Научная статья на тему 'Современный взгляд на формально-юридические и духовно-нравственные основы взаимодействия общества и государства'

Современный взгляд на формально-юридические и духовно-нравственные основы взаимодействия общества и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / STATE / SOCIETY / SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биктасов Олег Казбекович

Статья посвящена проблемам сохранения духовно-нравственных основ в обществе. Автор на примерах и собственных исследованиях предлагает пути решения данной проблемы, в частности, о внесении в политику и экономику нравственности в качестве их духовной основы: отказ от традиционного типа мышления и корректировка деятельности государства в духовно-нравственном устроении жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEW ON LEGAL FORMAL AND MORAL BASES OF INTERACTION SOCIETY AND STATE

The article is devoted to the problems of preserving the spiritual and moral foundations of society. By using examples and own research suggests ways to solve this problem. In particular, to amend the policy and the economy as a morality of their spiritual foundations. The refusal of the traditional way of thinking and correct operation of the state in the spiritually moral dispensation of life.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на формально-юридические и духовно-нравственные основы взаимодействия общества и государства»

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

Раздел II

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340 © О. К. Биктасов

О. К. Биктасов

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена проблемам сохранения духовно-нравственных основ в обществе. Автор на примерах и собственных исследованиях предлагает пути решения данной проблемы, в частности, о внесении в политику и экономику нравственности в качестве их духовной основы: отказ от традиционного типа мышления и корректировка деятельности государства в духовно-нравственном устроении жизни людей.

Ключевые слова: государство, общество, духовно-нравственные основы.

«

П

равовои порядок существует лишь там, где признаётся, что общество независимо от государства располагает средствами и санкциями, необходимыми для того, чтобы привести индивида к признанию и соблюдению общекультурных по своему происхождению нравственных норм» [9, с. 5].

Исследование проблемы духовнонравственных и формально- юридических основ в качестве факторов оптимизации механизма взаимодействия общества и государства предполагает сравнение основных типов правопонимания, специфика которых, несомненно, детерминирует образы иерархии ценностей.

В первом случае объектом аксиологического исследования предстают конкретные ценностные стороны государства, исторически связанные с ним как отдельными политико-правовыми концепциями, так и правовым сознанием общества в целом. К таким ценностям относятся, например, мудрость управляющих философов и действие справедливых законов в идеальном государстве Платона, естественные права и свободы в учении Дж. Локка, совокупность либеральных ценностей, лежащих в основе модели правового государства, соборность, самодержавие, Православие в идеализированном славянофилами государстве и т.д.

Во втором случае государство рассматривается собственно как социальная ценность. Подобный аксиологический подход к пониманию государства как к целостной ценностной системе тесно связан с пониманием феномена «идеал». Дело в том, что социальные ценности, выступающие не только, и не столько как разрозненные единицы, как правило, складываются в определённые ценностные системы, характеризующие конкретное явление. Наиболее устойчивой системой субъектных ценностей, применяемых к тем или иным социальным феноменам, является идеал (от rpen.idea - первообраз, представление), под которым в широком смысле понимается идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или какой-либо социальной группы

[6, с. 195]. Следовательно, можно заключить, что идеал как таковой представляет собой определённую систему ценностных установок, выполняющих некую социально-регулятивную функцию. Эта система ценностей (идеал), как уже указывалось нами выше, тесно связана с понятием справедливости.

Различные социальные ценности, как правило, объективируются в нормах естественного права и юридически оформляются (позитивируются) в системе права позитивного. В явной или скрытой форме ценности присутствуют в политических декларациях, влияют на процессы принятия решений, составляют основы правового воспитания, воздействуют на выбор способов разрешения юридических конфликтов. В этой связи следует отметить, что в процессе правового регулирования существует постоянно себя проявляющая субъективная сторона, без учёта которой трудно понять, почему люди в рамках сходных социальноэкономических или исторических обстоятельств, принадлежа к одному слою или группе и исходя из общих интересов, ведут себя по-разному. Это в значительной степени зависит от мира ценностей -субъективных предпочтений людей, их представлений о желательных или нежелательных событиях и предметах, которые выражают их значимость для человека. Именно ценности служат ядром важнейших направляющих компонентов правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а соответственно определяют специфику функционирования механизма взаимодействия общества и государства.

