Научная статья на тему 'Современный ребенок: новый тип сознания'

Современный ребенок: новый тип сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23344
1622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ / СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / FAMILY / MODERN CHILDREN / EDUCATIONAL OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буданцова А. А.

Данная статья посвящена актуальной проблеме воспитания ребенка в современных социокультурных условиях, влияющих на его сознание, на изменение детской картины мира, образа мира, детской субкультуры. В ней акцентируются вопросы обусловленности гармоничного развития личности ребенка воспитанием в современной семье, расширением горизонта его образовательных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the urgent problem of children upbringing in contemporary socio-cultural conditions that affect their consciousness, change the children's world view, their world outlook and children's subculture. It emphasizes the need for harmonious development condition of the children upbringing in the modern family, expanding the horizon of their educational opportunities.

Текст научной работы на тему «Современный ребенок: новый тип сознания»

Актуальные проблемы педагогики

А.А. Буданцова

Современный ребенок: новый тип сознания

Данная статья посвящена актуальной проблеме воспитания ребенка в современных социокультурных условиях, влияющих на его сознание, на изменение детской картины мира, образа мира, детской субкультуры. В ней акцентируются вопросы обусловленности гармоничного развития личности ребенка воспитанием в современной семье, расширением горизонта его образовательных возможностей.

Ключевые слова: современная семья, современный ребенок, образовательные возможности.

Происходящие в нашей стране глобальные социально-экономические, политические преобразования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели и к существенному росту негативных явлений, самыми беззащитными и неподготовленными к которым оказались дети. Это сказалось на психофизическом развитии детей, обусловливая интенсивность их психосоциального развития, становления эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Соответственно, стали меняться представления о горизонтах образовательных возможностей ребенка, возникла необходимость глубокого, тщательного и системного изучения современного ребенка и условий, влияющих на его сознание, на изменение детской картины мира, образа мира, детской субкультуры [6].

Традиционно важнейшими факторами растущего психологического, духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Кризис

Актуальные проблемы педагогики

современной семьи совпал с демографическим кризисом и нарастающей депопуляцией населения России, о которой предупреждали демографы еще 20 лет назад, при низкой рождаемости и высокой смертности, росте разводов, снижения числа браков сегодня «цена ребенка» оказывается очень высока, а ценность детства в обществе оказалась снижена.

В современной российском обществе значительно возрос процент неполных семей. Если в традиционной культуре неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном мире неполная семья не исключение, а, скорее, закономерность. Сейчас развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой. Если в традиционной культуре каждый взрослый член общества чувствовал себя обязанным ориентироваться на правила и нормы социума, то в современной мире человек имеет большую свободу выбора (если не устраивают отношения в браке, решение проблем - развод). С одной стороны, это дает большую свободу взрослому человеку: если отношения в семье не складываются, их можно разорвать. С другой - подобная позиция мешает гармоничному существованию как взрослых членов этой семьи, так и детей. Не видя перед собой образца межличностного взаимодействия, маловероятно, что ребенок сможет построить гармоничные супружеские отношения сам в будущем. Как следствие, значительно возросло количество детей, воспитывающихся одним из родителей (как правило - мамой) и лишенных, в большей или меньшей степени, воспитательного влияния отца.

Постепенно утрачивается традиция «большой» семьи с несколькими поколениями и главой. Современные дети чаще воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Кроме того, типичным для современных семей стало рождение только одного ребенка. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками теряет очень важную сферу - общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами). Отношения, возникающие между сиблингами, дают ребенку опыт, который невозможно заменить отношениями между ним и родителями.

Для жизнедеятельности современных детей характерны воспитание в окружении взрослых и ограниченность общения со сверстниками. Безусловно, дети имеют возможность общаться со сверстниками в детском саду, на прогулках, но в свободное время дома ребенок чаще всего предоставлен сам себе, особенно в нуклеарной, в том числе и благополучной семье. Совместная деятельность и сотрудничество детей со сверстниками часто оказываются вне поля зрения школьников, т.к. в современных игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать. Серьезной потерей для социализации ребенка является разрушение давней

российской традиции добрососедства, когда дружили домами и квартирами. Сейчас, когда семьи, живущие в одном дворе или подъезде, держатся обособленно, у детей нет естественной среды общения, дворовых игр. Исчезновение дворовой игры как культурного феномена привела к тому, что дети стали испытывать затруднения в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, как следствие, в приобретении навыков эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации.

Важным атрибутом жизнедеятельности ребенка является самоорганизация. То, что большинство современных детей не участвует в работе детских объединений, лишает их возможности приобретения опыта сотрудничества и взаимопомощи, лидерства и работы в команде на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Вместе с тем, современные дети могут пользоваться развивающейся за последнее время детской инфраструктурой; к их услугам детские центры и кружки, развивающие центры и множество других занятий на любой вкус.

Анализ интересов современных детей выявил их значительную заинтересованность статичными видами деятельности (рисование, настольные игры, ТВ, видео), не активизирующими весь организм, приводящими к гиподинамике, что, в свою очередь, не может способствовать гармоничному, здоровому развитию ребенка. Как правило, все это обусловлено современными условиями жизни: нуклеарная семья, имеющая одного ребенка, где взрослые члены семьи большую часть времени заняты различными делами, часто оставляет ребенка в одиночестве. Соответственно, и основные интересы современного ребенка вращаются вокруг видов деятельности, которые ребенок может организовать сам, без участия партнера, взрослого и сверстника.

