Научная статья на тему 'Современный подход к методике обучения материаловедению в технических вузах'

Современный подход к методике обучения материаловедению в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТАЛЬ / НАДЕЖНОСТЬ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / МИКРОСТРУКТУРА ДЕТАЛИ / ДИСЛОКАЦИОННОСТРУКТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ / SPARE PART / DURABILITY / MACHINE BUILDING INDUSTRY / MICROSTRUCTURE OF A WORK PIECE / DISLOCATION STRUCTURAL FAILURE MECHANISM / TEACHING METHODOLOGY OF MATERIAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родиошкин Михаил Юрьевич, Майков Эдуард Витальевич

Приводятся научно-методические основы формирования современных знаний о материалах при изучении курса «Материаловедение» в технических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родиошкин Михаил Юрьевич, Майков Эдуард Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Approach to the Teaching Methodology of Material Science in Technical HEIs

The article describes methodological fundamentals in teaching how to effectively study materials during the course on material science in technical HEIs.

Текст научной работы на тему «Современный подход к методике обучения материаловедению в технических вузах»

Сиваша; ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.016:620.22

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

М. Ю. Родиошкин, Э. В. Майков

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Приводятся научно-методические основы формирования современных знаний о материалах при изучении курса «Материаловедение» в технических вузах.

Ключевыге слова: деталь; надежность; машиностроение; микроструктура детали; дислокационноструктурный механизм разрушения; методика обучения материаловедению.

На современном этапе развития российской экономики во всех отраслях народного хозяйства становятся все более необходимыми всесторонне подготовленные, высококвалифицированные специалисты в области машиностроения. В учебных планах технических вузов в подготовке таких специалистов большое место занимает курс «Материаловедение», направленный на достаточно глубокое изучение студентами не только вопросов общей теории материаловедения, но и целей, задач, инструментов и специфики его практического применения в различных областях деятельности.

Выпуск современных машин, производство машиностроительных конструкций, специальных приборов, металлорежущих инструментов и др. невозможен без знания традиционных и освоения новых, наиболее экономичных, материалов, без использования новейших методов их упрочнения. Изучая материаловедение, студенты знакомятся с основами строения материалов, их поведением в процессе пластической деформации (обработки давлением), термической, термомеханической, химико-термической и других обработок; с факторами, позволяющими формировать структуру; со свойствами и назначением промышленных материалов, от правильного использования которых зависят долговечность и надежность машин, конструкций, инструментов.

Важнейшей проблемой деятельности будущих инженеров является обеспечение надежности машиностроительных изделий на всех уровнях их создания и эксплуатации, что достигается повыше-

нием долговечности и надежности материалов.

Надежность — свойство объекта сохранять во времени и в установленных пределах все параметры, обеспечивающие выполнение требуемых функций в заданных условиях эксплуатации, — оценивается по следующим основным критериям: прочность, усталость, механическое изнашивание, теплостойкость.

Критериями прочности для различных случаев эксплуатации деталей и машин являются пределы прочности, пропорциональности, текучести, выносливости и др. Конструкторы и технологи при проектировании и изготовлении детали пользуются сведениями, уже известными для данного материала, полученными при лабораторных испытаниях, такими как предел на разрыв, на изгиб и др., т. е. при отдельных воздействиях того или иного фактора. Однако при эксплуатации детали в узлах машин и механизмов происходит одновременное синергетическое воздействие многих факторов: нагрузок (различных по силе, направлению, цикличности и т. д.); температур (различных по величине, перепадам и времени); химических сред, активных смазок; химической коррозии; реакций окисления, восстановления, замещения, диффузии и т. п.

Таким образом, в процессе эксплуатации детали величина прочности не соответствует заданной исходной и становится величиной переменной по времени и условиям эксплуатации. Это обусловлено синергетическим воздействием большого количества эксплуатационных

© Родиошкин М. Ю., Майков Э. В., 2012

№ 2, 2012

факторов, изменением во времени физико-механических свойств материала детали. Кроме того, все эти различные факторы, то возникающие, то исчезающие в процессе эксплуатации, взаимодействуют не только с деталью, но и между собой, оказывая общее синергетическое воздействие на прочность детали в любой момент времени ее эксплуатации.

Следовательно, можно сделать заключение, что, как исходная прочность

материала зависит от исходной микроструктуры, так и прочность детали в любой момент ее эксплуатации определяется микроструктурой материала на момент эксплуатации детали.

Таким образом, нами установлена методологическая связь между надежностью детали по основным критериям, эксплуатационными условиями, при которых работает деталь, и микроструктурой эксплуатируемой детали (рисунок).

Взаимосвязь между критериями надежности, эксплуатационными условиями и микроструктурой детали

Усталость, механическое изнашивание и теплостойкость материала изменяют микроструктуру детали. Если знать истинное состояние микроструктуры детали в любой момент эксплуатации, то можно прогнозировать дальнейший характер изменения микроструктуры ее поверхностного (рабочего) слоя, а значит, определять эксплуатационную надежность поверхностного слоя детали, несущую основную ответственность за ее надежность и долговечность. Считаем, что при обучении студентов технических вузов материаловедению должны более подробно раскрываться дислокационно-структурный механизм разрушения материалов и возможности релак-

сационных и рекристаллизационных процессов в условиях производства и эксплуатации, а эта фундаментальная основа рассматриваться на примере конкретных технологических процессов. Только в этом случае изучаемый курс будет профессионально направлен на специальность, а студенты будут мотивированы к изучению материаловедения, которое лежит в основе проектно-конструкторской, технологической и эксплуатационной инженерной практики.

