Сиваша; ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.016:620.22
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
М. Ю. Родиошкин, Э. В. Майков
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Приводятся научно-методические основы формирования современных знаний о материалах при изучении курса «Материаловедение» в технических вузах.
Ключевыге слова: деталь; надежность; машиностроение; микроструктура детали; дислокационноструктурный механизм разрушения; методика обучения материаловедению.
На современном этапе развития российской экономики во всех отраслях народного хозяйства становятся все более необходимыми всесторонне подготовленные, высококвалифицированные специалисты в области машиностроения. В учебных планах технических вузов в подготовке таких специалистов большое место занимает курс «Материаловедение», направленный на достаточно глубокое изучение студентами не только вопросов общей теории материаловедения, но и целей, задач, инструментов и специфики его практического применения в различных областях деятельности.
Выпуск современных машин, производство машиностроительных конструкций, специальных приборов, металлорежущих инструментов и др. невозможен без знания традиционных и освоения новых, наиболее экономичных, материалов, без использования новейших методов их упрочнения. Изучая материаловедение, студенты знакомятся с основами строения материалов, их поведением в процессе пластической деформации (обработки давлением), термической, термомеханической, химико-термической и других обработок; с факторами, позволяющими формировать структуру; со свойствами и назначением промышленных материалов, от правильного использования которых зависят долговечность и надежность машин, конструкций, инструментов.
Важнейшей проблемой деятельности будущих инженеров является обеспечение надежности машиностроительных изделий на всех уровнях их создания и эксплуатации, что достигается повыше-
нием долговечности и надежности материалов.
Надежность — свойство объекта сохранять во времени и в установленных пределах все параметры, обеспечивающие выполнение требуемых функций в заданных условиях эксплуатации, — оценивается по следующим основным критериям: прочность, усталость, механическое изнашивание, теплостойкость.
Критериями прочности для различных случаев эксплуатации деталей и машин являются пределы прочности, пропорциональности, текучести, выносливости и др. Конструкторы и технологи при проектировании и изготовлении детали пользуются сведениями, уже известными для данного материала, полученными при лабораторных испытаниях, такими как предел на разрыв, на изгиб и др., т. е. при отдельных воздействиях того или иного фактора. Однако при эксплуатации детали в узлах машин и механизмов происходит одновременное синергетическое воздействие многих факторов: нагрузок (различных по силе, направлению, цикличности и т. д.); температур (различных по величине, перепадам и времени); химических сред, активных смазок; химической коррозии; реакций окисления, восстановления, замещения, диффузии и т. п.
Таким образом, в процессе эксплуатации детали величина прочности не соответствует заданной исходной и становится величиной переменной по времени и условиям эксплуатации. Это обусловлено синергетическим воздействием большого количества эксплуатационных
© Родиошкин М. Ю., Майков Э. В., 2012
№ 2, 2012
факторов, изменением во времени физико-механических свойств материала детали. Кроме того, все эти различные факторы, то возникающие, то исчезающие в процессе эксплуатации, взаимодействуют не только с деталью, но и между собой, оказывая общее синергетическое воздействие на прочность детали в любой момент времени ее эксплуатации.
Следовательно, можно сделать заключение, что, как исходная прочность
материала зависит от исходной микроструктуры, так и прочность детали в любой момент ее эксплуатации определяется микроструктурой материала на момент эксплуатации детали.
Таким образом, нами установлена методологическая связь между надежностью детали по основным критериям, эксплуатационными условиями, при которых работает деталь, и микроструктурой эксплуатируемой детали (рисунок).
Взаимосвязь между критериями надежности, эксплуатационными условиями и микроструктурой детали
Усталость, механическое изнашивание и теплостойкость материала изменяют микроструктуру детали. Если знать истинное состояние микроструктуры детали в любой момент эксплуатации, то можно прогнозировать дальнейший характер изменения микроструктуры ее поверхностного (рабочего) слоя, а значит, определять эксплуатационную надежность поверхностного слоя детали, несущую основную ответственность за ее надежность и долговечность. Считаем, что при обучении студентов технических вузов материаловедению должны более подробно раскрываться дислокационно-структурный механизм разрушения материалов и возможности релак-
сационных и рекристаллизационных процессов в условиях производства и эксплуатации, а эта фундаментальная основа рассматриваться на примере конкретных технологических процессов. Только в этом случае изучаемый курс будет профессионально направлен на специальность, а студенты будут мотивированы к изучению материаловедения, которое лежит в основе проектно-конструкторской, технологической и эксплуатационной инженерной практики.
