Научная статья на тему 'Современный российский бизнес: динамика процесса развития ценностных ориентаций'

Современный российский бизнес: динамика процесса развития ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
139
37
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Петрова Ирина Александровна, Кузеванова Ангелина Леонидовна

Ценностные ориентации рассматриваются нами как совокупность социально-психологических образований, в которых отражаются цели, мотивы, потребности, идеалы, установки и отношения личности, необходимые для объективных достижений в развитии собственного дела и в способах взаимодействия с обществом, для субъективной удовлетворенности своими успехами и результатами самореализации. Ценностные ориентации являются критерием для оценки достигнутых результатов предпринимательской деятельности. Они становятся и критерием сложившихся отношений в хозяйственной деятельности.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Петрова Ирина Александровна, Кузеванова Ангелина Леонидовна,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Современный российский бизнес: динамика процесса развития ценностных ориентаций»

Ирина ПЕТРОВА, Ангелина КУЗЕВАНОВА

современный российский бизнес: динамика процесса развития ценностных ориентаций

Ценностные ориентации рассматриваются нами как совокупность социальнопсихологических образований, в которых отражаются цели, мотивы, потребности, идеалы, установки и отношения личности, необходимые для объективных достижений в развитии собственного дела и в способах взаимодействия с обществом, для субъективной удовлетворенности своими успехами и результатами самореализации. Ценностные ориентации являются критерием для оценки достигнутых результатов предпринимательской деятельности. Они становятся и критерием сложившихся отношений в хозяйственной деятельности.

I I енностные ориентации как критерии для оценки реализо-I I ванных в деятельности отношений обуславливают выбор ^^предпринимателем философско-этических (ценности), психологических (мотивы, смыслы, установки, потребности), операциональных (действия, поступки) ориентиров собственного развития как личности, как индивида, как субъекта деятельности. Ценностные ориентации как компонент предпринимательской деятельности играют ключевую роль на всех ее этапах, начиная с поисков бизнес-идеи и завершая коррекцией результатов.

В январе — августе 2007 г. нами было также проведено социологическое исследование, в ходе которого в трех городах Российской Федерации: Волгограде, Москве, Сочи на основе разработанной анкеты были опрошены 1050 респондентов. Цель анкетирования состояла в выявлении особенностей процесса становления и развития предпринимательского потенциала бизнесменов этих городов. Состав респондентов являлся представительным по различным критериям, таким, как пол, возраст, уровень доходов, размер и сфера функционирования предпринимательской структуры, места предпринимателя в этой структуре. На основе анализа полученных результатов собственного исследования, а также других исследований представляется возможным проанализировать процесс формирования и развития ценностных ориентаций современных российских предпринимателей, выявить динамику этого процесса во времени.

Бизнес всегда был преимущественно мужским занятием и требовал таких качеств, как воля к победе и стремление к господству. Российский бизнес сохраняет традиционные маскулинные черты: по данным некоторых исследований, доля мужчин достигает 83%'. Результаты нашего исследования подтверждают эти цифры: соотношение мужчин и женщин выглядит так: 82,7% мужчин и 17,3% женщин. Распределение предпринимателей по возрасту дает следующую картину: 40% респондентов стали предпринимателями в возрасте от 31 до 40 лет, 18% — в возрасте от 41 до 45 лет. Анализ уровня образования демонстрирует, что новый российский бизнесмен сейчас один из самых интеллектуальных в мире. По дан-

1 Перепелкин О. В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету. «Социологические исследования», 1995, № 2, стр. 36

ПЕТРОВА

Ирина

Александровна —

д. ф. н., профессор,

Волгоградский

государственный

медицинский

университет

КУЗЕВАНОВА

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ангелина Леонидовна — к. с. н.,

Волгоградский Анститут бизнеса

ным фонда «Общественное мнение», доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80% (в одном из исследований приводится даже цифра в 95%). Многие вышли из самых престижных и элитарных учебных заведений - МГУ, МГИМО, МФТИ, МИФИ1. Результаты нашего исследования также демонстрируют высокий образовательный уровень российских предпринимателей : 73,9% опрошенных имеют высшее образование (в Москве — 76,4% ) и 7,5%

— незаконченное высшее (в Москве

— 9,2%), степень кандидата наук имеют 12,3% предпринимателей (в Москве — 15,2%), а степень доктора наук — 2,9% (в Москве — 3,5%).

