Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЫНОК / ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА / СЕГМЕНТАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОНГРЕССНЫЙ ТУРИЗМ / EVENT-АГЕНТСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Н.Е.

Мировой опыт развития туристской индустрии свидетельствует о возрастающем влиянии туризма на все сферы экономики. Актуальность статьи обусловлена тем, что одним из приоритетных и активно развивающихся видов туризма считается деловой туризм, который за последнее десятилетие продемонстрировал прирост объема турпотока более чем на 10 %. Значимым инструментом маркетинговой деятельности на рынке услуг делового туризма является сегментация, осуществляемая с целью выявления запросов и предпочтений клиентов, формирования и продвижения адресных турпродуктов. В качестве основных, как правило, используются социально-демографический, региональный и психографический критерий сегментации. В структуре глобального делового туризма, по замечанию автора, лидирующие позиции занимают индивидуальные туры, посещение выставок, конференций, и конгресс-туризм. Конгрессно-выставочный туризм является наиболее подвижным сегментом рынка делового туризма. Центрами его развития становятся крупные мегаполисы, имеющие выгодное географическое положение, развитую дорожно-транспортную инфраструктуру, соответствующие средства размещения, площадки с требуемым техническим оснащением. В зависимости от состава участников и организаторов, в структуре конгрессного туризма выделяют несколько укрупненных групп участников конгресс-форматов: профессиональные ассоциации и госструктуры; специализированные агентства; event-агентства; партнеры (подрядчики) по сопровождению мероприятий. В состав основных субъектов рынка конгресс-туризма сегодня входят конгресс-центры или дворцы съездов; специализированные залы, оборудованные для конференций; туристические агентства; транспортные компании; отели; конгрессные бюро; предприятия питания; компании по организации досуга и др. В статье автор приходит к выводу, что современная индустрия конгресс туризма тонизирует активность смежных отраслей, обеспечивает рост региональной и национальной экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петренко Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN BUSINESS TOURISM MARKET: STRUCTURE, FEATURES OF FUNCTIONING

The world experience in the development of the tourism industry testifies to the increasing influence of tourism on all spheres of the economy. The relevance of the article is due to the fact that business tourism is considered one of the priority and actively developing types of tourism, which over the past decade has demonstrated an increase in the volume of tourist traffic by more than 10 %. A significant tool of marketing activities in the business tourism services market is segmentation, carried out in order to identify customer requests and preferences, the formation and promotion of targeted travel products. As a rule, socio-demographic, regional and psychographic criteria of segmentation are used as the main ones. In the structure of global business tourism, according to the author, individual tours, visits to exhibitions, conferences, and congress tourism occupy leading positions. Congress and exhibition tourism is the most mobile segment of the business tourism market. The centers of its development are large megacities with an advantageous geographical location, developed road transport infrastructure, appropriate accommodation facilities, sites with the required technical equipment. Depending on the composition of participants and organizers, several enlarged groups of participants of congress formats are distinguished in the structure of congress tourism: professional associations and government agencies; specialized agencies; event agencies; partners (contractors) for event support. The main subjects of the congress tourism market today include: congress centers or congress palaces; specialized halls equipped for conferences; travel agencies; transport companies; hotels; congress bureaus; catering companies; leisure companies, etc. In the article, the author comes to the conclusion that the modern congress tourism industry tones up the activity of related industries, ensures the growth of regional and national economies.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

60

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 2(48)

УДК 332.13

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Н.Е. Петренко

Мировой опыт развития туристской индустрии свидетельствует о возрастающем влиянии туризма на все сферы экономики. Актуальность статьи обусловлена тем, что одним из приоритетных и активно развивающихся видов туризма считается деловой туризм, который за последнее десятилетие продемонстрировал прирост объема турпотока более чем на 10 %.

Значимым инструментом маркетинговой деятельности на рынке услуг делового туризма является сегментация, осуществляемая с целью выявления запросов и предпочтений клиентов, формирования и продвижения адресных турпродуктов. В качестве основных, как правило, используются социально-демографический, региональный и психографический критерий сегментации.

