium entrepreneurship is analyzed. The development level of small and medium entrepreneurship in the Voronezh region can be assessed as insufficient. However it has prospects in placement density of small and medium entrepre-neurship entities, the share of small and medium entrepreneurship entities in the total output of goods and services. It is shown that the lack of the role of small and medium entrepreneur-ship in implementing innovation. SWOT-analysis of this business sphere development in the region is done. The main development priorities are revealed.
Key words: small and medium entrepreneurship, Voronezh region, development priorities, business entities.
Nataliya Vladimirovna Yakovenko, Doctor of Geographical Sciences, Professor, Head of Department, n. v. yakovenko [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State University,
Olga Valerievna Didenko, Candidate of Science, n.v. [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State University
Reference
1. Voronezhskaja oblast' v cifrah. 2016: Stat. sb. / Voronezhstat. V 75 Voronezh, 2016. 80 s.
2. Voronezhskij statisticheskij ezhegodnik. 2016: Stat. sb. / Vo-ronezhstat. Voronezh, 2016. 320 s.
3. Kolichestvo individual'nyh predprinimatelej v razreze vidov jekonomicheskoj de-jatel'nosti na 01.10.2016//Url.: http://voronezhstat.gks.ru/.pdf (data obrashhenija: 12.01.2017).
4. Kolichestvo predprijatij i organizacij v razreze vidov jeko-nomicheskoj dejatel'-nosti na 01.10.2016//Url.: http://voronezhstat.gks.ru/.pdf (data obrashhenija: 12.01.2017).
5. Postanovlenie ot 30 oktjabrja 2015 g. № 839 Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Voronezhskoj oblasti «Razvitie pred-prinimatel'stva i torgovli» //Url: http://razvitiya-predprinimatelstva-voronezhskoj-oblasti/ (data obrashhenija: 12.01.2017).
6. Raspredelenie predprijatij i organizacij po vidam jekono-micheskoj dejatel'nosti //Url.: http://voronezhstat.gks.ru/.pdf (data obrashhe-nija: 10.09.2017).
7. Didenko O.V., Jakovenko N.V. Maloe i srednee predprinima-tel'stvo Voronezhskoj oblasti: sovremennoe sostojanie, prioritety v razvitii. Materialy 2-go kruglogo stola posvjashhennogo Materialy 2-go kruglogo stola, posv. d.g.n., prof. Ju.V. Porosenkova. Voronezh: IPC «Nauchnaja kniga», 2016. S. 36-46.
8. Jakovenko N.V., Komov I.V. «Klaster» kak slozhnaja organizaci-onno-jekonomicheskaja sistema: podhody k definicii ponjatija. Izvestija Tul'skogo gosudarstvenno-go universiteta. Nauki o Zemle. Vyp. 1. 2016. S. 188-196.
9. Ssientific Approaches to the definition of the category of «regional socioeconomic-geographical system» in economic geography / N.V. Yakoven-ko, I.V. Komov, O.V. Didenko, E.A. Drobyshev // American Scientific Journal. № 1 (1). 2016. Vol. 2. PP. 102-108.
10. Factors and material conditions for space-intensive economic devel-opment of region / D.M. Morkovkin, N.V. Yakovenko, I.V. Komov, M.V. Derevyagina, O.V. Didenko //Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol.7. № 1S. 2016. P. 144-152.