- международном семинаре «Традиции и инновации в образовании на протяжении всей жизни. Опыт Скандинавии» (РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге»), Финляндия - Швеция - Дания - Норвегия - Эстония;
- семинаре представителей вузов-партнёров Сайменского университета прикладных наук «Новые подходы в высшем образовании в России и Финляндии».
Международная деятельность Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина развивается с учётом специфики региона присутствия. Приграничность Выборгского района и традиционные интенсивные международные связи, с одной стороны, создают благоприятные условия для развития филиала, с другой, - определяют региональную специфику содержания и технологий образовательного процесса. Региональный компонент становится смыслообразующим и центральным моментом, определяющим развитие филиала.
Таким образом, международная деятельность Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина ориентирована на достижение взаимосвязанных целей:
- целей болонских реформ высшего образования, которые определяются как обеспечение социальной и национальной представленности студентов в массовом высшем образовании; расширение практики образования в течение всей жизни; усиление студентоцентрированной направленности образовательного процесса; достижение синергии образования, исследований и инноваций;
- целей динамичного регионального развития, которое невозможно без взаимодействия в сфере культуры, бизнеса, образования с сопредельным государством.
Ю.Н. Стецюнич
Современный порядок получения бюджетных средств образовательным учреждением
Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина (концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы).
140
В настоящее время вопросы развития образования, форм его финансирования входят в число приоритетов экономической и бюджетной политики государства, что является свидетельством достигнутого в обществе общего мнения относительно роли образования в социально-экономическом развитии страны. Возникает качественно новая реальность, в которой важным производственным ресурсом становятся знания и информация, поэтому сфера образовательных услуг приобретает особый статус (Меняйлова Р.А., 2011).
Повышение качества образования - актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень финансирования всех ступеней образования. Несмотря на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на сферу образования, денежных средств для осуществления государственных функций в этой сфере не хватает. Недостаточное финансирование порождает и еще более усугубляет проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением потребностей граждан. Нехватка собственных финансовых ресурсов в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток наиболее одаренной части научно-педагогического персонала, снижает уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности на мировом рынке.
Под образовательным учреждением понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс и реализующее одну или несколько образовательных программ или обеспечивающее содержание и обучение воспитанников. Для финансирования системы образования предусмотрены федеральные и региональные нормативы финансирования в расчете на одного обучающегося в зависимости от типа образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования утверждаются при принятии Федерального закона «О федеральном бюджете на текущий год и плановый период» и являются минимально допустимыми. Каждое образовательное учреждение имеет статус субъекта финансовохозяйственной деятельности, может автономно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный счет. Финансовые и материальные средства используются учреждением по своему усмотрению в соответствии с уставом, не использованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителями в объеме финансирования этого учреждения на следующий год.
141
Финансирование образовательного учреждения осуществляется в соответствии с государственным заданием. Выделение бюджетных средств образовательным организациям предполагает соблюдение государственных стандартов образовательных услуг, а также соблюдение Бюджетного кодекса РФ и Федерального Закона «Об образовании». Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. Устав, как правило, разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При заключении договора в нем описываются права и обязанности сторон, ответственность, и жестко регламентируются вопросы организации деятельности. В договоре указываются виды образовательных программ, которые реализуются в учреждении и будут профинансированы из бюджета, они не подлежат изменению («О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ).
На учредителя возлагаются обязательства по финансированию учреждения и регулярному контролю за соблюдением условий договора и анализу итогов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В свою очередь образовательное учреждение должно в установленные сроки представлять учредителю программы развития, обоснование предполагаемого поступления внебюджетных источников.
Изменение порядка бюджетного финансирования при переходе от сметного порядка к выделению субсидий способствовало формированию у образовательных учреждений устойчивой тенденции к расширению границ своей рыночной деятельности. Основными источникам получения внебюджетных средств являются следующие: сдача в аренду свободных помещений; поступления в виде благотворительных средств и средств международных организаций, полученных на безвозмездной основе; предоставление образовательных услуг на платной основе.
По законодательству в состав платных образовательных услуг могут быть включены только такие услуги, которые не предусмотрены основными программами. К ним могут относиться: образовательные услуги; развивающие услуги; организация спортивнооздоровительных мероприятий в виде различных спортивных секций, групп по укреплению здоровья.
142
Образовательное учреждение может оказывать платные услуги при наличии лицензии, разработанной программы с календарнотематическим планом проводимых занятий, утвержденным руководителем учреждения и согласованным с научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя. Наличие внебюджетных источников не снижает объемы выделяемых бюджетных средств в расчете на одного обучающегося или воспитанника (Калашникова О.В., 2011).
За счет средств государства финансируется государственный стандарт образования, за счет внебюджетных (рыночных) источников - дополнительные образовательные услуги, в данный момент востребованные потребителем. Оказание организацией государственных или муниципальных услуг предполагает использование нового набора инструментов: нормативного финансирования и выполнения государственного или муниципального заказа.
Нормативное бюджетное финансирование представляет собой возмещение расходов организаций на оказание конкретных услуг определенным группам потребителей, рассчитываемых по единым нормативам. Государственным или муниципальным заказом является установленный государственным стандартом образовательный минимум, который получает гражданин Российской Федерации в условиях выбора образовательного учреждения с государственным финансированием. Такое финансирование основано на принципах: методологического единства; учета нормативов стоимости государственной услуги и минимальных государственных социальных стандартов; норматива финансовых затрат в расчете на одну услугу.