Исследование, проведенное в 1992 г. научно-исследовательским центром Института молодежи, позволило проанализировать мотивационный механизм предпринимательской деятельности. В анкету были включены два взаимосвязанных вопроса, один из которых ставил участников исследования в положение экспертов, а другой был рассчитан на их самооценки2. При ответе на первый вопрос «Ваше мнение о наиболее распространенных мотивах предпринимательского труда?» 63% опрошенных на первое место поставили источник мотивации, заложенный в экономической специфике предпринимательства, его главной функции. Они выбрали вариант ответа «Нацеленность на получение прибыли», который обеспечивает рост личного благосостояния, экономическую свободу. На второе место с большим отрывом респонденты поставили «стремление к самостоятельности, самореализации» (29,8%), что подразумевает, на наш взгляд, установку на успех, обретение независимости, расширение возможности для творческого развития, контроля над своим будущим. 19,9% опрошенных подчеркнули ту сторону мотива достижения, которая выражается в социальных притязаниях: повышение социального статуса. 18% респондентов склонны рассматривать в качестве основных мотивационных доминант предпринимательской активности психологические особенности людей: предрасположенность к инициа-

1 Перепелкин О. В. Указ. соч., стр. 37

2 Кретов Б. И. Предпринимательство. Социологический аспект. Кретов Б. И. Законодательство и экономика. 1995, № 7—8, стр. 14—17

тиве, творчеству, новаторству, риску. 7,5% опрошенных включили в число главных источников мотивации предпринимательской деятельности заботу об экономическом развитии общества.

На второй прямой вопрос анкеты «Что побуждает вас заниматься предпринимательской деятельностью?» почти половина предпринимателей (49,9%) ответили, что их деловая активность обусловлена стремлением получить прибыль (по отношению к другим этот мотив считают наиболее распространенным 63% опрошенных). 32,4% участников исследования назвали в качестве основного побудительного мотива «понимание перспективности предпринимательской деятельности». Заметим, что этот мотив близок к мотиву «Стремление к самостоятельности, самореализации», а этот мотив применительно к другим людям отметили 29,8% респондентов. 29,6% опрошенных подчеркнули «интересный характер работы, позволяющий раскрыть свои способности», — данный мотив также коррелирует со стремлением к самореализации. 22,4% респондентов признали, что предпринимательская деятельность для них — «это возможность занять более высокое социальное положение, достичь независимости». 9,5% опрошенных в качестве основного мотива отметили «склонность к новаторской, «рисковой» деятельности» (по отношению к другим этот мотив считают наиболее распространенным 18% опрошенных). 8,1% участников анкетирования выбрали вариант ответа «желание внести свой вклад в формирование рыночной экономики» (предполагают, что именно ради этого занимаются предпринимательством их коллеги

— 7,9% опрошенных).

Результаты исследования показывают, что многие его участники судят о наиболее распространенных мотивах предпринимательского труда, исходя из собственных побуждений к такому виду деятельности, то есть переносят личные побуждения на других людей. Так, 63% опрошенных считают мотивационным двигателем предпринимательства «нацеленность на получение прибыли», а число опрошенных, признавших собственное стремление к прибыли в качестве основного мотива, — почти 50%. Творческий характер работы предпринимателя, позволяющий раскрыть свои способности,

возможность самореализации, указали в качестве основного мотива почти треть предпринимателей. Лишь 7,9% опрошенных отнесли к наиболее распространенным мотивам предпринимательства заботу об экономическом развитии общества.

