Научная статья на тему 'Современный туристский рынок России и перспективы его развития в Мордовии'

Современный туристский рынок России и перспективы его развития в Мордовии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МИРЕ / РОССИИ И МОРДОВИИ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКОЕ ПРИБЫТИЕ / TOURISM / THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE WORLD / RUSSIA AND MORDOVIA / TOURIST ACTIVITY / TOURIST ARRIVALS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бурланков Степан Петрович, Захватова Ирина Валерьевна

Дается определение понятия «туризм», описывается динамика развития международного туризма за последнее десятилетие и характеризуется место России на мировом туристском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бурланков Степан Петрович, Захватова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russian Tourist Market and the Prospects for its Development in Mordovia

The defines of the concept of “tourism”, describes the dynamics of the development of international tourism in the last decade and characterizes the place of Russia at the global tourist market.

Текст научной работы на тему «Современный туристский рынок России и перспективы его развития в Мордовии»

СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В МОРДОВИИ

с. п. БУРЛАНКОВ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры технического сервиса машин ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

И. В. ЗАХВАТОВА,

аспирант кафедры технического сервиса машин ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Современный туризм представляет собой сложное экономическое, социально-культурное, политическое и психологическое явление, имеющее глубокие исторические корни.

Понятие «туризм» многозначно. Во-первых, это особый вид путешествий с четко определенными целями, разновидность социально-культурной и досуго-вой деятельности людей (туристов); во-вторых, деятельность по организации, реализации и сопровождению путешествий, осуществляемая различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей [5].

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туризм - это «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1].

Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономи-

ческой деятельности и существенным источником поступлений от экспорта и роста национальной экономики. Государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает прибыль от ввоза валюты. Во многих странах мира туризм является фундаментальной основой экономики. Так, доля доходов от туризма в общей сумме доходов от экспорта товаров и услуг в Испании, Австрии и Греции достигает 25-30 %, на Кипре и в Панаме - почти 50 % [3]. На названную сферу приходится около 10 % мировых инвестиций, каждое 11-е рабочее место в общей мировой занятости, 3,8 % мирового ВВП (с учетом влияния на смежные отрасли национальной экономики -10,6 %). Предполагается, что среднегодовой темп роста агрегированного вклада международного туризма в ВВП будет расти ежегодно на 4 % вплоть до 2015 г. Согласно разработанной Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) Концепции развития туризма до 2020 года, к указанной дате число международных туристских прибытий превысит 1,5 млрд чел. [4].

Специалисты прогнозируют также дальнейшую дифференциацию туристского продукта, который охватит более широкий круг потребителей с © Бурланков С. П., Захватова И. В., 2013

разнообразными возможностями и потребностями; концентрацию капитала и создание крупных интернациональных корпораций; сохранение тенденций интеграционных процессов как в горизонтальном (системы турагентств, франшизные гостиничные компании и др.), так и в вертикальном плане (система «оператор - агентство - гостиница - авиационно-транспортное предприятие» и т. п.).

В последние десятилетия международный туризм развивался достаточно динамично. С 1995 по 2009 г. наблюдалось постоянное увеличение мировых туристских потоков. За это время количество туристских прибытий возросло с 534 млн до 920 млн, т. е. в 1,7 раза (рис. 1). Наибольшие темпы роста наблюдались в 2004 г. (10,3 %), а также с 2005 по 2007 г. -по 5-6 % в год. Спад прибытий в 2003 г. был обусловлен вспышкой атипичной пневмонии. Самыми неудачными годами для туризма с начала XXI в. стали 2001 г. (нулевой рост прибытий), что связано с террористическим актом 11 сентября в США и последующим резким спадом туристских потоков во всем мире, а также 2008 и 2009 гг. [6].

Понятие «туризм» многозначно. Во-первых, это особый вид путешествий с четко определенными целями, разновидность социально-культурной и досуговой деятельности людей (туристов); во-вторых, деятельность по организации, реализации и сопровождению путешествий, осуществляемая различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.

составили 919 млрд дол. В 2011 г. число международных туристов увеличилось до 996 млн чел. В 2012 г. впервые в истории туризма оно превысило 1 млрд: количество международных прибытий возросло на 4 % - до 1 035 млн чел. [8]. При этом расширение турпотока наблюдалось весь год, но особенно усилилось в IV квартале. Наибольшим спросом у туристов пользовались страны с развивающейся экономикой, которые в этом отношении превзошли ведущие государства: увеличение туристских прибытий в первых достигло 4,1 %, в то время как во вторых - только 3,6 %. В то же время Европа осталась самым по-

Р и с. 1. Темп роста туристских прибытий, 1995-2012 гг.

В 2010 г. мировой туризм восстанавливался после глобального финансового кризиса. Согласно статистике ЮНВТО, в 2010 г. международный турпоток возрос на 7 % по сравнению с 2009 г. и достиг 940 млн чел. Доходы от международного туризма увеличились на 5 % и

сещаемым регионом в мире: по сравнению с 2011 г. рост турпотока составил 3,0 %.

Высокие показатели 2012 г. говорят о том, что международный туризм как сектор экономики продемонстрировал свою способность приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка, он является

Финно-угорский мир. 2013. № 2

тем направлением экономики, которое должно быть поддержано правительствами всех государств в качестве одного из способов стимулирования экономического роста.

