Нечаева С. В. Современный урок в свете требований новых образовательных стандартов. Герменевтическая модель как способ достижения ме-тапредметных результатов на примере урока истории «Древние германцы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № S15. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76178.htm.
ART 76178 УДК 372.8
Нечаева Светлана Владимировна,
учитель истории и обществознания, МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь песИаеуа[email protected]
Современный урок в свете требований новых образовательных
стандартов.
Герменевтическая модель как способ достижения метапредметных результатов на примере урока истории «Древние
Аннотация. Анализируется проблема формирования метапредметных результатов в рамках введения новых ФГОС. Основной предмет - герменевтическая модель как способ достижения метапредметных результатов, которая раскрывается на примере урока истории в 6-м классе по теме «(Древние германцы». Данная модель рассматривается в контексте интеграции инновационных подходов и технологий в преподавании истории в средней школе для реализации новых ФГОС. Ключевые слова: герменевтическая модель, новые образовательные стандарты, метапредметные результаты, древние германцы, инновационные подходы и технологии, герменевтическая цепочка.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и в России изменения целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Для достижения этого результата возникает необходимость в адекватных педагогических подходах и технологиях, позволяющие обучающимся не только воспринимать и запоминать информацию, но и формировать умение творчески ее перерабатывать, видеть исторические проблемы и находить пути их решения.
В таких условиях становится актуальным использование новых подходов в преподавании истории в средней и старшей школе, которые «позволят развить у школьников интерес к изучению истории, а также создадут условия, обеспечивающие творческое и аналитическое отношение учащихся к историческому материалу в процессе соприкосновения с ним» [1]. Одним из таких подходов является герменевтическая модель, которая рассматривается в контексте интеграции инновационных подходов и технологий в преподавании истории в школе для реализации новых ФГОС.
Один из основоположников герменевтического подхода Х-Г. Гадамер считал, что «фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления является «историчность», т. е. бытие определено местом и временем той ситуации, в которой рождается и живет человек» [2]. Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-символическая система в её социокультурном и историческом контексте. При этом понятие «текст» нуждается в уточнении, текстом называется «любая знаковая система, которая способна быть (или в дей-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Нечаева С. В. Современный урок в свете требований новых образовательных стандартов. Герменевтическая модель как способ достижения ме-тапредметных результатов на примере урока истории «Древние германцы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № S15. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76178.htm.
ствительности есть) носителем смысловой информации и имеет языковую природу» [3]. Таким образом, в качестве текста может выступать любое явление или процесс: «средневековый город», «ледниковый период», «рукопись» и т. д. При этом герменевтическая модель опирается на принципы:
1) «Тексты» необходимо изучать не в изоляции, а в общем контексте, целостной структуре эпохи». Изучая, скажем, орудия труда первобытного человека, необходимо рассматривать географический фактор (где они были найдены), природно-климатические условия, характеристику общества и его деятельность, систему ценностей, чтобы понять его «истинный смысл как текста»
2) Поскольку каждый «текст» имеет свои особенности, важно определить его специфику и составные элементы. Город как «текст» имеет универсальные характеристики, позволяющие считывать информацию о нем, но средневековый город, например, на Западе и на Руси, имеет свою специфику, которая более полно раскрывает его роль в социальных, экономических и политических процессах того или иного общества.
3) Толкование остается мертвым без интуитивного сопричастия духу «текста». Данный принцип предполагает погружение в изучаемый «текст».
4) Пониманию смысла «текста» может способствовать сравнительный метод, т. е. сопоставление с другими аналогичными «текстами». При изучении древних цивилизаций ребята составляют карту, которая отражает основные ее характеристики и является своего рода алгоритмом: географическое положение, природно-климатические условия, занятия, система управления, структура, общества, религия, знания, искусство. Эта карта общая для всех цивилизаций, которые выступают в качестве «текста». При сравнении этих аналогичных «текстов» раскрывается их смысл на уровне понимания.
5) Толкователь обязан установить, какой смысл «текст» имел, прежде всего, для самого человека и его среды, а затем уже выявить отношение «текста» к современному сознанию. Оценивая те или иные события или явления в истории, необходимо исходить из сути эпохи, в которой они имели место быть, а не из современной эпохи.
Исходя из этого, изучение исторического материала выстраивается по цепочке «текст - ситуация непонимания - реконструкционная гипотеза - восполняющая интерпретация теоретической модели - понимание текста», которая позволяет «истории» выступать как метапредмет: учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала [4]
Рассмотрим данную модель на примере урока истории в 6-м классе по теме «Древние германцы», методическая разработка которого была представлена на всероссийский конкурс «Лучший современный урок» (2014) и была удостоена дипломом II степени.
Первым звеном герменевтической модели является текст. В данном случае в качестве такого текста выступают древние германцы, знакомство с жизнью которых в вв. и выявление исходных моментов всего последующего процесса развития в Западной Европе является целью представленного урока.
Вторым звеном модели выступает ситуация непонимание. Ситуация непонимания создается при помощи познавательной задачи: «В одной из библиотек во время реставрационных работ была обнаружена средневековая книга, повествующая о древних германцах. Из-за ненадлежащих условий хранения текст книги был поврежден» (Приложение 1). Ребятам предлагается восстановить данный фрагмент книги и заполнить пропуски [5]. Приступая к выполнению данного задания, они сталкива-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Нечаева С. В. Современный урок в свете требований новых образовательных стандартов. Герменевтическая модель как способ достижения ме-тапредметных результатов на примере урока истории «Древние германцы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № S15. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76178.htm.
ются с тем фактом, что им не хватает определенных знаний. Для этого они определяются с тем, какую недостающую информацию и каким способом можно получить.
