Экономика
УДК 631.158-057.13(470.57)
СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ АПК: КАКИМ
ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Ф. А. ИГЕБАЕВА,
кандидат философских наук, доцент, Башкирский государственный аграрный университет
(450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34; тел.: 8 (347) 228-06-17)
Ключевые слова: агропромышленное производство, руководитель, эффективность управленческой деятельности, стили руководства, культура общения.
В статье рассматриваются общие методологические вопросы управления. Дается научное обоснование необходимости повышения роли и ответственности современных руководителей аграрного производства республики, что требует формирования и развития их деловых и личностных качеств, а также применения в работе инновационного творческого стиля руководства и повышения эффективности управленческой деятельности. Умение руководить — это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Выдвигается тезис о том, что эффективность управленческой деятельности предприятиями АПК республики в значительной степени определяется специальными знаниями и умениями самого руководителя. В основе такого умения лежат организаторские, конструктивные и коммуникативные способности руководителя. Организаторские способности предполагают наличие у руководителя таких психологических свойств, как психологическая избирательность, практически-психологическая направленность ума и психологический такт. Конструктивные способности руководителя проявляются в умении проектировать, прогнозировать деятельность коллектива и при необходимости вносить коррективы. Особое значение для эффективного управления коллективом имеют коммуникативные способности руководителя, помогающие ему устанавливать и развивать личностное и социально-ориентированное отношение с окружающими людьми, налаживать деловые контакты. Таким образом, развитие рыночных отношений в аграрном производстве республики Башкортостан вызывает огромную потребность в высококвалифицированных, инновационных, по-настоящему деловых людях: руководителях, способных возглавить данный переход, познать законы рынка и творчески их использовать, учесть весь спектр индивидуальных особенностей и различий, а также значение социальных факторов для эффективной профессиональной деятельности работников АПК.
MODERN HEAD OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: HOW SHOULD IT BE (ON EXAMPLE OF BASHKORTOSTAN REPUBLIC)
F. A. IGEBAEVA,
doctor of philosophy science, associate professor, Bashkir State Agrarian University
(34 50-letiya Octyabrya Str., 450001, Ufa; tel: +7 (347) 228-06-17)
Keywords: agro industrial production, the head, effectiveness of management, leadership styles, communication culture.
The article considers general methodological issues of management. It gives a scientific substantiation of the necessity of increasing the role and responsibility of today's managers of agricultural production of the Republic which requires the formation and development of their business and personal qualities as well as applying innovative and creative style of leadership in work and management improvement. Ability to direct is a born property of the person which can be developed only during life, acquiring for this purpose necessary knowledge, skills and reinterpreting personal experience. It's the thesis that efficiency of administrative activity by the republic agrarian and industrial complexes enterprises substantially is defined by special knowledge and abilities of the head moves forward. At the heart of such ability organizing, constructive and communicative abilities of the head lie. Organizing abilities assume existence at the head of such psychological properties, as psychological selectivity, a practical and psychological orientation of mind and a psychological step. Constructive abilities of the head are shown in ability to project, predict activity of collective and if necessary to introduce amendments. For effective management of collective the communicative abilities of the head helping it to establish have special value and to develop the personal and socially oriented relation with surrounding people, to come into business contacts. Any head who have in submission of people and adjusting them on faultless performance of the official duties, has to be three times a professional in the sphere of interpersonal communication and interaction. So, development of the market relations in agrarian production of Bashkortostan Republic causes huge need for highly skilled, innovative, rather business people moves forward: the heads, capable to head this transition to learn laws of the market and creatively to use them, to consider all range of specific features and distinctions, and also value of social factors for effective professional activity of employees of agrarian and industrial complex.
Положительная рецензия представлена В. Д. Голиковым, доктором социологических наук, профессором кафедры менеджмента и маркетинга Уфимского государственного авиационного технического университета.
