УДК 796.8:796.015
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ АСИММЕТРИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СПОРТСМЕНОВ-АРМРЕСТЛЕРОВ
Д.Н. Черногоров, Ю.А. Матвеев, В.С. Беляев, А.А. Беззубов
Проведено исследование асимметрии в физическом развитии спортсменов-армрестлеров на этапе спортивного совершенствования. Показана информативность использования динамики антропометрических показателей в оценке названной асимметрии. Доказано положительное влияние разработанной системы средств на коррекцию асимметричного физического развития спортсменов-армрестлеров.
Ключевые слова: армрестлинг, антропометрические параметры спортсменов-армрестлеров, кистевая динамометрия, жим штанги лежа, возможности коррекции асимметрии.
Гармоничное развитие физических качеств и духовное совершенствование подрастающего поколения - важнейшая цель нашего общества. Поэтому необходима разработка и осуществление практических мероприятий по развитию массовой физической культуры и спорта в нашем обществе с тем, чтобы занятия физическими упражнениями и спортом становились повседневной потребностью современного человека.
В связи с нарастающей во всем мире популярностью армрестлинга хотелось бы заметить, что данный вид спорта - не только зрелищная соревновательная дисциплина, но и уникальное средство развития подрастающего поколения в системе массовой физической культуры.
Армрестлинг в России существует недавно, не прошло и 20 лет с момента его официального появления, и первые любители этого вида спорта столкнулись с такими проблемами, как правильная организация тренировочного процесса, выбор наиболее эффективных тренировок, отработка техники, спарринга, выбор наиболее оптимальных методик подготовки к соревнованиям. На сегодняшний день в армрестлинге далеко не все проблемы решены и имеющиеся недостатки преодолены.
Из физиологии известно, что двигательные способности и физические качества во многом зависят от физического развития спортсменов. Определенное значение в этом случае имеет исследование антропометрических данных занимающихся [4, 10], а также тот факт, что ведущие физические качества силы, быстроты, выносливости проявляются и развиваются в процессе двигательной деятельности. Для этого необходимо создавать определенные условия и использовать соответствующие физические упражнения при проведении спортивных тренировок. В организации тренировок важно учитывать многие факторы, в том числе, например, сенситивные (благоприятные) периоды для развития названных физических качеств в разных возрастных группах. Все вместе
взятое является необходимым условием достижения наилучших спортивных результатов.
Известно так же, что правая рука, правая нога и вообще правая сторона у большинства людей развита лучше [2, 4, 9]. Эта разница может быть минимальной, но может быть и весьма существенной. Дело не в абсолютных показателях силы, а в том, что правые рука и нога не только сильнее, но и, по мнению физиологов, «умелее», чем левые [4]. Правой рукой легче держать авторучку, молоток, пилу и т. д. Все инструменты, станки прочее рассчитаны на то, чтобы основную работу выполняла правая рука. Но встречаются люди, у которых лучше развиты мышцы левой стороны («левши»). Таким и более «умелыми» у них являются левая рука и левая нога [1, 4, 11]. Среди спортсменов, занимающихся армспортом, чрезвычайно редко встречаются люди с симметрично развитой мускулатурой, то есть такие, у которых правая рука не отличается по силе от левой, также и правая нога от левой. На сегодняшний день, по мнению ведущих специалистов, в области армрестлинга в подавляющем большинстве преобладают спортсмены «правши», да к тому же односторонний характер тренировок является дополнительным фактором, способствующим появлению выраженной асимметрии, а значит, дисгармонии в развитии физических качеств. И такие спортсмены начинают заметно уступать по тактико-технической подготовке своим соперникам. В этой связи весьма важно для спортсмена-«рукоборца» иметь равные по силе как правую, так и левую руку [1, 11].
Названные недостатки в технической подготовке юношей и девушек в данном виде спорта в некоторых случаях компенсируются за счет природных данных и способностей. Однако если не тренировать техническую подготовленность спортсменов в обе стороны (как правую руку, так и левую руку), то такие просчеты, а допускаются они именно уже на раннем этапе обучения, в дальнейшем отрицательно сказываются на результатах, и очень трудно бывает при этом, а иногда и невозможно, наверстать упущенное в более позднем возрасте.
