Научная статья на тему 'Современный спортивный маркетинг в России'

Современный спортивный маркетинг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2344
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ВЕЙКБОРДИНГ / ЗАДАЧИ СПОРТИВНОГО МАРКЕТИНГА / ПРИБЫЛЬ / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колущинская О. Ю., Масалкина К. А., Метелев С. Е.

Физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации, механическое воплощение в жизнь мероприятий по увеличению интенсивности рекламы или повышению качестве продукта не решает задачи максимизации прибыли. Поэтому необходим спортивный маркетинг сплав науки, творчества и интуиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный спортивный маркетинг в России»

6. Метелев С.Е., Выров В.М. Интернет в структуре маркетинговых коммуникаций (на примере студии красоты «ЛЕ.КА»). - Омск, 2010.

7. Метелев С.Е., Минеева М.В., Никитина Е.С. Мерчандайзинг как технология продвижения товара. -Омск, 2010.

8. Нам нужны бренды // Наша молодежь. - №12 (30) декабрь 2013.

9. Самовер Н. Бренд - на карту! // Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и PR». - 2009. - № 1 (62) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.advlab.ru/articles/article741.htm (дата обращения: 16.12.2015).

10. Территориальный брендинг. Hot list. Исследование городов-брендов http://www.marketer.ru/adv/ brending/territorialnyj-brending-hot-list-issledovanie-gorodov-brendov/ (дата обращения: 11.02.2016).

11. Шарипова Н.А. Информационное обеспечение направлений маркетинговой деятельности предприятия // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - № 16. - С. 83-87.

12. Шарипова Н.А. Информационное обеспечение территориального бренда // Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее: Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков (I Манякинские чтения). - Омск, 2012. - С. 127-130.

13. Шарипова Н.А. Молодежный сегмент культурно-развлекательных услуг как объект маркетинговых исследований // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2008. - № 5. - С. 52-53.

СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ В РОССИИ

КОЛУЩИНСКАЯ О. Ю.

Омский институт (филиал) РЭУ им Г.В. Плеханова МАСАЛКИНА К. А.

Омский институт менеджмента и экономики Омского университета путей сообщения МЕТЕЛЕВ С.Е., д.э.н.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей -повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации, механическое воплощение в жизнь мероприятий по увеличению интенсивности рекламы или повышению качестве продукта не решает задачи максимизации прибыли. Поэтому необходим спортивный маркетинг - сплав науки, творчества и интуиции.

Ключевые слова: спорт, вейкбординг, задачи спортивного маркетинга, прибыль, продвижение

Спортивному маркетингу уже около 35 лет, в России же он существует, по оценкам специалистов, 15-20 лет, с момента, когда профессиональные спортивные клубы стали полностью самостоятельными. На самом деле отечественная школа маркетологов в этой сфере управления еще только начинает формироваться.

Задача менеджера - создать условия и атмосферу, благоприятные для инвестирования, задача маркетолога - воспользоваться этими условиями и заработать на них, привлекая зрителя на стадион, спонсоров и СМИ к сотрудничеству, задача управления - грамотно воспользоваться полученными средствами.

Следует отличать «спортивный маркетинг» от «маркетинга в спорте», под которым понимается адаптация уже известных и отработанных в других сферах маркетинговых инструментов.

Профессионалы сходятся во мнении, что традиционные методы маркетинга в приложении к спортивной сфере имеют крайне низкую результативность, поэтому, сегодня это направление можно считать самостоятельной практической дисциплиной. Самое главное отличие «спортивного маркетинга» от маркетинга в других сферах состоит в том, что, несмотря на то, что есть определенные правила, которых необходимо придерживаться, это направление, в котором «спланированная импровизация», эксперименты играют очень важную роль.

Кроме того, спортивный маркетинг имеет ряд специфических задач:

• впечатлить зрителя, болельщика, предоставить ему драматическое зрелище, спровоцировать на эмоциональное сопереживание, заставить переживать, выбрать чью-то сторону, заинтересовать в развитии событий;

• вовлечь в процесс спонсора, воспитать в нем лояльность, приверженность клубу, показать болельщику, что он, спонсор, «свой», создать ассоциативную связь между брендом профессионального клуба и брендом производителя;

• создавать новостные поводы, не только информируя СМИ, но и провоцируя их принять сторону клуба либо противников их действий, решений, вовлечь определенные СМИ в драматичный диалог;

• извлечь из спортивного события прибыль для спонсора, для клуба и проконтролировать зрительские впечатления;

• акцентировано взаимодействовать с различными культурными организациями, создавая иллюзию «эффекта присутствия».

