Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК НФО И РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ЕГО РЕГУЛИРОВАНИИ'

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК НФО И РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ЕГО РЕГУЛИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / НАДЗОР / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕКРЕДИТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ФИНАНСОВЫЙ ПРОДУКТ / УНИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терновой С.М.

Статья посвящена рассмотрению современного рынка некредитных финансовых организаций и роли Банка России в его регулировании. Автором отмечены характерные черты рынка некредитных финансовых организаций, структурирован состав его субъектов, включающий две группы некредитных финансовых организаций, в основе деятельности которых лежит использование денежных или информационных ресурсов. Рассмотрено содержание и основные цели инспекционной деятельности Банка России на рынке НФО, взаимосвязь контактного и дистанционного надзора: различия и единство.The article is devoted to the modern market of non-credit financial institutions and the role of the Bank of Russia in its regulation. The author noted the characteristics of non-credit financial institutions’ market, structured composition of its constituent entities, including two groups of non-credit financial organizations, activity of which is based on monetary or informational resources using. The author reviewed the content and main objectives of inspection activities of the Bank of Russia on the market of non-credit financial institutions, the relationship of contact and remote supervision: diversity and unity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК НФО И РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ЕГО РЕГУЛИРОВАНИИ»

импортных продуктов увеличило производство отечественных пищевых товаров, за счет реализации различных видов стратегий диверсификации производства, в том числе расширении смежных производств, увеличения ассортимента продукции.

Использованные источники:

1. Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник РТ. - 2009. - №1.

2. Ковальчук А.К. Современные проблемы диверсификации экспорта Российской Федерации: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14 - Москва, 2006.

3. http://www.gks.ru

4. Леман Р. Диверсификация на базе профиля фирмы / Р.Леман // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 1.

УДК 336.711.65

Терновой С.М.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации» научный руководитель: Зайцев В.Б., к.э.н.

профессор, доцент Департамент финансовых рынков и банков Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК НФО И РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ЕГО РЕГУЛИРОВАНИИ

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению современного рынка некредитных финансовых организаций и роли Банка России в его регулировании.

Автором отмечены характерные черты рынка некредитных финансовых организаций, структурирован состав его субъектов, включающий две группы некредитных финансовых организаций, в основе деятельности которых лежит использование денежных или информационных ресурсов.

Рассмотрено содержание и основные цели инспекционной деятельности Банка России на рынке НФО, взаимосвязь контактного и дистанционного надзора: различия и единство.

Ключевые слова: Финансовые рынки, надзор, регулирование, финансовая система, некредитная финансовая организация, экономический рост, финансовый продукт, унификация.

Abstract:

The article is devoted to the modern market of non-credit financial institutions and the role of the Bank of Russia in its regulation.

The author noted the characteristics of non-credit financial institutions'

market, structured composition of its constituent entities, including two groups of non-credit financial organizations, activity of which is based on monetary or informational resources using.

The author reviewed the content and main objectives of inspection activities of the Bank of Russia on the market of non-credit financial institutions, the relationship of contact and remote supervision: diversity and unity.

Keywords:

Financial markets, supervision, regulation, non-credit financial institution, economic growth, financial product, unification.

Работа международных финансовых рынков постоянно требует новых подходов к регулированию и надзору. [5] Поэтому вопрос создания мегарегулятора финансовых рынков в России имел теоретический и практических интерес, аргументами в пользу чего назывались преодоление фрагментарности нормативной базы, создание четкой иерархичной структуры.

В первой половине 2014 года Банком России приобретен статус мегарегулятора, что позволило изменить систему надзора и регулирования, объединив под контролем Банка России кредитные организации и всех участников финансовых рынков.

Очень важной представляется задача построения устойчивой, капитализированной финансовой системы, способной фондировать инвестиции и, в конечном счете, обеспечивать экономический рост. [1]

Характерной чертой отечественной финансовой системы является значительное преобладание кредитных организаций. [4] Это подтверждается существенным преобладанием активов кредитных организаций над активами некредитных финансовых организаций (далее - НФО), при этом мегарегулятор стремится к гармоничному развитию всех секторов финансового рынка, принимая единые принципы регулирования и надзора для финансового рынка. Этому процессу сопутствовало существенное расширение функций мегарегулятора по сравнению с инструментарием банковского надзора, применявшимся ранее.

Особенности сложившейся в России структуры финансовой системы связаны с действием ряда факторов, в том числе с достаточно низкой активностью населения на финансовом рынке, сдвигом предпочтений населения в сторону обслуживания в кредитных организациях, которые предоставляют не только банковское обслуживание, но и услуги на фондовом рынке, а также с невысоким уровнем доверия к некредитным финансовым организациям.

Депозиты населения являются второй по величине статьей пассивов кредитных организаций, уступая лишь средствам нефинансовых организаций, размещенным на расчетных и депозитных счетах.

Некредитные финансовые продукты, напротив, пользуются в России гораздо меньшим спросом со стороны населения, и уровень их

проникновения сильно отстает от такового в сопоставимых странах с развивающимися рынками.

Вместе с тем, экономическому росту страны и повышению качества жизни граждан, в свою очередь, способствует эффективная работа финансового рынка, таким образом, развитие финансового рынка - одно из приоритетных направлений деятельности Банка России.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Объединение в рамках мегарегулятора функций инспектирования кредитных и некредитных организаций сделало возможным появление такой структуры контактного надзора, которая включает в себя единство методологических подходов к инспектированию кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.

