Научная статья на тему 'Современный шведский детектив как синкретический жанр (к постановке проблемы)'

Современный шведский детектив как синкретический жанр (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
972
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ДЕТЕКТИВ / КРИМИНАЛЬНЫЙ РОМАН / GENRE / DETECTIVE / CRIME NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козина Ю. Е.

Анализируется шведский детектив как особый жанр современной зарубежной литературы, описываются основные положения и особенности, а также обосновывается актуальность поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN SWEDISH DETECTIVE IS AS A SYNCRETIC GENRE

In this work the Swedish detective is analyzed as a genre of modern foreign literature; also the basic framework and peculiarities are described and the relevance of setting the problem is shown.

Текст научной работы на тему «Современный шведский детектив как синкретический жанр (к постановке проблемы)»

Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (3), с. 254-257

УДК 82-312.4

СОВРЕМЕННЫЙ ШВЕДСКИЙ ДЕТЕКТИВ КАК СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ЖАНР

(К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

© 2014 г. Ю.Е. Козина

Петрозаводский государственный университет

kozylkina@yandex.ru

Пиступила в редакцию 15.07.2014

Анализируется шведский детектив как особый жанр современной зарубежной литературы, описываются основные положения и особенности, а также обосновывается актуальность поставленной проблемы.

Ключевые слива: жанр, детектив, криминальный роман.

Главная проблема детектива как жанра -приписывание его к массовой литературе. Дело в том, что в русской традиции детектив считается низким жанром, не является предметом внимательного изучения, в отличие, например, от Швеции, где данному вопросу уделяется достаточно большое внимание. В частности, создаются целые институты по изучению детектива, выпускаются книги, посвященные этому жанру и прочее. Так в 1971 году была основана Академия детективных авторов Швеции, одной из задач которой является поддержка и поощрение авторов криминальных романов. В городе Эскильстуна в 1989 году организована студенческая исследовательская библиотека, где собирается информация о детективном жанре, а также вся криминальная литература, как на шведском, так и на других языках. Это свидетельствует о том, что «массовостью» наделяется далеко не каждое произведение этого жанра, из чего можно сделать предположение: детектив не может быть отнесен только к явлениям «массовой литературы». В то же время детектив сложно отнести к высоком жанру, скорее, в нём сочетаются «высокие» и «низкие» жанровые элементы. В этом и заключается конфликт между российским и зарубежным восприятиями детектива.

Несмотря на практически полное отсутствие серьёзных исследований по данному вопросу, интерес к детективу, в частности к шведскому, в последнее время возрастает. Об этом свидетельствуют публикации в литературных газетах и журналах, блогах и интернет-изданиях. Популярность детектива в Швеции объясняется не только количеством тиражей, продаваемостью и личностью авторов, многие из которых уже стали «медийными», но и качеством литературы.

Шведский детектив захватил не только мировой литературный рынок, но и умы поклонников этого жанра, что говорит об актуальности поставленной проблемы: определение особенностей современного «скандинавского нуара», которые одновременно являются причинами его резкой популярности.

В первую очередь необходимо обозначить «рамки» классического детектива, чтобы провести параллели с современным его состоянием и выявить принципы свойственные именно шведскому детективу.

Само зарождение детективного жанра относят к расцвету творчества Эдгара Аллана По после выхода его новеллы «Убийство на улице Морг» (1841). Изначально, основой сюжета и его главной задачей был рассказ о преступлении. Далее в ходе своего развития жанр наделялся социальной тематикой, но причины убийства были скорее личными. «В сказочной стране, где происходило действие детективов «золотого века», убийства совершались постоянно, не принося, однако, никому вреда» [1, с. 109], - писал Дж. Саймоне. Детективу приписывают штампы, повторы, условности, нежизненность персонажей и ситуаций. Авторы классического романа о преступлении не изображают реальную действительность, а лишь подгоняют её под стандартную схему, выражающуюся в следующей композиции: тайна преступления - расследование - установление истины.

Кроме того, в центре повествования находится герой, ведущий расследование. Как правило, это уникальная личность, обладающая выдающимися способностями, особым логическим мышлением. Стоит только вспомнить героя произведений Артура Конан Дойля - Шерлока Холмса.

