Научная статья на тему 'Современный подход к управлению организацией на основе контроллинга'

Современный подход к управлению организацией на основе контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / СТРУКТУРА СЛУЖБЫ / ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ / CONTROLLING / MANAGEMENT / SERVICE STRUCTURE / STAGES OF CONSTRUCTION OF SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фуфыгина М. Н.

В последнее время неуклонно возрастает количество публикаций, посвященных контроллингу. Но единая точка зрения на определение этого понятия еще не сформировалась. Автором разработано понятие контроллинга как системного явления, для дальнейшего исследования которого и разработки механизма формирования данной системы в организации необходимо использование комплексного методологического подхода, включающего в себя системный, ситуационный и процессный подходы к управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recently the quantity of the publications devoted to controlling steadily increases. But the uniform point of view on definition of this concept was not generated yet. The author develops concept of controlling as system phenomenon for which further research and working out of the mechanism of formation of the given system in the organisation use of the complex methodological approach including system, situational and process approaches to management is necessary.

Текст научной работы на тему «Современный подход к управлению организацией на основе контроллинга»

Современный подход к управлению организацией на основе контроллинга

Дата: 27/12/2006 Номер: (08) УЭкС, 4/2006

Аннотация: В последнее время неуклонно возрастает количество публикаций, посвященных контроллингу. Но единая точка зрения на определение этого понятия еще не сформировалась. Автором разработано понятие контроллинга как системного явления, для дальнейшего исследования которого и разработки механизма формирования данной системы в организации необходимо использование комплексного методологического подхода, включающего в себя системный, ситуационный и процессный подходы к управлению.

Ключевые слова: контроллинг, управление, структура службы, этапы построения системы

Abstract: Recently the quantity of the publications devoted to controlling steadily increases. But the uniform point of view on definition of this concept was not generated yet. The author develops concept of controlling as system phenomenon for which further research and working out of the mechanism of formation of the given system in the organisation use of the complex methodological approach including system, situational and process approaches to management is necessary.

Keywords: controlling, management, service structure, stages of construction of system

М.Н.Фуфыгина

Старший преподаватель, аспирант кафедры корпоративного развития и менеджмента

организации

Красноярский государственный университет

С начала 90-х гг. прошлого века в России неуклонно возрастает количество публикаций, посвященных контроллингу. Но единого мнения об определении этого понятия нет. Сущность контроллинга раскрывается разными учеными через многообразие точек зрения на его определение: контроллинг как одна или несколько управленческих функций, как правило, планирование и контроль [9], как управленческий учет, как информационное обеспечение управления и поддержка принятия управленческих решений [9], как инструмент достижения целей предприятия, как управленческая философия и образ мышления руководителей [6], как управленческая концепция [3, 4], как система управления [2], как управление управлением. На основании обобщения представленных точек зрения можно выделить следующие подходы к определению контроллинга: с ориентацией на управленческие функции, на информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений и на систему управления. Автором уточнено понятие контроллинга, базирующееся на представлении этой экономической категории как системы управления, обеспечивающей единую информационную основу процесса принятия управленческих решений для достижения долгосрочных целей развития организации в условиях динамичной, нестабильной внешней среды (рис. 1). Для дальнейшего исследования контроллинга как системного явления и разработки механизма формирования данной системы в организации необходимо использование комплексного методологического подхода, включающего в себя системный, ситуационный и процессный подходы к управлению.

Рис. 1. Контроллинг как система управления

В рамках системного подхода автором выделены и определены следующие основные взаимосвязанные элементы системы контроллинга: цели, задачи, функции, принципы, методы и инструменты, информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений, структура службы контроллинга и её место в организационной структуре предприятия. Цель системы контроллинга - обеспечение долгосрочного функционирования предприятия в динамичной, нестабильной внешней среде, задачи призваны обеспечить выполнение целей. Среди функций контроллинга можно выделить «классические» управленческие функции: планирование,

организация, мотивация, координация, контроль и «специфические» функции: информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений, интеграция, аналитически-методологическая. Контроллинг объединяет все виды учета (бухгалтерский финансовый, управленческий, налоговый, статистический) в единую учетную систему, являющуюся информационным обеспечением системы контроллинга. К принципам контроллинга автор относит: своевременность и оперативность, релевантность предоставляемой информации, соответствие стратегическим целям развития организации, гибкость.

Контроллинг - это система управления, для рассмотрения которой недостаточно только системного подхода, необходимо использование также ситуационного подхода для выделения и анализа влияния ситуационных факторов на формирование системы контроллинга на предприятии. С использованием метода экспертных оценок был выделен ряд внешних и внутренних факторов, определяющих содержание основных элементов этой системы. К внешним факторам отнесены: уровень конкуренции в отрасли, стадия жизненного цикла отрасли; государственное регулирование отрасли (степень вмешательства государства); взаимоотношения с поставщиками ресурсов; взаимоотношения с потребителями продукции (работ, услуг). К внутренним факторам: цели предприятия, стратегия; цели менеджеров и акционеров; стадия жизненного цикла развития организации; организационная структура, размер организации; технологические особенности.

Перечисленные выше факторы, точнее их влияние, необходимо учитывать при формировании системы контроллинга. Построение системы контроллинга - процесс, состоящий из определенных этапов. Факторы, обозначенные автором, оказывающие влияние на систему контроллинга, также могут определять и необходимость того или иного этапа внедрения системы контроллинга в зависимости от ситуации, длительность этапа, необходимые ресурсы и т. д., некоторые этапы могут осуществляться одновременно (как представлено на рис. 2). Систему контроллинга необходимо выстроить таким образом, чтобы она могла выполнять как свои «классические» управленческие функции, так и специфические функции, для достижения целей системы контроллинга и организации в целом. На основе процессного подхода автором выделены следующие этапы внедрения системы контроллинга на предприятии.