Экономика
В настоящее время агропромышленный комплекс Башкортостана является наиболее трудоемким отраслевым комплексом в экономике республики. В современных условиях хозяйствования рыночного типа для поддержания стабильности социально-экономического развития отрасли требуются новые структуры управления экономикой. В этой связи весьма актуальна и своевременна разработка «Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011-2020 гг.». Нам представляется, что решающую роль в реализации идей Стратегии и достижении стратегических целей развития АПК республики должны сыграть образованные, инициативные, творческие, креативно мыслящие руководители, поскольку от эффективности управления трудовыми коллективами в огромной степени будет зависеть работа всего предприятия, а, в конечном счете, и отрасли в целом.
Анализ управленческой деятельности позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха и повышения эффективности работы руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных.
В условиях рыночных отношений большая роль в развитии агропромышленного производства Башкортостана отводится уровню подготовки и деловым качествам руководителей. «Искусство управлять людьми — самое трудное и высокое из всех искусств» — сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессии руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер должен знать обо всем — от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии.
Умение руководить — это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности. Эффективность управленческой деятельности предприятиями АПК республики в значительной степени определяется специальными знаниями и умениями самого руководителя. Современный менеджер должен творчески использовать эти знания в различных ситуациях, постоянно возникающих в работе. В основе такого умения лежат организаторские, конструктивные и коммуникативные способности руководителя.
Организаторские способности предполагают наличие у руководителя таких психологических свойств, как психологическая избирательность, позволяющая менеджеру при решении поставленных перед коллективом задач достаточно полно отразить психологию ее членов; практически-психологическую направленность ума и психологический такт.
Конструктивные способности руководителя проявляются в умении проектировать, прогнозировать
деятельность коллектива, как в целом, так и по отдельным направлениям. Для этого нужно уметь анализировать результаты работы своего коллектива и при необходимости вносить коррективы в его деятельность [1].
Особое значение для эффективного управления коллективом имеют коммуникативные способности руководителя, которые помогают ему устанавливать и развивать личностное и социально-ориентированное отношение с окружающими людьми, налаживать контакты, как со своими сотрудниками, так и с представителями смежных учреждений и организаций. Любой руководитель, имеющий в подчинении людей и настраивающий их на безупречное выполнение своих служебных обязанностей, должен быть трижды профессионалом в сфере межличностного общения и взаимодействия.
Эксперты в сфере управления считают, что чем выше человек стоит на иерархической лестнице, тем больше он в своей деятельности должен ориентироваться на людей и уметь общаться с ними. Один из самых известных представителей делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта компании «Форд» и «Крайслер», Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» подчеркивает: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общаться с ними» [2].
Руководитель должен стремиться достичь такого уровня общения, который обеспечивал бы ему полное взаимопонимание с людьми, что возможно лишь при высокой культуре общения. Культура общения руководителя, являясь важнейшим показателем его интеллигентности и воспитанности, подразумевает такой уровень развития его коммуникативных способностей и навыков, который позволяет ему эффективно и компетентно выстраивать отношения с людьми в процессе профессиональной деятельности.
Высокий уровень культуры общения для руководителя подразумевает овладение навыками и осуществление конкретных коммуникативных действий:
— в ситуациях делового взаимодействия ставить перед собой комплексные цели и анализировать полученные результаты;
— выстраивать взвешенную стратегию поведения выхода из конфликтных ситуаций;
— правильно строить социально и личностно-ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами;
— общаясь с людьми правильно, грамотно и тактично излагать свои мысли, свободно используя все средства языка и проявляя высокую культуру речи;
— профессионально критиковать своих подчиненных, умело используя приемы конструктивной критики;
— создавать здоровый морально-психологический климат в коллективе, побуждать подчиненных к качественному исполнению служебных обязанностей;
— во всех ситуациях делового общения соблюдать этикет и нравственные нормы поведения: вежливость, корректность, тактичность, скромность, чуткость, честь и достоинство [3].
Безусловно, сегодняшняя жизнь с новым образом мыслей и действий, предъявляет спрос на активных, предприимчивых, компетентных деловых людей. В Республике Башкортостан созданы условия и предпосылки для развития творческой инициативы,
Экономика ^Ш]
Эффективность управления коллективом может быть достигнута при чутком отношении руководителя к своим подчиненным, соблюдении им принятых социальных норм, умении ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для людей, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель, ни при каких обстоятельствах, не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали. Критиковать следует только проступок, а не самого человека [5].
