ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРИНЦИПАМ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Бабакова Л.М. Email: [email protected]
Бабакова Лариса Михайловна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Харьковский авиационный институт Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского, г. Харьков, Украина
Аннотация: в данной статье автор пытается проанализировать современное значение обучения профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе. Особое внимание уделяется смещению определения дисциплины от «специализированный иностранный язык» к понятию «иностранный язык для специальности». Определяется современный подход к целям и задачам обучения профессиональному иностранному языку непосредственно в техническом вузе. Подчеркнута необходимость и важность освоения профессионального иностранного языка как средства развития профессиональных знаний и умений будущего специалиста.
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, профессиональная деятельность, современный подход, знания и навыки, сфера деятельности.
MODERN APPROACH TO THE PRINCIPLES OF PROFESSION ORIENTED FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT A NON-LANGUAGE UNIVERSITY Babakova L.M.
Babakova Larissa Mikhailovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, KHARKOV AVIATION INSTITUTE NATIONAL AEROSPACE UNIVERSITY NAMED AFTER N.YE. ZHUKOVSKIY, KHARKOV, UKRAINE
Abstract: the paper deals with the analysis of modern term of teaching a professional foreign language at a non-language higher school. Special attention is paid to the shift between definitions "specialty" foreign language and foreign language for specialty. In particular, an up-to-date approach to aims and goals of teaching foreign language at a technical higher school has been determined. Significance and necessity of professional foreign language learning as a tool for developing specialist's skill and knowledge has been highlighted.
Keywords: profession oriented education, professional engagement, modern approach, knowledge and skills, career field.
УДК 80
В существующей системе образования иностранный язык становится средством повышения уровня знаний в рамках своей специальности и формирования профессиональной направленности студентов. Сегодняшнее профессионально ориентированное обучение должно быть направлено на формирование способности к профессиональному общению в мультикультурном пространстве. Профессиональная деятельность современного специалиста не возможна без применения иностранного
языка и умения общаться в иноязычной профессиональной среде. В связи с этим, актуальность профессионально ориентированного подхода к изучению иностранного языка в неязыковом вузе многократно возрастает. Этот подход предусматривает принятие во внимание особенностей профессионального мышления и представления проблем, а также умение общаться в конкретной профессиональной или научной среде в конкретных условиях.
С очевидной необходимостью возникает вопрос о модернизации современного подхода к изучению иностранного языка непосредственно в техническом вузе. Традиционные методы устаревают и утрачивают эффективность. В этой связи подготовка специалистов в технических вузах подразумевает не только как формирование таких коммуникативных умений, которые позволят будущему специалисту осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных ситуациях и профессиональных отраслях. Процесс обучения, в целом, рассматривается по-новому - не как задача обеспечить учащегося базовыми знаниями присущими узконаправленному специалисту, но как необходимость подготовить специалиста, максимально владеющего информацией, готового быстро адаптироваться к условиям динамично изменяющегося мира и активной деятельности в профессиональной и социальной среде.
Чтобы решить данную задачу объективно, недостаточно владения иностранным языком на базовом уровне. Для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста современному молодому специалисту необходимо умение профессионально подходить к решению технических задач, использовать современные информационные технологии, как в процессе приобретения знаний, так и в последующей разработке новых образцов техники, развиваться творчески и профессионально.
Профессионально ориентированное обучение предполагает обучение иностранному языку в зависимости от профессии или специальности, которую выбирает студент. Основная цель такого курса может быть выражена следующим образом: обеспечить уровень знаний и умений, который позволит применять иностранный язык в различных областях профессиональной деятельности, в общении с зарубежными коллегами и изучении иностранной специализированной литературы, а также повысить культурный уровень обучающегося, привить уважение и знание об истории, культуре и ценностях страны изучаемого языка.
Можно с уверенностью сказать, что иностранный язык сегодня превращается из специальности в язык для специальности. Знания лишь иностранного языка для успешной профессиональной деятельности абсолютно не достаточно. С другой стороны специалист в технической области не может считаться полностью компетентным без знания и умения применить иностранный язык в своей профессиональной среде. Понятие «профессионально ориентированное» обучение употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а также устное и письменное общение в сфере профессиональной деятельности [1].
Какие же основные виды обучающей деятельности предполагает подобный курс. Прежде всего, это умение выбирать и систематизировать информацию из оригинальных источников, чтение и перевод литературы с максимальным соблюдением и пониманием точности терминов и их значений, владение основными видами диалогического и монологического высказывания, владение основными видами основного письма. Здесь также будут необходимы навыки работы со справочно-словарной литературой на иностранном языке [2].
