Научная статья на тему 'Современный поэт Ирина Астахова и восприятие её творчества в сети Интернет'

Современный поэт Ирина Астахова и восприятие её творчества в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3384
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / POETRY / СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / MODERN POETRY / ИРИНА АСТАХОВА / IRINA ASTAKHOVA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / КОММЕНТАРИИ / COMMENTS / "ЛАЙКИ" / ЭМОТИКОНЫ / EMOTICONS / "LIKES"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крылова Мария Николаевна

В статье проанализированы Интернет-ресурсы, посвящённые творчеству современной поэтессы Ирины Астаховой (псевдоним Ах Астахова), и в первую очередь комментарии читателей по поводу её стихов. Ирина Астахова популярный современный поэт, издаёт книги, гастролирует, имеет коммерческий успех. Материалом для исследования стали комментарии её стихов читателями в социальных сетях и видеохостинге «YouTube». Применялись методы наблюдения и анализа, сопоставления, интерпретации. Поэзия Ирины Астаховой, несмотря на низкое качество (банальность тем, излишнюю назидательность, несовершенство рифмы и т. п.), вызывает у подавляющего большинства читателей восторженные отклики. Современный россиянин стремится к поэзии, хочет её читать, слушать, видеть выступления поэта, готов платить за это деньги. При этом отсутствие образования и низкий уровень читательской компетенции мешают любителям стихов понять, где настоящая поэзия, а где подделка. В то же время в социальных сетях и видеохостинге «YouTube» встречается небольшое количество негативных отзывов о поэзии Ирины Астаховой, авторы которых сумели увидеть пустоту содержания и примитивность формы её стихов. Наличие подобных комментариев от неспециалистов (пусть их и немного, в социальных сетях около одного процента) позволяет говорить о культурном потенциале современного читателя, его способности распознать низкокачественную поэзию. Великие традиции русской поэзии, в том числе творчество замечательных женщин-поэтов, имеют культурный отклик и потенциально способны сформировать у читателя-неспециалиста негативное отношение к творчеству современных поэтов, которое не соответствует высоким критериям русского поэтического текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN POET IRINA ASTAHOVA AND PERCEPTION OF HER CREATIVITY IN THE INTERNET

The article analyzes Internet resources dedicated to the work of contemporary poetess Irina Astakhova (pseudonym Ah Astakhova), and first of all readers’ comments on her poetry. Irina Astakhova is a popular modern poet, publishes books, tours, has commercial success. The material for the study was the comments of her poems by readers in social networks and video sharing “YouTube”. Methods of observation and analysis, comparison, interpretation were applied. The poetry of Irina Astakhova, despite the low quality, evokes in the overwhelming majority of readers enthusiastic responses. A modern Russian man strives for poetry, wants to read it, listen, see the poet, and is ready to pay money for it. At the same time, lack of education and low level of reading competence prevent the lovers of poetry from understanding where the real poetry is, and where the fake. At the same time in social networks and video hosting “YouTube” there is a small number of negative reviews about the poetry of Irina Astakhova, whose authors were able to see the emptiness of content and the primitiveness of the form of her poems. The presence of such comments from non-specialists (albeit a little, in social networks about one percent) allows us to talk about the cultural potential of the modern reader, his ability to recognize low-quality poetry. The great traditions of Russian poetry, including the work of remarkable women poets, have a cultural response and are potentially capable of forming in the non-specialist reader a negative attitude toward the creativity of contemporary poets, which does not meet the high criteria of the Russian poetic text.

Текст научной работы на тему «Современный поэт Ирина Астахова и восприятие её творчества в сети Интернет»

М.Н. Крылова ORCID iD: 0000-0003-0231-4778

Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета,

г. Зерноград, Россия

УДК 82.01

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЭТ ИРИНА АСТАХОВА И ВОСПРИЯТИЕ ЕЁ ТВОРЧЕСТВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ DOI: 10.29025/2079-6021-2018-2(30)-167-175

В статье проанализированы Интернет-ресурсы, посвященные творчеству современной поэтессы Ирины Астаховой (псевдоним Ах Астахова), и в первую очередь комментарии читателей по поводу её стихов. Ирина Астахова - популярный современный поэт, издаёт книги, гастролирует, имеет коммерческий успех. Материалом для исследования стали комментарии её стихов читателями в социальных сетях и видеохостинге «YouTube». Применялись методы наблюдения и анализа, сопоставления, интерпретации. Поэзия Ирины Астаховой, несмотря на низкое качество (банальность тем, излишнюю назидательность, несовершенство рифмы и т. п.), вызывает у подавляющего большинства читателей восторженные отклики. Современный россиянин стремится к поэзии, хочет её читать, слушать, видеть выступления поэта, готов платить за это деньги. При этом отсутствие образования и низкий уровень читательской компетенции мешают любителям стихов понять, где настоящая поэзия, а где подделка. В то же время в социальных сетях и видеохостинге «YouTube» встречается небольшое количество негативных отзывов о поэзии Ирины Астаховой, авторы которых сумели увидеть пустоту содержания и примитивность формы её стихов. Наличие подобных комментариев от неспециалистов (пусть их и немного, в социальных сетях около одного процента) позволяет говорить о культурном потенциале современного читателя, его способности распознать низкокачественную поэзию. Великие традиции русской поэзии, в том числе творчество замечательных женщин-поэтов, имеют культурный отклик и потенциально способны сформировать у читателя-неспециалиста негативное отношение к творчеству современных поэтов, которое не соответствует высоким критериям русского поэтического текста.