В данной связи, мероприятиям по совершенствованию надзорной деятельности уделяется особое внимание. Развиваются дистанционный и контакный надзор, что проявляется во внедрении кросс-секторального подхода в надзоре и регулировании, развитии контактного надзора и возложением на него функций инспектирования всех субъектов финансового рынка - кредитных и некредитных организаций.[1]

Формируется тенденция, характеризующаяся сменой структурно и территориально разрозненного банковского надзора, надзором на консолидированной кросс-секторальной основе, объединением функций проверок кредитных и некредитных финансовых организаций, обусловленным формированием формализованных и не формализованных групп из числа кредитных и некредитных финансовых организаций, происходящим на фоне повышения роли некредитных финансовых организаций и увеличения их кооперации с банковским сектором. На практике это выражается в форме одновременных проверок, скоординированных по времени проведения и тематике. Задачи, решаемые в ходе введения такой практики, заключаются в выявлении реальных рисков, принимаемых кредитными организациями, и передаче другим участникам финансового рынка.

Совершенствование надзора будет способствовать повышению качества управления рисками в финансово-банковских группах и холдингах, а также своевременному выявлению сфер повышенных рисков. [3]

Присутствие таких объединений подразумевает унификацию применяемых методик и принципов, составляющих основу комплексных подходов в надзоре и регулировании.

В этой связи можно полагать о необходимости вырабатывания новых,

единых подходов к инспектированию кредитных и некредитных финансовых организаций.

Однако различия в регулировании и надзоре за разными сегментами финансового рынка сложились объективно, и не все надзорные принципы и правила должны быть унифицированы. Таким образом, для Банка России базовым принципом при совершенствовании системы регулирования и надзора остается стимулирование развития разных сегментов финансового рынка как единого организма, обеспечение к ним доверия участников и его устойчивости. [4]

Унифицированный подход в надзоре за финансовыми организациями позволит как повысить качество проводимых надзорных мероприятий, так и снизить регулятивную нагрузку на финансовые организации.

Однако оценка какого критерия, показателя деятельности или аспекта организации отдельно взятого субъекта из всего многообразия финансовых организаций может поддаваться унифицированному подходу инспектирования: раскрытие информации, изучение рискообразующих факторов, формирование собственных средств? Какой процент деятельности организации может быть охвачен унифицированными методами или подходами при осуществлении инспекционной деятельности?

Несмотря на многообразие видов деятельности некредитных финансовых организаций, реализация унифицированных методов и практик представляется доступной через призму разделения НФО на более общие группы.

Одним из примеров условного разделения в данной статье предлагается разделение некредитных финансовых организаций на два вида:

- организации, работающие с денежными ресурсами,

- организации, работающие с информационными ресурсами.

Общий принцип работы НФО первого вида - сбор и дальнейшее размещение денежных средств.

НФО второго типа имеют дело с базами данных, массивами информаций.

Роль организаций обоих типов очевидна для функционирования и развития финансовых рынков, что является одним из приоритетных направлений деятельности Банка России.

Очевидно, что с точки зрения такой классификации, подход к анализу вопроса, например формирования собственных средств будет одинаков для обеих групп НФО. Упрощая модель, это всегда будет разница между активами и обязательствами. Однако вопрос, например, объема раскрываемой информации, в силу требований законодательства в разрезе вида деятельности НФО будет отличен.

Таким образом, унифицированные подходы должны применяться не в разрезе вида субъекта, а в контексте отдельно взятого аспекта или показателя деятельности.

Использованные источники:

1. Сафронов В.А. Выступление заместителя Председателя Банка России -руководителя Главной инспекции Банка России В.А. Сафронова на банковском форуме стран СНГ // Деньги и кредит. — 2016. — № 12 — С. 810.

2. Козлов И.В. Актуальные вопросы инспекционной деятельности Банка России в рамках мегарегулятора // Деньги и кредит. — 2015. — № 10. — С. 13-14.

3. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс / Симановский А.Ю. // Деньги и кредит. — 2001. — № 5 — С. 12.

4. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов (одобрено Советом директоров Банка России 26.05.2016) — С. 44.

5. Счастная Т.В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 1 (21) — С. 113-121.

6. Сафронов В.А. Банк России: 15 лет инспектированию. В одной лодке по волнам финансового рынка // Банковское дело. — 2008. — № 4. — С. 10-13.

7. Котляров М.А. Консолидированный надзор на финансовом рынке // Финансы. 2012. — № 11. — С. 59-62

8. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 21.04.2017).

9. Пять мнений о мегарегуляторе. URL: // www.banki.ru/news/daytheme/?id=4200766 (дата обращения 29.08.2017).

УДК 004.9:332.3

Тлимахова Д. студент магистратуры 1 курса факультет Землеустройство и кадастры

Шафиева Э.Т., к.э.н.

доцент

Кабардино-Балкарский ГАУ имени В.М. Кокова

Россия, г. Нальчик НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОНИФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ

Аннотация: В статье рассматриваются геоинформационные системы на различных уровнях обобщения сведения о земельных ресурсах и различных целевых предназначениях, определены основные направления и внедрения геониформационных технологий в земельном кадастре, их содержимое при решении вопросов перераспределения земельных ресурсов и формирования землепользования.

Ключевые слова: ГИС-технологии, землеустройство, геониформатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.