Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ 3D ПЕЧАТИ В РАКЕТОСТРОЕНИИ'

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ 3D ПЕЧАТИ В РАКЕТОСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
3D-печать / аддитивные технологии / авиастроение / 3D printing / additive technologies / aircraft industry

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Д.В. Черепанов, А.Д. Рыков, В.П. Елисов, Л.В. Зверинцева

Проведено исследование и обзор статей по теме текущих и потенциальных возможностей использования 3D-печати в авиационной и космической области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEVEL OF 3D PRINTING IN ROCKET SECTORITY

A study and review of articles on the topic of current and potential opportunities for the use of 3D printing in the aviation and space field was carried out.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ 3D ПЕЧАТИ В РАКЕТОСТРОЕНИИ»

Актуальныае проблемы! авиации и космонавтики - 2022. Том 1

УДК 62l.74

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ 3D ПЕЧАТИ В РАКЕТОСТРОЕНИИ

Д. В. Черепанов*, А. Д. Рыков, В. П. Елисов

Научный руководитель - Л. В. Зверинцева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 6600З7, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», З1

*E-mail: dimitry-ii@mail.ru

Проведено исследование и обзор статей по теме текущих и потенциальных возможностей использования 3D-печати в авиационной и космической области.

Ключевые слова: 3D-печать, аддитивные технологии, авиастроение.

MODERN LEVEL OF 3D PRINTING IN ROCKET SECTORITY

D. V. Cherepanov*, A. D. Rykov, V. P. Elisov Scientific supervisor - L. V. Zverintseva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology З1, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 6600З7, Russian Federation

*E-mail: dimitry-ii@mail.ru

A study and review of articles on the topic of current and potential opportunities for the use of 3D printing in the aviation and space field was carried out.

Keywords: 3D printing, additive technologies, aircraft industry.

На протяжении последнего десятилетия рынок 3D-печати в России вырос более чем в десять раз, что подтверждает актуальность данной отросли. Появились как новые типы принтеров, так и новые технологии, позволяющие печатать из более сложных материалов, при этом скорость печати и экономичность аддитивного производства тоже выросла. 3D-печать позволяет изготавливать детали самолетов, ракет, автомобилей, музыкальных инструментов, то есть такая технология используется как в военном, так и в гражданском секторах. Для 3D-печати необходим принтер с расходными материалами и 3D-модель детали. На одном и том же принтере можно печатать детали различной сложности и габаритов. В современном мире потенциал аддитивного производства является огромным за счёт универсальности методов 3D-печати.

Ракетостроение является перспективной областью применения аддитивных технологий, исследуются новейшие технологии, инструменты и материалы, при этом большинство новых разработок применяются и в военной промышленности. Множество технологий из военной отрасли со временем начинают применяться и в гражданской промышленности. В результате, космическая отрасль позволяет развивать сразу множество секторов промышленности.

Сегодня Россию никак нельзя называть лидером в этой сфере. Доля России составляет всего 2%, страна находится на ll месте в мире по производству и внедрению аддитивных технологий, однако рынок 3D-печати в России за последние В лет вырос в l0 раз [l].

Команда ученых из центра 3D-печати Lab 22, совместно с CSIRO в Австралии помогла создать первые в мире 3D-печатные реактивные двигатели. Центр аддитивного производства

Секция «Технологические и мехатронные системы is производстве ракетно-космической техники»

Университета Монаша возглавил проект в сотрудничестве с исследователями Lab 22 и Университетом Дикина. В проекте был использован электронно-лучевой плавильный принтер Arcam в сочетании с технологией холодного распыления для производства ряда деталей для двигателей, в которых использовался титановый металлический порошок. 3D-печатные реактивные двигатели демонстрируют, что тестовые детали могут быть изготовлены за несколько дней [2]. Уже на стадии проектирования, это может в разы повысить эффективность международной авиационной промышленности.

На рис. 1 представлен 3D-печатный реактивный двигатель [2].

Рис. 1. 3D-печатный реактивный двигатель

Спроектирован и изготовлен первый в Европе 3D-принтер для использования в условиях невесомости. Он предназначен для печати деталей и изделий из пластмасс аэрокосмического качества. Принтер «Manufacturing of Experimental Layer Technology» (MELT) должен работать как в стандартном положении, так и перевернутом. Он устанавливается в стандартную стойку полезной нагрузки в соответствии со стандартом безопасности станции. Принтер MELT может печатать широкий спектр термопластов, от АБС пластика, до термопластов с высокой температурой плавления полиэфирэфиркетонов [3].

Этот принтер может быть использован для изготовления деталей по требованию для ремонта и обслуживания длительной орбитальной среды обитания. Развитие такого принтера потенциально может принести пользу людям на поверхностях Марса. Важно отметить, что он может осуществлять печать с использованием переработанного пластика. Это позволяет создать совершенно новую стратегию обслуживания, основанную на повторном использовании материалов с замкнутым циклом [3].

На рис. 2 показан 3D-принтер MELT [3].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1

Рис. 2. 3Б-принтер MELT

Таким образом, аддитивные технологии являются одними из наиболее перспективных технологий в современном машиностроении и ракетостроении. SD-печать позволяет не только существенно ускорить производство, но и изготавливать детали как для самого изделия в наземных условиях, так и для ремонта в условиях микрогравитации, то есть в космосе. Единственным недостатком данной технологии является её дороговизна, но стоит заметить, что такая проблема - это «вопрос времени».

Библиографические ссылки

1. Минпромторг России [Электронный ресурс]. - URL: https://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения 12.02.2022).

2. Национальное научное агентство Австралии CSIRO [Электронный ресурс]. - URL: https://www.csiro.au/en/research/production/materials/3d-printed-jet-engine (дата обращения 12.02.2022).

3. Европейское Космическое агентство EDS [Электронный ресурс]. - URL: https://www.esa.int/ESA_Multimedia/Images/2018/10/MELT_3D_printer (дата обращения 13.02.2022).

© Черепанов Д. В., Рыков А. Д., Елисов В. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.