Ключевые слова: поэзия, современная поэзия, Ирина Астахова, Интернет, социальные сети, комментарии, «лайки», эмотиконы.

Введение. В России всегда было особое отношение к поэзии. Создателем русского литературного языка мы считаем поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Трудно найти человека, который не был бы знаком с творчеством поэтов Серебряного века, хотя бы наиболее известных - А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама. С.А. Есенин и В.В. Маяковский - вообще отдельная история: о творчестве этих поэтов у каждого россиянина имеется своё особое мнение. В 60-е годы прошлого века именно поэзия (стихи А.А. Рождественского, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулиной и др.) стала культурным символом окончания периода культа личности и начала Оттепели. Развивается поэзия и в наше время, приобретая порой необычные формы. Чего стоят только одни «пирожки» и «порошки» -четверостишия, возникшие как форма Интернет-поэзии и именуемые некоторыми современными исследователями не иначе, как «мини-шедевры» [6]!

Появление нового поэта - событие. Ирина Астахова (псевдоним Ах Астахова) стала известной в 2011 году, после публикации в «YouTube» [4] видеоролика «Тебя хоть там любят?», в котором очень эмоционально прочитала своё стихотворение под музыку. Успех оказался внушительным: сегодня у ролика более 1 миллиона 166 тысяч просмотров. В группе «Ах Астахова» в социальной сети «ВКонтакте» в настоящий момент более 384 тысяч подписчиков [5], в «Инстаграм» - более 314 тысяч [7], в других социальных сетях меньше («Одноклассники» - более 5 тысяч [10], «Facebook» - почти 15 тысяч [20]), но это тоже весьма значительные цифры.

Налицо популярность молодого автора у россиян, которая вызывает необходимость анализа и оценки её любовной лирики (именно такова жанровая принадлежность стихов Ах Астаховой). Однако нашей целью в данной статье становится не такой анализ, а попытка рассмотреть специфику реакции читателей на творчество Ирины Астаховой. Оценка читателями творчества поэта, не являющегося представителем поэтической элиты, пишущего весьма посредственные, хотя и очень эмоциональные стихи, позволит представить состояние современной культуры чтения, выявить культурные пристрастия россиян, их культурные потребности.

Обзор литературы. О причудливых формах современной поэзии пишут многие исследователи: Н.А. Фатеева, анализирующая затейливые «преобразования формы в современных текстах» и подчёркивающая важность их понимания читателями [16, с. 74]; Н.В. Беляева, отмечающая в современной авангардистской поэзии наследование «традиций Золотого и Серебряного веков» [3, с. 111]; Д.А. Суховей, отслеживающая влияние на графику современной поэзии компьютерных технологий [13]. Касаются современные учёные и темы снижения интереса к поэзии в современной России: Е.В. Терещенко видит в непопулярности поэзии одно из проявлений гуманитарного кризиса [15].

Современная поэзия имеет свои особенности в литературе разных стран, создаваемой на разных языках. Внимание исследованию её особенностей уделяют зарубежные филологи: Х.С. Анас анализирует обращение современной поэзии к социальным проблемам [17]; С. Ахмед рассматривает современную романтическую поэзию [18]. Рассматривается зарубежными исследователями и поэзия в сети Интернет: Т. Одагири характеризует Интернет-тексты японского поэта Вага как «конец литературы и начало практики» [21, р. 361]; Л. Дабул обращает внимание на «мутации» поэзии в Интернете, касающиеся как формы, так и образного строя стихотворений - особенностей передачи цвета, текстуры, визуальной атмосферы [19].

Литература вообще и поэзия в частности тесно связана с культурой [22]. Как отмечает С.Я. Сущий, «рассматривать русскую поэзию независимо от того, что происходит во всей отечественной культуре и ещё шире - в глобальной культурной системе, невозможно» [14, с. 217]. В современной России, мало читающей, безграмотной, невежественной [1; 9], не могла не измениться и поэзия; не могла не ощутить на себе культурных трансформаций.

Методы исследования. В ходе работы применялся комплекс исследовательских методов: метод наблюдения использовался с целью выявить особенности поэзии Ирины Астаховой и специфику реакции на её творчество пользователей социальных сетей и других Интернет-ресурсов; метод анализа служил основой истолкования читательского отклика на поэзию Ах Астаховой; метод сопоставления употреблялся в ходе сравнения различных Интернет-комментариев; метод интерпретации стал узловым для решения задачи выявления и оценки восприятия творчества Ирины Астаховой рядовым пользователем сети Интернет.

