Научная статья на тему 'Современный рынок аудита и консалтинга: новейшая история развития'

Современный рынок аудита и консалтинга: новейшая история развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князева Н. В.

Дается анализ современного мирового и отечественного рынка аудита и консалтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY AUDIT AND CONSULTING MARKET: THE LATEST HISTORY OF DEVELOPMENT

The paper analyses present-day world and domestic market of audit and consulting.

Текст научной работы на тему «Современный рынок аудита и консалтинга: новейшая история развития»

ББК У052

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК АУДИТА И КОНСАЛТИНГА: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

© 2006 Н. В. Князева

Самарский государственный экономический университет

Дается анализ современного мирового и отечественного рынка аудита и консалтинга.

Понятия аудит и консалтинг объединяет то, что каждый из этих видов интеллектуального производства является серьезным коммерческим направлением. Сферы данных интеллектуальных услуг во многом схожи и во многом отличаются, в чем-то индивидуальны, в чем-то совпадают полностью. Так или иначе аудит и консалтинг являются самостоятельным видом финансовой услуги во всех развитых странах.

Историю развития данных услуг условно можно разделить на три этапа: до 1949 года, период с 1949 по 1999 годы и новейшая история.

Новейшая история развития рынка аудита и консалтинга отсчитывается с начала XXI столетия.

В настоящее время всего четыре компании доминирующим образом удерживают лидирующие позиции в мировом рейтинге:

1. ПрайсУотерхаузКуперс (Price Waterhouse Coopers - англо-американская), которая об-разована в 1998 г. в результате слияния Coopers and Lybrand и Price Waterhouse.

2. Делойт энд Туш (Deloitte and Touch -американо-японская).

3. Эрнст энд Янг (Ernst and Young -шотландская).

4. КПМГ (KPMG) (в том числе Пит Марвик, БДО (PeatMarwick, BDO) и др.).

Данные компании безоговорочно захватили крупную долю мирового и, в том числе, российского рынка. Их деятельность должна быть изучена как в качестве положительного опыта, так и для выработки собственной поведенческой политики.

2000-2002 гг. Политическая конкурентная среда консалтингового бизнеса за данный период представляет следующую картину.

Двойное давление, вызванное технологическими изменения-ми и вмешательством регулирующих органов, привело к тому, что большинство ведущих компаний отделяют свои подразделения управленческого консалтинга от аудита. Например:

- в мае 2000 года фирма Ernst & Young продала свое подразделение управленческого консалтинга компании Cap Gemini за 11 миллиардов долларов, в результате чего было создано крупнейшее в мире консалтинговое агентство в области менеджмента и технологии;

- в сентябре 2000 года Price Waterhouse Coopers (PwC) и Hewlett-Packard вели переговоры о возможной продаже подразделения управленческого консалтинга, а через два месяца сделка сорвалась после резкого падения курса ценных бумаг технологических компаний и объявления о плачевных итогах деятельности Hewlett-Packard в третьем квар-тале. Крах Enron в январе 2002 года привел к ускорению раздела между аудиторскими и консалтинговыми подразделениями PwC;

- давний спор между Arthur Andersen и Andersen Consulting был разрешен летом 2000 года. В результате раздела фирма Andersen Consulting сменила название на Accenture и лишилась права пользоваться в дальнейшем именем Andersen. Это стало ударом для Andersen Consulting, потратившей 7 миллиардов долларов на раскрутку своего бренда. Смена названия обошлась Accenture в 100 миллионов долларов. Accenture в июне 2001 года выпустила акции на бирже, а компания Arthur Andersen стала называться Andersen, чтобы эксплуатировать бренд Andersen Consulting. Крупнейший в истории крах компании Enron навлекает на фирму обвинения в непрофессиональном поведении, в том чис-

ле в уничтожении аудиторских документов после вызова в суд Комиссией по ценным бумагам и биржам;

- все большее число крупных корпораций, включая американскую медийную группу Walt Disney, британскую страховую компанию CGNU и британско-голландскую компанию потребительских товаров Unilever, уже больше не позволяет своим аудиторам оказывать консалтинговые услуги;

- KPMG выставила на продажу акции своего американского консалтингового подразделения в феврале 2001 года, чтобы получить 1,3 миллиарда долларов. Полученные от продажи акций средства использованы для оплаты долгов и покупки консалтинговых подразделений бухгалтерской фирмы KPMG, разбросанных по всему миру, чтобы создать глобальную консалтинговую организацию.