В структуре глобального делового туризма, по замечанию автора, лидирующие позиции занимают индивидуальные туры, посещение выставок, конференций, и конгресс-туризм. Конгрессно-выставочный туризм является наиболее подвижным сегментом рынка делового туризма. Центрами его развития становятся крупные мегаполисы, имеющие выгодное географическое положение, развитую дорожно-транспортную инфраструктуру, соответствующие средства размещения, площадки с требуемым техническим оснащением.

В зависимости от состава участников и организаторов, в структуре конгрессного туризма выделяют несколько укрупненных групп участников конгресс-форматов: профессиональные ассоциации и госструктуры; специализированные агентства; event-агентства; партнеры (подрядчики) по сопровождению мероприятий. В состав основных субъектов рынка конгресс-туризма сегодня входят конгресс-центры или дворцы съездов; специализированные залы, оборудованные для конференций; туристические агентства; транспортные компании; отели; конгрессные бюро; предприятия питания; компании по организации досуга и др.

В статье автор приходит к выводу, что современная индустрия конгресс туризма тонизирует активность смежных отраслей, обеспечивает рост региональной и национальной экономик.

Ключевые слова: экономика; рынок; туризм; индустрия делового туризма; сегментация; корпоративные мероприятия; конгрессный туризм; event-агентства.

N.E. Petrenko. MODERN BUSINESS TOURISM MARKET: STRUCTURE, FEATURES OF FUNCTIONING

The world experience in the development of the tourism industry testifies to the increasing influence of tourism on all spheres of the economy. The relevance of the article is due to the fact that business tourism is considered one of the priority and actively developing types of tourism, which over the past decade has demonstrated an increase in the volume of tourist traffic by more than 10 %.

A significant tool of marketing activities in the business tourism services market is segmentation, carried out in order to identify customer requests and preferences, the formation and promotion of targeted travel products. As a rule, socio-demographic, regional and psychographic criteria of segmentation are used as the main ones.

In the structure of global business tourism, according to the author, individual tours, visits to exhibitions, conferences, and congress tourism occupy leading positions. Congress and exhibition tourism is the most mobile segment of the business tourism market. The centers of its development are large megacities with an advantageous geographical location, developed road transport infrastructure, appropriate accommodation facilities, sites with the required technical equipment.

Depending on the composition of participants and organizers, several enlarged groups of participants of congress formats are distinguished in the structure of congress tourism: professional associations and government agencies; specialized agencies; event agencies; partners (contractors) for event support. The main subjects of the congress tourism market today include: congress centers or congress palaces; specialized halls equipped for conferences; travel agencies; transport companies; hotels; congress bureaus; catering companies; leisure companies, etc.

In the article, the author comes to the conclusion that the modern congress tourism industry tones up the activity of related industries, ensures the growth of regional and national economies.

Keywords: economy; market; tourism; business tourism industry; segmentation; corporate events; congress tourism; event agencies.

Современный туризм позиционирует себя как одна из активно развивающихся отраслей мировой и национальной экономики. Индустрия туризма и гостеприимства создает рабочие места, несет существенную социальную нагрузку, участвует в формировании валового внутреннего продукта. Она оказывает значимое влияние на целый ряд смежных отраслей экономики: торговлю, сельское хозяйство, промышленность, логистику, общественное питание, науку, играя при этом ключевую роль в привлечении инвестиций в страны и регионы.

В целом, развитие туризма зависит от двух групп факторов:

1) ресурсные факторы - присутствие в регионе всех видов туристско-рекреационных ресурсов, участвующих в создании туристских продуктов, туристском обслуживании и оказании дополнительных услуг, например, природно-климатических, историко-культурных, человеческих и т.д.;

2) экономические факторы - наличие необходимой туристской инфраструктуры и определенной материально-технической базы, включающей средства производства региональных и национальных туристских продуктов.