Результаты и дискуссия.

Каким бы ни было качество творчества нового автора, в настоящий момент его популярность определяется не художественными достоинствами поэзии, а признанием в сети Интернет - в социальных сетях, видеохостинге «YouTube» и других ресурсах; определяется количеством просмотров, «лайков» и хвалебных комментариев. Особенно важным средством оценивания творчества поэта в сети Интернет мы считаем комментарии. С.М. Карпоян определяет комментарий как «специфическое смысловое поле, где с целью самопрезентации в виртуальной коммуникативной среде формируются, интерпретируются и оцениваются факты и мнения, обладающие субъективным значением и социальной обусловленностью» [8, с. 242]. М.А. Павлов отмечает такие качества комментариев в социальных сетях, как недолговечность, мозаичность, «проявление разговорно-бытового стиля общения, активное использование невербальных средств коммуникации» [11, с. 108]. В настоящий момент комментарии являются не только средствами оценивания комментируемого поста (видеоролика, высказывания, фотографии, новости и т. п.), но и важными инструментами коммуникации как автора комментария с автором поста, так и комментаторов между собой.

Попытаемся сначала объяснить, почему комментарии, а не сама поэзия становятся предметом нашего рассмотрения. Дело в том, что это плохая поэзия. Нет, на первый взгляд стихи весьма неплохи, и в них, кажется, звучит настоящее чувство. Думается, без примера всё же не обойтись: а без разницы чем все кончится; мне по-нраву любой финал. только знаешь, мне очень хочется, чтоб ты все обо мне узнал.

я уже перестала ссориться с этим сердцем пустым и каменным.

но ты знаешь, мне очень хочется, чтоб его хоть немного ранили.

перед сном все о чем-то молятся, я ж у Бога прошу одно; ты же знаешь, мне очень хочется видеть звезды через окно.

чтоб томила меня бессонница, чтоб сильнее играла кровь! ты же знаешь. мне очень хочется

на себе испытать Любовь.

Если бы автор статьи не был дипломированным филологом, то, возможно, полюбил бы творчество Ирины Астаховой, проникся её яркими чувствами, близкими многим идеями. Трудно музыканту, который сразу же почувствует фальшь в музыкальном произведении, трудно художнику - он увидит, насколько бесталанен популярный и модный живописец. Быть неспециалистом, не отягчённым образованием, гораздо проще. Может быть, мы всё же решимся сделать подробный обзор художественных особенностей поэзии Ирины Астаховой, но это будет сделано не здесь. А скорее всего, анализировать стихи Ирины Астаховой всё же не стоит, лучше потратить это время на то, чтобы перечитать любимое из М.И. Цветаевой. Мы же рассмотрим реакцию на эту поэзию россиян.

Стихи Ах Астаховой выкладываются в сети и в виде текста, и в видеороликах, где Ирина сама их читает. Нашей задачей стало проанализировать комментарии пользователей Интернет-ресурсов к публикациям и роликам и оценить их реакцию на творчество поэтессы. Комментарии читателей приводятся ниже с соблюдением орфографии, графики и пунктуации их авторов; единственное, что мы посчитали необходимым выправить, - пробелы между словами.

Большая часть комментариев (количественно - около 99 %) - хвалебные. Ирину Астахову очень ценят современные пользователи социальных сетей и других Интернет-ресурсов, что, собственно, и побудило нас к написанию этой статьи. Приведём примеры: «Аж за душу берет», «улет», «до слез», «Солнышко...», «Аплодисменты автору», «Спасибо за творчество», «Идеально», «Как всегда утонченна и неотразима!», «Оч хороший стих», «Ваше искусство - что-то невероятно красивое, нежное». Среди средств, с помощью которых читатели стремятся передать свои эмоции, можно назвать восклицательные знаки («Умничка...!!!»), междометия («Ах, умница!»), повтор букв для имитации крика, восторженной похвалы («Твои стихи суперррррр», «Оочень атмосферно», «Огооооонь», «Сууупер просто!»), прописные буквы («Спасибо ВАМ!»), вульгаризмы («Вы - офигенная! Очень нравятся ваши стихи! Трогательно и душевно!»), жаргонизмы («Потрясный стих») и т. д. Основные же средства передачи эмоций - смайлы (смайлики, эмотиконы - невербальные способы коммуникации [12]) и картинки, которых в комментариях очень много как в добавление к вербальной характеристике, так и вообще без неё. Традиционные эмотиконы, представляющие собой комбинации знаков препинания, используются редко: «Ах, молодчина! - отважная))», чаще всего задействованы смайлики-картинки, предлагаемые соответствующим ресурсом. И, конечно, важным средством оценки творчества поэтессы становятся «лайки» (от английского to like - 'нравиться') - отметки читателей, которым понравилась публикация. Их немало, под некоторыми роликами - более 5 тысяч. Комментарии под каждым стихотворением обязательны, количество - от 15 до 70, меньше всего комментариев - в социальной сети «Одноклассники».