По данным аналитиков ЮНВТО, в 2013 г. увеличение международного турпотока будет продолжаться, хотя и замедлит темп с 4 до 3 %. В целом в 20102020 гг. этот показатель будет расти в среднем на 3,8 % в год [8].

Международный туризм как сектор экономики продемонстрировал свою способность приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка, он является тем направлением экономики, которое должно быть поддержано правительствами всех государств в качестве одного из способов стимулирования экономического роста.

Россия, обладая колоссальным потенциалом в данной области, занимает на мировом туристском рынке довольно скромное место. При этом оборот туристских поездок в 2008 г. по сравнению с 2000 г. увеличился более чем в 3 раза (по данным Платежного баланса Банка России) [10]. В нашей стране только началось формирование массового туризма, и, по прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия сможет поставлять на мировой туристский рынок 30 млн путешествий. При ежегодном росте число туристских прибытий в Россию к этому времени достигнет 47,1 млн, а доля страны в мировом балансе туристских перемещений составит 2,9 % [4].

При выборе поездки за рубеж преобладающими целями для российских туристов выступают совмещение отдыха с экскурсией - 49 %, только отдых -32 % [7]. Большая часть наших сограждан (33 %) готовы потратить на отдых не более 500-700 евро на человека в год (рис. 2) [2].

В этом году никуда не еду;

Р и с. 2. Анализ платежеспособности российских граждан, евро/чел.

Таким образом, несмотря на активное развитие туризма в России, доля нашей страны на мировом туристском рынке пока довольно мала. Основной целью при выборе туристской поездки за рубеж для россиян является отдых. При этом платежеспособность населения достаточно низкая.

На территории Республики Мордовия, как и в целом в стране, туристский бизнес переживает значительный подъем. Отмечается ежегодное увеличение спроса на туристские услуги, однако деятельность турагентств направлена преимущественно на выездной туризм, тогда как для сохранения капитала внутри региона необходимо развитие въездного и внутреннего туризма.

Современный туризм представляет собой сложное экономическое, социально-культурное, политическое и психологическое явление, имеющее глубокие исторические корни.

Продвижение этих видов туризма играет важную роль в решении таких социально-экономических проблем, как увеличение отчислений в республиканский бюджет, привлечение дополнительных инвестиций, повышение культурного уровня граждан, воспитание патриотизма и, как следствие, усиление общей привлекательности региона [9].

Туристский потенциал республики включает:

- объекты паломничества, религиозного и этнического туризма (древние монастыри, старинные храмы, национально-культурные центры - деревни - в Старошайговском и Кочкуровском муниципальных районах);

- объекты экологического туризма (государственный заповедник, национальный парк, центр г. Саранска как историко-архитектурная зона, заказники: комплексные - 12 и ботанические - 8; памятники природы: комплексные - 9, ботанические - 27, зоологические - 8, геологические - 9);

- объекты санаторно-курортной инфраструктуры, созданные на основе использования имеющихся в республике различных лечебных факторов; сеть санаторно-курортных учреждений республики насчитывает 58 санаторно-курортных организаций на 3 826 номеров (из них класса люкс - 482);

- объекты приключенческого туризма, охоты и рыбной ловли (учебно-научные стационары, лагерь приключений, парк устойчивого развития, охотничьи и рыболовные хозяйства и т. п.);

Несмотря на активное развитие туризма в России, доля нашей страны на мировом туристском рынке пока довольно мала. Основной целью при выборе туристской поездки за рубеж для россиян является отдых. При этом платежеспособность населения достаточно низкая.

- объекты спортивно-оздоровительного, событийного и бизнес-туризма (международные, общероссийские и региональные спортивно-массовые мероприятия, выставки, ярмарки, семинары, конференции, организуемые на базе ООО «Мордовэкспоцентр», и др.);

- объекты экскурсионного показа (музеи, архитектурные и исторические памятники и др.) [9].

Все вышеперечисленное является серьезным капиталом, способным при выполнении ряда условий стать фактором устойчивого развития региона.

Поступила 13.06.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Ассоциация Туроператоров России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.atorus.ru. - Загл. с экрана.

3. Баранова, А. Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма : учеб. пособие / А. Ю. Баранова. -М. : ИНФРА-М, 2012. - 180 с.

4. Боголюбов, В. С. Эффективное развитие туризма (методологические аспекты) / В. С. Боголюбов, С. А. Боголюбова, М. А. Морозова. - СПб. : СПбГИЭУ, 2010. - 196 с.

5. Виноградова, Т. В. Технология продаж услуг туристской индустрии : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Туризм» / Т. В. Виноградова,

Н. Д. Закорин, Р. Ю. Тубелис. - М. : Академия, 2010. - 240 с.

6. Морозова, Н. С. Предпринимательство и конкуренция в туризме / Н. С. Морозова, М. А. Морозов. - М. : РосНОУ 2010. - 136 с.

7. Организация туризма : учеб. пособие / под общ. ред. Н. И. Кабушкина [и др.]. - Минск : Новое знание, 2003. - 632 с.

8. Отчет Всемирной туристской организации

ЮНВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/ node/38150/. - Загл. с экрана.

9. Паспорт Республиканской программы «Развитие туризма в Республике Мордовия» на 2009-2011 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mordovia-sport.ru/alldocs/detail.php? ГО=4484. - Загл. с экрана.

10. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.