Деловой туризм как вид туристской деятельности не имеет однозначного, общепринятого определения и трактуется по-разному отечественными и зарубежными авторами. Так, А. Агилера рассматривает деловой туризм как совокупность отношений и явлений, происходящих в рабочее время при посещении деловых мероприятий в местах, не являющихся постоянными рабочими местами сотрудников [11]. Р. Девидсон, рассматривая деловой туризм, акцентирует внимание на связи делового туризма с выполнением путешествующим лицом должностных функций и обязанностей и реализацией интересов компании, которые направлены на решение текущих задач, формирование у работника необходимых навыков и знаний для совершенствования его профессиональных компетенций [12]. Аналогичный подход обоснован в трудах ведущих отечественных исследователей туризма - И.Т. Балабанова, А.И. Балабанова, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, А.Т. Кириллова, Л.А. Волковой и др. [1; 3; 5]. В определении, данном Российской ассоциацией делового туризма, делается акцент на то, что деловые поездки не связаны с получением дополнительных доходов в местах командировок [1; 3].

Среди особенностей делового туризма мож-

но назвать стоимость путешествия. Поскольку большую часть его участников составляют менеджеры высшего и среднего звена, стоимость поездки увеличивается в разы за счет увеличения стоимости услуг: проживание, бизнес-трансфер, питание и др. Еще одной специфической чертой делового туризма можно правомерно считать отсутствие прямой зависимости от фактора сезонности [6].

В структуре спроса на услуги современного делового туризма среди его основных элементов главенствующую позицию занимают индивидуальные туры (70,8 %). Следующие по популярности - командировки на семинары и конференции (12,6 %). На посещение специализированных отраслевых выставок и ярмарок приходится порядка 10,9 %, конгрессные и ин-сентив туры занимают 3 %. На долю деловых туристов в мировом туристском потоке приходится примерно 25 % от общего числа туристских поездок [8].

Наиболее динамичным сектором рынка делового туризма является конгрессно-выста-вочный туризм, под которым принято понимать деятельность, связанную с участием в конгрессах, конференциях, форумах, ярмарках, выставках и иных мероприятиях, проходящих с организацией деловой программы. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), на конгрессно-выставочные поездки приходится порядка 9 % от общего мирового туристского потока [4].

По официальным данным, количество деловых поездок за 2020 г. сократилось почти на 64 %. По сравнению с 2019 г. наибольшее снижение в топ-10 демонстрирует турпоток в Китай (в 11,8 раза), Южную Корею (в 6,3 раза) и Азербайджан (в 4 раза). Динамика контингента участников деловых поездок в разрезе стран-партнеров России за 2019-2020 гг. представлена на рис. 1 [2].

Одной из главных отличительных особенностей конгрессного туризма является то, что заказчиками этого рода мероприятий чаще всего выступают крупные холдинги, корпорации и государственные организации. Центрами развития конгрессного туризма становятся города, отвечающие ряду требований: выгодное географическое положение; наличие развитой транспортной инфраструктуры; высокое качество оказываемых услуг, предоставляемых гостиничным сектором; наличие необходимой материально-технической базы для проведения конгрессных мероприятий.

Рис. 1. Динамика контингента участников деловых поездок в разрезе стран-партнеров

России за 2019-2020 гг. (тыс. чел.) Примечание: составлено автором на основе [2]

Следует отметить, что активным инструментом маркетинговой деятельности на рынке услуг конгрессного туризма является сегментация, главной целью которой является обеспечение принципа адресности при продвижении туристских продуктов. Посредством сегментации реализуется основной принцип маркетинга - приоритет потребителя. Как правило, туристические компании осуществляют свою деятельность на потребительском рынке, где широкое распространение получили следующие критерии сегментации:

- социально-демографический - включает классификацию по персональным характеристикам туристов (возраст, пол, уровень дохода и т.д.);

- региональный - заключается в разделении прибывающих туристов по месту, откуда они прибыли;

- психографический - определяет интересы туристов и их ожидания от поездки.