Язык комментариев часто не отличается литературной правильностью: «Я бы слушал тебя очень вечно...», «Астахова ты меня ахиренна!))», «ты просто чудо когда я узнала о твоих стихах сразу вошли в душу я знаю много твоих стихов они написаны от души и со смылом самый любимый стих а их 2 это Если нам суждено распроститься и Если пусто вдуше я тобой просто восхищаюсь» и т. п. Ну что ж, эту особенность можно соотнести с общим уровнем грамотности современного россиянина и не оценивать в настоящих условиях слишком строго. Большая часть комментариев короткие (примеры

выше), но есть и более пространные высказывания, в том числе и с выходом на философское осмысление процесса творчества: «Интересно всё-таки, как люди пишут стихи?! Как-будто им кто-то диктует «сверху» и они «строчат>> свои стихи. Какое-то волшебство, которое зовётся талантом!!!».

Читатели стараются описать собственные чувства, которые они испытывают по прочтении стихов Ах Астаховой: «Такуютно становится, после прочтения этого стихотворения». Многие подчёркивают в комментариях, что стихотворения соответствуют их собственным переживаниям, коррелируют с их жизненным опытом: «Оч затрагивает, все это я переживаю в данный момент», «Да как так!? В суть, в точку», «Удивительно, как слова глубоко проникают в душу и вунисон отзываются чем-то (у каждого своим), похожим на эхо...». Похвалы удостаивается содержание стихотворений Ирины Астаховой, смысл, заложенный в них: «Какие мудрые слова!!!!», «Да уж это точно!!! До мурашек!».

Поскольку каждое стихотворение сопровождается видеороликом, где его исполняет автор, одобрением награждается также сама поэтесса, её внешность и манера исполнения: «Стихи красивые и Вы красивая». В таких комментариях оценка стихов и самой поэтессы часто тесно переплетаются: «Улыбка на лице, грусть в сердце....... СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА!... хороший человек АХ АСТАХОВА - талант, умеющий поселить радость в другие сердца».

Ирина Астахова активно разъезжает по стране и устраивает поэтические вечера (чтения), собирая пусть и небольшие, но залы. Её принимают клубы (Москва, Минск, Киев, Прага, Симферополь, Нижний Новгород, Новосибирск, Днепропетровск, Харьков), филармонии (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Казань), художественные галереи (Пятигорск), зрелищные центры (Томск), концерт-холлы (Санкт-Петербург), дома и дворцы культуры (Рязань, Самара, Чебоксары, Караганда), Дома музыки (Калуга), театры (Астрахань, Рязань, Алматы, Уфа), арт-кафе (Берлин), колледжи искусств (Улан-Удэ), консерватории (Саратов) и другие учреждения культуры. Поэтому комментарии часто содержат приглашения посетить разные города России и ближнего зарубежья: «Добрый вечер! Вы не планируете визит в город Астана? Очень хочется попасть на Ваш вечер», «Очень много человек ждут вас в Нижнем Новгороде приезжайте вы лучшая», «Ирина, в Калининград планируете?», «Приезжай в Ростов, ну ещё разочек... Пожалуйста», «Приезжайте и в Кишинев, пожалуйста)». Ну что ж, это прекрасно: изголодавшиеся по искусству россияне хотят воспринимать поэзию, согласны платить деньги (судя по афишам, от 200-500 рублей) за билеты на творческий вечер поэтессы (так это раньше называлось) и за её книги: «Ребята подскажите где можно купить сборник стихов 2? В Москве». Кстати, максимальная цена билетов не так уж и мала, узнаём её из одного из комментариев: «Продам два билета на концерт Астаховой 13-го октября, партер 6 ряд, 10 и 9 места, покупались 3200, отдам за 1800! Могу продать раздельно по одному билету», а цена сборников на официальном сайте поэтессы [2] заявлена как 500 рублей.

Все приведённые выше оценки и комментарии хвалебного и восторженного характера можно было бы оценить только положительно - как признак важности поэзии для современного россиянина, как знак духовной тяги к стихотворной стихии обычных людей, если бы ни один «маленький» факт: поэзия Ирины Астаховой не отличается высоким качеством ни в содержании (в стихотворении нет, как правило, единой темы, цельной идеи), ни в форме (рифмы слабые, часто на уровне кровь - любовь, образность минимальна). Почему же большинство читателей не понимают, что стихи Ах Астаховой далеки от стандартов высокой поэзии? Почему так много высочайших оценок её творчества, восторгов вплоть до исступления?

Недостаток образования - вот главная, по нашему мнению, причина того, почему стихи Астаховой так нравятся огромному количеству слушателей. Хочется сказать об этом словами одной из её читательниц, характеризующими, правда, не сами стихи, а манеру исполнения, но ценными именно этим указанием на важность образования: «Увидела бы это год назад, сказала бы - прекрасно. сейчас учусь в театральной студии. мне бы мастер за такое прочтение три часа мозги промывал». Под образованием мы понимаем не наличие филологического диплома, а уровень читательской компетенции, повысить который способно в первую очередь регулярное чтение высококачественной поэзии. Не читают наши современники стихи, да, впрочем, и не стихи тоже не читают, вот и кажется им творчество Ирины Астаховой шедевром. В комментариях отсутствие читательского опыта прекрасно видно: «Это лучшие стихи, которые я читала о жизни... Браво!!! Спасибо!!!!!....». Скорее всего, человек действительно не читал ничего лучше...