Методика обучения материаловедению в техническом вузе, направленного на формирование у студентов инженерных специальностей современных знаний о материалах, реализуется в системе

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

компонентов: цели обучения, содержание, методы, формы и средства обучения.

Соответственно формирование вышеуказанных знаний должно основываться на следующих положениях:

1) цель обучения должна соответствовать всем видам будущей профессиональной деятельности студентов;

2) содержание дисциплины должно соответствовать последним достижениям научно-технического прогресса;

3) методы обучения должны соответствовать принципу профессиональной направленности обучения и могут содержать элементы проблемного обучения;

4) формы обучения должны быть выбраны и направлены на повышение творческого уровня подготовки квалифицированных специалистов (дифференцированное, индивидуальное, компетентно-стное, проблемное и другие формы обучения);

5) средства обучения должны соответствовать последним достижениям научно-технического прогресса.

Последовательно раскроем содержание вышеперечисленных положений.

Четко определенная цель обучения материаловедению, профессионально направленная на будущую инженерную деятельность студента, определяет содержание дисциплины, дидактические принципы обучения, методы, формы и средства обучения. Соответственно методическая система обучения материаловедению в техническом вузе должна быть направлена на получение студентами обязательных знаний:

— микроструктуры сплавов как основного фактора надежности и долговечности деталей машин;

— пространственной атомно-кристаллической структуры материалов;

— аллотропических превращений компонентов сплавов, происходящих при различных технологических процессах (обработки давлением, резанием, термической и химико-термической обработки и др.);

— дефектов атомно-кристаллической решетки материалов деталей и их влия-

ния на эксплуатационные свойства деталей, механизмов и машин;

— дислокационно-структурного механизма разрушения;

— механизма структурных превращений в деталях из железоуглеродистых сплавов при эксплуатационных нагрузках;

— значения и влияния микроструктуры деталей машин при различных условиях эксплуатации на долговечность и надежность деталей машин;

— принципов выбора материалов деталей в зависимости от условий эксплуатации.

Содержание курса «Материаловедение» должно включать базовую (обязательную) и вариативную (профильную) составляющие. Базовая часть определяется основной образовательной программой высшего профессионального образования. Вариативная часть устанавливается вузом и дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. В вариативной части нами предлагается ввести дополнительные главы, посвященные изучению структуры и свойств современных материалов, применяемых в практике машиностроительной отрасли.

Непрерывно возрастающие требования к свойствам материалов обусловливают необходимость опережающего развития научных разработок в области материаловедения. Современное материаловедение как наука о структуре и свойствах различных материалов существенно модернизируется за счет интеграции физики твердого тела, химии и технологии неорганических веществ, механики твердого деформированного тела и нелинейной механики разрушения. К настоящему времени появился новый класс материалов, искусственно созданных человеком, к которым относятся композиционные материалы и наноматериалы. Например, большой интерес для инженеров и исследователей представ-

№ 2, 2012

ляют углеродные материалы, из которых наиболее изученными, а также наиболее перспективными для целей практического применения являются углеродные нанотрубки.

В станкостроении следует освоить технологию изготовления специальных инструментов и оснастки повышенной прочности, износоустойчивости, жаро- и химической стойкости и пр. Практическое использование таких разработок может дать значительный эффект в области увеличения ресурса техники, энергосбережения, повышения прочностных характеристик применяемых материалов.

Содержание курса «Материаловедение» следует группировать вокруг фундаментальных физических и научно-технических теорий, что позволяет реализовать целостность образования. Методическая система обучения должна удовлетворять дидактическим принципам (научности, доступности, непрерывности и преемственности обучения, межпредметных связей и др.) и в основном строиться на принципе единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения.

Способами реализации цели и содержания являются методы, формы и средства обучения.

Методы обучения должны обеспечивать готовность будущего специалиста не только к освоению определенных знаний, умений и навыков, но и к их постоянному совершенствованию, развитию творческого потенциала. Поэтому перед любым преподавателем возникает вопрос: как, не разрушая целостность научной дисциплины, заинтересовать студента в углубленном изучении предмета, усвоении максимально возможного материала, как создать фундамент для самостоятельной подготовки? Приоритетными методами являются гностиче-

ские (проблемного изложения, частичнопоисковый, исследовательский и др.), методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с литературой, над задачей и др.).

В качестве форм обучения материаловедению предлагаются традиционные лекционные и лабораторные занятия (или комбинированные лекции — лабораторные работы), а также самостоятельная работа студентов, включающая подготовку сообщений, рефератов по наиболее актуальным и современным темам курса. Однако как бы интересен ни был материал программы, как бы он ни учитывал специфику специальности, необходим мощный стимул, побуждающий студента к углубленному изучению и усвоению материала. Поэтому мы предлагаем проводить рубежный контроль получаемых студентами знаний, так как помимо контрольной он имеет и обучающую функцию.

Средствами обучения студентов инженерных специальностей на занятиях по курсу «Материаловедение» выступают задания к лекциям, лабораторным и самостоятельным работам, составляющие единую систему. Для реализации современного подхода к разработке новых материалов и технологий на базе физического моделирования процессов термомеханической обработки металлов необходимо использование в учебном процессе современных компьютерных технологий.

Таким образом, выделенные компоненты методической системы обучения материаловедению в техническом вузе могут стать основой для формирования у студентов инженерных специальностей современных знаний о материалах и способствовать подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов в области машиностроения.

Поступила 12.01.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.