Целью социологического исследования, проведенного нами в 2007 году, было выявление основных ценностно-мотивационных доминант предпринимательского труда. На заданный прямой вопрос «Какой именно мотив является для вас определяющим для занятий предпринимательской деятельностью?» 57,3% опрошенных ответили: «Стремление получить большой денежный доход, прибыль». 31,6% отметили «Стремление создать свою империю» и только 11,1%

— «Стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой». Тогда как при ответе на контрольный вопрос «Как вы считаете, какой наиболее распространенный мотив движет предпринимателями?» были получены следующие ответы: «Возможность получать большой доход» — 41,4%, «Стремление к самореализации, самостоятельности, независимости» — 24%, «Творческий характер предпринимательской деятельности» — 16,9%, «Повышение социального статуса» — 14,5%, «Забота об экономическом развитии общества» — 3,2%. Таким образом, можно говорить о том, что результаты нашего исследования 2007 года в целом подтверждают цифры, полученные пятнадцатью годами ранее, и мотивационный механизм предпринимательской деятельности существенных изменений не претерпел. Однако заметим, что в структуре мотивационных доминант несколько снизился вес мотива «возможность получать большой денежный доход, прибыль» и увеличился вес мотива «стремление к самореализации, самостоятельности, независимости».

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В нашем исследовании мы задали респондентам вопрос, затрагивающий общественную роль предпринимательских структур: «Слой предпринимателей выполняет несколько общественных функций. Какую из них вы бы выделили особо?». На первое место предприниматели поставили ответ: «Содействие развитию рыночной экономики» — 27,4%, на второе — «Насыщение рынка товарами и услугами» — 19,4%, на третье

— «Источник формирования среднего

класса» — 17,4% (в Москве этот вариант отметили 19,8% респондентов) и на четвертое — «Создание новых рабочих мест»

— 16,2% (в Волгограде — 18,4%).

На формирование этических норм предпринимателей, безусловно, влияет изменение ценностной ориентации всего населения страны. Именно таким образом в России утвердился принцип опоры на собственные силы, прежде всего на самого себя, затем — на свою семью. Этические нормы российских предпринимателей формировались в условиях атомизации нашего общества, неверия абсолютного большинства населения в помощь государства, а также отечественных и зарубежных предпринимателей.

В 1995 году Институтом социологии РАН было проведено исследование, одной из основных целей которого являлось выявление этической составляющей российского бизнеса1. Из полученных данных следовало, что занятые в малом и среднем бизнесе предприниматели признают, что большинству из них приходилось «Скрывать часть дохода от налогообложения» (78%), «Подкупать должностных лиц» (61%), «Говорить неправду в интересах своего дела» (70%), «Идти на подделку документов» (41%), «Готовы совершить крупное уголовное преступление в отношении конкурентов» (19%).

Наше собственное исследование, проведенное в 2007 г., подтвердило результаты исследования, организованного двенадцатью годами ранее: так, 85,3% опрошенных признали, что им приходилось скрывать часть дохода от налогообложения, 66,5% предпринимателей подтвердили факт подкупа должностных лиц, 73,2% приходилось вводить в заблуждение контрагентов по бизнесу в интересах своего дела, 5,3% признали, что им приходилось подделывать документы, 2% указали на то, что в процессе предпринимательской деятельности им приходилось совершать уголовные преступления. Таким образом, можно говорить о том, что за прошедшие двенадцать лет этические нормы российского бизнеса существенных изменений не претерпели.

Рассуждая об этической составляющей российского бизнеса, Владимир Маслов

1 Маслов В. Мораль современных предпринимателей России. «Предпринимательство». 2000, № 2, стр. 85

делает следующий категоричный вывод: «Российский бизнес в наши дни — это преимущественно социально безответственный бизнес, не преодолевший пока примитивную алчность и нравственную неразборчивость»1. На наш взгляд, такая негативная характеристика бизнесменов, которую дал В. Маслов при описании этических норм современных российских предпринимателей, не вполне оправдана. Далеко не для всех предпринимателей такие этические нормы являются приемлемыми. Многие бизнесмены считают соблюдение моральных норм гарантом успешного существования в бизнесе. «Я не хочу зарабатывать деньги в бизнесе любой ценой, — замечает президент одного из московских банков. Здесь я исхожу исключительно из меркантильных соображений. Если я хочу иметь прибыль, я должен понять, какими средствами я ее собираюсь зарабатывать. Мне нужны определенное лицо, определенный имидж, определенный внутренний настрой, свой стиль работы»2. Другой бизнесмен уверен: «Этичность бизнеса

— это вопрос личностный». По нашему мнению, парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтич-ность тех или иных поступков не определяется личностным выбором: этичность самого субъекта не гарантирует этичности бизнеса, поскольку он сложно устроен, а его новизна создает необходимость поиска оптимальных стратегий в условиях конкуренции. Лишь устойчивость и стабильность будущего российского бизнеса, позволят разрешить этот этический парадокс и этичность субъекта предпринимательства будет напрямую определять этичность бизнеса.

