Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ УСПЕШНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ УСПЕШНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
2
Поделиться
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Геннадий Андреевич

В статье рассмотрено понятие успешности дошкольника, выделены ее критерии и факторы развития, доказана необходимость развития успешностидошкольникови ее влияние на последующееобучение и существование в коллективе. Рассмотрены основныетенденции обучения дошкольниковшахматам, проанализировано общее влияние и определены критерии обучения, необходимые для повышения уровня успешности. Описана методика, для проверки которой был проведен актуальный эксперимент на базе школы шахмат «Едучесс», в ходе которого доказано, что учащиеся, регулярно занимающиеся шахматами по предлагаемой методике, показывают не только качественные спортивные результаты, аналогичные результатам при обучении по классическим методикам преподавания шахмат, но и демонстрируютвысокий ростпоказателя успешности, что позитивно влияет на формированиедошкольниковкакличностей. На основании проведенного экспериментасделан выводо необходимостиучета индивидуальных особенностей ребенка, склонностик игре в шахматы ииспользовании индивидуального подходав обучении дошкольников шахматам для качественного развития успешности средствами шахматной игры в современных условиях.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Геннадий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ УСПЕШНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ»

Современный подход к развитию успешности дошкольников средствами шахматной игры

о ы

а

а

«

а б

Козлов Геннадий Андреевич

аспирант, Российский государственный социальный университет (РГСУ)

В статье рассмотрено понятие успешности дошкольника, выделены ее критерии и факторы развития, доказана необходимость развития успешности дошкольников и ее влияние на последующее обучение и существование в коллективе. Рассмотрены основные тенденции обучения дошкольников шахматам, проанализировано общее влияние и определены критерии обучения, необходимые для повышения уровня успешности. Описана методика, для проверки которой был проведен актуальный эксперимент на базе школы шахмат «Еду-чесс», в ходе которого доказано, что учащиеся, регулярно занимающиеся шахматами по предлагаемой методике, показывают не только качественные спортивные результаты, аналогичные результатам при обучении по классическим методикам преподавания шахмат, но и демонстрируют высокий рост показателя успешности, что позитивно влияет на формирование дошкольников как личностей. На основании проведенного эксперимента сделан вывод о необходимости учета индивидуальных особенностей ребенка, склонности к игре в шахматы и использовании индивидуального подхода в обучении дошкольников шахматам для качественного развития успешности средствами шахматной игры в современных условиях.

Ключевые слова: формирование успешности; обучение дошкольников; методика преподавания шахмат

ВВЕДЕНИЕ

Успешность ребенка в дошкольном возрасте представляет собой личностное социально-педагогическое образование на основе полученных знаний, сформированных познавательных и практических умений, опыта результативной деятельности, проявляемое в активности в различных видах деятельности, социально значимых достижениях и способности их отстаивать, а также признании его успешности в социуме [1].

Формирование успешности связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Игровая деятельность создает благоприятные условия для формирования успешности.

Качественные проявления успешности ребенка находятся в повседневном проявлении: стремление к успеху, самооценка (рефлексия), способность достигать успеха во всех сферах проявления, уверенность в самопроявлении в игровых ситуациях, результативность в игре в целом и в шахматах в частности.

Для достижения успешности необходимо на каждом этапе организации формирования успешности определять свои задачи, и производить своевременную корректировку содержания и результатов педагогической деятельности. На подготовительном этапе выявляется наличный уровень сформированности успешности дошкольника как личностного достижения.

Сформулируем формы проявления успешности у дошкольников:

1. Способность мыслить позитивно. В игровой деятельности всегда присутствует элемент соревнования, и успешный дошкольник должен ставить перед собой цель победы в нем, при этом верить в ее возможность.

2. Наличие высокой мотивации. Дошкольник с радостью включается в предложенное занятие либо организует его сам, без принуждения. К поступлению в школу относится с радостью, оценивая ее как положительный этап в личностном становлении.

3. Успех в определенной ситуации расценивает как результат занятий, а не сиюминутную удачу. При этом отсутствует завышенная самооценка.

4. Коммуникабельность. Дошкольник, даже добивающийся успеха в непосредственно игре, не может быть успешен, если он избегает общения с другими детьми. Общение- один из важнейших процессов жизнедеятельности и если дошкольник не успешен в нем- он не будет успешен априори.