С каждым годом физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей - повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации. В условиях глобализации экономических отношений, свободы передвижения людей и обмена информацией постоянно увеличивается число спортивных болельщиков, присутствующих на соревнованиях лично, наблюдающих за ними по телевидению, слушающих радиотрансляции или обращающихся к компьютерным сетям. Ныне во многих странах сформировался спортивный стиль в одежде и образе жизни, стало модным иметь стройную фигуру или рельефные мускулы. На потребности людей соответствующим образом реагирует рынок: фирмы-производители спортивных товаров и услуг расширяют ассортимент предлагаемой ими продукции, улучшают ее качество, а также формируют новый спрос. Высокий спрос на спортивные товары и услуги предъявляют и профессиональные спортсмены, тренеры, клубные и иные физкультурно-спортивные организации. Эта часть потребительского спроса весьма специфична своими повышенными требованиями к качеству спортивной продукции, удобству и надежности ее эксплуатации. Складывающиеся на современных спортивных рынках тенденции вместе с массовым спросом обеспечивают производителям спортивной продукции и услуг огромные прибыли, за обладание которыми идет жесткая конкурентная борьба. Конкуренция проявляется во всех компонентах бизнеса, дает о себе знать при любом промахе или ошибке - в рекламе, в научно-исследовательских разработках, в ценообразовании, в прогнозировании и формировании спроса, в сбыте продукции. Выиграть конкурентную борьбу в условиях постоянного противоборства с соперничающими фирмами-производителями и спортивными организациями можно лишь прибегнув к маркетингу, который представляет собой комплекс наук прикладного характера о рынке и рыночных взаимосвязях. В более точной формулировке маркетинг - это система координации производственной и управленческой деятельности фирмы, направленная на обеспечение сбыта продукции и максимизацию прибыли. Спортивный маркетинг представляет собой составную часть общего

маркетинга, имеющего свои специфические черты и особенности. В частности, в поле зрения спортивного маркетинга попадают такие особые объекты и отношения, как болельщики, спонсоры, купля-продажа спортсменов, массовый спорт, спортивный бизнес, здоровый образ жизни и многое другое. Спортивный маркетинг как наука и практический инструментарий стал формироваться к середине XX в., когда производство и потребление спортивных товаров и услуг значительно расширились, а соперничество за клиентуру и сбыт обострилось. Борьба за потребителя в этот период достигает такой стадии, когда обеспечить своему товару сбыт производитель мог только благодаря маркетинговым мероприятиям. Покупатели за счет расширения выбора предоставляемых им товаров и услуг стали более разборчивыми и требовательными, именно они начали диктовать производителям свои условия, а не наоборот. Таким образом, ко второй половине XX века многие фирмы-производители и профессиональные спортивные организации отчетливо осознают тот факт, что потребители предприятия, болельщики спортклуба - один из фундаментальных компонентов успешного бизнеса, для их привлечения и удержания маркетинг просто необходим. Основная цель любого коммерческого предприятия или профессиональной спортивной организации, работающих в условиях рынка, - получение прибыли. Как максимизировать прибыль и что для этого следует предпринять - это краеугольные вопросы всякого бизнеса. Из экономической теории известно, что прибыль представляет собой разницу между ценой продажи продукта и издержками производства, т.е.

Прибыль = (Цена - Издержки) max.

Из приведенного выражения следует, что для максимизации прибыли следует либо повышать цену продукта, либо снижать издержки его производства. Однако здесь имеются два весьма существенных обстоятельства:

• во-первых, конкуренция не позволяет сколько-нибудь значительно повышать цены (если только речь не идет о совершенно новом товаре, у которого нет аналогов);

• во-вторых, снижать издержки фирма-производитель (или продавец) может только до определенного предела, ниже которого предприятие не может работать с прибылью.

