Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 967-973
Современный урок искусства как пространство сохранения традиций народной культуры
Е.М. Акишина
ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии
Российской академии образования
119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1
The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: учитель, искусство, Концепция предметной области «Искусство», педагогические технологии, традиции, народная культура. Key words: teacher, art, Concept of subject area "Art", pedagogical technologies, traditions, national culture.
Резюме: В статье рассматриваются основные положения Концепции преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных организация Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы по предмету «Изобразительное искусство». Автор определяет главные задачи современного урока изобразительного искусства, направленного на сохранение традиций народной культуры с использований технологий, методик, основанных на принципах интеграции искусств и положениях полихудожественного подхода, которые успешно апробированы в образовательных организациях в различных регионах России. Современный урок изобразительного искусства направлен на активизацию воображения и эмоциональную увлечённость учащихся, повышает их мотивацию к изучению народной культуры.
Abstract: The article deals with the Concept of teaching the subject area "Art" in Russian general educational organizations main provisions implementing the basic General education programs on the subject "Fine arts".
The author defines the main tasks of the fine arts modern classes aimed at preserving the traditions of folk culture with the use of technologies, techniques based on the integration of arts principles and the provisions of the polyart approach, which have been successfully tested in educational organizations in various regions of Russia. The modern classes of fine arts is aimed at activating the imagination and emotional enthusiasm of students, increases their motivation to study folk culture. [Akishina E.M. The potential of folk culture development in the contemporary socio-cultural context of the information society]
«.. .воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...»
К.Д. Ушинский
Современный урок искусства - это, прежде всего, пространство сохранения традиций народной культуры, которое связано с многими актуальными для педагогики направлениями. Проблема сохранения традиций народной культуры неотъемлема не только от музейной, реставрационной, но и от педагогической работы, которая позволяет не просто изучать и сохранять культурное наследие, но и умело использовать его богатство, воспитательный потенциал, транслировать духовные и эстетические ценности молодому поколению.
Все эти позиции кажутся ясными и непреложными, между тем, анализ практики показывает, что в современных обстоятельствах существует очевидная опасность утраты богатейшего достояния народного искусства, традиций русского фольклора.
Данная опасность диктуется многими причинами:
- во-первых, усилением влияния глобализации и роста информационного потока, что приводит к унификации национальных культур, стиранию их уникальных особенностей и размыванию роли традиции;
- во-вторых, усложнением межпоколенческих отношений, когда традиция перестает быть «живой», личностно значимой, ее содержание формализуется и теряет свое влияние на повседневную жизнь и систему ценностей.
В этих условиях наиболее эффективной представляется опора на возможности эстетического и духовно-нравственного воспитания в школе, которая, несмотря на все сложности нашего времени, остается центром культуры и развития личности детей и подростков разного возраста.
Мне, как директору ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии», безусловно, важно, что особенной силой влияния - сейчас эту силу ученые называют «мягкой» - обладают предметы области «Искусство», на занятиях по которым происходит активное формирование общероссийской культурной идентичности школьников,
осуществляется развитие способности к творческому освоению мира и создаются основания для духовного возвышения.
Нет сомнения, что урок искусства в школе должен учитывать вызовы и риски современности. В связи с этим, сотрудниками Института была разработана Концепция преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных организация Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, которая впоследствии была утверждена Министерством просвещения РФ (Конц. преп. пред. об. «Искусство»., 2018).
В Концепции был сделан акцент на том, что освоение искусства должно быть непрерывным и может осуществляться как на базовом, так и на углубленном уровне. Кроме того, в Концепции подчеркивается необходимость использования этнокультурных и национальных особенностей региона - что означает активное привлечение художественных традиций народной культуры к процессу погружения ребенка в мир искусства.
Каким же должен быть современный урок искусства - в частности, изобразительного искусства, чтобы традиция не прерывалась, чтобы она оставалась живой и трогающей душу ребенка, окруженного гаджетами и нано технологиями, а не глиняными или соломенными игрушками?
Обобщение педагогического опыта наших коллег из разных регионов позволило научным сотрудникам Института не только выделить главные задачи современного урока искусства, направленного на сохранение традиций народной культуры, но и разработать технологии, методики, приемы, творческие задания, а также критерии оценки качества образования в этой сфере, успешно апробированные в образовательных организациях в различных регионах нашей страны.
Эти технологии и методики в совокупности опираются на теоретический фундамент научных школ педагогики искусства, созданные в Институте.
Создатели этих школ - А.В. Бакушинский, Д.М. Кабалевский, Б.П. Юсов, Неменский - выдающиеся педагоги, известные в России и за рубежом (Бакушинский А.В., 1981; Кабалевский Д.Б., 1986; Неменский Б.М., 1987; Юсов Б.П.,
2004). С их точки зрения, на уроке искусства надо прежде всего увлекать детей творческим трудом, поощрять активность и свободу выбора - в частности, темы работы, художественных стратегий, материалов. Все это помогает развиться воле растущего человека, его способностям, готовности к продуктивной самореализации.
Стратегия развития творческой активности детей на уроке искусства основана на максимальном использовании «золотого ключика» педагогики - познавательного интереса.
Именно с него начинается включение юного художника/зрителя/исследователя в яркий и многогранный мир народной культуры. Развитая мотивация позволяет ученикам самостоятельно изучать традиции искусства своего народа, дает импульс на создание собственных творческих работ, в которых эти традиции преломляются с новой стороны - порой очень неожиданной, остро современной, но именно так и вливается жизнь в древние устои.
Что еще помогает сделать урок искусства наполненным смыслами, радостью творчества, интересного диалога?