Интересно, что до февраля 2002 года Deloitte and Touche оставалась единственной из пяти ведущих компаний, отказавшейся разделить управленческий консалтинг и аудиторские подразделения. Ее директор по глобальной стратегии и инновации Стивен Спринкл осуждал действия других фирм. Он считал слияние Ernst & Young с Cap Gemini демотивирующим для консультантов Ernst & Young. Он полагал, что они уже не находятся в профессии, а вместо этого стали частью организации командного типа, центром ко -торой перестали быть проекты и результаты. Он был убежден, что эта организация стала частью дешевого предприятия. Также он считал, что сотрудники Accenture лишились воз-

можности развития карьеры, существовавшей в старой партнерской модели. Изданный 6 февраля 2002 года в ответ на скандал с Enron пресс-релиз объявил об отделении от фирмы группы Deloitte Consulting.

Экономические показатели деятельности основных зарубежных компаний ежегодно анализируются в авторитетном издании International Accounting Bulletin, где подводят итоги работы консалтинговых компаний аудита. Согласно его данным, выручка первой десятки крупнейших мировых аудиторских компаний за 2002 год выросла больше чем на 1,7 млрд. долл. Не в последнюю очередь это произошло благодаря крушению Andersen и переходу его клиентов на обслуживание к другим аудиторам.

В декабрьском выпуске 2002 года International Accounting Bulletin опубликовал сведения о выручке крупнейших мировых аудиторских фирм за 2002 год (табл. 1). Данные в табл. 1 приведены на дату окончания финансового года аудиторских фирм.

Как следует из бюллетеня, несмотря на крушение Andersen, отразившееся на всем аудиторском рынке, все ведущие мировые аудиторы показали рост выручки по сравнению с 2001 годом.

Лидером по приросту выручки стала KPMG International — 400 млн. долл. В процентном же отношении наибольший рост продемонстрировала BakerTilly International (более 16 %), замыкающая десятку. Тот факт, что в процентах наибольший рост показывают компании “второго эшелона”, аудиторы

Таблица 1. Показатели выручки крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний мира за период 2001-2002 годы

Рейтинговое место Компания Выручка в 2002г. (млн. долл.) Выручка в 2001г. (млн. долл.) Прирост выручки (млн. долл.) Прирост выручки (%)

1 Price Waterhouse Coopers 13782,4 13595,8 186,6 1,0

2 Deloitte Touche Tohmatsu 12500,0 12400,0 100,0 0,8

3 KPMG International 10720,0 10320,0 400,0 3,9

4 Ernst & Young 10100,0 9900,0 200,0 2,0

5 BDO International 2395,0 2203,0 192,0 8,7

6 Grant Thornton International 1843,3 1789,6 53,7 3,0

7 RSM International 1829,0 1632,2 196,8 12,1

8 Moores Rowland International 1582,0 1381,0 201,0 14,6

9 Horwath International 1551,0 1447,0 104,0 7,2

10 BakerTilly International 1405,0 1208,0 197,0 16,3

объясняют тем, что “ четверка” ориентирована в первую очередь на крупный бизнес. В ходе же рецессии, поразившей многие страны, больше всего пострадали именно крупные компании.

Выручка компании Andersen в 2001 году составила более 9 млрд. долл., что в пять раз превышает рост, показанный аудиторами, входящими в ТОР-10 в 2002 году.

После того, как костяк лидеров превратился в “ большую четверку”, ее конкуренты повели более агрессивную маркетинговую политику, направленную на демонстрацию своих конкурентных преимуществ и протестующую против “ доказанной мнимой исключительности” четверки. Этот фактор во многом и повлиял на показатели фирм “второго эшелона”.

Компании “ второго эшелона” активизировали наступление на “четверку” по всему миру. Так, вступление в 2002 году крупнейшей российской фирмы “Юникон” в BDO International резко увеличило финансовые результаты последней в России. Правда, на мировом уровне ситуация в верхней части рейтингов изменилась несущественно. Крупнейшей компанией по-прежнему остается Price Waterhouse Coopers (выручка 13,8 млрд. долл.), а ближайшим преследователем “четверки” по-прежнему остается BDO International — около 2,4 млрд. долл.

Рост выручки аудиторы отчасти связывают с уходом со сцены Andersen и, соответственно, переходом его клиентов на обслуживание к бывшим конкурентам. Частью же это, по их словам, “плановый рост”.

Цифру в 400 млн. долл. компания KPMG, по мнению управляющего партнера московского офиса Роджера Маннингса, достигла за счет планируемого роста выручки и частично бывших клиентов Andersen. По мнению международного секретаря BDO International Поля ван Эльтена, BDO International прочно закрепилась на пятом месте за счет естественного расширения бизнеса. Кроме того, после крушения Andersen BDO International заключила с несколькими бывшими его представительствами соглашения о совместной деятельности.