Доведение финансовых ресурсов до образовательного учреждения осуществляется в соответствии с данными принципами, при этом руководитель учреждения имеет право определять направления использования средств, формировать план финансовохозяйственной деятельности с учетом поставленных целей и задач функционирования учреждения. Такой механизм, с одной стороны, расширяет права руководителя и соответствует нормам бюджетного законодательства, с другой, позволяет формировать бюджет на подушевой основе. Финансирование государственных учреждений происходит путем финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Государственное задание формируется отраслевым органом исполнительной власти, которое осуществляет полномочия учредителя. Бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг или выполнение работ являются ассигнова-
143
ния на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Субсидии выделяются бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное задание содержит показатели, которые характеризуют качество и объем предоставляемых услуг, порядок организации контроля за выполнением государственного задания, механизм его досрочного прекращения, устанавливает требования к отчетности об исполнении государственного задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг бюджетными учреждениями в соответствии с государственным заданием. Изменение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется путем уточнения суммы нормативных затрат на оказание государственной услуги (работы). При расчете объема субсидии в расчет принимаются средства, которые планируются к поступлению от физических и юридических лиц, являющихся потребителями государственных услуг в пределах установленного государственного задания. Субсидии предоставляются в случае соблюдения следующих условий: наличие государственного задания, утвержденного отраслевым органом; представление бюджетным учреждением в отраслевой орган отчета об использовании субсидий (Беляков С.А., 2009). Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных государственных услуг.
Механизм расчета нормативных затрат содержит методику определения расчетной стоимости единицы государственной услуги, методику определения объема затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, механизм изменения нормативных затрат.
Орган, осуществляющих функции учредителя, определяет порядок определения нормативных затрат: либо отдельно по каждому бюджетному учреждению, либо в среднем по группе учреждений, либо по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов в зависимости от особенностей учреждения, например, места нахождения, обеспеченности инфраструктурой и т. д.
Объем финансирования выполнения государственного задания на основе нормативных затрат не должен превышать объема бюджетных ассигнований, которые предусмотрены на эти цели сводной
144
бюджетной росписью и бюджетными росписями главных распорядителей бюджетных средств. Нормативные затраты, связанные с оказанием государственных услуг, в соответствии с государственным заданием включают: затраты на оказание государственной услуги (непосредственно связанные с оказанием государственных услуг); затраты на осуществление общехозяйственных расходов; затраты, связанные с содержанием имущества: на потребление тепловой, электрической энергии, уплату налогов, с объектом налогообложения в виде недвижимого имущества и земельных участков.
Предоставляемые бюджетному учреждению субсидии перечисляется на лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в финансовом органе или в территориальном органе Федерального казначейства. Порядок доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
Субсидии бюджетному учреждению предоставляются в соответствии с бюджетной росписью отраслевого органа в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы. Если с согласия учредителя бюджетное учреждение сдает в аренду недвижимое имущество и (или) особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему отраслевым органом на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества отраслевым органом не осуществляется.
Несоблюдение бюджетным учреждением условий предоставления субсидий может повлечь приостановление предоставления субсидий до устранения причин нарушений. Осуществление контроля за соблюдением порядка доведения бюджетных ассигнований возлагается на главного распорядителя бюджетных средств. Ежемесячно отчет об использовании субсидий представляется в Министерство финансов.
Каждый отраслевой орган утверждает документ о методике формирования государственного задания и расчета средств на финансовое обеспечение его выполнения государственными учреждениями, в отношении которых осуществляет функции и полномочия учредителя.
145
Объем субсидии в соответствующем финансовом году определяется по формуле:
F
суб
= > N * k + N
i = 1
(1)
где Fc^ - объем субсидии в соответствующем финансовом году;
n - количество i-х государственных услуг, включенных в государственное задание;
N - нормативные затраты на единицу оказания i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году;
ki - количественное значение показателя объема оказания i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году;
NMW - нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем финансовом году.
Нормативные затраты на единицу оказания i-й государственной услуги (работы) определяются по формуле:
n => g
J-= (2)
где Ni - нормативные затраты на единицу оказания i-й государственной услуги;
Gj - нормативные затраты, определенные по j-й группе затрат на единицу оказания государственной услуги в соответствующем финансовом году;
j - количество j-х групп затрат на единицу государственной услуги в соответствующем финансовом году.
В отношении государственных учреждений определяется методика проведения ежегодной оценки потребности в оказании государственных услуг. Такая оценка проводится в разрезе каждой государственной услуги из числа включенных в перечень государственных услуг. Оценка потребности осуществляется на основании натуральных и стоимостных показателей, информация о которых предоставляется государственными учреждениями в сроки, устанавливаемые ответственным министерством. На основании оценки потребности отраслевой орган формирует проекты государственных заданий и определяет объем их финансового обеспечения на соответствующий финансовый год и плановый период.
В целом функционирование системы образования в РФ осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами всех уровней. Однако механизм финансового обеспечения системы образования на разных уровнях бюджетной системы имеет свои особенности, поэтому необходимо проводить анализ расходов на образование каждого государственного учреждения образования и определять их эффективность.
146