Как отмечают специалисты (Ленц А.Н., 1964; Сорокин Н.Н., 1960), неумение проводить технические действия в обе стороны и, таким образом, более рационально вести поединок с соперником не позволяет спортсменам достигнуть высоких результатов. Данные авторы указывают на необходимость обучения техническим действиям ведения поединка в обе стороны, причем начиная с детского возраста [5, 8].
В достаточной степени известно и описано в литературе [1, 5], что на технику ведения поединка в обе стороны оказывает влияние гармоничность и симметрия в развитии физических качеств. Исходя из сказанного, нами была поставлена цель: разработать систему средств, направленную на коррекцию асимметричного развития физического состояния спортсменов-армрестлеров.
Объект исследования: процесс симметричного развития физических
качеств спортсменов, занимающихся армспортом.
Предмет исследования: способы коррекции имеющейся асимметрии с использованием разработанной комплексной системы средств подготовки в армрестлинге.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами система средств физической подготовки позволит скорректировать имеющуюся асимметричность развития указанных спортсменов, повысить уровень их физического развития и тем самым улучшить технику ведения поединка в армрестлинге, что в конечном итоге позволит повысить уровень спортивной результативности в данном виде спорта.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Изучить уровень физического развития спортсменов с помощью антропометрических методов исследования.
2. С учетом полученных результатов разработать систему средств физической подготовки с направлением не только на общее, но и на симметричное физическое развитие спортсменов-армрестлеров.
3. Применить указанную систему в тренировочном цикле, изучить влияние разработанной комплексной системы средств на показатели симметричного развития спортсменов-армрестлеров и в итоге обосновать рекомендации по ее использованию на практике.
Методы и организация исследования. Исследования проведены на кафедре теории и методики прикладных видов спорта ПИФКиС с использованием общепринятых педагогических методов: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование с замером антропометрических показателей и параллельном исследовании функции равновесия; педагогический эксперимент; математико-статистическая обработка полученных результатов по 1-критерию Стьюдента.
Педагогический эксперимент проводится на базе МБУЦДиК «Южное Бутово» г. Москвы с участием 10 спортсменов в возрасте от 18 до 22 лет. Занятия проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница).
Следует подчеркнуть, что спортсмены-армрестлеры, участвующие в эксперименте, на протяжении всей спортивной карьеры занимались по общепринятой программе, включавшей тренировки технико-тактических действий и общую физическую подготовку. Общая физическая подготовка этой программы содержала в себе 62 % упражнений, выполняемых попеременным и раздельным способом правой и левой рукой со свободным отягощением (гири, гантели). Оставшиеся 24 % упражнений проводились с использованием тренажерных устройств и в небольшом количестве (не более 14 %) со штангой.
В дальнейших исследованиях технико-тактическая подготовка спортсменов осталась прежней, в отношении же физической подготовки мы
приняли решение ее видоизменить. Обоснованием такого решения явилось известное положение, что занятия со штангой обладают определенной спецификой, а именно, равное распределение веса на грифе штанги как с правой, так и левой стороны способствует гармонизации, то есть равномерному развитию физических качеств спортсмена с обеих сторон [5, 10].
Указанная концепция легла в основу разработки комплексной системы средств с включением новой методики физической подготовки армрестлеров, согласно которой физиологически целесообразно сделать преобладающими упражнения со штангой и занятия с применением специальных устройств и тренажеров, позволяющих выполнять одновременные действия. Для этой цели мы выделили уже 76-80 % специально подобранных упражнений, подразумевающих также одновременный способ выполнения, что означает одновременное включение в работу мышц правой и левой руки, части туловища и всего плечевого пояса.
На попеременный способ выполнения упражнений с гантелями и гирями в нашей комплексной системе средств мы выделили оставшиеся 24 % упражнений. Именно такое значительное увеличение в структуре тренировочных нагрузок упражнений со штангой (до 80 %), на наш взгляд, позволит ликвидировать имеющуюся асимметрию в развитии ведущих мышечных групп и, соответственно, физических качеств у занимающихся армрестлингом.
Для подтверждения указанной теоретической предпосылки были организованы и проведены дальнейшие контрольно-педагогические исследования. Длительность эксперимента составила два месяца.
В качестве определения эффективности разработанной нами комплексной системы средств на этапах эксперимента изучались антропометрические параметры: обхватные размеры мышц плеча и предплечья рук в состоянии покоя и напряжения, кистевая динамометрия для определения силы сгибателей пальцев правой и левой кисти кистевым динамометром (ДК-100), силовой тест «жим штанги лежа».