В то же время Ernst & Young считает рост показателей исключительно собствен-

ной заслугой компании. “Andersen рухнул в мае, а финансовый год у многих заканчивается в середине года (например, у нас — 30 июня), так что в рейтинг просто не могли попасть данные о выручке, полученной ими от обслуживания бывших клиентов Andersen,— заявил партнер московского офиса Ernst & Young Александр Ивлев.— Так что зде сь речь может идти лишь о плановом росте”.

Вся устойчивость четверки была продемонстрирована в последующие годы.

В 2003 и 2004 гг. международные аудиторско-консалтинговые организации представляли собой в рейтинге ту же картину позиционирования на первых четырех местах. Размещения внутри лидеров несколько изменилось, KPMG уступило лидерство по продажам прочим корпорациям. Price Waterhouse Coopers вышел на желаемую лидерскую позицию, а Ernst & Young сильно уступил и по показателям наращивания оборотов, и по месту среди равных (табл. 2).

Выбилась в лидеры следующей пятерки, или фирм «второго эшелона», международная ассоциация RSM International (RSM), которая приняла в свою сеть три крупнейшие национальные аудиторские фирмы и возглавила вторую пятерку лидирующих аудиторских компаний мира.

Это решение можно назвать маркетинговой стратегией мировой глобализации. Международная ассоциация RSM International (RSM) приняла в полноправные члены крупнейшую итальянскую аудиторскую фирму RSM Ria & Partners и во временные члены RSM крупнейшие аудиторские компании Бразилии (Boucinhas & Campos + Soteconti Auditores Independentes S/C) и Чили (ACG Auditores Consultores), что позволило представлять объединенные показатели.

Данная ассоциация заслуживает внимания своим интересным политическим маркетинговым шагом, сделанным на конкурентном рынке. Кроме того, согласно рейтингу International Accounting Bulletin, по итогам 2003 года RSM International заняла 6-е место среди крупнейших аудиторско-консалтинговых групп мира. Выручка компании за 2003 финансовый год составила 2,085 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2002 годом на 14 %.

RSMInternational принимает аудиторс-

Таблица 2. Сильнейшие международные аудиторско-консалтинговые организации 2003-2004 года

N Организация Совокупная выручка за 2004 год (млн долл.) по миру Совокупная выручка за 2003 год (млн долл.) по миру Прирост выручки (%) Количество специалистов за 2004 г. по миру

1 Price Waterhouse Coopers 17 600 16 000 10,0 122 000

2 Deloitte 16 400 15 100 8,6 120 000

3 Ernst & Young 14 500 13 100 11 100 000

4 KPMG 13 440 11 720 12,7 94 000

5 BDO International 6 110 5 970 2,3 65 000

6 RSM International 2 400 2 085 13,1 20 000

кие и консалтинговые компании в свою сеть сначала в качестве временных членов, а затем после прохождения ряда проверок - в полноправные. RSM представлена в более чем в 80 странах мира, штат сотрудников компании составляет порядка 20 тыс. человек.

Boucinhas & Campos + Soteconti Auditores IndependentesS/C (BCS) - крупнейшая независимая аудиторская фирма Бразилии. На фирме работают 19 партнеров и свыше 400 аудиторов и других специалистов, фирма обслуживает 500 клиентов и имеет 6 офисов в стране.

ACG Auditores Consultores (ACG) занимает шестое место среди чилийских аудитор-

ских и консалтинговых фирм.

RSM Ria & Partners - седьмая фирма Италии, имеет восемь офисов по стране.

Российский партнер RSM International АКГ «РСМ Топ-Аудит» была создана в 1992 году. Группа является полноправным членом международной аудиторско-консалтинговой ассоциации RSM International и ее единственным представителем в России. «РСМ Топ-Аудит» имеет право использовать международный брэнд RSM International при подписании своих аудиторских заключений.

К 2000 году российский рынок аудита и консалтинга был представлен следующими компаниями (табл. 3).

Таблица 3. Российский рынок аудита и консалтинга 1998 - 1999 года

Место по итогам 1998 г. Аудиторско-консалтинговая группа Местоположение центрального офиса Совокупная выручка за 1999 г. (тыс. руб.) Среднее число специалисто в в 1999 г. Совокупная выручка за 1998 г. (тыс. руб.) Прирост выручки (%)

1 Price Waterhouse Coopers Москва 2 232 155 783 1 340 129 66,6

Deloitte & Touche CIS Москва $25 000 000 200 $25 000 000 н. д.