Кстати, на уровне подсознания читатели, даже не обладая образованием, многое правильно понимают в творчестве Ирины Астаховой. Например, ту особенность, которую одна моя знакомая журналистка (человек с филологическим образованием) охарактеризовала как «метафорический голод», не обладающая таким образованием Тамара Чередова передаёт в хвалебном комментарии: «Благодарю за ваше творчество. Очень реалистичные стихи». Эпитет «реалистичные» как раз и указывает, по нашему мнению, на отсутствие метафоры, на простоту. Для читателя это - реалистичность.

Наше внимание не могли не привлечь негативные отзывы, который мы обнаружили в комментариях творчества Ах Астаховой, пусть их и немного - тот единственный процент. Это может быть робкая попытка разобраться, например, в ответ на обычную для читателей оценку («Потрясающие стихи») звучит фраза: «Ольга, а что тебя в них потрясло?». Сомневающиеся и желающие разобраться читатели рискуют, делая подобные комментарии. Их ожидает резкая отповедь: «Если это не твое - пропусти, не читай. А отчитываться и обьяснять никто никому не должен». В приведённом диалоге звучит ещё одна ответная реплика «сомневающегося»: «Ольга, я просто хотела понять то, что, может быть, не расслышала в этом стихотворении...», но отвечать по существу никто не собирается. Зато наброситься и отругать поклонники Ирины Астаховой всегда готовы.

Нельзя не отметить, что стихи Ирины Астаховой действительно лучше большей части того материала, который наполняет страницы соцсетей и демонстрирует тягу современной девушки к стихам. Вот, к примеру, какими строками отвечает Астаховой в комментариях одна из расчувствовавшихся поклонниц, Оксана Устьянцева:

когда идешь к мечте -ты не здавайся!

и если вдруг прольется свет во тьме - не обольщайся!

придется падать раз за разом в грязь не вздумай там остаться! убирай бесследно мусор с глаз и поднимайся!

(Интересен комментарий этого «стихотворения», сделанный Марией Михайловой: «Оксана, нет приставки «з». Правильно будет слово «сдавайся»»).

А это ответ на стихи Астаховой Анны Прокофьевой: Иногда строки совсем не ложатся, иногда мысли идут лишь вразброс, иногда люди друг друга бросают, иногда люди уходят вразнос..

Стихотворных ответов очень много, слушателям хочется поразить своими стихами Астахову, зазвучать с нею в унисон, понравиться кумиру:

Милая, никого из людей не слушай,

Слова их теплы, но внутри -

сплошной лед.

И запомни простую истину:

Тот, кто однажды полюбит душу,

Никогда от тебя не уйдет (Эрика Валиуллина).

Ну, конечно, если сравнить эти «опусы» и стихи Ирины Астаховой, то последние на их фоне выглядят действительно как шедевры. Наверное, начитавшись именно таких «стихов», хвалит Ах Астахову её поклонник Сергей Васильев: «Главное что всё в рифму, просто гениально». Вот, оказывается, в чём состоит гениальность - в умении писать в рифму, для Ирины Астаховой, кстати, тоже сомнительном.

Робкие попытки критики часто касаются исполнительской манеры Астаховой. Анюта Милова отмечает: «Мне очень нравится ваше творчество, но как вы передаете нет», Владлена Боева конкретизирует: «Стихи красивые, а прочтение очень наигранно». Не удерживается от стихотворного замечания Ольга Жаркова: «Выношу я из поэзии строк тирады, ах, Астахова, замечательно, но не люблю бравады».

Обращают на себя внимание критические комментарии тех читателей, которым раньше стихи Астаховой нравились больше, чем сейчас: «Астахова уже не та, начинает чувствоваться позёрство и постанова» (Евгений Шестаков). Многие из тех, кто начал разочаровываться в Астаховой, считают, что поэтесса стала писать хуже, так как постоянно гастролирует: «Она превратила своё творчество в бизнес. А менеджер в человеке всегда сожрёт художника» (Константин Конев). Критикующий и здесь получает резкий ответ: «Константин, если вам так не нравится лирика Ах! зачем вы сюда приходите??? Вбросить в массы избыток желчи или тупо для самопиара?!)))» (Евлампий Балаболкин). Мы высоко оцениваем критические комментарии, авторы которых считают, что Ирина Астахова начала писать хуже. Дело в том, что качество поэзии Ирины Астаховой за несколько лет, прошедших с её первой публикации, не снизилось. Вероятнее всего, сами читатели стали более требовательны и, начитавшись, начали, наконец, понимать, что это плохие стихи.