Результаты исследования. До начала эксперимента нами были определены параметры физического состояния испытуемых, включающие результаты отмеченных выше тестов: уровня симметричного развития физической подготовленности (обхватные размеры мышц верхних конечностей, т.е. тех мышц, которые задействованы в профессиональной деятельности армрестлеров в первую очередь, жим штанги лежа, кистевая динамометрия).
Результаты обхватных размеров плеча и предплечья до («ДЭ») и после эксперимента («ПЭ») в двух состояниях (расслабленном и напряженном) представлены в табл. 1 и отражены на рис. 1.
Таблица 1
Динамика изменения обхватныхразмеров верхних конечностей армрестлеров в процессе педагогического эксперимента
Статистический ^"^^^^показатель Измерение До эксперимента п=10 После эксперимента п=10 Прирост, % Достоверность различий, р
Обхват плеча, см Расслабленном состояние, х± 6 ЛР 35,6±3,4 36,8±4,1 3,37 <0,05
ПР 36,7±4,5 37,0±3,9 0,81 >0,05
Соотношение, % 3,0 0,5
Достоверность, р <0,05 >0,05
Напряженном состояние, ^ - ® ЛР 39,2±3,8 40,6±3,6 3,57 <0,05
ПР 40,6±3,9 40,7±4,1 0,24 >0,05
Соотношение, % 3,57 0,2
Достоверность, р <0,05 >0,05
Обхват предплечья, см Расслабленном состояние, б ЛР 31,7±2,4 32,1±2 1,26 >0,05
ПР 32,0±2,7 32,3±2,9 0,93 >0,05
Соотношение, % 0,9 0,6
Достоверность, р >0,05 >0,05
Напряженном состояние, л = ЛР 35,4±2,3 36,0±2,3 1,69 <0,05
ПР 35,9±2,9 36,1±2,6 0,55 >0,05
Соотношение, % 1,4 0,2
Достоверность, р <0,05 >0,05
42 40 38
36 34 32 30
ДЭ ПЭ ДЭ ПЭ раслабленном напряженном состоянии состоянии
МЫШЦЫ ПЛЕЧА ■ Левая рука
ДЭ ПЭ ДЭ ПЭ раслабленном напряженном
состоянии состоянии
МЫШЦЫ ПРЕДПЛЕЧЬЯ
■ Правая рука
Рис. 1. Динамика усредненных показателей обхватных размеров верхних конечностей армрестлеров в процессе педагогического эксперимента
Как видно из табл. 1 и рис. 1., до эксперимента, когда применялась только общепринятая программа физической подготовки, у армрестлеров наблюдалась выраженная асимметрия в развитии объема мышц верхних конечностей. Так, разница в процентном соотношении обхватных размеров плеча правой руки, по сравнению с левой, составила 3 % в расслабленном состоянии и 3,57 % в напряженном состоянии соответственно. Статистический расчет ^критерий Стьюдента подтверждает достоверность указанных цифровых различий (р<0,05). В размерах же предплечья разница оказалась не столь значительной - 0,9 и 1,4 % соответственно.
По истечении экспериментального периода после внедрения и использования в тренировочном плане разработанной нами системы средств, обращает на себя внимание, что отмеченные выше показатели асимметрии обхватных размеров плеча и предплечья уменьшились и различия их цифровых значений как в расслабленном, так и в напряженном состоянии стали статистически недостоверными (р>0,05).
Выявленное уменьшение различий свидетельствует о заметном выравнивании обхватных размеров верхних конечностей у армрестлеров в конце эксперимента, что подтверждает снижение выраженности наблюдавшейся ранее асимметрии развития названных групп мышц до минимума.
Комментируя полученный результат, следует упомянуть работу Л.С. Дворкина, в которой автор отметил, что для устойчивого формирования мышечных групп занимающимся необходимо несколько лет [6].