Типологический анализ полученной в ходе исследования 2007 г. информации позволил выделить три группы бизнесменов, существенно различающихся по целям своей деятельности, по занимаемому положению и имеющимся возможностям.

Первую группу (20% от выборки) можно условно обозначить как зарождающийся бизнес: покупка предприятия явилась для этих респондентов первым шагом в реализации долгосрочной про-

1 Маслов В. Указ. соч., стр. 86

2 Бабаева. Л. В., Чирикова. А. Е. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения. ЭКО, 1995, № 1, стр. 90

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

граммы. Вторую группу образовали представители более зрелого бизнеса (зрелого применительно к нашим условиям): для них приобретение предприятия явилось способом расширить свою деятельность в сфере торговли (21%). Наконец в третью группу вошли те, кто и ранее руководил трудовым коллективом предприятия. Для них участие в приватизации — способ сохранить занимаемую должность (20%). Эти люди остались на тех же управляющих позициях, которые занимали и в старой системе, поэтому обозначим их как старых управленцев

— это название характеризует их взгляды, а не возраст, хотя они действительно несколько старше предпринимателей из других групп.

Явственно обозначились три жизненные ориентации, связанные с бизнесом,

— самореализация, материальный успех и благополучие родных. Бесспорную и главную ценность для всех категорий руководителей представляет возможность реализовать свои способности в деле. На втором месте у старых управленцев — благополучие семьи, родных, а у бизнесменов — материальный успех. На третьем месте у молодого бизнеса — высокое положение в обществе, а у зрелого

— свобода, возможность самостоятельно принимать важные решения.

Все ценности зрелого бизнеса тесно взаимосвязаны: самостоятельное принятие решений обеспечивает самореализацию, а материальный успех является зримым критерием эффективного ведения дел. Не чужды зрелому бизнесу и альтруистические мотивы — помощь другим людям. Наиболее слабо выражены амбициозные стремления. Для этих людей бизнес представляет цель, а не средство достижения каких-то иных целей. Старые управленцы, хотя и декларируют стремление реализовать свои способности, но возможность самостоятельного принятия решений для них не имеет никакого значения, даже материальный успех не является выраженным ориентиром, — его отметили лишь 19% (по выборке — 38%). В этой ситуации не приходится ожидать преобразований в деятельности руководимых ими предприятий — они в большей мере, нежели другие, привержены старой системе, в спектре их сегодняшних устремлений наиболее убедительной выглядит ориентация на семью. Мировоззрение

молодых бизнесменов не имеет такого выраженного завершенного характера, как у зрелых: видимо, критерием самореализации служит для них прежде всего материальный успех, но вместе с тем им хотелось бы развивать отечественную экономику, возродить славу российского предпринимательства, обеспечить благополучие семьи, для некоторых (9%) бизнес представляет средство достижения каких-то иных целей.

Зрелый бизнес связывает свои интересы только с деятельностью собственных фирм, социокультурная среда остается пока за пределами его устремлений, что проявляется и в приоритетных направлениях вложения прибыли. Эти люди реализуют себя главным образом именно как руководители фирмы: основные средства они считают необходимым направить на расширение производства, развитие фирмы (59%), увеличение заработной платы служащих (56%), повышение их профессионального уровня (29%).

Интересы старых управленцев не выходят за пределы предприятия, на котором они работают, но акценты расставлены несколько по-иному: на первом месте

— увеличение зарплаты (56%), на втором

— развитие фирмы (44%), на третьем — повышение профессионального уровня ее работников (31%). Если зрелый бизнес готов направить какие-то средства и на городское благоустройство (12%), и в здравоохранение (9%), то старые управленцы не вложат туда ни копейки: то, что останется после увеличения зарплаты, уйдет на расширение рекламной кампании. Интерес молодых бизнесменов к социокультурной среде ограничивается городским благоустройством (здравоохранение, образование, наука и искусство не оправдывают в их глазах никаких инвестиций), увеличение заработной платы, развитие фирмы, реклама, личное потребление практически исчерпывают возможные направления вложения прибылей.