Есть комментарии, в которых справедливо критикуется содержательная составляющая стихов Ирины Астаховой: «Очень поверхностные стихи, не на мой вкус» (Егор Козлов); есть такие, где указывается на недочёты рифмовки: «Люди... рифма «счастья - надышаться». Маленько вчитывайтесь, а не жрите» (Олег Часовников); иногда высказывается просто собственное отношение: «Кто-то любит Стаса Михайлова. Вполне искренне любит. А по мне, так это дурновкусие» (Ольга Первая). Есть, кстати, жёсткие высказывания по поводу гастрольной политики поэтессы и высоких цен на билеты и книги: «А ты превратила поэзию в продажную площадную шлюху...». В любом случае критика резко контрастирует с общим восторженным фоном отзывов и вызывает у поклонников острый протест.

Те, кто решается критиковать, достойны уважения. Вот он - такой глас разума в пустыне (группа ВКонтакте), автор его - Саша Казанцев: «Думаю — мне одному у неё до половины многое)))) видится притянутым за уши? И эти хромые рифмы и ритмика, злоупотребление назидательностью. Алюминиевый век русской поэзии. Судя по предпочтениям масс». В ответ, естественно, завязывается перепалка с прямыми оскорблениями: «Девочка талантливая! А кому то я пожелала бы завидовать молча» (Ольга Малыгина). Саша Казанцев пытается развить тему: «У неё же образность отсутствует как таковая! Набор слабо зарифмованных ПРОПИСНЫХ ИСТИН) И повторю тоже — верхом на хромой ритмике». В ответ от поклонников Астаховой звучат, кстати, и вполне разумные реплики: «А на счет недостатков - Ира не стоит на месте, она стремится к развитию. Частые разъезды и плотный график гастролей немного тормозят этот процесс... мне нравятся стихи Ах! Особенно подача!) Судя по отзывам и количеству концертов - не мне одному. Давай закончим этот бессмысленный спор» (Евлампий Балаболкин). И вдруг - ещё один голос от Ольги Первой, очень спокойный и контрастирующий с общим высокоэмоциональным фоном: «Саша, это плохие стихи. Вы правы».

Выше приведены мнения о творчестве Ирины Астаховой, высказываемые её читателями в соответствующих группах социальных сетей. В «YouTube» её критикуют более жёстко, да и количественно негативных отзывов здесь более одного процента: «Так это были СТИХИ??! Да.... Поэты уже не те....

Да и чтецы......», «Читайте классику, господа хорошие», «лучше бы ахматову читали...», «ванильная

чушь ради самохвальства», «боже какая фигня, не верится что у неё какие-то премии есть, распиа-ренная пустышка», «измельчали нынче поэтессы». Здесь комментаторы уже не так боятся вступить в перепалку и получить порцию негатива от ярых поклонников поэтессы: «Считайте меня дебилом, но я так и не понял о чём это и где здесь стихи. Ни в коем случае не хочу обидеть автора, но... Вам не то, что до Есенина, до моего вечно пьяного соседа Толи далеко... А теперь давайте, пускайте слюни и кричите, что я не прав!!!)))». Критикуется, в числе прочего, и исполнительская манера Ирины: «Не понравилось как прочитала. Какое-то у нее презрение на лице в перемешку с наигранной грустью».

Заключение. Да, в России женщине невероятно сложно быть поэтом. После А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой, которые подняли планку на невероятную высоту, женщине нужно быть действительно Поэтом, чтобы начать писать стихи и иметь смелость представить их на суд публики. Ну, или надо иметь не очень высокое образование, не разбираться в поэзии, не читать Ахматову и Цветаеву...

Рассмотренные нами читательские комментарии по поводу стихов Ирины Астаховой демонстрируют несколько очень важных моментов, касающихся состояния культуры в современном обществе и отношения россиян к поэзии. Во-первых, очень ценно то, что люди испытывают тягу к поэзии, им хочется и нравится читать и слушать стихи, общаться с современными поэтами. Во-вторых, недостаток

образования и низкий уровень читательской компетенции мешают любителям поэзии отличить хорошие стихи от плохих, вследствие чего и становятся популярными такие авторы, как Ирина Астахова. В-третьих, интуитивно, на уровне вкуса или с помощью образования многие всё же понимают, что поэзия Ирины Астаховой не является высококачественной и высказывают своё мнение в Интернет-ресурсах, что говорит о наличии в обществе культурных людей, а значит, и о потенциале развития российской культуры в будущем.

Библиографический список

1. Абдулатипов Р.Г. Культурная повестка России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 10-14.

2. АХ АСТАХОВА [Электронный ресурс]. URL: http://astahova-ah.ru (дата обращения: 19.02.2018).

3. БеляеваН.В. Взгляд на современную поэзию // Общество. Среда. Развитие. 2009. № 2. С. 111-126.

4. Видеохостинг «YouTube» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com (дата обращения: 19.02.2018).

5. ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com (дата обращения: 19.02.2018).

6. Жолковский А. «Агу!» Заметки о «пирожках» и «порошках» // Летняя школа по русской литературе. 2017. Т. 13. № 1. С. 84-90.

7. Инстаграм [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com (дата обращения: 19.02.2018).