5. Широкий кругозор. Знания дошкольника не должны зацикливаться на близком окружении, долж-

но присутствовать стремление к получению новых знаний как этап формирования собственной успешности и подготовка к учебной деятельности в школе.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что сформированная успешность позволяет дошкольнику достигать запланированных результатов, добиваться успеха и самореализации в любой ситуации и иметь высокую мотивацию деятельности.

МЕТОДИКА

Формирование успешности в дошкольном возрасте посредством шахматной игры будет более эффективным при соблюдении нескольких условий. Во-первых, необходимо определить психологическую предрасположенность ребёнка к обучению шахматам. Во-вторых, оценить эмоциональное состояние ребёнка на момент обучения. Создать по возможности ситуации успеха и возможности творческой самореализации.

Еще Эм.Ласкер подчеркивал, что шахматы являются отображением жизни. В своей «Философии королевской игры» он писал: «Шахматы учат нас, как могла бы сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей [5].

Игра является альтернативой спорту в детском возрасте. На первом этапе детские шахматы призваны развить память, умение действовать "в уме", склонность к творчеству [8].

Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под влиянием родных и близких, товарищей, у других его можно вызвать, сформировать незаметно от ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение воспитателем, тренером [3].

Обучение шахматам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей, обусловленных возрастными особенностями детей. Более того, во многом успех обучения шахматам обусловлен индивидуальными способностями и возможностями конкретного ребенка.

Современная детская шахматная педагогика разделилась на два основных направления. Первое -это занятия шахматами с детьми в различных секциях с целью спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов. Второе - это обучение шахматной игре в школах факультативно или в режиме учебных занятий с целью интеллектуального и личностного развития учащихся разного возраста [2].

Цель обучения шахматам дошкольника не сводится собственно к формированию навыка игры. Данная цель гораздо шире и предполагает формирование разнообразных умственных умений и навыков, развитие умственных способностей. Ключевая задача шахматного образования - интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Побочная задача шахматного образования - обучение игре в шахматы как атрибуту мировой культуры" [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включение детей в шахматную игру и обеспечение их шахматного и личностного роста эффективней достичь, если оно строится с учетом своеобразия каждого ребенка, предрасположенности к шахматной игре, личностной активности и достигаемых результа-

тов. Шахматы позитивно влияют на развитие индивидуальности ребенка [6].

При формировании успешности у дошкольника посредством шахматной игры необходимо придерживаться ряда принципов:

1. Четкость и ясность, как всей программы обучения, так и каждого отдельного занятия - важно, чтобы структура занятий была грамотно и целесообразно выстроена, не включала случайных элементов, соответствовала индивидуальным образовательным потребностям ребенка.

2. Выбор средств и методов обучения должен основываться как на общедидактических принципах, так и с учетом возрастных и индивидуальных особенностях ребенка.

3. Создание ситуации развития для дошкольника посредством использования творческих заданий, содержащих элемент неопределенности, что позволит ребенку проявить самостоятельность.

В процессе формирования успешности дошкольника необходимо использовать принципы индивидуально-ориентированного обучения игре.

Для успешной работы по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы необходимо создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий [4].

В настоящее время разработка программ и методик по шахматам осуществляется в соответствии с известными педагогическими принципами, учитываются требования к контингенту учащихся (возраст, степень подготовки и др.), определяется продолжительность и периодичность обучения.

Разработанная технология нуждалась в экспериментальной проверке, которая была реализована на базе школы шахмат «Едучесс». В качестве воспитанников в исследовании приняли участие дошкольники, которые занимались в период с 1 сентября 2014 года по 15 марта 2015 года.

Эксперимент проходил в три этапа:

1. Констатирующий этап, на котором осуществлялась диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

2. Формирующий этап, который представлял собой ряд заданий, построенных на принципах успешности и конструктивности с учётом индивидуально-ориентированного подхода.

3. Итоговый этап, на котором осуществлялась повторная диагностика индивидуальных особенностей учащихся.

Для диагностики индивидуальных особенностей, которые проявляются и развиваются в процессе обучения шахматам использован многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла (детский вариант). Как факторы, определяющие уровень сформированности успешности, были выделены самоуверенность, настойчивость и независимость. Соответственны выбраны шкалы 0,Б,3.

Исследование успешности проводится в форме устного тестирования, а также бесед с родителями.

Таким образом, представленные методы могут быть использованы для выявления особенностей детей дошкольного возраста, их предрасположенности к развивающей игре.