Представляется, что государственноправовой идеал может быть охарактеризован как со стороны содержания, так и со стороны его формы. Его конкретное содержание образуется из той системы ценностей, которые функционируют в обществе на всяком данном этапе его исторического развития. Но каково бы ни было это содержание, наполняющее те или иные идеалы, есть нечто общее, что присуще всякому государственно-правовому идеалу, и поэтому мы можем говорить о форме, общей всем идеалам, - о его ценно-

55

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

стном начале, подразумевающем реализацию идеи справедливости.

Апеллирование к формально-юридическим основам предполагает использование средств принуждения (международный суд, военные, политические, экономические санкции, исключение из членов межправительственных организаций и т.д.). Обращение к духовно-нравственным основам в данном случае предполагает поддержку международного общественного мнения, при этом мнение субъектов международной политико-правовой системы может оказаться более эффективным, чем воздействие норм международного права.

Духовно-нравственные основы функционирования государства и общества в условиях формирования глобальной политико-правовой системы рождаются из практики международного общения. Духовно-нравственную основу политикоправовой модели формирования и развития мирового сообщества составляют универсальные образцы взаимодействия социальных общностей и индивидов, вырабатываемые в процессе всей истории человеческой цивилизации.

И духовно-нравственные и формальноюридические основы связаны с системой ценностей, принятой в той или иной социальной общности и определяющей выбор средств для обеспечения ее потребностей. Для того, чтобы эти средства были адекватными и гарантировали достижение поставленных целей, они должны согласовываться с обязательными в системе международных отношений образцами, или иначе говоря с такими способами поведения, которые признаны как нормальные или допустимые в определённой обстановке. Полностью они могут быть поняты только той социокультурной среде, в которой они сформировались. Таким образом, на современном этапе развития международной правовой системы квинтэссенцией духовно-нравственных основ выступает система принципов международного права, в основу которой положен принцип справедливости [10, с. 371-379].

Духовно-нравственные основы могут носить своего рода программный характер. Если формально-юридические основы в наибольшей степени выполняют закрепительную функцию, т.к. призваны закреплять сложившиеся устойчивые социальные связи, то основы духовно-нравственные составляют ценностный фундамент идеальной модели глобальной мировой системы. Именно духовно-нравственными ценностями в конечном счёте обусловлено представление о наиболее совершенной (соответствующей идеям справедливости) модели мирового сообщества, являющейся конечной целью устремлений отдельных государств и гражданского общества.

И с другой стороны, в обществе, где распространены и не ведётся борьба с наркоманией, алкоголизмом, проституцией и одновременно, с преступностью, то там нет будущего у всех его членов. В принципе, лица, причастные с их точки зрения к успешному бизнесу, к этому творимому

злу и убежденные, что их бизнес на этом будет процветать и давать стабильный доход, глубоко заблуждаются. Этим самым они обрекают себя лично и своё поколение на путь ответственности за все творимые деяния и будет спрос сполна.

Международная статистика и статистика МВД показывают, что 80% девушек идут в проститутки отнюдь не из экономических соображений, а ради сексуального удовольствия, романтики частой смены партнёров, риска и адреналина. Есть такое явление в психиатрии - мессалинизм (по имени известной римской императрицы Валерии Мессалины, прославившейся в веках своим распутством). Это болезненное влечение к частой смене партнеров.

Сегодня это явление распространяется как эпидемия. Мы ослабили, вернее, исключили, нравственное воспитание из нашего обихода. И у людей, не обременённых нравственными критериями, появилась возможность выбирать. И присущая человеку склонность к полигамии вырвалась наружу в виде проституции. Следует отметить, что столь масштабный рост проституции характерен не только для России, но и других стран СНГ (курсив наш - О.Б.). За рубежом, где проституция разрешена, существует стабильное, устойчивое количество проституток. С точки зрения медицины и криминала, безусловно, необходим государственный контроль за этим явлением. А вот морализаторство тут будет неуместно, поскольку, это право выбора каждого человека в соответствии с природными потребностями [5, с. 9].