Ключевое отличие между социально-демографическим и психографическим критерием заключается в том, что первый метод описывает различия в поведении туристов, а второй метод выявляет факторы, влияющие на их выбор. Большинство специалистов отмечают, что социально-демографический критерий сегментации является особенно актуальным для ту-

ристических организаций, поскольку позволяет найти и собрать необходимую информацию для разработки конкретного, запрашиваемого потребителями турпродукта, адекватности его позиционирования и продвижения, а также помогает в выявлении потенциальных клиентов [5].

Сегментация рынка конгрессного туризма может быть проведена по следующим параметрам: количество участников и их профессиональная принадлежность, цели проведения мероприятия. Однако, по мнению экспертов, основным критерием сегментации является природа инициатора созыва мероприятия, что, в свою очередь, позволяет выделить два обобщенных сегмента: корпоративный и некорпоративный рынок.

Обобщенная модель сегментации рынка услуг конгрессного туризма представлена на рис. 2.

Некорпоративный рынок деловых мероприятий можно разделить на три вида:

- научные конференции;

- отраслевые конференции;

- проблемные (ненаучные) конференции.

В рамках корпоративного рынка можно выделить на три основных типа мероприятий:

1) внутренние - участниками выступают исключительно сотрудники отдельной компании. Цели проведения внутренних мероприя-

Рынок услуг конгрессного туризма

- - Г 1 г

Корпоративный рынок конференций Некорпоративный рынок конференций

Т

Внутренние конференции

Внешние конференции

Продажи

Обучение

Заседание правления

Технические

Поощрительный

Мозговой штурм

Комбинированные конференции

Презентация продукта

Симпозиум

Выставка

Рабочая встреча

Дилерская конференция

Дилерская конференция

Пресс-конференция

Конференции, созываемые международными правительственным и организациями и ассоциациями

Конференции, созываемые международными неправительственными организациями и ассоциациями

Собрание акционеров

Рис. 2. Обобщенная модель сегментации рынка конгрессного туризма

тий - обучение сотрудников, повышение коммерческих показателей компании и т.д.;

2) внешние - предназначены для нескольких компаний, имеющих свое присутствие на определенном рынке (симпозиумы, семинары, презентация новых продуктов и т.д.). Участниками являются внешние партнеры компании;

3) комбинированные - такого рода мероприятия подразумевают под собой организацию и проведение встречи внешних и внутренних партнеров (рабочие семинары и совещания с целью обмена опытом).

В зависимости от состава участников и организаторов можно выделить четыре укрупненные группы конгресс-мероприятий [7].

Первая группа - конгресс-мероприятия, инициируемые профессиональными ассоциациями и государственными структурами, которые, в свою очередь, являются корпоративными клиентами - заказчиками мероприятий. К отличительным особенностям мероприятий, проводимых этими организациями, относится то, что сроки их организации ограничены, а время проведения - межсезонье, весна и осень. Бюд-

жет корпоративных мероприятий складывается из взносов участников. Как правило, его размер превышает размеры бюджетов некорпоративных мероприятий. При этом к некорпоративным клиентам принято относить ассоциации и государственные структуры. Данные мероприятия более продолжительны и имеют международный характер. К заказчикам данных мероприятий относятся профессиональные или торговые ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др. В отличие от корпоративных мероприятий конференции и конгрессы данного сегмента периодически упоминаются в средствах массовой информации, а также требуют намного большего времени на организацию.

Вторую группу составляют конгресс-мероприятия, инициируемые специализированными агентствами и иными посредниками, условно подразделяемыми на:

- профессиональных организаторов конференций;

- профессиональных организаторов выставок;

- компании организаторов корпоративных мероприятий;

64

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 2(48)

- DMC (destination management company -«управляющая компания назначения») - сервисные компании, специализирующиеся на создании мероприятий, туров, программ в определенном месте;

- event-агентства.

Профессиональные организаторы конференций - специализированные фирмы, осуществляющие деятельность по подготовке, организации, администрированию и проведению различных деловых мероприятий: конгрессов, конференций, семинаров, выставок и пр. Эти компании оказывают самый широкий спектр услуг, включая выбор места, техническое оснащение, поиск и привлечение спонсоров, приглашение спикеров, модераторов, организацию культурно-досуговой программы.