Для реализации задач экспериментальной работы определена экспериментальная группа. Всего в эксперименте приняло участие 15 детей.

О 55 I» £

55 П П

о ы

а

а

«

а б

На основе диагностики было выделено 3 группы учащихся по степени сформированности успешности. Высокий уровень успешности не наблюдался ни у одного дошкольника.

Следует отметить, что содержательно программы учащихся идентичны. Различие заключается в использованных методах, темпе освоения материала, использованных методах обучения.

Дети, выбранные для участия в экспериментальных занятиях, имеют умственные способности среднего уровня развития.

В контрольной группе занятия проходили по методикам И. Сухина «Удивительные приключения в шахматной стране» и В. Кострова «Шахматы. 1-й год обучения». В экспериментальной группе по авторской методике.

Уроки шахматной игры имели индивидуальный подход исходя из уровня знаний, скорости их усвоения и индивидуальных особенностей ребенка. Задания для учащихся низким уровнем успешности и высоким уровнем тревожности были подобраны с учетом того, что это слабый, неуравновешенный тип с преобладанием торможения. Отличается склонностью к чрезмерному анализу, как правило, негативных внутренних переживаний, печали, грусти, подвижностью нервной системы, быстрой утомляемостью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для занятий были подобраны 2-3 упражнения по сложности относящихся к категории средних, учащемуся давалось достаточно время для рассуждений. Темп занятий можно охарактеризовать как средний. В ходе урока делался перерыв, и проводились физкультминутки для поддержания работоспособности учащегося. Помимо того, для создания мотивации использовались наглядные пособия, работа с учащимся проходила в режиме диалога.

В ходе занятий с учащимся данного типа использовались такие методы как объяснение, беседа, рассказ, иллюстрация, демонстрация, упражнение, игра.

В ходе работы с учащимся преимущественно использовались такие методы как беседа, демонстрация и игра с элементом соревновательной деятельности.

При организации занятий с данными учащимися учитывался уровень их успешности и самооценки и данные первичной диагностики. По окончании занятий был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками в шахматной игре. В исследовании приняли участие младшие школьники контрольной и экспериментальной групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе итогового эксперимента получены следующие результаты:

Оценивалось изменение шахматного мастерства после обучения шахматной игре детей. Были выявлены следующие показатели шахматной мастерства детей. (См. таблицу 1).

Представленные данные в таблице показывают, насколько увеличился уровень шахматного мастерства у детей.

Результаты в освоении азов шахматной игры обеих групп по окончанию обучения были практически идентичны. На основании этого можно сделать вывод, что предлагаемая методика не способствует бо-

лее быстрому изучению шахматной игры, но и не тормозит достижение мастерства.

На основе диагностики (Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла, детский вариант) было выявлено повышение уровня успешности в обеих группах:

Таблица 1

Эксперим гр юнтальная уппа Контрольная группа

до после до после

Знание названий фигур 40 100 40 100

Знание шахматной доски 15 85 15 90

Умение ходить фигурами, ценность фигур 30 90 30 90

Владения тактическими приемами 5 65 5 60

Экспериментальная группа Контрольная группа

до после до после

Высокий уровень 0 7 0 2

Средний уровень 5 7 5 7

Достаточный уровень 7 1 7 4

Низкий уровень 3 0 3 2

Понижение уровня успешности определялось степенью успешности школьников при выполнении подобранных в индивидуальном порядке шахматных заданий. Что было определено с использованием теста «Лесенка» и теста «Смешные человечки».

В обеих группах произошли качественные и количественные изменения, однако заметна тенденция в большем достижении успеха у дошкольников экспериментальной группы. Таким образом, можно сделать вывод, что подход к организации занятий, осуществленный в экспериментальной группе более продуктивен, чем традиционный подход.

Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод, что включение детей в шахматную игру и обеспечение формирования их успешности эффективно, если занятие строится с учетом своеобразия каждого ребенка, предрасположенности к шахматной игре, личностной активности и достигаемых результатов, а также при создании условий, необходимых для формирования успешности дошкольников.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- шахматы обладают значительным потенциалом в развитии детей. Особое место в развитии принадлежит дошкольному возрасту. Он отличается тем, что для ребенка сохраняется возможность игры, используются возможности шахматной игры, стимулирующие его рост, реализуется потенциал игры ребенка в его индивидуальном развитии и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- при обучении детей дошкольного возраста шахматам необходим индивидуально-личностный подход, сущность которого заключается в построении образовательного процесса на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребёнка, его самостоятельности и уникальности;

- обучение шахматной игре дошкольников - это возможность создать условия для формирования успешности ребенка;

- обучение дошкольников шахматам возможно через решение ряда задач, в частности, необходимо учитывать индивидуальные способности и мотивы ребенка, его темповые характеристики, уровень умственного развития. Помимо того, следует учитывать принципы обучения шахматам.