2 "Юникон/МС Консультационная группа" Москва 240 876 338 131 254 83,5

3 "Росэкспертиза" Москва 151 288 237 68 800 119,9

5 4 ФБК (PKF) "Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры" Москва Москва 138 484 84 584 141 73 55 191,354 67 271,823 150,9 25,7

9 "БДО Руфаудит" Москва 65 248 248 34 178 90,9

6 12 "Топ-Аудит" Институт проблем пре дприниматель ств а Москва Санкт-Петербург 59 379 58 736 81,2 126 40 951 30 568,147 45.0 92.1

10 "Бизнес-Аудит" Москва 52 318 97 32 863,6 59,2

Данный рейтинг представлен только в части 10 лидирующих позиций, выручка ко -торых составила более 50 млн. рублей. Данная таблица ярко иллюстрирует географию компаний в России, сконцентрированную в столичном регионе.

Мировые лидеры наступили на рынок России и удерживают хорошие позиции, однако и российские коллеги заявили о своем профессионализме.

В период 2003 и 2004 гг. объединенное название аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) прижилось в профессиональном мире аналитиков бизнеса. Ситуация в России представлена в табл. 4.

Представленные в табл. 4 компании географически принадлежат к московскому региону, многие имеют разветвленную сеть филиалов в других городах.

Российский рынок аудиторских и консалтинговых услуг растет. По итогам 2005 года выручка ста крупнейших российских консультационных компаний увеличилась на 70 % и достигла 11 млрд. рублей. В целом же объем российского рынка аудиторских и кон-

салтинговых услуг еще не насыщен и по оценкам специалистов будет расти.

Тем не менее, профессиональную поддержку бизнесу в России оказывают сейчас в основном частные консалтинговые фирмы, которых насчитывается несколько сотен. Для сравнения: в Голландии с населением в 11 раз меньшим, чем в России, их насчитывается более 2 тысяч.

Современное рыночное позиционирование зарубежных компаний на российском рынке одновременно позволяет выделить некоторые положительные и отрицательные стороны использования зарубежных консультантов в российских условиях (табл. 5).

В настоящее время приобретают ключевое значение вопросы не только количественного, но и качественного роста рынка. При этом можно рекомендовать ряд различных подходов и методов их изучения: институциональный подход, основанный на изучении различных финансовых рынков и сегментировании финансовых организаций и институтов; подход, основанный на изучении философии финансовой услуги как продукта компании; исторический подход в области

Таблица 4. Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России

Место по итогам 2004 г. Место по итогам 2003 г. Аудиторско- консалтинговая группа Совокупная выручка за 2004 г. (тыс. руб.) В том числе выручка по аудиторским проверкам (тыс. руб.) Прирост совокупной выручки за год (%) Среднее число специалистов за 2004 г.

1 2 3 4 5 6 7

1 1 Price Waterhouse Coopers 3 611018 1 837 148 9,8 817

2 2 Deloitte 1 709 721 922 797 66,5 589

3 3 "БДО Юникон" 1 074 836 501 656 43,4 546

4 4 ФБК (PKF) 735 656 287 642 24,3 390

5 6 "Росэкспертиза" (MR) 702 328 431 229 33,5 327

6 7 "РСМ Топ-Аудит" 694 331 222 419 40,3 456

7 5 "2К Аудит - Деловые консультации" 560 592 112 213 1,4 163

8 24 "BKR-Интерком- Аудит" 497 910 232 105 250,0 512

9 17 "Развитие бизнес-систем" 463 182 101 900 89,8 190

10 11 "ФинЭкспертиза" 459 148 152 327 46,0 287

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. Преимущества и недостатки присутствия зарубежных консалтинговых компаний на российском рынке финансовых услуг

Преимущества Недостатки

Перенос зарубежного опыта Новая постановка задач Новые решения Новая деловая и общая культура Хорошее владение методикой консалтинга Высокая стоимость услуг Большие требования к организации и предварительной подготовке клиента Языковой барьер Затрудненные коммуникации в силу культурных различий

изучения и наблюдения финансовых услуг; управленческое и маркетинговое ориентирование финансовых услуг аудита и консалтинга; кадровый подход к оказанию финансовых услуг; географический подход. Системный подход к изучению таких финансовых услуг, как аудит и консалтинг, интегрирует эти подходы в единый комплексный метод, с помощью которого можно исследовать деятельность компаний в конкурентной среде, изу -

чить методы оказания ими услуг, понять их необходимую и достаточную интеллектуальную базу, коммуникативную связь с другими фирмами в рамках повышения профессионального уровня, связь с потребителями и государственными организациями, изучить возможность влияния на экономические процессы на микроуровне (экономика предприятий) и на макроуровне (продвижения экономически обоснованных законопроектов).

PRESENT-DAY AUDIT AND CONSULTING MARKET: THE LATEST HISTORY OF DEVELOPMENT

© 2006 N. V. Knyazeva

Samara State Economics University

The paper analyses present-day world and domestic market of audit and consulting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.