Научная статья на тему 'Современный туристский рынок и перспективы его развития'

Современный туристский рынок и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2622
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ПЕРСПЕКТИВЫ / РАЗВИТИЕ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / СПЕЦИФИКА ТУРИСТСКОГО РЫНКА / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чаплыгина Д. О., Бессонов А. М.

В статье рассматривается современный туристский рынок, его специфика и перспективы развития. Обоснована необходимость изучения маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими туристскими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный туристский рынок и перспективы его развития»

УДК: 338.22

Чаплыгина Д.О., Бессонов А.М.

студенты 4 курса направление подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Научный руководитель: Одаренко Т.Е.,

К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается современный туристский рынок, его специфика и перспективы развития. Обоснована необходимость изучения маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими туристскими предприятиями.

Ключевые слова: туристский рынок, перспективы, развитие, туристский продукт, специфика туристского рынка, туристский бизнес, факторы развития туризма.

Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.

Спецификой туристского рынка является преобладание на нем услуг по реализации стоимости, заключенной в туристском продукте; организации процесса доведения туристского продукта до потребителя; экономическому обеспечению материальных стимулов к труду.

Актуальность темы исследования туристского рынка определяется воздействием туризма на страну, регион или туристский центр, обеспечением совместимости развития туризма с сохранением окружающей среды и разнообразия биологических ресурсов, культурой и ценностями местного населения туристских рекреаций, что в целом обеспечивает экономическую эффективность развития и управления ресурсами.

Данной проблематикой занимались такие учёные как: Александрова А.Ю., Боголюбов В.С., Вавилова Е.В., Запесоцкий А.С. и др. [1-4]. Но в научных трудах и средствах массовой информации недостаточно освещены возможности путешествий на региональном и на федеральном уровнях.

Специфика туристского рынка заключается в неосязаемости туристских услуг, потребитель, в отличие от материального производства, доставляется в места туристского продукта или отдельных его услуг; на туристский спрос оказывают существенное влияние сезонные колебания и неравномерность туристского потока.

Согласно данным, поступившим во Всемирную туристскую организацию (ВТО), общее число международных туристских поездок в 2007 году составило около 900 млн. (в 2004г. — 766 млн., а в 2005г. — 444 млн.), что в целом свидетельствует об устойчивости туризма. Исходя из этого, власти инициируют разработку стратегии туристской активности, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.

С экономической точки зрения, туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства, таких как строительство, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, связи и т.д.

В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях, поскольку она направляется на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для

сохранения и процветания мира.

Среди основных факторов развития туризма в России выделяют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления индустрии туризма.

Перспективы развития России в качестве туристского центра, по мнению специалистов ВТО, в значительной степени зависят от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностей позволит туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты и услуги. Они также отмечают, что дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники, повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации индустрии туризма, рационального использования имеющихся материальных ресурсов и применения современных технологий обслуживания туристов.

На развитие туризма также влияет внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики, что способствует росту деловой активности населения и появлению новых видов делового туризма. Однако, такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.

Во избежание потери потребителей на туристском рынке активно используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и системы поощрения постоянных клиентов, поскольку, как и любой другой рынок, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.

Спрос — это количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных (в течение определенного периода времени) цен. Между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена ограничивает спрос. Уменьшение цены, как правило, сопровождается возрастанием спроса. Реакция спроса на изменение цен зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся его потребители. Кроме этого, на потребительский спрос влияют демографический фактор (численность, половозрастная структура, культурный уровень потенциальных потребителей), географические и климатические условия, политическая и экономическая стабильность страны, безопасность, психологические факторы и другие случайные воздействия (погода, конфликты).

Предложение — это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов. Существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит свое выражение в законе предложения, который гласит, что объем предложения турпродукта увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

В условиях развивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. На сегодняшний день актуальность маркетинговых исследований обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения научных разработок в области туризма,

опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в той же мере, что и динамичные изменения туристского спроса и предложения. Именно поэтому в этих условиях современного рынка туризма требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими туристскими предприятиями.

Маркетинг в туризме представляет собой полный процесс по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразования к потребителю. Это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей с целью удовлетворения нужд определенной группы людей в предоставлении необходимого товара или услуги по необходимой цене.

Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг. Необходимость в проведении мероприятий определяется существованием конкуренции между организациями, возможностью выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей, информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг.

Анализируя тенденцию развития рынка туристских услуг важно отметить, что в 2007г. увеличилась средняя продолжительность путешествий на 3,2%, на 10,6% вырос уровень расходов в путешествиях по Европе. Это связано с инфляционными процессами и с переходом ряда стран на евро, который повлек повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм.

Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристической организации, к 2010 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1 млрд. человек, а к 2020 г. — до 1,5 млрд., при этом доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн. долларов США.

Согласно оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внутренний туристский поток в 2009 году, по экспертной оценке, составит 34,5 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 1,4 млн. человек (увеличение на 4,2%). Значимое увеличение внутреннего турпотока прогнозируется также в Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Пензенской, Нижегородской областях, Республиках Карелия, Алтай, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике.

Увеличение туристского потока в регионы произошло за счет развития событийного туризма: проведение фестивалей, выставок, форумов. Активно развивается туризм на Алтае, что, прежде всего, связано с разработкой особых экономических зон (увеличение на 37,3 %). Наблюдается тенденция роста количества туристов, путешествующих самостоятельно, а, следовательно, и тенденция спада на пользование услугами туроператоров. На сегодняшний день, доля автотуризма от общего турпотока составляет около 5%, а в Краснодарском крае эта цифра возрастает до 30%.

Для создания в России оптимальных условий по реализации эффективного туристского комплекса, следует вовлекать в массовое туристское движение, как можно больше граждан России, реализуя современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности.

Наиболее перспективными для развития экологического, спортивного и рыболовного туризма являются уникальные природные ресурсы и духовно-культурное наследие, которыми обладает наша страна. И эти ресурсы не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране, т.к. представляют собой лишь один элемент туристского предложения.

И все же следует обратить внимание на одно из главных препятствий развития внутреннего туризма — слабое освещение в средствах массовой информации возможности

путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Несмотря на то, что наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития многих видов туризма, важен мотивационный аспект в туризме.

Немалое значение в развитии туризма играют средства массовой информации (СМИ), включая современные средства электронной связи. Они должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий.

Таким образом, в настоящее время туризм является крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионов мира, а дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, все больше охватывает потребителей с разнообразными возможностями и потребностями, что в целом оказывает существенное влияние на развитие индустрии туризма.

В мировой практике развития туризма представляет собой уникальное общественное явление, феноменом которого является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях в данный период времени. Этому способствует высокая доступность массового туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.

Литература

¡.Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. / А.Ю. Александрова. — М.: Пресс-Соло, 2002.

2.Боголюбов В. С. Экономика туризма. /В.С. Боголюбов. — М.: Академия, 2005.

3.Вавилова Е. В. Основы международного туризма. / Е.В. Вавилова. — М.: Гардарики, 2005.

4.Запесоцкий А. С. Стратегический маркетинг в туризме. / А.С. Запесоцкий. — СПб.: ГУП, 2003.

5.Одаренко Т. Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №2. — Часть 1. — С. 39-41. — Режим доступа: кйр:/Лауг.8с1епсе/81а1/2015/09/Ш0-2-ск- 1.рёГ#ра§е=41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.