Включение детей в шахматную игру и обеспечение их шахматного и личностного роста эффективней достичь, если оно строится с учетом своеобразия каждого ребенка, предрасположенности к шахматной игре, личностной активности и достигаемых результатов, что подтверждает гипотезу об эффективности использования шахматной игры для формирования успешности дошкольников.

Реализация авторской методики требует настойчивости, умения строить отношения с детьми, учить их, организовывать их в шахматной игре и игровой деятельности вообще, преодолевать возникающие трудности, обусловленные динамикой индивидуального роста ребенка, изменяющимися условиями обучения и участием родителей в решении задачи формирования успешности .

Литература

1. Валентьев А.Ф. Формирование социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города: автореферат:... канд.пед.наук : 13.00.02 / Валентьев Александр Федорович; РГСУ. - М., 2007

2. Габбазова А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: Монография. - Ульяновск: Ул-ГТУ, 2008. - 95 с.

3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещений, 1991. - 158 с. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам. - М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009. - 144 с.

4. Костьев А.Н. Уроки шахмат - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 208 с.

5. Литманович М. Научите меня играть в шахматы! - М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2013. - 96 с.

6. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 280 с.

7. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «ШАХМАТЫ» в начальной школе. Научно-практическое обоснование проекта-концепции. - 2-е изд. - Обнинск: Учебно-методическое объединение «Духовное возрождение», 2013. - 96 с.

Development of a successful preschool children by means of chess Kozlov G.A.

Russian state social university (RSSU), Moscow

The article deals with the concept of success a preschooler, highlighted its criteria and factors of development, it proved the necessity of the success of pre-school children and its influence on further training and the existence of a team. The basic tendencies of education preschoolers chess analyzed the overall impact of the criteria and training necessary to improve success. A technique to verify that the actual experiment was conducted on the basis of the school of chess "Educhess", during which it is proved that students who regularly play chess on the proposed methodology, show not only high quality sports results similar to those in training in classical methods of teaching chess but also demonstrate a high success rate of growth, which positively affects the formation of preschool children as individuals. On the basis of the experiment concluded that the need to consider the individual characteristics of the child, and the inclination to play chess and using individual approach in teaching preschoolers chess for the qualitative development of successful means of chess today.

Keywords: chess competition; preschool education ; method of teaching chess

References

1. Valentev A.F. Formirovanie sotcialnoi pozitcii uspeshnosti vypusknikov

obrazovatelnogo uchrezhdeniia provintcialnogo goroda: avtoreferat:... kand.ped.nauk : 13.00.02 / Valentev Aleksandr Fe-dorovich; RGSU. - M., 2007

2. Gabbazova A.IA. Intellektualnoe razvitie detei mladshego shkolnogo

vozrasta v protcesse obucheniia shakhmatnoi igre: Monografiia. -Ulianovsk: UlGTU, 2008. - 95 s.

3. Grishin V.G. Malyshi igraiut v shakhmaty: Kn. dlia vospitatelia det.

sada: Iz opyta raboty. - M.: Prosveshchenii, 1991. - 158 s.

4. Kosteniuk A.K., Kosteniuk N.P. Kak nauchit shakhmatam. - M.: «RUS-

SIAN CHESS HOUSE», 2009. - 144 s.

5. Kostev A.N. Uroki shakhmat - M.: Fizkultura i sport, 1984. - 208 s.

6. Litmanovich M. Nauchite menia igrat v shakhmaty! - M.: «Russian

CHESS House/Russkii shakhmatnyi dom», 2013. - 96 s.

7. Sukhin I.G. Uchebnyi predmet «SHakhmaty» v shkole kak instrument

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

razvitiia myshleniia. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. -280 s.

8. Fesenko T.K. Uchebnaia distciplina «SHAKHMATY» v nachalnoi

shkole. Nauchno-prakticheskoe obosnovanie proekta-kontceptcii. -2-e izd. - Obninsk: Uchebno-metodicheskoe obedinenie «Dukhovnoe vozrozhdenie», 2013. - 96 s.

О R U

£

R

n