DMC выступают одним из игроков рынка деловых услуг, оказывая полноценный их комплекс, но главной особенностью является то, что они работают на определенной территории (город или регион). В отличие от туристских операторов, данные компании действуют через посредников в лице агентств.

Event-агентства - это специализированные компании, организующие мероприятия по заказу. Особенностью event-агентств является то, что они занимаются не только конгрессными мероприятиями, но и мероприятиями в сфере развлечений, досуга, анимации.

В отдельную группу принято выделять конгресс-мероприятия, проводимые иными партнерами, поскольку существует множество различных организаций, обеспечивающих данный сектор. В их число входят площадки, подрядчики и др. Площадкой для проведения конференций в современных реалиях может быть практически любое здание, но в то же время больше половины всех площадок составляют гостиницы и отели. Когда в одном месте проводится мероприятие, и в этом же здании размещаются участники, работа организаторов значительно облегчается.

К подрядчикам относят любые компании, которые предоставляют товары или услуги заказчикам. В индустрии встреч такими подрядчиками могут быть компании, предоставляющие услуги кейтеринга, безопасности, клинин-га, услуг по предоставлению аудио- и видеооборудования, медиа-услуги и др.

Организации, которые занимаются маркетингом территорий, также являются структурным элементом конгресс-индустрии. Они, в свою очередь, делятся на организации локального (городские, региональные конвеншн-бю-ро) и национального уровня (национальные

туристические офисы или национальные кон-веншн-бюро).

Успешность проводимых конгрессных мероприятий во многом зависит от профессионализма специалистов и структур, которые непосредственно задействованы в процессе организации. На современном рынке конгресс-туризма осуществляют свою деятельность следующие субъекты:

- конгресс-центры, или дворцы съездов;

- специализированные залы, оборудованные для конференций;

- туристические агентства;

- транспортные компании;

- отели;

- конгрессные бюро;

- предприятия питания;

- компании по организации досуга и др.

Конгресс-центры, или дворцы съездов, предоставляют организаторам залы для проведения заседаний, просторные холлы для приема и регистрации участников, офисы, необходимое оборудование для работы конференций, а также имеют возможность организации питания на их территории посредством кафетериев, закусочных, ресторанов. Главной особенностью конгресс-центров является их вместимость: они способны принимать мероприятия с многотысячной аудиторией. Например, дворец съездов в Сингапуре представляет собой 66-этажное здание, где расположена гостиница на 1 200 номеров и конференц-залы, способные вместить до 4 тыс. человек одновременно.

Дворцы съездов являются отличным решением для проведения мероприятий, поскольку они объединяют все, что нужно для проведения разноформатных мероприятий. Это повышает продуктивность работы организаторов и участников конгресс-мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различные государственные структуры, профессиональные ассоциации, национальные и международные организации, профсоюзы и муниципалитеты располагают собственными залами, оборудованными для проведения различного рода массовых мероприятий.

Значимыми субъектами рынка конгресс-туризма являются туристические агентства, которые, кроме традиционных услуг (продажа туров, бронирование билетов, гостиниц и т.д.), предлагают услуги по подготовке и проведению различных конференций. В структурах крупных туристических компаний предусмотрены целые подразделения, отвечающие за подготовку мероприятий. Некоторые туристические агентства ориентируются только на продаже услуг конгресс-туризма [8].

Транспортные компании являются инфра-

структурной составляющей рынка конгрессного туризма и принимают непосредственное участие как в трансфере участников, так и в продвижении данного вида туризма. Например, авиакомпании могут предлагать специальные тарифы и всевозможные скидки для участников конгресс-мероприятий. Ряд авиакомпаний издает специальные брошюры и журналы, в которых описаны наиболее популярные у деловых туристов и города направления, являющиеся лидерами по проведению различного рода конгресс-мероприятий. Авиакомпании зачастую сотрудничают с организаторами конференций по следующему сценарию: организаторы мероприятия выбирают конкретную авиакомпанию в качестве официального партнера и перевозчика, а она получает свою прибыль за счет рекламы в рамках мероприятий. Таким образом, организаторы получают спонсора в лице данной авиакомпании.