После Второй мировой войны жанр подвергся некоторым изменениям: теперь ход раскрытия преступления стоит выше причин происшествия, сюжет становится психологически более наполненным, выделились новые виды - криминальный и шпионский романы.

Учитывая все вышеперечисленные критерии, болгарский теоретик жанра и писатель Богомил Раинов предложил своё определение детектива: «Мы можем считать детективным романом лишь такое произведение, в котором преступление рассматривается не как эпизод или повод для развития действия, а как основная тема, которой следуют и с которой, в той или иной степени, связаны все конфликты, драмы и события, введенные автором в повествование» [2, с. 19-21].

Таким представляется жанр детектива преимущественно за рубежом.

Последнее время всё большую популярность приобретает «скандинавский нуар» - «чёрный криминальный роман». Главной характеристикой является его синкретичность - совмещение элементов высоких и низких жанровых особенностей, определяющих причины всплеска популярности детективного романа.

Мир шведского детектива поистине разнообразен, что объясняется невыразимым талантом шведских авторов. Сохраняя традиции классического детектива «шведские криминалисты» дают этому жанру новую жизнь. Так, стандартная схема «тайна преступления - расследование - установление истины» подвергается значительным изменениям. Личность преступника может быть установлена уже в начале произведения, как в романе Май Шёваль и Пера Валё «Запертая комната». Читатель может находиться наравне с преступником, обладая полной информацией, в отличие от полиции или следователей.

Мелкие детали, подробные описания, быстрая смена действий вперемешку с замедлением расследования или даже полным его отсутствием, фрагментарность повествования, включение средств массовой информации (например, газетных статей или изображение журналиста в качестве главного героя, ведущего расследование) - всё это неотъемлемые элементы сюжета, создающие таинственную или даже мистическую атмосферу в романе. Ярким представителем «мистического направления» в шведском детективе является Юхан Теорин: «хотя книги Теорина считаются детективами, и наравне с живыми людьми в них действуют призраки и привидения, ему удается держать планку высокой литературы, так что от его романов в вос-

торге даже самые придирчивые критики» [3]. Общественность называет Теорина шведским Стивеном Кингом, потому что герои его произведений часто сталкиваются с потусторонними силами, становятся подверженными их влиянию. Сам же писатель в одном из интервью отметил: «В моих книгах люди часто сталкиваются с призраками, но я всегда оставляю за читателем право решать, померещилось им это или нет. Кто знает, может призраки на самом деле существуют...» [3].

Мистической атмосферой также наполнен роман Марии Ланг «Наследники Альберты». Сюжет развивается в поместье богатой пожилой дамы Альберты Фабиан, погибшей при странных обстоятельствах. Место действия, подробные описания, мелкие детали, обстоятельства и незначительные события - всё это погружает читателя в мир тайн, к тому же, основные действия происходят в тёмное время суток.

Кроме яркого мистического колорита в шведском детективе можно выделить не менее важную особенность: социальную направленность. Криминальные романы поднимают остросоциальные проблемы: фашизм, социофо-бия, засилье эмигрантов, одиночество, депрессия, распад традиционного института семьи и семейное насилие, разочарование в идее государства всеобщего благосостояния - «нет криминальной истории, рассказанной шведским писателем, где не было бы обращения к одной из этих тем. Детектив здесь уже давно перестал быть просто частью массовой культуры, став остросоциальным художественным брендом» [4]. Так шведские авторы выразили своё отношение к интересующим их проблемам.

«По мнению переводчика и специалиста по древнеисландской литературе Ильи Свердлова, корни скандинавского детектива уходят вглубь веков - напрямую к исландским сагам. «Как и в современной благополучной Скандинавии, в Исландии эпохи саг по большому счету ничего не происходило, жизнь была размеренная и спокойная, - следовательно, и рассказывать было особо не о чем, - полагает Свердлов. - А значит, каждое из ряда вон выходящее событие - убийство, изнасилование, похищение, ограбление - вызывало ажиотаж. Сегодня в детективном жанре срабатывает тот же принцип. Именно поэтому мир, который рисуют и саги, и современные скандинавские детективы, кажется реально чудовищным» [5].