Эти примеры свидетельствуют о духовной деградации общества и являются предупреждением о серьёзных социальных проблемах, с которыми мы можем столкнуться в ближайшее время. Если на государственном уровне не будут приняты кардинальные меры по духовно-нравственному воспитанию молодёжи и сохранению духовно-нравственных основ, последствия могут быть плачевными. Ведь социальные проблемы, землетрясения, пожары, природные и техногенные катаклизмы - последствия нашего духовного и нравственного падения, результат нарушения энергетического баланса в пользу огромного количества зла.

К примеру, землетрясение - это глобальный процесс, он связан с ядром Земли, с мантией и субмантией, поэтому в этом процессе участвует весь земной шар. Если где-то возникает локальный очаг землетрясения, он образует каналы, которые как щупальца проникают в земную кору. И потом через эти каналы происходят выбросы сейсмической энергии то в Японии, то в Китае, то ещё где-то, и у нас это может проявиться. А голова «сидит» там, внутри мантии или ядра Земли. Вот этого классические сейсмологи никак не хотят понять, потому что не признают понятия «геоплазмы», т.е. холодной плазмы, особого вида энергии. Накопление этой геоплазмы является своего рода проводником и предвестником землетрясения. Это как подземная молния, которая и создаёт природ-

56

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

ные катаклизмы, вплоть до движения материков [4, с. 4]. w

Ответственность за аккумуляцию этой геоплазмы должен взять на себя каждый человек, живущий на планете Земля. Современное секу-лярное сознание, ориентированное на идеалы общества потребления с его жаждой удовлетворения подчас низменных инстинктов, уверовавшее в тоталитарную власть денег, культ материального благосостояния и, забывая порой о своём духовнонравственном росте, не будет развиваться. На сегодня большинство людей озлоблено (нет денег на погашение кредитов), строительный бум приостановлен; у многих нет постоянной и достойной работы, рост цен, нехватка питьевой воды, миграционный кризис охватил страны Евросоюза, а также во многих уголках земли начался голод - и все эти проблемы человека с низкочастотным видом энергии принимает на себя и аккумулирует в геоплазме планета-Земля. Отсюда очень простой вывод: чем больше этой энергии накопится, тем больше катаклизмов на земле будет происходить и особенно в больших мегаполисах.

Согласно теории, выдвинутой ещё в 2001 году профессором Г.И. Сёминым и подтверждённой математическими расчётами, бинарные системы устойчивы только внутри диапазона от 1/3 до 2/3 т.е. от 33,3 до 66,6 %, иначе резко возрастает их неустойчивость и теряется управление. Без принудительного вмешательства система обречена на распад. «Чтобы овладеть миром, зло должно преодолеть рубеж влияния в 66,6%», - утверждает кандидат технических наук А. Осипов (Скурлягин). И в каком же процентном соотношении должны быть крайности, чтобы политическая система хорошо работала? [8, с. 9].

На наш взгляд, политическая система любого государства будет развиваться стабильно, если в нём установлена двухпартийная система и одна будет демократической, а другая с жёсткой централизацией. В экономике под государственным влиянием должно находиться 55 %, а остальная часть - у частного капитала, а именно у малого и среднего бизнеса. Если в социальноэкономической системе резко снизить роль государственного влияния с 66,6 до 33,3 %, то произойдёт сокращение числа занятых в экономике государства (в 4 раза). Остальные уйдут в теневую и экономику натурального хозяйства. Теория устойчивости бинарных систем может пригодиться и в корпоративном менеджменте. Несоблюдение простых на первый взгляд правил, привело к падению коммунистической идеологии и режима в Советском Союзе и всей социалистической экономики.

С данными выводами автор выступал ещё на международной научно-практической конференции «Право и политика: история и современность» 30 сентября 2005 года в Омской Академии МВД России [2, с. 157-160].

Другими словами автор, исследуя данную проблему, пришел к следующим выводам. Категории Добро и Зло являются фундаментальными в

развитии мироздания. В случае нарушения энергетического баланса Вселенной происходит застой и стагнация в экономике, политике и в конечном счёте развал государства и гибель цивилизации в целом [3, с. 267].