Сущность профессионально ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных знаний и формировании профессионально значимых качеств личности [3]. В этой связи особую важность в современных условиях развития
общества приобретает умение качественно общаться на иностранном языке в различных сферах и ситуациях. Под сферой общения понимается совокупность однородных коммуникативных ситуаций, характеризующихся однотипностью речевого стимула, отношениями между коммуникантами и обстановкой общения [4].
Важно учитывать то, что иноязычное общение не всегда происходит в официальной профессиональной среде. Это может быть формальное и неформальное профессиональное общение, выступление на конференциях и семинарах, обсуждение проектов, подписание договоров, в группах и индивидуально. Поэтому основная конечная цель такого курса научить студента понимать основное содержание и идею аутентичных специализированных текстов различных жанров и видов, не отвлекаясь на второстепенную или малозначимую информацию. Изучение и освоение терминологии и умение пользоваться справочной литературой, систематическая работа с текстами из оригинальных источников поможет правильно понимать и качественно усваивать информацию, догадываясь о значении незнакомых слов по контексту.
Практическое овладение иностранными языками составляет лишь одну сторону профессионально ориентированного обучения предмету. По мнению А.А. Рыбкиной, иностранный язык может стать не только объектом усвоения, но и средством развития профессиональных умений. Это предполагает расширение понятия профессиональная ориентированность обучения иностранному языку, которое включает еще один компонент - это профессионально ориентированную направленность содержания учебного материала. Профессионально ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности требует:
- во-первых, интеграции дисциплины иностранный язык с профилирующими дисциплинами;
- во-вторых, ставит перед преподавателем иностранного языка задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать иностранный язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний, а также как средство формирования профессиональных умений и навыков;
- в-третьих, предполагает использование методов и форм обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста [5].
Следует отметить, что с учетом обозначенных целей и задач, новый подход следует использовать и к подбору учебных материалов и отбору информации, содержащейся в источниках. Это должна быть современная актуальная информация, ориентированная на новейшие достижения в той или иной области профессиональной деятельности, которая отражает научные достижения в сфере профессиональных интересов обучающихся. Будущий специалист должен понимать важность профессионального роста, что служит неотъемлимым стимулом в подготовке специалистов качественно нового уровня. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку должно учитывать профессиональную направленность студентов при определении содержания курса и отборе информации в таких сферах как: коммуникативная деятельность (темы, ситуации, диалоги, обсуждения, презентации); языковой материал (лексика, грамматика, фонетика); комплекс специальных (речевых) умений, определяющих уровень практического овладения иностранным языком, прежде всего, в ситуациях профессионального и делового общения равно, как и научной работы и производственной деятельности.
Успешность овладения иностранным языкам в профессиональной сфере невозможна без стремления и желания обучающегося приобрести специальные знания, а также понимания актуальности их применения в профессиональной деятельности и их важности для успешного карьерного роста.
Е.В. Рощина считала иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе, которое располагает большим потенциалом формирующих воздействий. По мнению автора, для реализации этого потенциала необходимо соблюдение следующих условий:
- четкая формулировка целей иноязычной деятельности;
- социальная и профессиональная направленность этой деятельности;
- удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;
- формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;
- благоприятный психологический климат в коллективе [6].
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать заключение о том, что модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку включает в себя подготовку специалиста в определенной сфере деятельности, обладающего всеми направленностями письменных и коммуникативных компетенций, необходимых для полноценного качественного функционирования в профессиональной среде и успешного карьерного роста.
Список литературы /References
1. Покушалова Л.В. Серебрякова Л.Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе//Молодой ученый, 2012. № 5. С. 305-307.
2. Асылбекова Ж.М-А. «О преподавании дисциплины «профессионально ориентированный иностранный язык» для студентов историков // Сборник материалов с конференции «Глобальные вызовы и современные тренды развития высшего образования». Алматы, 2013.
3. Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально ориентированной технологии обучения / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. Орел, 2005. 61 с.
4. Калмыкова Л.И. К вопросу обучения монологическому высказыванию. / Л.И. Калмыкова // Профессионально ориентированное взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной деятельности в неязыковом вузе. Пермь, 1986. 204 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. М: АРКТИ ГЛОССА, 2000. 165 с.
6. Рощина Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете / Е.В. Рощина // Иностранные языки на неспециализированных факультетах: межвуз. сб. Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1978. 39 с.