Динамика параметров физической подготовленности армрестлеров (тест «жим штанги лежа», кистевая динамометрия) в процессе педагогического эксперимента отражена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности армрестлеров в процессе педагогического эксперимента
^^^^^ Тесты Измерения Жим штанги лежа (кг) Х± 5 Кистевая динамометрия (кг)
Правая рука Х± б Левая рука Х± 5 Соотношения, %
До эксперимента (П=10) 126,3±16,1 41,6±6,5 37,3±6,8 11,5
После эксперимента (П=10) 137,6±12,4 41,7±2,9 39,7±6,3 4,8
Прирост (%) 8,9 0,2 6,4 +
Достоверность различий (р) <0,05 >0,05 <0,05
Как видно из табл. 2, использование отмеченной выше новой комплексной системы средств физической подготовки армрестлеров по
тесту «жим штанги лежа» обеспечивает весьма ощутимый статистически достоверный прирост силы мышц плечевого пояса (на 8,9 %; р<0,05). Такой прирост связывается с преодолением изначально существующей асимметрия между силовыми характеристиками левой и правой частей плечевого пояса после эксперимента.
Если соотношение силы сгибателей пальцев левой и правой руки до эксперимента составило 11,5 %, подтверждая таким образом явную асимметрию данного показателя и свидетельствуя, что общепринятая программа не предусматривает симметричного развития силы мышц обеих рук, то после эксперимента данное соотношение, как видно из табл. 2, существенно уменьшилось (на 6,7 %) с одновременным достоверным приростом показателя кистевой динамометрии левой руки на 6,4 % (р<0,05). Подобная динамика является доказательством того, что разработанная нами комплексная система средств физической подготовки армрестлеров снижает различия между силой сгибателей пальцев обеих рук в сторону прироста силы левой руки, выравнивая ее с уровнем правой руки, способствуя тем самым формированию симметрии.
Представленные результаты свидетельствуют, что разработанная нами комплексная система средств в своем применении адекватна характеру тех качеств, которыми должен обладать спортсмен-армрестлер. Применявшаяся ранее общепринятая программа тренировок, как показывают цифровые значения исследуемых параметров, фиксируемые до эксперимента, зачастую отражали одностороннее и несимметричное развитие спортсменов. Применение же разработанной нами системы средств с комплексным сопровождением в процессе педагогического эксперимента привело к достоверному улучшению тех же параметров, а именно: антропометрических обхватных замеров мышц верхних конечностей; выполнению силового теста «жим штанги лежа»; показателей динамометрии кистей обеих рук, характеризовавших отмеченную выше асимметрию. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют, что разработанная нами комплексная система средств представляется обоснованной, прежде всего с теоретических позиций, нашла свое подтверждение практическими результатами и может быть рекомендована в практику работы тренеров для коррекции асимметрии в физическом развитии спортсменов-армрестлеров.
Практические рекомендации. Тренерским коллективам в армрестлинге целесообразно осуществлять контроль за симметричным развитием спортсменов в первую очередь для того, чтобы слабейшую руку довести до возможностей сильнейшей руки. В данном виде спорта такая соразмерность будет способствовать улучшению тактико-технических возможностей спортсменов и за счет этого положительно влиять на результаты соревновательной деятельности.
В подборе средств тренировочных нагрузок в общей физической подготовке спортсменов, согласно разработанной нами комплексной системе,
приоритетными должны стать (от 76 до 82 %) специально подобранные упражнения со штангой (данный снаряд рекомендуется сделать основным), а также упражнения на тренажерных устройствах, позволяющих выполнять одновременные действия как правой, так и левой рукой. Такой способ выполнения означает одновременное включение в работу мышц правой и левой руки, части туловища и всего плечевого пояса, что является ключевым в коррекции асимметрии.
На попеременный способ выполнения упражнений с гантелями и гирями в нашей комплексной системе средств рекомендуется выделять не более 24 % упражнений. Именно такое значительное увеличение в структуре тренировочных нагрузок специально подобранных упражнений, в которых преобладающими являются упражнения со штангой, и на специальных тренажерах, как показано в эксперименте, позволит ликвидировать имеющуюся асимметрию в развитии ведущих мышечных групп и соответственно улучшить физические качества спортсменов, занимающихся армрестлингом.
Выводы.
1. По результатам проведенных антропометрических исследований у спортсменов-армрестлеров, тренировавшихся до эксперимента по общепринятой программе, асимметрия выражалась в статистически достоверных различиях обхватных размеров плеча правой руки по сравнению с левой (в напряженном состоянии на 3,57 %, р<0,05); отставании показателей левой руки в кистевой динамометрии (в процентном соотношении на 11,5 %).
2. Применявшаяся ранее общепринятая программа общей физической подготовки по результатам проведенных исследований расценивается как односторонняя, которая не способствует и не предусматривает гармоничного симметричного развития физических качеств, оцениваемых названными антропометрическими показателями.
