Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ'

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / бизнес / коммуникация / образование / студент. / university / business / communication / education / student.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Баранова Е.А., Муссауи-Ульянищева Е.В., Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е.

В продолжающейся дискуссии о роли университетов в процессах социально-экономического развития на различных уровнях пространственного размежевания кампусы университетов представлены как инициаторы изменений, принимающие на себя вызовы, вытекающие не только из глобализации, но и из местных потребностей. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне влияния университетов на устойчивое развитие городской среды. Однако университетские кампусы обладают большим потенциалом для развития городов. В связи с чем, важно устанавливать и поддерживать отношения взаимовыгодного партнерства между университетами и городским сообществом, включая органы власти и бизнес. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные выводы могут быть использованы при развитии университетов через формирование университетских кампусов современного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Баранова Е.А., Муссауи-Ульянищева Е.В., Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN UNIVERSITY CAMPUS IN URBAN SPACE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND SOCIO-ECONOMIC RELATIONS

In the ongoing debate about the role of universities in processes of socio-economic development at various levels of spatial demarcation, university campuses are presented as initiators of change, taking on the challenges arising not only from globalization, but also from local needs. The results of the study indicate an insufficiently high level of influence of universities on the sustainable development of the urban environment. However, university campuses have great potential for urban development. In this regard, it is important to establish and maintain mutually beneficial partnerships between universities and the city community, including government authorities and business. The practical significance of the study lies in the fact that the proposed conclusions can be used in the development of universities through the formation of modern university campuses.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.52.16.003 УДК 371.613

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Баранова Е.А.1, Муссауи-Ульянищева Е.В.2, Бакшеев А.И.3, Турчина Ж.Е.4

1 Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), 2Российский университет дружбы народов, 3 4Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Аннотация. В продолжающейся дискуссии о роли университетов в процессах социально-экономического развития на различных уровнях пространственного размежевания кампусы университетов представлены как инициаторы изменений, принимающие на себя вызовы, вытекающие не только из глобализации, но и из местных потребностей.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне влияния университетов на устойчивое развитие городской среды. Однако университетские кампусы обладают большим потенциалом для развития городов. В связи с чем, важно устанавливать и поддерживать отношения взаимовыгодного партнерства между университетами и городским сообществом, включая органы власти и бизнес.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные выводы могут быть использованы при развитии университетов через формирование университетских кампусов современного типа.

Ключевые слова: университет, бизнес, коммуникация, образование, студент.

MODERN UNIVERSITY CAMPUS IN URBAN SPACE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND SOCIO-ECONOMIC RELATIONS

Ekaterina A. Baranova1, Ekaterina V. Mussaui-Ulianishcheva2, Andrey I. Baksheev3, Zhanna E. Turchina4

1K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management

(First Cossack University), 2Peoples' Friendship University of Russia, 3 4Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University

Abstract. In the ongoing debate about the role of universities in processes of socio-economic development at various levels of spatial demarcation, university campuses are presented as initiators of change, taking on the challenges arising not only from globalization, but also from local needs.

The results of the study indicate an insufficiently high level of influence of universities on the sustainable development of the urban environment. However, university campuses have great potential for urban development. In this regard, it is important to establish and maintain mutually beneficial partnerships between universities and the city community, including government authorities and business.

The practical significance of the study lies in the fact that the proposed conclusions can be used in the development of universities through the formation of modern university campuses.

Keywords: university, business, communication, education, student.

Введение. Роль кампуса университета заключается в содействии устойчивому развитию городских сообществ путем надлежащего формирования образовательного предложения и учебных программ и, таким образом, расширения возможностей трудоустройства для выпускников в городе, в котором они обучаются [1]. Универси-

теты также являются местом, где формируются установки, подходящие для выполнения не только профессиональных, но и социальных ролей [2]. Университет - это особый тип организации -распорядитель материальных и финансовых ресурсов, посредством которых он способствует развитию городского пространства [3].