Резко возросшая информированность детей вызывает повышенную потребность к восприятию этой, зачастую ненужной, неструктурированной с точки зрения психофизиологичечских возможностей ребенка информации. В отличие от детей прошлого века, у современного ребенка с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. И если ребенок не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять агрессию или недовольство. Повышенная потребность детей к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения они любят смотреть телевизор. Причем их привлекает реклама, т.к. она отличается сжатостью информации и динамизмом.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Тем самым личностное становление современного ребенка происходит под все возрастающим влиянием информационной среды и прежде всего экрана - телевизионного и компьютерного. Экран как «совокупный» взрослый трансформирует детскую картину мира в направлениях меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами. Для современного ребенка экран является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей. Неслучайно педагоги и психологи отмечают обусловленный информационной средой небывалый рост детской агрессивности в различных сферах отношений: к окружающей среде (вандализм), к социальному миру слабых (малышей, стариков), жестокость к близким братьям и сестрам, собственным родителям [1; 4], что свидетельствует о дегуманизации отношений в детской субкультуре и ее криминализации.

Тревогу педагогов и родителей вызывает то, что современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий, возникающие трудности развития логического мышления и воображения [2; 3; 5].

Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы; наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями обучения», просто трудных и проблемных детей; повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Вместе с тем, мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Так, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, однако не сможет объяснить, почему он так сделал. Если это комплексное задание разбить на элементы, он

может с ним не справиться. Это, в свою очередь, связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

Современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, вследствие чего у них снижено внимание, они не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать. В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает как следствие того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки. Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, человеческого тепла и необходимой «порции» информации. Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных разъяснений, и если не получает их, агрессия усиливается. Причем сами по себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и др.) только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым следует организовать эмоциональноличностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Воспитание современных детей с повышенной тревожностью и агрессией должно быть ориентировано на создание условий для снятия тревожности и преобразования детской агрессии - разрушающей эмоции -в положительную, т.е. созидательную энергию, насыщенную богатым спектром чувств и эмоций, познавательными потребностями и познавательным интересом.

Если раньше у детей был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современного ребенка преобладает рефлекс свободы. Он самостоятельно выстраивает стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

С начала 1990-х гг. выросло два поколения детей, родители которых жили в почти экстремальных условиях выживания, и дети не могут этого не видеть; современные дети более практичны и самостоятельны просто потому, что родители посвящают работе намного больше времени, чем общению с ними.

Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, не реагируют на удивительные вещи, открытия, однако готовы к принятию нового опыта и исследованию мира; вместе с тем нередко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности. У современных детей нет героев и кумиров, что тоже объяснимо: в обществе также нет идеалов.

Современные дети достаточно настойчивы и требовательны. Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Современные дети настойчиво требуют от своих родителей взять их на руки. С одной стороны, на руках у взрослого ребенок «видит» окружающий мир его глазами и лучше понимает его. С другой - если взрослые постоянно берут малыша на руки, стараются удовлетворить все его желания и потребности, то ребенок начнет проявлять настойчивость в форме упрямства и агрессии при попытке родителей заставить его подчиниться их требованиям. Он выражает протест, т.к. не может понять, почему родители начинают менять ими же установленные «правила игры». Поэтому уже со дня рождения ребенка следует вовлекать его в двустороннюю систему отношений.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. У детей при таких условиях развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Задача воспитания современного ребенка должна заключаться в создании условий для развития его волевых качеств: ответственности и уверенности в себе, целеустремленности, настойчивости.

Что касается разрешений и запретов, принятых в семьях, большая часть родителей отмечает, что в их семьях имеются противоречия по поводу разрешений и запретов ребенку. Наличие подобных противоречий, на наш взгляд, требует специального анализа. С одной стороны, противоречия

между родителями по вопросу воспитания ребенка являются закономерными. Два взрослых человека (муж и жена) имеют неодинаковый личный опыт, они воспитывались в семьях с разными педагогическими традициями. Соответственно, между ними могут и будут возникать расхождения по вопросу воспитания ребенка. Отметим, что возникающие в данном случае противоречия могут стать движущими силами формирования новой семейно-педагогической традиции. Вместе с тем, если родители не находят внутренних сил позитивно решать возникающие противоречия, процесс социализации детей в семье из планомерного и поступательного превращается в стихийный. Это, в свою очередь, вредит и личностному развитию ребенка, и нарушает межличностные отношения в семье.

На вопрос «Чем Вы чаще воздействуете на ребенка?» основная масса обследованных родителей наиболее применимым средством воздействия называют внушение. Поощрение и наказание как часто используемые средства воздействия на ребенка выбирают равное количество родителей в русских семьях по 14,6%. Таким образом, наиболее популярным и социально одобряемым средством воздействия на ребенка современные родители считают вербальное воздействие - внушение.

Современная семья нуждается в систематической помощи специалистов в силу того, что не только старшее поколение (бабушки, дедушки), но и родители не всегда понимают особенности развития современного ребенка, а традиционные методы воспитания мало эффективны. Вследствие этого необходимо усилить внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля по психолого-педагогиче-скому сопровождению, правовой, медико-социальной поддержке семей, дифференцированной помощи семьям в зависимости от ее типа, структуры, этапа становления, культурно-этнической и религиозной принадлежности. При подготовке будущих педагогов следует обратить серьезное внимание и на особенности развития детей с новым типом сознания, свидетельствующие о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Библиографический список

1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. М., 2008.

2. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 84-91.

3. Ермаков А. Слепой слух: почему детям «скучно» читать? // Школьное обозрение. 2003. № 1. С. 62-63.

4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е, стер. М., 2008.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

5. Серебренникова Ю. Почему дети читают мало читают? // Учитель. 2009. № 1. С. 82-84.

6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК Минобрнауки России. 2010. № 4. С. 20-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.