8. Карпоян С.М. Функции комментария на различных коммуникативных платформах социальных сетей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 242-245.

9. Мартынова Н.А. Можно ли вернуть интерес к чтению? // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: Духовно-нравственные основы образования: мат. 15-й Междунар. науч.-метод. конф. памяти И.Н. Ульянова; под общ. ред. Л.И. Петриевой. Ульяновск: УГПУ, 2014. С. 38-40.

10. Одноклассники [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru (дата обращения: 19.02.2018).

11. Павлов М.А. Своеобразие жанра интернет-комментария в социальных сетях // Наука и образование: новое время. 2017. № 2 (19). С. 101-108.

12. Смагина Е.С. Невербальные способы воздейственности в интернет-коммуникации // Метеор-Сити. 2017. № 2 (8). С. 58-62.

13. Суховей Д.А. Графика современной русской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2008. 27 с.

14. Сущий С.Я. Современная русская поэзия - стадия ливня // Prosodia. 2015. № 3. С. 217-226.

15. Терещенко Е.В. Почему в современной России не популярна поэзия, или Ценностные основания гуманитарного кризиса в современном мире // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 85-92.

16. Фатеева Н.А. Заметки о том, как научиться понимать современную поэзию // Мир русского слова. 2008. № 2. С. 67-75.

17. AnasH.S. The Society Problems in the Modern Islamic Poetry: Global Journal Al-Thaqafah. 2013. Vol. 3. № 1. Pp. 115-125. DOI: https://doi.org/10.7187/GJAT372013.03.01.

18. Ahmed S. Literary Romanticism and Islamic Modernity: The Case of Urdu Poetry: South Asia: Journal of South Asian Studies. 2012. Vol. 35. №2. Pp. 434-455. DOI: https://doi.org/10.1080/00856401.2011.633300.

19. Dabul L. Mutation of the poem on the web: Metaverse Creativity (new title: Virtual Creativity). 2014. Vol. 4. № 2. Pp. 183-194. DOI: https://doi.org/10.1386/mvcr.4.2.183_1.

20. Facebook [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com (дата обращения: 19.02.2018).

21. Odagiri T. The end of literature and the beginning of praxis: Wago Ryoichi's Pebbles of Poetry: Japan Forum. 2014. Vol. 26. №3. Pp. 361-382. DOI: https://doi.org/10.1080/09555803.2014.917121.

22. Steinhoff E. Making nothing happen: Poetry and sabotage: Postmedieval: a journal of medieval cultural studies. 2015. Vol. 6. №4. Pp. 417-428. DOI: https://doi.org/10.1057/pmed.2015.41.

Крылова Мария Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Донской государственный аграрный университет, Азово-Черноморский инженерный институт, Россия, Зерноград, ул. Ленина 21; e-mail: krylovamn@inbox.ru.

Для цитирования: Крылова М.Н. Современный поэт Ирина Астахова и восприятие её творчества в сети Интернет // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №2. С. 167-175. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-2(30)-167-175.

MODERN POET IRINA ASTAHOVA AND PERCEPTION OF HER CREATIVITY IN THE INTERNET DOI: 10.29025/2079-6021-2018-2(30)-167-175

Maria N. Krylova

Azov-Black Sea Engineering Institute -branch Don State Agrarian University, Zernograd, Russia

The article analyzes Internet resources dedicated to the work of contemporary poetess Irina Astakhova (pseudonym Ah Astakhova), and first of all readers' comments on her poetry. Irina Astakhova is a popular modern poet, publishes books, tours, has commercial success. The materialfor the study was the comments of her poems by readers in social networks and video sharing "YouTube". Methods of observation and analysis, comparison, interpretation were applied. The poetry of Irina Astakhova, despite the low quality, evokes in the overwhelming majority of readers enthusiastic responses. A modern Russian man strives for poetry, wants to read it, listen, see the poet, and is ready to pay money for it. At the same time, lack of education and low level of reading competence prevent the lovers ofpoetry from understanding where the real poetry is, and where the fake. At the same time in social networks and video hosting "YouTube" there is a small number of negative reviews about the poetry ofIrina Astakhova, whose authors were able to see the emptiness of content and the primitiveness of the form of her poems. The presence of such comments from non-specialists (albeit a little, in social networks about one percent) allows us to talk about the cultural potential of the modern reader, his ability to recognize low-quality poetry. The great traditions of Russian poetry, including the work of remarkable women poets, have a cultural response and are potentially capable of forming in the non-specialist reader a negative attitude toward the creativity of contemporary poets, which does not meet the high criteria of the Russian poetic text.

Key words: poetry, modern poetry, Irina Astakhova, Internet, social networks, comments, "likes", emoticons.

References

1. Abdulatipov R. G. Kul'turnaja povestka Rossii [Cultural Agenda of Russia], Vestnik Moskovskogo go-sudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts],

2014, no 2 (58), рр. 10-14.