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Исходя из фокуса нашего исследования, мы хотим особенно обратить внимание на то, что исследователи отмечают важность сотрудничества университетов с бизнесом и властью это основной ресурс для развития современных университетов. Так, стратегическое партнерство местного бизнеса с университетами оказывает положительное влияние на развитие городской среды, поскольку способно учитывать специфические особенности города [4]. Университеты являются важными участниками партнерства в городах, направленного на формирование инновационных сообществ, а также источником талантливого персонала и идей для корпораций. При этом сотрудничество основывается на убеждении, что все представители городского сообщества получат выгоду от новых знаний и коммерческих последствий изобретений [5].

В то же время, развитие университетских кампусов как среды для развития студентов, в крупных мегаполисах может быть сложной проблемой из-за множества противоречий, включая ограниченное доступное пространство, высокую стоимость недвижимости и потенциальное сопротивление некоторых сегментов городского сообщества. Однако стратегическое партнерство между мегаполисами, университетами и крупными промышленными компаниями может стать мощным инструментом для преодоления этих препятствий и создания процветающих образовательных кампусов в этих городских центрах. Поэтому исследовательский вопрос, который мы сформулировали, заключается в том, каким образом нужно создавать современные городские пространства, чтобы с одной стороны можно было эффективно, с минимальными противоречиями развивать университетские кампусы в городской среде, а с другой стороны, университетский кампус, был фактором, который может влиять на привлекательность, конкурентоспособность университета для привлечения студентов разных стран?

Развитие университетских кампусов влияет на экономику своего города, являясь фактором, которым придают все большее значение в том числе, при планировании городского пространства. Однако создание кампусов требует привлечения административных, финансовых, организационных ресурсов [6]. Исследователи отмечают, что для создания университетских кампусов необходимо развивать партнёрства с крупными промышленными компаниями.

Тесное сотрудничество между университетами, бизнесом и общественными организациями необходимы для содействия устойчивому социально-экономическому развитию [7]. Например, университеты получают доступ к ресурсам и опыту для развития своих кампусов, в то время как промышленные компании могут извлечь выгоду из академических исследований и квалифицированной будущей рабочей силы. Сотрудничество университетов с промышленными предприятиями посредством совместных исследова-

ний и разработок с большей вероятностью приведет к эффективным результатам, чем любые другие усилия по привлечению участия промышленного сектора к партнёрству с университетами.

Важным для устойчивого развития городов является и сотрудничество университетов с городскими властями [8]. Примерами возможного сотрудничества являются консультирование по созданию городских программ развития, разработка дорожных карт развития отдельных отраслей, создание совместных информационно-консультационных центров и т.д.

Кроме того, мы считаем, что в условиях развития новых цифровых технологий с одной стороны, и геополитических проблем с другой стороны, значение кампусов, как среды для привлечения студентов и молодых специалистов будет возрастать. Крупные промышленные предприятия, городские власти должны помогать университетам развивать кампусы, что будет способствовать формированию целостной архитектурной среды, расширять социо-экономический потенциал и качественно менять городскую среду.

Именно поэтому цель статьи состоит в том чтобы показать, что современный университетский кампус в городском пространстве является фактором развития образовательной среды и социально-экономических связей.

Методы исследования. Для достижения цели исследования был выбран качественно-количественный подход к исследованию.

В ходе кабинетного исследования был осуществлен анализ научных источников по проблеме влияния кампусов университетов на устойчивое развитие городской среды, который показал, что влияние университетских кампусов на развитие образовательной среды и социально-экономических связей.

Далее, в соответствии с целью исследования был осуществлен отбор университетов, которые находятся в международных рейтингах, способных осветить влияние университетов на устойчивое развитие: рейтинг влияния университетов Times Higher Education, мировой рейтинг университетов UI GreenMetric и Рейтинг U-Multirank.

На основании отбора университетов был осуществлен отбор респондентов: сотрудников университетов и студентов, которым по электронной почте было предложено принять участие в исследовании.