Помимо авиакомпаний, непосредственными участниками индустрии конгресс-туризма выступают организации, предоставляющие услуги трансфера во время самого делового мероприятия. Существуют специализированные компании, ориентированные исключительно на бизнес-сегмент, предоставляющие деловым путешественникам транспорт бизнес-класса с личным водителем. Также спросом пользуются и групповые трансферы, которые являются неотъемлемой частью любого мероприятия: трансферы из отеля в место проведения конференции или трансферы из аэропорта в отель [9].

Несмотря на деловой характер MICE-путешествий, не стоит недооценивать и приуменьшать важность средств размещения в конгрессной индустрии, в которых, помимо услуг размещения и питания, могут располагаться конференц-залы и необходимое техническое оборудование для проведения кон-грессных мероприятий. Отдельные конвеншн-центры также предлагают услуги размещения участников деловых мероприятий с широким спектром дополнительных услуг и высоким уровнем сервиса. Крупные сетевые отели располагают специализированными службами по организации мероприятий на их территории и привлечению корпоративных клиентов, что позволяет получать дополнительный доход именно от сегмента бизнес-туристов [13].

Кроме основных, перед конгрессными бюро ставятся сопутствующие задачи: продвижение города или региона как центра конгресс-туризма, привлечение специализированных компаний для организации конкретных мероприятий. Ряд конгрессных бюро самостоятель-

но занимаются и организацией, и проведением конгрессов и конференций.

В целом, можно утверждать, что современная индустрия конгресс-туризма тонизирует активность многих смежных отраслей экономики. Как весомый сектор индустрии туризма, деловой туризм обеспечивает рост доходности экономики страны. Строительство специализированных конгресс-центров и бизнес-отелей, развитие сферы общественного питания и транспорта, прокладка новых дорог, появление новых транспортных маршрутов, рост числа турагентских компаний - все это способствует созданию новых рабочих мест, росту поступлений доходов в бюджеты всех уровней, развитию региональной инфраструктуры, формирует устойчивый инвестиционный климат, активизирует внутренние туристские потоки.

Список литературы

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика, 2002. 173 с.

2. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): офиц. сайт. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 22.06.2022).

3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2015. 368 с.

4. Инновационные технологии развития туристской деятельности Крымского региона: монография / А.А. Дорофеева [и др.]. Симферополь: ООО «Издательство типография Ариал», 2017. 163 с.

5. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 184 с.

6. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Тренды развития туристского рынка и формирования потребительских предпочтений // Менеджмент предпринимательской деятельности: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов (1819 апреля 2019 г.). Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2019. С.399-405.

7. Мекуш Г.Е., Кайзер Ф.Ю. Туристский образ территории: проблема дефиниции, подходы и методы исследования, структурно-функциональные особенности // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2020. Т. 6. N° 3. С. 70-93.

8. Нюренбергер Л.Б., Климова Э.Н. Парадигма устойчивого развития туризма: сущность, принципы, критерии // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов:

материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. (17 мая 2018 г.): в 2 ч. Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С.515-520.

9. Организация туристской деятельности на региональном рынке: монография / А.В. Курняв-кин [и др.]. М.: КноРус, 2020. 146 с.

10. Шваков Е.Е., Мищенко В.В., Осадчая О.П. Диверсификация экономики монопрофильных поселений как фактор их устойчивого развития // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 3. № 1. С. 60-67.

11. Aguilera A. Business travel and mobile workers // Transportation Research. 2008. Vol. 42. Part A. P. 1109-1116.

12. Davidson R., Cope B. Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibitions, Corporate Hospitality and Corporate Travel. London, UnitedKingdom: PearsonEducation, 2003. 290 p.

13. Nyurenberger L.B., Sevryukov I.Yu., Luchina N.A., Shchetinina N.A. Congress tourism as an indicator of the development of the global and national mice industry // 47nd International Scientific Conference on Economic and Social Development. 2019. P. 237-246.

