УДК 347
Тарасов Я.С.
магистрант кафедры гражданского права Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия)
СОВРЕМЕННЫЙ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ (МАРКЕТПЛЕЙСОВ)
Аннотация: в статье рассмотрен понятийно-категориальный аппарат сферы цифровых платформ (маркетплейсов), содержащийся в законопроекте № 445923-8. Осуществлено сравнение терминологии из ныне действующего законодательства и предложенных законодателем нововведений, проведено отграничение цифровых платформ (маркетплейсов) от иных агрегаторов услуг и интернет-магазинов. Статья направлена на устранение пробела в толковании современных терминов сферы электронной торговли.
Ключевые слова: электронная торговля, агрегаторы услуг, цифровые платформы, маркетплейсы, сеть Интернет, ПВЗ, интернет-магазин.
Понятийно-категориальный аппарат в сфере цифровых платформ постоянно развивается и совершенствуется. С развитием технологий и изменением потребностей потребителей и продавцов, появляются новые понятия и категории.
Марченков А.А. в своей работе описывает маркетплейс как веб-сайт, на котором систематизируется информация о товарах и/или услугах разных брендов от разных поставщиков, магазинов или людей, представленных на одной и той же платформе [1].
На сегодняшний день маркетплейсы являются наиболее успешным сегментом рынка электронной торговли. По данным аналитической компании Data Insight на 2022 год, объем продаж товаров большинства продавцом на маркетплейсах превосходит объем продаж через их интернет-магазины [2].
На данный момент в отечественном законодательстве отсутствует единое определение термина «маркетплейс» и можно дать лишь его собирательное определение. Маркетплейс - это интернет-площадка для покупки или продажи товаров, которая не является фактическим продавцом и не несет ответственности за качество товара, а лишь предоставляет информацию о продукте третьих лиц -продавцов.
На момент написания статьи в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 445923-8, который предполагает введение новых терминов в сферу электронной торговли. Так, авторы законопроекта под маркетплейсом понимают агрегатор информации о товарах (услугах) (далее -маркетплейс) - программа для электронных вычислительных машин и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющие потребителю одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара дистанционным способом (договора возмездного оказания услуг дистанционным способом), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи дистанционным способом (договор возмездного оказания услуг дистанционным способом), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу маркетплейса в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [3].
Помимо определения самого агрегатора информации о товаре, законопроект содержит в себе ряд терминов, которые в совокупности дают более четкое представление о том, как функционирует система маркетплейса. Новым для российского законодательства является определение пункта выдачи заказов маркетплейсов (далее - ПВЗ) - помещение или часть помещения, находящееся у организации независимо от организационно-правовой формы либо индивидуального предпринимателя в собственности, аренде или во владении (на
ином законном основании), в котором такая организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет приемку, хранение, выдачу товаров покупателям продавцом на маркетплейсах товаров, получение от покупателей возвратов товаров, реализуемых через маркетплейс с последующим возвратом уплаченной за товар суммы макретплейсом и оказывает иные услуги (исполняет иные поручения) маркетплейса, продавцов товаров и покупателей[4]. Таким образом, законопроект вводит в оборот новые субъекты гражданского права, что в свою очередь также может породить ряд проблем, которые могут возникнуть в ходе взаимодействия между маркетплейсом, продавцом, ПВЗ и покупателем ввиду значительной цепочки посредников и недостаточного уровня законодательного регулирования.
Помимо этого, в случае принятия данного проекта, законодатель четко разграничит между собой интернет-магазины и агрегаторы информации о товаре. На данный момент модели схожи для покупателя, так как имеют аналогичную процедуру покупки товаров. Основным отличием двух площадок является продавец товара. Если с интернет-магазином все просто - он сам является собственником товара, то в случае с маркетплейсом - агрегатор лишь посредник, предоставляющий покупателю информацию о товаре продавца. На основании указанного различия складывается вывод о том, что маркетплейс не несет ответственности за качество товара, что в свою очередь может создать трудности покупателю в случае, если товар сломался или оказался некачественным.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Четвертого КСОЮ от 16 июня 2022 года по делу № 8Г-11930/2022 [5].
На основании вышесказанного необходимо отметить тенденцию законодателя к постепенному регулированию электронной торговли, в том числе в направлении маркетплейсов. На наш взгляд данные нововведения являются позитивными, поскольку как уже было сказано ранее, объем продаж товаров через маркетплейсы превосходит продажи через интернет-магазины и данная сфера нуждается в своевременном регулировании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Марченков А.А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2019. №26
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketpleysy-kak-glavnyy-trendelektronnoy-kommertsii (Дата обращения 25.10.2023 г.).
2. Аналитическая компания Data Insight «Маркетинговое исследование Селлеры на российских маркетплейсах 2022» [Электронный ресурс] URL: https://datainsight.ru/SellersOnMarketplaces_2022 (дата обращения 20.10.2023 г.).
3. Система обеспечения законодательной деятельности «Законопроект № 445923-8» [Электронный ресурс]
URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445923-8 (дата обращения 27.10.2023 г.).
4. Система обеспечения законодательной деятельности «Законопроект № 445923-8» [Электронный ресурс]
URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445923-8 (дата обращения 27.10.2023 г.).
5. Постановление Четвертого КСОЮ от 16.06.2022 г. по делу № 8Г-11930/2022 [Электронный ресурс]
URL: http://4kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc &number=10172352&delo_id=2800001 &new=2800001 &text_number=1 (Дата обращения 30.10.2023 г.).
Tarasov Y.S.
Kazan Federal University (Kazan, Russia)
MODERN CONCEPTUAL & CATEGORICAL APPARATUS IN FIELD OF DIGITAL PLATFORMS (MARKETPLACES)
Abstract: the paper considers the conceptual and categorical apparatus of the sphere of digital platforms (marketplaces) contained in Bill No. 445923-8. A comparison of terminology from the current legislation and the innovations proposed by the legislator was carried out, the differentiation of digital platforms (marketplaces) was carried outfrom other aggregators of services and online stores. The paper is aimed at eliminating the gap in the interpretation of modern terms in the field of electronic commerce.
Keywords: e-commerce, aggregators of services, digital platforms, marketplaces, Internet, point of delivery, personal account, online store.