1. Определение стратегических целей развития организации, миссии (возможно с использованием Balanced Scorecard, построение дерева целей).

2. Анализ существующей ситуации в компании, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование системы контроллинга и определяющих содержание ее основных элементов.

3. Формулирование требований высшего руководства и собственников к системе контроллинга, к формату необходимой управленческой информации, срокам ее предоставления. Определение целей системы контроллинга с учетом интересов собственников и менеджеров компании, при непосредственном их участии.

4. Внедрение управленческого учета (как информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений) и отчетности (разработка основных методов сбора управленческой информации, форм, сроков ее предоставления и обработки, создание формализованной системы документооборота), создание единой учетной системы, выделение центров ответственности, формирование финансовой структуры.

5. Разработка системы планирования (формы, методы, виды планирования), как стратегического, так и тактического (бюджетирования).

6. Определение структуры службы контроллинга, приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Разработка или корректировка существующих положений об отделах, подразделениях, должностных инструкций.

В таблице 1 представлены возможные варианты структуры службы контроллинга и ее места в организационной структуре предприятия в зависимости от типа существующей структуры и размера предприятия.

Таблица 1

Структура службы контроллинга

Тип организационной структуры Размер предприятия Структура службы контроллинга

7. Разработка системі целомДшне йиш-трам (вьфузледшмеафушаедш и целей по результат показателей с сис ы подконтрольных ответсМеныости; і і кончдприятшрав. ам анализа отклон темой мотивации Н§казв«дшідтсятельсжяи>аіо падтрялщингав Гетодиыи контролл еотклоненинсоиыйхз ипричин (знмя ппоэткэвноийк^коррдЬтировззнплйнов тн»т!?олУв^^зка»^1попн^?ют1ийэподдйнтиолЗЭ|О, бухгеронилъ фин&нтр®ргсоовд?ственности -

подконтрольные показатели - анализ отклонений и их причин -премирование/депремирование), то есть построение системы материального стимулирования.

8. Автоматизация системы контроллинга. Возможно внедрение корпоративных информационных систем, что приемлемо, как правило, для достаточно крупных предприятий. Автоматизация сразу всех бизнес-процессов - процесс сложный, длительный и дорогостоящий. Поэтому для средних и малых предприятий целесообразнее проводить «лоскутную» автоматизацию. То есть начать с самых «проблемных» бизнес-процессов, тем более что большинство программных продуктов - модульные.

9. Оценка эффективности проведенных мероприятий. Поскольку контроллинг рассматривается как система управления, следовательно, необходимо оценивать эффективность этой системы в целом. Ведь вся система управления основана на контроллинге, и любой положительный эффект - это результат функционирования системы в целом. Для оценки эффективности от внедрения контроллинга можно сравнивать различные показатели деятельности предприятия до и после внедрения контроллинга. Например, сравнить подконтрольные показатели (если какие-то из них рассчитывались до внедрения контроллинга) до и после внедрения. В общем случае эффективность - это отношение результатов к затратам. Весь вопрос в оценке результатов и затрат. В описаниях результатов от внедрения контроллинга или отдельных его элементов (управленческого учета, например), встречающихся в управленческой литературе [1, 5, 8] (проект компании «ШсЮопЪ) внедрения контроллинга в производственно-строительной группе «Ремпуть», постановка управленческого учета в компании «Винный Мир Холдинг», на Братском алюминиевом заводе и т. д.), как правило, не фигурируют количественные показатели. Основными результатами внедрения контроллинга и отдельных его элементов названы сокращение времени предоставления информации для принятия управленческих решений, увеличение её достоверности.

Определение стратегических целей организации

:........! Постав иц4«и

.............I Государю- пусэтиггис*

Стадия ЖЦ; регулирование

отрасли, у рс^^т^,...

конкуренции

Потребители

Анализ существующей ситуации

Анализ внешних и “•вфД* внутренних факторов, выделенных автором

Цели системы контр оллинга

Цели

органий

стратег!

Цели

менеджер

акционер!

Стадия Ж".....‘.....

развития; Органи?' организаи ционна! ----------1 структу|

Разработка системы подконтрольных показателей, методики анализа отклонений и их причин, системы материального стимулирования

Автоматизация системы контроллинга

ВЫУОД

Оценка эффективности

Техно логмче ские

особенности

Внедрение Разработка системы Определение

управленческого учета планирования: структуры

и отчетности, стратегического и службы

формирование тактического контр оллинга

финансовой структуры (бюджетирования)

Рис. 2. Этапы построения системы контроллинга

Таким образом, рассматривая вопрос о формировании системы контроллинга на предприятии, возможно использовать предложенный автором комплексный методологический подход, включающий в себя системный, ситуационный и процессный подходы к управлению.

Литература:

1. Гаухман А., Федосеева О. Система управленческого учета (на примере БрАЗа) // Управление компанией, №8, 2002.

2. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак,

С. Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Контроллинг как инструмент управления предприятием. / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н. Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер с нем. Ю. Г. Жукова и С. Н. Зайцева / Под ред. С. А. Николаевой. - М.: Финансы и статистика, 1993.

5. Сафаров А., Бабенкова Т. Контроллинг: история внедрения // Управление компанией, № 8, 2005.

6. Фалько С. Г., Рассел К. А., Левин Л. Ф. Контроллинг: национальные особенности - российский и американский опыт // Контроллинг. Технологии управления, №2, 2003.

7. Фольмут Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича и Е. Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 1998.

8. Фракин О. Как мы ставили управленческий учет: заметки практика // Управление компанией, №8, 2003.

9. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997.

Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"

http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.