References

1. Balabanov I.T., Balabanov A.I. Ekonomika turizma [Tourism economy]: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ekon. spetsiaFnostyam i napravleniyam. M.: Finansy i statistika, 2002. 173 s.

2. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsi-onno-statisticheskaya sistema (EMISS): ofits. sajt. URL: https://www.fedstat.ru (Accessed 22.06.2022).

3. Zorin I.V., Kvartalnov V.A. Entsiklopediya turizma [Encyclopedia of Tourism]: spravochnik. M.: Finansy i statistika, 2015. 368 s.

4. Innovatsionnye tekhnologii razvitiya turistskoj deyateFnosti Krymskogo regiona [Innovative technologies for the development of tourism activities in the Crimean region]: monografiya / A.A. Dorofeeva [i dr.]. Simferopol: OOO «IzdateFstvo tipografiya Arial», 2017. 163 s.

5. Kirillov A.T., Volkova L.A. Marketing v tu-rizme [Marketing in tourism]. SPb.: Izd-vo S.-Pe-terb. un-ta, 1996. 184 s.

6. Klejman A.A., Babanchikova O.A. Trendy razvitiya turistskogo rynka i formirovaniya pot-

rebitePskikh predpochtenij [Trends in the development of the tourist market and the formation ofconsumer preferences] // Menedzhment predprinimateFskoj deyateFnosti: materialy XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. prepodavatelej, doktorantov, aspirantov i studentov (18-19 aprelya 2019 g.). Simferopol: IP Zueva T.V., 2019.S.399-405.

7. Mekush G.E., Kajzer F.Yu. Turistskij obraz territorii: problema definitsii, podkhody i metody issledovaniya, strukturno-funktsionaFnye osoben-nosti [Tourist image of the territory: the problem of definition, research approaches and methods, structural and functional features] // Uchenye za-piski Krymskogo federaFnogo universiteta im. V.I. Ver-nadskogo. Geografiya. Geologiya. 2020. T. 6. № 3. S.70-93.

8. Nyurenberger L.B., Klimova E.N. Paradigma ustojchivogo razvitiya turizma: sushchnost', prin-tsipy, kriterii [The paradigm of sustainable tourism development: essence, principles, criteria] // Akti-vizatsiya intellektuaFnogo i resursnogo potentsiala regionov: materialy' 4-j Vseros. nauch.-prakt. konf. (17 maya 2018 g.): v 2 ch. Irkutsk: Izd-vo BGU,

2018. S.515-520.

9. Organizatsiya turistskoj deyateFnosti na regional nom rynke [Organization of tourism activities in the regional market]: monografiya / A.V. Kurnyavkin [i dr.]. M.: KnoRus, 2020. 146 s.

10. Shvakov E.E., Mishchenko V.V., Osad-chaya O.P. Diversifikatsiya ekonomiki monopro-filnykh poselenij kak faktor ikh ustojchivogo raz-vitiya [Diversification of the economy of single-industry settlements as a factor of their sustainable development] // Zhurnal prikladnykh issledovanij. 2021. T. 3. № 1. S. 60-67.

11. Aguilera A. Business travel and mobile workers // Transportation Research. 2008. Vol. 42. Part A. P. 1109-1116.

12. Davidson R., Cope B. Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibitions, Corporate Hospitality and Corporate Travel. London, UnitedKingdom: PearsonEducation, 2003. 290 p.

13. Nyurenberger L.B., Sevryukov I.Yu., Luchina N.A., Shchetinina N.A. Congress tourism as an indicator of the development of the global and national mice industry // 47nd International Scientific Conference on Economic and Social Development.

2019. P. 237-246.

ПЕТРЕНКО Никита Евгеньевич - аспирант. Новосибирский государственный университет экономики и управления. Россия. Новосибирск. E-mail: nepetrenko@ro.ru.

PETRENKO, Nikita Evgenyevich - Postgraduate Student. Novosibirsk State University of Economics and Management. Russia. Novosibirsk. E-mail: nepetrenko@ro. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.