Для диалога цивилизаций и решения возникающих новых глобальных проблем современности необходима реконструкция существующей модели ООН. «Международноправовой механизм разрешения этих проблем в качестве основного компонента включает ООН и ее специализированные учреждения: Совет Безопасности, Международный суд ООН, региональные и международные суды, войска по поддержанию мира и безопасности (голубые каски) и др., которые в современных условиях настоятельно требуют своего совершенствования. Уже в 1996 году, после войны в Югославии, осуществлённой в результате договоренности, в том числе секретной (втайне от России и Китая - постоянных членов Совета Безопасности), между руководством ООН и НАТО о нанесении бомбовых ударов по Сербии, делают особо актуальным реформирование ООН и её институтов» [7, с. 40].

Как нам представляется, в основе решения всех противоречий и снятия социальной напряженности в мире необходимы: Мировой

парламент, Мировое правительство, Президент мира и все вытекающие мероприятия по установлению мирового порядка.

Современный мир переживает религиозный и моральный упадок. Новым во всем этом является настораживающий триумф злых сил в самой человеческой натуре. Эти разрушительные силы низвергли все ценности прошлого и начали поход против самой истории. Со временем должна и может сложиться всемирная идейная система, сочетающая разум и веру, куда войдёт лучшее из религий, науки, астрологии и философии.

Эти идеи изложены в работе «Роза Мира» Д. Андреева. Даниил Андреев считал именно Россию местом, избранным для подобной миссии глобального значения, и призывал к созданию «Розы Мира» - «всечеловеческой интеррелигии», объединяющей все духовные традиции советской направленности для заполнения духовного вакуума, созданного западной цивилизацией. У этой вселенской интеррелигии несколько задач - воспитание человека облагороженного образа, формирования духовно очищенной социальной и культурной среды, восстановление связей научного и философского познания с этикой и духовностью, воссоздание ритуальных основ общинной жизни, внесение в политику и экономику нравственности в качестве их духовной основы, гармонизация отношений с космосом и объединение мира [1].

Несомненно, необходимо восстановить культ семьи, труда (умственного и физического) и гармонию отношений человека и природы. Конечно, человек не сможет сразу отказаться от привычного образа жизни, традиционного

57

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

мышления и не будет готов сразу принять эти идеи.

Но есть другие подходы, которые связаны с компьютерным прогрессом на стыке с наукой о человеке - с психологией, медициной. При «срастании» человека и компьютера возможно появление «оптимизированного человека», который сможет управлять не только внешним миром, но и своими страстями, интеллектом, поведением и даже продолжительностью жизни. И тогда дурные

наклонности и намерения будут уничтожаться в зародыше посредством компьютерных команд.

Сегодня недостаточно просто строить и реставрировать храмы, мечети и синагоги, но наиболее важнейшим делом должны стать духовнонравственное устроение жизни людей, созидание человеческих душ и сердец. В этом важном направлении следует скорректировать и развивать деятельность государства и общества.

Библиографический список

1. Андреев, Д. Роза Мира (книги 1-12) [Электронный ресурс] /Д. Андреев. - Режим доступа: Knigosite.org/library/read/20230.

2. Биктасов, О.К. Роль политической системы в развитии демократии [Текст] / О.К. Биктасов

//Международная научно-практическая конференция «Право и политика: история и современ-

ность»^.09.2005 г.). - Омск: Омская Академия МВД РФ. - С. 157-160.

3. Биктасов, О.К. Гражданское общество и религия [Текст] / О.К. Биктасов. - Семей, 2003. - 271 с.

4. Брусиловская, Е. Беседа с профессором В. Инюшиным [Текст] / Е. Брусиловская // Казахстанская правда. - 30.12.2006 г. - С.4.

5. Виноградов, М. Комментарий специалиста на статью А. Мешкова, О. Рукавицына «Секс-вербовщики» [Текст] /М.Виноградов // Комсомольская правда. Россия. - 18.06.2008 г. - С.9.