В настоящее время руководители предприятий АПК Башкортостана должны больше внимания уделять личностным качествам своих подчиненных, их преданности организации и способности оперативно решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей экономики, в том числе и аграрного производства, подталкивают руководителей быть готовыми к техническим и организационным реформам, а также к изменению стиля руководства. Ведь даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от эмоциональной реакции на ситуацию.
В заключение отметим, что развитие рыночных отношений в аграрном производстве республики Башкортостан вызывает огромную потребность в высококвалифицированных, инновационных, по-настоящему деловых людях: руководителях, способных возглавить данный переход, познать законы рынка и творчески их использовать, учесть весь спектр индивидуальных особенностей и различий, а также значение социальных факторов для эффективной профессиональной деятельности работников АПК [6].
При этом для современного руководителя АПК любого ранга чрезвычайно важно владение приемами, способами и стилями управления коллективом, поскольку от умения работать с людьми в огромной степени будет зависеть их профессиональный успех. Для повышения результативности управленческой деятельности менеджер должен постоянно работать над собой, контролировать свое поведение, формировать и развивать необходимые деловые и личностные качества. Вместе с тем, применяя управленческие принципы, современный руководитель аграрного производства сможет создать более комфортные психологические условия в своих коллективах и эффективно управлять предприятиями АПК.
открыт широкии простор для выражения различных мнений, оценок, убеждении. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного руководителя.
Вместе с тем, главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства — индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций.
Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все это отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя. В литературе по теории и практике управления коллективом предложено множество стилей современного руководителя со своими плюсами и минусами административного управления коллективом [4].
Отметим, что при всем многообразии управленческих стилей специалисты выделяют творческий стиль управления коллективом, считая его идеальным. Он предполагает, применение руководителем в решении каждой новой управленческой задачи аграрного производства различных стилей, с предпочтением наиболее оптимального и результативного для сложившейся ситуации.
Современный руководитель творческого стиля должен уметь:
— Мыслить широко и масштабно, системно и комплексно, предвидя развитие своей организации на большую перспективу, но и не забывая о каждодневных делах и задачах.
— Быть демократичным и коллегиальным, поощряя и поддерживая творческую инициативу подчиненных, но одновременно и авторитарным по отношению к лодырям.
— Быть готовым к риску, способным полагаться как на интуицию, так и на тщательный анализ возникшей проблемы и научно обоснованный расчет.
— Быть добрым и деликатным, одновременно требовательным в вопросах качества работы и дисциплины труда в коллективе.
— В решении возникающих задач использовать передовой опыт, научный подход, уметь анализировать причины поражений.
Литература
1. Игебаева Ф. А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России : сб. ст. II-й Всерос. науч.-практ. конф. Саратов : КУБиК, 2010. С. 92-95.
2. Якокка Л. Карьера менеджера / пер. с англ. М. : Наука, 1991. С. 78.
3. Панкратов В. Н. Культура делового общения и успех. М. : А-Шиор, 2008. С. 33-34.
4. Морозов А. В. Деловая психология. СПб. : Союз, 2002. С. 420.
5. Десяткина М. В. Деловой этикет : теория и практика : учеб. пособие. Уфа : РИО БАГСУ, 2004. С. 42.
6. Игебаева Ф. А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. 2013. № 3. С. 13-16.
References
1. Igebaeva F. A. Culture of business communication and feature of its manifestation in activity of the manager // Problems and prospects of social and economic development of modern Russia : collection of articles of the IInd All-Russian scientific andpractical conference. Saratov : CUBE, 2010. P. 92-95.
2. Yakokka L. Career of the manager / transl. from English. M. : Nauka, 1991. P. 78.
3. Pankratov V. N. Culture of business communication and success. M. : A-Prior, 2008. P. 33-34.
4. Morozov A. V. Business psychology. SPb. : Soyuz, 2002. P. 420.
5. Desyatkina M. V. Business etiquette : theory and practice. Ufa : RIO BAGSU, 2004. P. 42.
6. Igebaeva F. A. To the question of increase of administrative activity at the agrarian and industrial complexes enterprises // Socio-political sciences. 2013. № 3. P. 13-16.