Третьим звеном становится реконструкционная гипотеза. На данном этапе учащиеся составляют маршрут изучения темы урока (технологическая карта) с целью решения поставленной перед ними учебной задачи (Приложение 2). Далее ребята определяют, какие типы источников им необходимы для получения информации о жизни древних германцев согласно выстроенному ими алгоритму.
Например:
Элементы маршрута Типы источников Вид деятельности
Общая характеристика географического положения и природно-климатических условий проживания древних германцев Карта [6], письменные источники - сообщения Цезаря и Тацита [7] Работа с контурной картой
Занятия древних германцев Письменные источники - сообщения Цезаря и Тацита [8] Составление схемы в тетрадях с помощью пиктограмм
Общественный строй древних германцев Реконструкция поселения древних германцев на основе археологических данных [9], письменные источники - сообщения Цезаря и Тацита [10] Определение родовой и соседской общины, их отличительных признаков, факторов перехода от одного вида общины к другой
Система управления древних германцев Решение задач [11] Составление схемы, определение функций тинга, определение «военная демократия»
Религия древних германцев Письменные источники - легенды и мифы [12, 13] Составление таблицы «Пантеон древнегерманских богов» с помощью пиктограмм и схемы «Мир древнегерманского воина»
Письменность древних германцев Археологические данные [14] Сравнение с алфавитами древнего мира
ВПН Карта Работа с контурной картой
Четвертым звеном модели является восполняющая интерпретация теоретической модели. Ребята возвращаются к заданию «Находка в библиотеке», вставляют недостающие слова в представленный фрагмент средневековой книги.
Последним звеном выступает понимание текста. Ребятам предлагается задание «Древо средневековой цивилизации» (Приложение 3). Заполняя недостающих фрагменты в рисунке, они приходят к пониманию «романо-германский синтез» и определению исходных моментов дальнейшего развития западноевропейской средневековой цивилизации. Жизнь древних германцев рассматривается не с позиции современного человека, а с позиций самого древнего германца: что в его «мире» значило то или иное событие или явление, какую роль для него играли предметы материального мира, чем было обусловлено его поведение и т. д. Ребята учатся воспринимать события и явления истории как таковые, не перенося на них круг идей, принадлежащих их собственному времени.
Адекватное понимание различных «текстов» и их интерпретация - одна из труднейших задач, решение которой требует привлечения дополнительных подходов и технологий: эвристический, деятельностный, интерактивный и др. Выше перечисленные и другие методы предоставляют различные формы организации деятельности учащихся, направленные на формирования у них навыков самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных про-
Нечаева С. В. Современный урок в свете требований новых образовательных стандартов. Герменевтическая модель как способ достижения ме-тапредметных результатов на примере урока истории «Древние германцы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № S15. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76178.htm.
блем, используя неординарные подходы и творческие идеи, что соответствует содержанию метапредметных результатов. При этом герменевтическая модель позволяет сложить их в единую модель, в частности на уроках истории в средней школе, в соответствии с новыми поставленными задачами перед учителем.
Герменевтический подход в преподавании истории в школе позволяет достичь основного результата, лежащего в основе ФГОС ООО: развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, отвечающих требованиям информационного общества; разнообразие организационных форм с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося; рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Ссылки на источники
1. Кудряшов С. В. Герменевтический подход в преподавании истории в школе // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 113. - С. 138
2. Гадамер Х. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - С. 63.
3. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Философско-литературный журнал «Логос». - 1999. - № 10. - С. 45. - URL: www.ruthenia.ru
4. Гадамер Х. Г. Указ. соч. - С. 454
5. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс / сост.: О. А. Мартьянова. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - С. 13-14.
6. Атлас. История средних веков / под ред. Т. П. Гусаровой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - С. 3.
7. История средних веков (V-XV века): хрестоматия. Ч. 1. Пособие для учителей / сост.: В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. - М.: Наука, 1980. - С. 10
8. Там же. - С. 11.
9. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории. - М.: Просвещение, 1970. - С. 20.
10. История средних веков (V-XV века): хрестоматия. Ч. 1. - С. 15.
11. Лернер И. Я. Указ. соч. - С. 18.
12. Сто великих мифов и легенд / сост. Т. В. Муравьева. - М.: Вече, 2006.
13. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Т. 15. Ч. 1. - М.: Аванта+, 2000.
14. Макаев Э. А. Язык древнейших рунических надписей. - М.: Наука, 1965. - С. 5.
Svetlana Nechaeva,
Teacher of Social Science and history, Gymnasia № 2, Perm [email protected]
Modern lesson in light of the requirements of new educational standards. The hermeneutic model as a way to achieve interdisciplinary results on the example of the lesson of history, "the Ancient Germans"
Abstract. The problem of metasubject results formation within the introduction of the new GEF. The main thing is the hermeneutic model as a way to achieve metasubject results revealed as the example of the history lesson in the 6th grade on " ancient Germans". This model is considered in the context of the integration of innovative approaches and technologies in history teaching in secondary schools for the implementation of the new GEF.
Key words: hermeneutic model, new educational standards, metasubject results, the ancient Germans, innovative approaches and technologies, hermeneutic chain.
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Нечаева С. В. Современный урок в свете требований новых образовательных стандартов. Герменевтическая модель как способ достижения ме-тапредметных результатов на примере урока истории «Древние германцы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № S15. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76178.htm.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»
Поступила в редакцию Received 06.07.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.07.16
Принята к публикации Accepted for publication 07.07.16 Опубликована Published 08.07.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Нечаева С. В., 2016
977230412016655