Итак, потребительские мотивации имеют большое значение в деятельности руководителей предприятия. В структуре их личных расходов приоритетными статьями являются укрепление здоровья и образование детей. Хотя респонденты не считают оправданными инвестиции в сферу здравоохранения, проблема укрепления здоровья стоит перед ними доста-

точно остро, особенно перед зрелыми бизнесменами и старыми управленцами,

— личных средств на ее решение они не пожалеют и могут составить клиентуру платных медицинских учреждений города. Для молодых эта проблема пока не столь актуальна, их больше волнуют квартирный вопрос, финансовый оборот, образование в сфере бизнеса. Ориентация старых управленцев на семью подтверждается их намерениями вкладывать личные средства в первую очередь в образование детей. Таким образом, ценностные ориентации зрелого бизнеса тесно взаимосвязаны, кроме того, они наиболее полно реализуются в деле. Самой уязвимой выглядит позиция старых управленцев: декларируемая ими самореализация не подкреплена желанием и возможностью самостоятельно принимать ответственные решения. Незаинтересованность проблемами социокультурной среды характерна для всех типов управляющих, некоторые надежды в плане поддержки и развития этой среды внушают представители зрелого бизнеса.

Развитие и становление личности предпринимателя непосредственно зависят от позиции самих предпринимателей, в частности, от того, как они оценивают собственные возможности в разрешении стоящих перед ними проблем. С этой точки зрения О. Перепелкин выделяет тех, кто считает, что их решение зависит в первую очередь от собственных усилий, кто полагается на самого себя, и тех, кто считает свои возможности ограниченными и больше ориентирован на благоприятное стечение внешних условий, в том числе помощь и поддержку со стороны государства1. По данному критерию он «разбивает» предпринимателей на три группы: оценивающих свои возможности как «ограниченные», «средние» и «широкие». При этом он отмечает, что в динамике снижается доля первых и увеличивается доля третьих. Оценка собственных возможностей влияет на готовность действовать в одиночку или совместно. Результаты опроса, проведенного в 1991 году, показали: только 35% предпринимателей готовы сами предпринять какие-либо действия, направленные на решение возникших трудностей, 30% заняли пассивную позицию и 35% — неопределен-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1 Перепелкин О. В. Указ. соч., стр. 37

ную1. Через год, то есть в 1992 г. ситуация кардинально изменилась: уже 78% бизнесменов собирались что-либо предпринимать, пассивную позицию занимали 16%, а 12% не ответили на поставленный вопрос2. Таким образом можно сделать вывод о том, что процесс становления личности предпринимателя сопровождался ростом личной психологической готовности предпринимателя к активным действиям.

Результаты сравнительного анализа социологической информации-2007 и данных эмпирических исследований предыдущих лет указывают на следующие основные тенденции в динамике ценностных ориентаций российских предпринимателей:

— укрепление корпоративной сплоченности предпринимателей как социальнопрофессиональной группы, которая характеризуется высокой степенью социально-психологической общности, значительным уровнем взаимного доверия и поддержки,

1 Журавлев А. Л., Поздняков, В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. «Социологические исследования», 1994, № 5, стр. 6

2 Климова С. Г., Дунаевский Л. В. Указ. соч., стр.

67

— снижение значимости мотива получения большого денежного дохода в структуре мотивационных доминант и увеличение веса мотива стремления к самостоятельности и независимости,

— формирование специфики ценностных ориентаций различных слоев бизнеса, обусловленной масштабом предпринимательской деятельности, возрастными характеристиками бизнесменов, особенностями деятельности, предшествовавшей предпринимательству,

— рост личной психологической готовности предпринимателей к активным действиям, снижение уровня влияния патерналистских идей в отношении государственной поддержки в среде предпринимателей.

Отмеченные тенденции свидетельствуют о дальнейшем процессе формирования и укрепления бизнеса как социального института, оказывающего влияние на различные сферы жизни общества, о постепенной трансформации ценностных ориентиров предпринимателей, чья профессиональная деятельность осуществляется в условиях развития российского общества по пути прогресса и становления цивилизованных форм взаимодействия бизнеса и государства.