Результаты и обсуждение. Результаты опроса свидетельствуют о том, что 80,14 % респондентов задумывались над взаимным влиянием кампусов университетов и городского сообщества.

При этом о прямом влиянии кампуса университета на экономическое развитие города указывают 39,71 % респондентов, развитие техноло-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

гий 72,06 %, формирование человеческого капитала 75,0 %, решение социальных проблем 27,94 %, построение гражданского общества 53,68 %, культурное развитие 66,91 %, улучшение экологического состояния городской среды 15,44 %.

Следует отметить, что отсутствие влияния кампуса университета отметило незначительное количество респондентов. Наиболее положительно воспринимают возможность влияния кампуса университетов на формирование человеческого капитала, поскольку только 0,74 % признали отсутствие влияния на этот параметр. Наименьшее влияние, по мнению респондентов, кампусы университетов могут оказать на улучшение экологического состояния, поскольку 14,71 % признали отсутствие влияния по этому параметру.

Следует отметить, что отсутствие влияния городского сообщества на развитие кампуса университета отметило незначительное количество респондентов. Наибольшее число респондентов отметило возможность влияния городского сообщества на реконструкцию существующих кампусов, поскольку только 1,7 % признали отсутствие влияния на этот параметр. Наименьшее влияние, по мнению респондентов, городское сообщество оказывает на создание новых кампусов, поскольку 10,2 % признали отсутствие влияния по этому параметру.

Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне влияния университетов на устойчивое развитие городской среды. Однако результаты применения дескриптивной статистики свидетельствуют, что с вероятностью 0,99 университеты способны повысить существующий уровень влияния на развитие региона с уровня 4,13 до уровня 6,89.

При этом результаты нашего исследования показывают, что несмотря на тип кампуса, роль университетов в развитии и продвижении города своего размещения становится все более важной, ведь многие компании открывают свои филиалы или оффшорные центры в городах, отличающихся большим количеством студентов и образованных жителей, являющихся работниками умственного труда [3]. Работники умственного труда характеризуются тем, что они представляют собой высокий уровень специальных знаний, образования и опыта, и среди важнейших целей их работы создание, распространение или применение своих знаний на практике [9]. Работники умственного труда в наибольшей степени определяют стоимость компаний и создают наибольшую добавленную стоимость.

Также, результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне влияния городского сообщества на развитие университетских кампусов. Однако результаты применения дескриптивной статистики свидетельствуют, что с вероятностью 0,99

городское сообщество способно повысить существующий уровень влияния на развитие кампусов университетов с уровня 4,66 до уровня 7,22.

При этом эксперты полагают, что между университетами и городским сообществом, включая органы власти и бизнес, устанавливаются и развиваются отношения партнерства на основе взаимных интересов, например, экономических. В целом, они описывают влияние городского сообщества на университет как создание и поддержание среды для его деятельности, и поддерживают идею о том, что сегодня связь между университетом и городом приобрела следующий характер: университет и городское сообщество имеют общие интересы и являются партнерами при решении задач социально-экономического характера.

Таким образом, университет, будучи открытой системой, не только оказывает влияние на город, но и испытывает его влияние на себе.

По мнению экспертов, задача городских органов власти состоит в создании специфических институциональных условий для самостоятельного развития университетов в направлениях, соответствующих запросам конкретного городского сообщества.

К факторам влияния университета на восприятие города относятся как дидактическое предложение, престижность обучения, атмосфера и инфраструктура кампуса университета, так и отношения, поддерживаемые университетом с субъектами из окружающей среды. Также важны установки, компетенции и достижения студентов, выпускников и сотрудников.

Кроме того, университеты стараются выстраивать коммуникационные каналы в информационной среде, которые показывали бы их значимость, в включая отношения к университетскому кампусу ни как к общежитию студентов, в которых они проживают в свободное от занятий время, а как к творческой среде, в которую нужно завлекать для участие в организации городского пространства. Чем больше будут студенты связаны с новой для себя городской средой, тем выше шансы, что после окончания обучения студенты останутся в городе для постоянного места жительства.