Проблема может быть обозначена не только самим действием, совершённым преступлением или атмосферой в произведении, но и в повествовании самих героев. Например, монолог Эри-

256

Ю.Е. Кизина

ка Сёдерстрёма, окончившего университет по специальности «Общественные науки», персонажа романа К. Арне Блома «Кто-то даёт сдачи»: В нашей стране нет ни малейших шансив диказать, чти ты чеги-ти стиишь... пи крайней мере, мне так кажется. Учеба - лишняя ибуза. Диплим - ерунда, ничеги не значащая. Ерунда, сплишная ерунда. Мижни, кинечни, за-регистририваться на бирже труда и упивать на хить какую-нибудь хренивую рабитенку. Ни писибия пи безрабитице тебе не видать, как свиих ушей - ты же нигде не рабитал и не был увилен. Ты вриде и не безрабитный, если тебя не увилили. Раз ты никигда не рабитал, ты не безрабитный... бред какий-ти... [6].

После выхода в свет трилогии Стига Ларс-сона «Девушка с татуировкой дракона» критика обратила своё особое внимание на шведский детектив. Серия романов о журналисте Микаэле Блумквисте буквально захватила сознание всех поклонников этого жанра. Образ главного героя неоднозначен, многогранен: это уже не выдающаяся личность, как в классическом детективе, а скорее простой человек, борющийся с неподвластной государственной машиной.

Как уже было сказано выше, личность героя, ведущего расследование, находится в центре повествования: меланхоличный, депрессивный, на грани нервного срыва или психического расстройства, склонный к самоубийству или трудоголик, полностью погружённый в работу из-за семейных проблем или неудач в личной жизни. Эта традиция заложена, к примеру, в романах Май Шёваль и Пера Валё. Именно у них впервые появляется депрессивный образ комиссара Бека, как и мотивы одиночества главного героя, больницы и психической травмы.

«Следователи в скандинавском детективе ничуть не напоминают обаятельных и харизма-тичных мисс Марпл из романов Агаты Кристи или Ниро Вульфа, созданного воображением Рекса Стаута. Преступников тут ловят люди, зачастую сами балансирующие на грани патологии. Амбивалентные личности, нервные, порой асоциальные, с заметной «достоевщинкой» - именно таковы самые запоминающиеся герои северных триллеров. Среди них аутичная би-сексуалка Лисбет Саландер из трилогии Стига Ларссона, неврастеничный детектив Эрленд из книг Арнальда Индридасона, тяжело пьющий инспектор Холе, живущий в состоянии вечного полубреда и многие-многие другие столь же удивительные типажи» [5].

Таким образом, можно выделить общность главных героев, «словно бы речь идет об одном и том же человеке, разве что описанном раз-

личными людьми, добавившими к портрету незначительные, субъективно выделенные черты. Читатель страница за страницей погружается в душный мир бесконечно рефлексирующей и страдающей разнообразными фобиями личности, находящейся на грани нервного срыва или логично приближающейся к суициду» [4]. Особый принцип в описании главных героев - де-тализированность и фрагментарность повествования, что придаёт образу героя некоторую психологизированность: читатель может точно знать только имя главного героя и незначительные факты его биографии, основную информацию же приходится извлекать самостоятельно. Это своеобразная игра авторов с читателями, которые при прочтении произведения начинают вести собственное расследование: главный герой раскрывает преступление, а читатель вслед за ним собирает по крупицам образ ведущего расследование героя.

Как правило, главные герои романов становятся свидетелями различных преступлений, романы объединяются в циклы. Таким, к примеру, является роман К. Арне Блома «Кто-то даёт сдачи» - третий в цикле детективов о работе полицейского участка в Лунде или серия романов Хеннинга Манкеля об инспекторе Курте Валландере. «Манкель открыл двери для международного рынка, и социальная критика в его романах стала существенной причиной их успеха» [7]. Лиза Марклунд дебютировала в 1998 г. с книгой «Дедлайн» - первой в серии из девяти романов о журналистке Аннике Бенгтсон, занимающейся расследованиями. Роман Нессера «Глаз разума», опубликованный в 1993 г., был первым в серии «Маардам». Это 10 книг об инспекторе Ван Веетерене. Арне Даль - творческий псевдоним Яна Арнальда. Даль написал серию из 11 романов о группе-А, особом подразделении шведской полиции, занимающемся международной преступностью. Это далеко не полный список циклов произведений.