6. Ильичев, Л.Ф. Филосовский энциклопедический словарь [Текст] / Л. Ф. Ильичев // М.Советская энциклопедия, 1989.- 840 с.

7. Материалы конференции «Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия [Текст] // Государство и право. - 1996. - №4. - С. 40.

8. Писаренко, Д. «Число зверя»: Одна из тайн Апокалипсиса раскрыта? [Текст]

/Д.Писаренко//Аргументы и факты. - 2003. - № 43. - С. 9.

9. Право, свобода, демократия [Текст] // Вопросы философии. - 1990. - № 6. - С. 5.

10. Цыганков, П.А. Теория международных отношений: учебное пособие [Текст] / П.А. Цыганков-М.: Гардарики, 2004. - 590 с.

References

1. Andreev, D. Roza Mira (knigi 1-12) [Rose of the World] [Jelektronnyj resurs] /D.Andreev. - Rezhim dostu-pa:Knigosite.org/library/read/20230.

2. Biktasov, O.K. Roi politicheskoj sistemy v razvitii demokratii [The role of the political system in the development of democracy] / O.K. Biktasov //Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Pravo i politika: istorija i sovremen-nost'».30.09.2005 g. Omsk: Omskaja AkademijaMVD RF. - S. 157-160.

3. Biktasov, O.K. Grazhdanskoe obshhestvo i religija [Civil society and religion] / O.K. Biktasov.-Semej, 2003.-271 s.

4. Brusilovskaja, E. Beseduet s professorom V. Injushinym [talking with Professor V. Inyushin] / E. Brusilovskaja // Kazahstan-skaja pravda. - 30.12.2006 g. - S.4.

5. Vinogradov, M. doktor medicinskih nauk. Kommentarij specialista na stat'ju A. Meshkova, O. Rukavicyna «Seks-verbovshhiki» /М.Vinogradov // Komsomol'skaja pravda. Rossija. - 18.06.2008 g. - S.9.

6. Il'ichev, L.F. Filosovskij jenciklopedicheskij slovar' [Comment specialist article A. Meshkov,

A. Rukavitsin "Sex recruiters"] / gl.redakcija: L.F.Il'ichev, P.N.Fedoseev, S.M.Kovaljov, V.G.Pavlov-

M.:Sovetskaja jenciklopedija, 1989.- 840 s.

7. Materialy konferencii «Rossijskaja pravovaja sistema i mezhdunarod noe pravo: sovremen-

nye problemy vzaimodejstvija (Vserossijskaja nauch no-prakticheskaja konferencija v Nizhnem Novgoro-de)» [Encyclopedic Dictionary of Philosophy] // Gosudarstvo i pravo. -1996. №4. - S. 40.

8. Pisarenko, D. «Chislo zverja»: Odna iz tajn Apokalipsisa raskryta? [Proceedings of the conference "The Russian legal system and International law: modern-nye problem of interaction (All-Russian scientific-practical conference but in the Lower Novgoro de)"] /D.Pisarenko//Argumenty i fakty. 2003. № 43. S. 9.

9. Pravo, svoboda, demokratija [The right to freedom, democracy] // Voprosy filosofii. - 1990. - № 6. -

S. 5.

10. Cygankov, P.A. Teorija mezhdunarodnyh otnoshenij: uchebnoe posobie [International relations theory: a tutorial] / P.A. Cygankov-M.:Gardariki, 2004. - 590 s.

58

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

MODERN VIEW ON LEGAL FORMAL AND MORAL BASES OF INTERACTION

SOCIETY AND STATE

Oleg K. Biktasov,

Head of the Civil-legal disciplines,

Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. The article is devoted to the problems of preserving the spiritual and moral foundations of society. By using examples and own research suggests ways to solve this problem. In particular, to amend the policy and the economy as a morality of their spiritual foundations. The refusal of the traditional way of thinking and correct operation of the state in the spiritually - moral dispensation of life.

Keywords: state, society, spiritual and moral foundations.

Сведения об авторе:

Биктасов Олег Казбекович - заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Сибирского института бизнеса и информационных технологий доктор юридических наук (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: Biktasov58@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 01.09.2015.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.