В процессе анализа информации, содержащейся на официальных сайтах университетов, в том числе в стратегиях развития, тематических отчетах, новостях, выявлены основные инструменты влияния университетов на устойчивое развитие городской среды:

- наличие миссии университета, направленной, в том числе, на достижение развития городской среды;

- организационная структура, позволяющая реализовывать выбранные инструменты влияния на устойчивое развитие городской среды;

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

- наличие важных для города научных исследований, что подтверждено поступлением финансовых ресурсов в университет при выполнении исследований от представителей бизнес-среды и региональных властей;

- учет нужд лиц с особыми образовательными потребностями и создание «доступного» кампуса университета с соответствующей инфраструктурой;

- реализация социально ответственных инициатив, направленных на разные группы заинтересованных лиц: студентов и работников университета, партнеров, муниципальную власть, общественные организации (мероприятия экологического, социального и экономического направления).

Заключение. Как показали результаты нашего исследования, в силу исторических традиций, так как большинство университетов существует

уже не один десяток лет, кампусы носят преимущественно городской распределенный или локальный тип организации. Бизнес, власть и городское сообщество стараются активно влиять на функции университетских кампусов и возможности их развития, не только как зданий, которые являются местом проживания студентов в свободное от учебы время, но пространством для организации творческой среды, которое будет интегрироваться в городское пространство, участвовать в работе крупных предприятий и иметь удобные транспортные коммуникации. При этом, городские власти и бизнес понимают значимость их развития, в том числе на международной арене, предпринимая различные шаги по развитию университетов через формирование университетских кампусов современного типа.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Laukart-Gorbacheva O.V. Emprego e adaptagao de trabalho de graduados da Universidade Russa com deficiencia / O.V. Laukart-Gorbacheva, V.A. Belyaev, O.A. Maximova, G.R. Sibaeva // Nuances: Estudos Sobre Educagao. 32. № 00. P. e021014.

2. Скалабан И.А. Стратегическое взаимодействие города и университета: роль кампуса в интернационализации высшего образования / И.А. Скалабан, М. Дебренн, О.В. Колесова, А.М. Погорельская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С.180-188.

3. Новикова С.Е. Университет как центр формирования городского пространства и территориального развития / С.Е. Новикова // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 1(29). С. 158-161.

4. Vaslavskaya I. Institutional matrices: Modeling organizational forms of public-private partnerships for public goods' quality improvement / I. Vaslavskaya, Ya. Vaslavskiy, A. Pilipenko // General Management. 2022. Vol. 23. № 190. P. 371-383.

5. Stearns P. Globalizing Higher Education: a global challenge / P. Stearns // Ideology and politics Journal. 2012. Vol. 2. P. 14-18.

6. Gladilina I. Prospects for the development of university campuses integrated into urban environment in Russia and Kazakhstan / I. Gladilina, S. Sergeeva, N. Deputatova, M. Skvortsova, V. Bereznyakovskiy, A. Silaeva, G. Karabayev, S. Mamedov // Civil Engineering and Architecture. 2023. Vol. 11. № 6. P. 3347-3354.

7. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия / А.А. Сидорова / А.А. Сидорова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. № 27(2). С. 290-302.

8. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты / И.Б. Байханов // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 1(139). С. 69-76.

9. Bobkov N.V. State employment policy in Russia. Electronic tools of labour market monitoring / V.N. Bobkov, O.V. Neterebsky, I.V. Novikova, I.A. Shichkin // Digital (R)evolution and its effects on labour: Opportunities and challenges for regional and local labour market monitoring. Mn. : Rainer Hampp Verlag, 2016. P. 251-266.