Подводя итог всему сказанному, хотелось бы обозначить особенности, отличающие шведский детектив и являющиеся причиной его невероятной популярности. Это «мистичность» произведений, заключающаяся в приобщении героев к религии, таинственным обществам. В произведениях присутствуют мистическая атмосфера, лёгкий налёт депрессии, тайные организации и борьба с жестокой государственной машиной в лице полиции, социальных служб и психиатрических лечебниц. Кроме того, действие происходит в Швеции: для иностранного читателя эта скандинавская страна уже представляет некую загадку из-за культурных различий.

Нельзя не отметить цикличность произведений: авторы создают серии романов, объединённых личностью главного героя.

Каждый герой шведского криминального романа представляет особый интерес: в отличие от традиционного детектива расследование ведёт обычный человек, не обладающий специфическими способностями, логическим мышлением, иногда даже высшим образованием. Как правило, это вполне заурядная личность, не наделённая особыми положительными качествами. Скорее наоборот, герой пессимистичен, разочарован в жизни, на грани нервного срыва. Его преследуют постоянные неудачи как на работе, так и в личной жизни, поэтому частные расследования придают ему сил оставаться частью современного общества и бороться со своим никчёмным существованием.

Главной особенностью является социальная направленность детектива. Авторы выражают своё отношение к остросоциальным проблемам различного характера от безработицы до недовольства политическим устройством государства, что может быть выражено как в повествовании, так и в высказываниях героев произведения.

Из всего этого следует, что границы между популярной и высокой литературой размываются: «Шведский детектив смог ликвидировать конфликт между массовостью и элитарностью.

Поднимая актуальные проблемы, он заставляет задуматься, чем и заслуживает особого, серьезного к себе отношения» [4].

Таким образом, шведский детектив - особый синкретический жанр современной литературы, приобретающий последнее время всё большую популярность.

Список литературы

1. Symons J. Bloody Murder. From the Detective Story to the Crime Novel: a History. Penguin Books, 1975. 349 p.

2. Райнов Б. Черный роман. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

3. Интервью с Юханом Теорином. Сам призраков я не встречал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fantlab.ru/article610 (Дата обращения: 20.02.2014).

4. Вайс В. Шведский детектив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://weissview.blogspot.ru/ 2013/04/blog-post.html (Дата обращения: 20.02.2014).

5. Юзефович Г. Книжка на севере // itogi@7days.ru: Журнал Итоги Вып. 13, 2011 - http:// www.itogi.ru/iskus/2011/13/163478.html (Дата обращения: 20.02.2014).

6. Современный шведский детектив. М.: Прогресс, 1982. 528 с.

7. Факты о Швеции. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sweden.se/other-languages/ russian/Literature-Russian-high-resolution.pdf (Дата обращения: 20.02.2014).

THE MODERN SWEDISH DETECTIVE IS AS A SYNCRETIC GENRE

Ju.E. Kozina

In this work the Swedish detective is analyzed as a genre of modern foreign literature; also the basic framework and peculiarities are described and the relevance of setting the problem is shown.

Keywords: genre, detective, crime novel.

References

1. Symons J. Bloody Murder. From the Detective Story to the Crime Novel: a History. Penguin Books, 1975. 349 p.

2. Rajnov B. Chernyj roman. M.: Progress, 1975. 288 s.

3. Interv'ju s Juhanom Teorinom. Sam prizrakov ja ne vstrechal [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fantlab.ru/article610 (Data obrashhenija: 20.02.2014).

4. Vajs V. Shvedskij detektiv [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://weissview.blogspot.ru/2013/04/ blog-post.html (Data obrashhenija: 20.02.2014).

5. Juzefovich G. Knizhka na severe // ito-gi@7days.ru: Zhurnal Itogi Vyp.13, 2011 - http://www. itogi.ru/iskus/2011/13/163478.html (Data obrashhenija: 20.02.2014).

6. Sovremennyj shvedskij detektiv. M.: Pro-gress, 1982. 528 s.

7. Fakty o Shvecii. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://sweden.se/other-languages/russian/ Literature-Russian-high-resolution.pdf (Data obrashhenija: 20.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.