Мы считаем, что на занятии очень важно учитывать потенциал различных форматов организации индивидуальной, групповой и коллективной работы учеников, постоянно создавать ситуации успеха, широко применять игровые формы. Игра позволяет активизировать внимание и вовлекать всех учеников - вне зависимости от уровня способностей - в творческий процесс.
Умная, творческая, эмоциональная игра является не только действенным средством восприятия произведений, но эффективной формой приобретения и расширения знаний по народной культуре.
В игре ученики в увлекательной форме, порой незаметно для самих себя, повторяют изученный сложный искусствоведческий материал, чувствуют себя настоящими исследователями.
Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. С помощью игры на занятиях создаются нестандартные ситуации, игра помогает увести учеников от шаблонных стереотипных мнений, вносит в урок
активное творческое начало. Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.
Иногда игра на уроке становится началом большого проекта. Так, педагоги из арзамасских школ - этому сотрудничеству с нашим Институтом уже более 25 лет! -проводят межвозрастной проект, посвященный изучению городской деревянной архитектуры, в том числе и резных наличников.
Межвозрастным проектом он называется потому, что в него вовлечены все поколения. Когда-то на уроках педагоги проводили игры-экскурсии, выделяя специфику элементов фронтонов, наличников, ставней и ворот, подчеркивая, как в этих предметах быта проявлялась богатая фантазия и изобретательность народных умельцев. Сейчас в эти экскурсии вовлечены целые семьи. Они совместно составляют уникальные маршруты, проводят квесты, даже публикуют небольшие буклеты.
Так, тема урока «Интерьер и конструкция народного жилища» стала основой для планомерной и эффективной культурной идентификации юных жителей Арзамаса. А они уже сумели увлечь своих близких.
Кроме того, педагоги в опросах о возможностях изучения традиций народной культуры на уроках искусства подчеркивают и значимость проектной работы. Причем в этом случае активно используются и медиатехнологии, и различные технические средства.
Среди удачных примеров: конкурсы компьютерных презентаций, проведенных в московской школе № 2010 им. Героя Советского Союза Судакова. В ходе изучения темы "Народные-художественные промыслы» ученики этой школы создавали презентации «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Жостовская роспись», «Голубая сказка Гжели»".
Данные презентации отразили результаты групповой работы над проектом. Они получились не просто красочные, но и содержательные, информативные. Ученики одновременно узнавали о народных промыслах и учились анализировать, обобщать, делать выводы.
Представляя свои презентации, они пережили успех, почувствовали подъем от интереса аудитории к своим исследованиям.
Наконец, активизировать воображение и эмоциональную увлечённость учащихся, повышать их мотивацию к изучению народной культуры на уроках искусства помогают технологии, основанные на принципах интеграции искусств и положениях полихудожественного подхода, созданного сотрудниками Института под руководством профессора Б.П. Юсова (2004). Данный подход позволяет педагогу опираться на художественные стратегии разных видов искусства - соединять музыку, поэтическое слово, живопись, хореографию, театр, кино на уроке.
Выстроить драматургию интегрированного урока -задача, несомненно, сложная, но интересная - это настраивает педагога на рост профессионального мастерства, учит искать интересные ассоциации и приёмы, помогающие лучше объяснять ученикам явления и особенности народного искусства, а затем создавать собственные работы.
Исследования нашего Института подтверждают, что интегрированные уроки обладают огромным потенциалом в развитии общей культуры личности - это касается и культуры речи, и культуры художественного восприятия, и эрудиции учащихся.
Интегрированные уроки стимулируют педагогов к развитию образовательной среды, созданию библиотек различных материалов по искусству.
Сейчас такие библиотеки можно создавать в электронной форме и включать туда различные видеоматериалы, виртуальные экскурсии по выдающимся музеям мира - в том числе, по музеям народного творчества.
Таким образом, можно констатировать, что необходимость сочетать современность урока, его соответствие вызовам и рискам информационного общества и сохранение традиций народной культуры. При этом следует обратить ваше внимание на необходимость сочетать современность урока, его соответствие вызовам и рискам информационного общества и сохранение традиций народной культуры.
Бережное сохранение означает развитие, поддержку, а не консервацию и закостенение. Традиция должна жить, а это требует очень тонкой тщательной работы по ее продолжению. Без включения молодежи в этот процесс такая работа невозможна.
Как на уроке искусства раскрыть для детей и подростков бесконечную глубину и мощную силу народной культуры? Как показать, что в искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся и глубоко своеобразный слой художественной памяти, и именно поэтому народная культура заслуживает нашего уважения и внимания?
На эти вопросы нет однозначных ответов, и в статью включены лишь небольшая часть наших предложений, основанных на многолетнем опыте и успешной педагогической практике. Очевидно, что только совместными усилиями ученых и педагогов-практиков мы сможем добиться ярких значимых результатов в этом благородном и социально значимом деле.
ЛИТЕРАТУРА
Бакушинский А.В. 1981 Исследования и статьи. М. Советский художник. 352с. Кабалевский Д.Б. 1986. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. Серия: Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР. М Педагогика. 192 с. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных организация Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (30 декабря 2018). - URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b. [15.05.2019] Неменский Б.М. 1987. Мудрость красоты. О проблемах эстетического
воспитания. Кн.для учителя. М. Просвещение. 255 с. Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное. - URL: https://iknigi.net/avtor-konstantin-ushmskiy/101041-vospitanie-cheloveka-izbrannoe-konstantin-ushinskiy/read/page-3.html. [15.05.2019]. Юсов Б.П. 2004. Взаимосвязь культурогенных факторов и формирование современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 253с.
Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 31.08.2019