References:

1. Laukart-Gorbacheva O.V. Emprego e adaptagäo de trabalho de graduados da Universidade Russa com deficiéncia / O.V. Laukart-Gorbacheva, V.A. Belyaev, O.A. Maximova, G.R. Sibaeva // Nuances: Estudos Sobre Educagäo. 32. № 00. P. e021014.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

2. Skalaban I.A. Strategic interaction between the city and the university: the role of the campus in the internationalization of higher education / I.A. Skalaban, M. Debrenn, O.V. Kolesova, A.M. Pogorelskaya // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2021. № 59. P. 180-188.

3. Novikova S.E. University as a center of urban space formation and territorial development / S.E. Novikova // Skif. Issues of student science. 2019. № 1 (29). P. 158-161.

4. Vaslavskaya, I. Institutional matrices: Modeling organizational forms of public-private partnerships for public goods' quality improvement / I. Vaslavskaya, Ya. Vaslavskiy, A. Pilipenko // General Management. 2022. Vol. 23. № 190. P. 371-383.

5. Stearns P. Globalizing Higher Education: a global challenge / P. Stearns // Ideology and politics Journal. 2012. Vol. 2. P. 14-18.

6. Gladilina I. Prospects for the development of university campuses integrated into urban environment in Russia and Kazakhstan / I. Gladilina, S. Sergeeva, N. Deputatova, M. Skvortsova, V. Bereznyakovskiy, A. Silaeva, G. Karabayev, S. Mamedov // Civil Engineering and Architecture. 2023. Vol. 11. № 6. P. 3347-3354.

7. Sidorova A.A. Cooperation between universities and business: directions of interaction / A.A. Sidorova // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics. 2019. № 27(2). P. 290-302.

8. Baikhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects / I.B. Baikhanov // Ethnosocium and interethnic culture. 2020. № 1 (139). P. 69-76.

9. Bobkov N.V. State employment policy in Russia. Electronic tools of labour market monitoring / V.N. Bobkov, O.V. Neterebsky, I.V. Novikova, I.A. Shichkin // Digital (R)evolution and its effects on labour: Opportunities and challenges for regional and local labour market monitoring. Mn. : Rainer Hampp Verlag, 2016. P. 251-266.

Баранова Екатерина Александровна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

и психологии профессионального образования,

Московский государственный университет

технологий и управления им. К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет)»

ОЯСЮ Ю: https://orcid.org/0000-0002-5409-9873

ea.baranova@mgutm.ru

Муссауи-Ульянищева Екатерина Викторовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук (КИЯ ФГСН),

Российский университет дружбы народов catalina37@yandex.ru

Бакшеев Андрей Иванович

кандидат исторических наук, доцент,

заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, Красноярский государственный медицинский университет имени В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России baksh-ai@yandex.ru

Турчина Жанна Евгеньевна

кандидат медицинских наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заведующая кафедрой сестринского дела и клинической помощи, Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

ОЯСЮ Ю: https://orcid.org/0000-0002-1821-3907 Шг^^ - 09@mail.ru

об авторах

Ekaterina A. Baranova

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department

Pedagogy and Psychology of Professional Education,

K.G. Razumovsky Moscow State University

of Technologies and Management

(First Cossack University)"

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5409-9873

ea.baranova@mgutm.ru

Ekaterina V. Mussaui-Ulianishcheva

Candidate of History Sciences, Associate Professor

of the Department of Foreign Languages

Faculty of Humanities and Social Sciences (FHSHS),

Peoples' Friendship University of Russia

catalina37@yandex.ru

Andrey I. Baksheev

Candidate of History Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department of Philosophy

and Socio-Humanitarian Sciences,

V.F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State

Medical University Ministry of Health of Russia

baksh-ai@yandex.ru

Zhanna E. Turchina

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Nursing and Clinical Care, V.F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University Ministry of Health of Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1821-3907 turchina - 09@mail.ru

© Баранова Е.А., Муссауи-Ульянищева Е.В., Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е. 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.