2. AH ASTAHOVA (AX ASTAHOVA). Available at: http://astahova-ah.ru (Date of access: 02/19/2018).

3. Beljaeva N.V. Vzgljad na sovremennuju pojeziju [A Look at Modern Poetry], Obshhestvo. Sreda. Razvi-tie [Society. Environment. Development], 2009, no 2, рр. 111-126.

4. Videohosting «YouTube» (Video hosting "YouTube"). Available at: https://www.youtube.com (Date of access: 02/19/2018).

5. VKontakte (VKontakte). Available at: https://vk.com (Date of access: 02/19/2018).

6. Zholkovskij A. «Agu!» Zametki o «pirozhkah» i «poroshkah» ["Agu!" Notes on "pies" and "powders"], Letnjaja shkola po russkoj literature [Summer School on Russian Literature], 2017, vol. 13, no 1, рр. 84-90.

7. Instagram (Instagram). Available at: https://www.instagram.com (Date of access: 02/19/2018).

8. Karpojan S.M. Funkcii kommentarija na razlichnyh kommunikativnyh platformah social'nyh setej [Functions of the commentary on various communicative platforms of social networks], Gumanitarnye, so-cial'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanitarian, social and economic and social sciences],

2015, no 11-2, рр. 242-245.

9. Martynova N.A. Mozhno li vernut' interes k chteniju? [Can I return interest to reading?]: Gumanizacija i gumanitarizacija obrazovanija 21 veka: Duhovno-nravstvennye osnovy obrazovanija [Humanization and Hu-manitarianization of Education of the 21st Century: Spiritual and Moral Foundations of Education]: mat. 15-oj Mezhdunar. nauch.-metod. konf. pamjati I.N. Ul'janova; pod obshh. red. L.I. Petrievoj. Ul'janovsk: UGPU, 2014, рр. 38-40.

10. Odnoklassniki (Classmates). Available at: https://ok.ru (Date of access: 02/19/2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Pavlov M.A. Svoeobrazie zhanra internet-kommentarija v social'nyh setjah [Originality of the Internet commentary genre in social networks], Nauka i obrazovanie: novoe vremja [Science and Education: New Times], 2017, no 2 (19), pp. 101-108.

12. Smagina E.S. Neverbal'nye sposoby vozdejstvennosti v internet-kommunikacii [Nonverbal ways of acting in Internet communication], Meteor-Siti [Meteor City], 2017, no 2 (8), pp. 58-62.

13. Suhovej D.A. Grafika sovremennoj russkoj pojezii [Graphics of modern Russian poetry: the author's abstract]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. SPb., 2008, 27 p.

14. Sushhij S.Ja. Sovremennaja russkaja pojezija - stadija livnja [Modern Russian poetry - the stage of a shower], Prosodia [Prosodia], 2015, no 3, pp. 217-226.

15. Tereshhenko E.V. Pochemu v sovremennoj Rossii ne populjarna pojezija, ili Cennostnye osnovanija gumanitarnogo krizisa v sovremennom mire [ Why is not poetry popular in modern Russia, or Valuable grounds of the humanitarian crisis in the modern world], Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 2013, no 8, pp. 85-92.

16. Fateeva N.A. Zametki o tom, kak nauchit'sja ponimat' sovremennuju pojeziju [Notes on how to learn to understand modern poetry], Mir russkogo slova [The world of the Russian word], 2008, no 2, pp. 67-75.

17. Anas H.S. The Society Problems in the Modern Islamic Poetry: Global Journal Al-Thaqafah, 2013, vol. 3, no 1, pp. 115-125. DOI: https://doi.org/10.7187/GJAT372013.03.01.

18. Ahmed S. Literary Romanticism and Islamic Modernity: The Case of Urdu Poetry: South Asia: Journal of South Asian Studies, 2012, vol. 35, no 2, pp. 434-455. DOI: https://doi.org/10.1080/00856401.2011.633300.

19. Dabul L. Mutation of the poem on the web: Metaverse Creativity (new title: Virtual Creativity), 2014, vol. 4, no 2, pp. 183-194. DOI: https://doi.org/10.1386/mvcr.4.2.183_1.

20. Facebook (Facebook). Available at: https://www.facebook.com (Date of access: 02/19/2018).

21. Odagiri T. The end of literature and the beginning of praxis: Wago Ryoichi's Pebbles of Poetry: Japan Forum, 2014, vol. 26, no 3, pp. 361-382. DOI: https://doi.org/10.1080/09555803.2014.917121.

22. Steinhoff E. Making nothing happen: Poetry and sabotage: Postmedieval: a journal of medieval cultural studies, 2015, vol. 6, no 4, pp. 417-428. DOI: https://doi.org/10.1057/pmed.2015.41.

Maria N. Krylova, Candidate of Philology, associate professor, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Don State Agrarian University", Azov-Black Sea Engineering Institute, Department of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages, Professor; the address: Rostov Region, Zernograd, Lenin St., 21; e-mail: krylovamn@inbox.ru.

For citation: Krylova M.N. Modern poet Irina Astahova and perception of her creativity in the internet. Aktual'nye problemy lilologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 2, pp. 167-175 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-2(30)-167-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.