3. Применение разработанной нами теоретически обоснованной комплексной системы средств физической подготовки спортсменов-армрестлеров, предусматривающей приоритетное использование специально подобранных упражнений со штангой как основного снаряда и упражнения на тренажерах с одновременным способом выполнения, что означает одновременное включение в работу мышц правой и левой руки, части туловища и всего плечевого пояса, способствовало:
выравниванию антропометрических обхватных размеров верхних конечностей у спортсменов в процессе педагогического эксперимента, что свидетельствует о снижении выраженности асимметрии;
• статистически достоверному приросту силы мышц плечевого пояса в силовом тесте «жим штанги лежа» (на 8,9 %, р<0,005);
• статистически достоверному приросту показателей кистевой динамометрии сгибателей левой руки (на 6,4 %, р<0,005), что подтверждает
выравнивание силы левой и правой руки и снижении асимметрии по данному показателю.
На основании полученных результатов разработанная нами комплексная система средств может быть рекомендована к введению в практику работы тренеров для коррекции асимметрии в физическом развитии спортсменов-армрестлеров.
Список литературы
1. Бакуменко С.А., Бугаец Я.Е. Функциональный профиль асимметрии у спортсменов-армреслеров: тез. докл. XXXIV науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Ч. 1. Краснодар, 2007. С. 9-10.
2. Бердичевская Е.М., Гронская А.С. Функциональные асимметрии и спорт, 2004. С. 87-88.
3. Германов Г.Н., Готовцев Е.В., Машошина И.В. Контроль двигательной и функциональной подготовленности студентов специального учебного отделения на основе учета индивидуальных норм и темпов прироста показателей в контрольных упражнениях // Культура физическая и здоровье. 2012. № 2 (38). С. 79-82.
4. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2006. 452 с.
5. Ленц А.Н. Спортивная борьба. М.: ФиС, 1964. 494 с.
6. Оценка функции равновесия у юных тяжелоатлетов в практике тренировочного мезоцикла / В.С. Беляев [и др.] // Вестник МГПУ. Естественные науки. 2015. № 3 (19). С. 44-53.
7. Седоченко С.В., Германов Г.Н., Сабирова И.А. Влияние вида спорта на особенности функциональных мышечных асимметрий у фехтовальщиков и теннисистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 139-144.
8. Солодков А.С., Сологуб И.В. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
9. Сорокин Н.К. Спортивная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1960.
484 с.
10. Физиологическая оценка работоспособности и силы спортсменов / В.С. Беляев [и др.] // Вестник МГПУ. Естественные науки. 2014. № 3 (15). С. 61-70.
11. Функциональные асимметрии в спорте: место, роль и перспективы исследования / Е.К. Аганянц [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2004. № 8. С. 22-24.
12. Черногоров Д.Н. Формирование силовых способностей учащихся 15-17 лет и методика их развития средствами атлетической гимнастики: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2013. 24 с.
13. Черногоров Д.Н., Тушер Ю.Л. Особенности методики силовых способностей юношей 15-17 лет на занятиях по силовой подготовке // Вестник спортивной науки. 2013. № 2. С. 61-63.
Черногоров Дмитрий Николаевич, канд. пед. наук, доц., chernogorovnikola@, rambler.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Матвеев Юрий Александрович, канд. мед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Беляев Василий Степанович, д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой, Atletika09@rambler. ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Беззубов Антон Александрович, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
MODERN APPROACH IN CORRECTION OF ASYMMETRY IN PHYSICAL DEVELOPMET
OF A THLETES ARM WRESTLERS
D.N. Chernogorov, U.A. Matveev, V.S. Belyev, A.A. Bezzubov
Article is devoted to an asymmetry research in physical development of athletes arm wrestlers at a stage of sports improvement. Informational content of use of dynamics of anthropometrical indicators in assessment of the called asymmetry is shown. Positive influence of the developed system offunds for correction of asymmetric physical development of athletes arm wrestlers is proved.
Key words: armwrestling, anthropometrical parameters of athletes arm wrestler, hand dynamometry, a press of a bar lying, possibilities of correction of asymmetry.
Chernogorov Dmitry Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Matveev Yury Aleksandrovich, candidate of medical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Belyaev Vasily Stepanovich, doctor of biological Science, professor, manager of kathedra, [email protected], Russia, Moscow, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Bezzubov Anton Aleksandrovich, graduate student, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University