Сказанное, конечно, не означает, что производственная фирма или спортивная организация не должны заботиться об адекватной системе ценообразования или о снижении издержек. Однако в современной экономике с ее огромными рынками сбыта и самыми разнообразными потребностями существуют и иные пути максимизации прибыли. Например, общую прибыль стадион может увеличить не за счет высоких цен на входные билеты, а за счет увеличения количества продаж (т. е. за счет оборота). Кроме того, сбыт спортивной продукции можно увеличить за счет интенсивной рекламы, повышения качества товаров и услуг, а также за счет

56

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

предоставления потребителю усовершенствованного изделия с новыми свойствами, с более совершенным дизайном, с более длительными гарантиями, более модного или престижного. Однако механическое воплощение в жизнь мероприятий по увеличению интенсивности рекламы или повышению качества продукта не решает задачи максимизации прибыли. Понятно, что дополнительная реклама и меры по улучшению качества товара или услуги требуют весьма существенных капиталовложений, которые могут оказаться неадекватно большими по сравнению с получаемой прибылью. Иными словами, буквальное следование, казалось бы, правильным принципам может привести спортивную организацию к убыткам и банкротству. Как же избежать подобного неблагоприятного сценария? К сожалению, универсального правила здесь не существует. Имеются лишь наработанные теорией и практикой маркетинга известные алгоритмы, в которые в каждом конкретном случае следует вносить определенную дозу творчества и эксперимента. В этой связи необходимо подчеркнуть, что спортивный маркетинг - это по преимуществу сплав науки, творчества и интуиции; всякие попытки расчленить эту триаду и

действовать только в одном направлении приводят, как правило, к неудачам.

Именно по этим принципам начали действовать международные спортивные компании, занимающиеся производством досок, жилеток, шлемов и прочего спортивного оборудования, нужного для занятия вейкбордингом. Они начали привлекать спортсменов в свои команды и оказывать им спонсорскую помощь. Спортсмены же в свою очередь должны были активно рекламировать их товар, делать видео и вести боги в интернете. За счет того, что компании оплачивали путешествия по разным лебедкам и катерным спотам мира, у всех людей появилась возможность лично пообщаться, увидеть в действии продукцию и узнать о ее качестве от спортсменов. Даже если качество досок было лишь удовлетворительным, а спортсмен, катавшийся за данную продукцию, не был чемпионом, продукция пользовалась популярностью. Таким образом, спортсмены могли повышать свое мастерство, знакомиться и общаться с новыми людьми, делать то, что им нравится, и еще получать за это деньги, а спонсоры - рекламировать свою продукцию и увеличивать продажи.

Литература

1. Алешина И.В. Поведение потребителей : учеб. пособие / И. В. Алешина - М. : Экономистъ, 2006. - 525 с.

2. Гордон Ян Х. Маркетинг партнерских отношений / Ян Х. Гордон. - СПб. : Питер, 2001. - 384 с.

3. Д'Алессандро Д. Войны брендов. 10 правил создания непобедимой торговой марки / Д. Д'Алессандро. -СПб : Питер, 2002. - 224 с.

4. Шааф Ф. Спортивный маркетинг / Шааф Ф. - М.: Информационно-издательский дом «ФилинЪ», 1998. -464 с.

5. Маркетинг в спорте http://www.0zd.ru/marketing_reklama_i_torgovlya/marketing_v_sporte.html (дата обращения: 20.11.14).

6. Спортивный маркетинг: сущность и элементы http://iyusov.livejournal.com/1763.html (дата обращения: 20.11.14).

ЗОЖ - ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОМ СОЦИУМЕ

МЕТЕЛЕВ И.С., к.э.н.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ВЕНТЕР Ю.А.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова ПЕТРЯШОВА М.В.

Омский государственный институт сервиса

Состояние здоровья молодёжи является важнейшим показателем благополучия общества и государства, который отражает настоящую ситуацию и даёт прогноз на будущее.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) представляет собой образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Формирование образа жизни осуществляется на трёх уровнях:

1. Социальном:

• пропаганда;

• информационно-просветительская работа.

2. Инфраструктурном:

• условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств);

• профилактические учреждения;

• экологический контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.