Методика обучения материаловедению в техническом вузе, направленного на формирование у студентов инженерных специальностей современных знаний о материалах, реализуется в системе
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
компонентов: цели обучения, содержание, методы, формы и средства обучения.
Соответственно формирование вышеуказанных знаний должно основываться на следующих положениях:
1) цель обучения должна соответствовать всем видам будущей профессиональной деятельности студентов;
2) содержание дисциплины должно соответствовать последним достижениям научно-технического прогресса;
3) методы обучения должны соответствовать принципу профессиональной направленности обучения и могут содержать элементы проблемного обучения;
4) формы обучения должны быть выбраны и направлены на повышение творческого уровня подготовки квалифицированных специалистов (дифференцированное, индивидуальное, компетентно-стное, проблемное и другие формы обучения);
5) средства обучения должны соответствовать последним достижениям научно-технического прогресса.
Последовательно раскроем содержание вышеперечисленных положений.
Четко определенная цель обучения материаловедению, профессионально направленная на будущую инженерную деятельность студента, определяет содержание дисциплины, дидактические принципы обучения, методы, формы и средства обучения. Соответственно методическая система обучения материаловедению в техническом вузе должна быть направлена на получение студентами обязательных знаний:
— микроструктуры сплавов как основного фактора надежности и долговечности деталей машин;
— пространственной атомно-кристаллической структуры материалов;
— аллотропических превращений компонентов сплавов, происходящих при различных технологических процессах (обработки давлением, резанием, термической и химико-термической обработки и др.);
— дефектов атомно-кристаллической решетки материалов деталей и их влия-
ния на эксплуатационные свойства деталей, механизмов и машин;
— дислокационно-структурного механизма разрушения;
— механизма структурных превращений в деталях из железоуглеродистых сплавов при эксплуатационных нагрузках;
— значения и влияния микроструктуры деталей машин при различных условиях эксплуатации на долговечность и надежность деталей машин;
— принципов выбора материалов деталей в зависимости от условий эксплуатации.
Содержание курса «Материаловедение» должно включать базовую (обязательную) и вариативную (профильную) составляющие. Базовая часть определяется основной образовательной программой высшего профессионального образования. Вариативная часть устанавливается вузом и дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. В вариативной части нами предлагается ввести дополнительные главы, посвященные изучению структуры и свойств современных материалов, применяемых в практике машиностроительной отрасли.
Непрерывно возрастающие требования к свойствам материалов обусловливают необходимость опережающего развития научных разработок в области материаловедения. Современное материаловедение как наука о структуре и свойствах различных материалов существенно модернизируется за счет интеграции физики твердого тела, химии и технологии неорганических веществ, механики твердого деформированного тела и нелинейной механики разрушения. К настоящему времени появился новый класс материалов, искусственно созданных человеком, к которым относятся композиционные материалы и наноматериалы. Например, большой интерес для инженеров и исследователей представ-
№ 2, 2012
ляют углеродные материалы, из которых наиболее изученными, а также наиболее перспективными для целей практического применения являются углеродные нанотрубки.
В станкостроении следует освоить технологию изготовления специальных инструментов и оснастки повышенной прочности, износоустойчивости, жаро- и химической стойкости и пр. Практическое использование таких разработок может дать значительный эффект в области увеличения ресурса техники, энергосбережения, повышения прочностных характеристик применяемых материалов.
Содержание курса «Материаловедение» следует группировать вокруг фундаментальных физических и научно-технических теорий, что позволяет реализовать целостность образования. Методическая система обучения должна удовлетворять дидактическим принципам (научности, доступности, непрерывности и преемственности обучения, межпредметных связей и др.) и в основном строиться на принципе единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения.
Способами реализации цели и содержания являются методы, формы и средства обучения.
Методы обучения должны обеспечивать готовность будущего специалиста не только к освоению определенных знаний, умений и навыков, но и к их постоянному совершенствованию, развитию творческого потенциала. Поэтому перед любым преподавателем возникает вопрос: как, не разрушая целостность научной дисциплины, заинтересовать студента в углубленном изучении предмета, усвоении максимально возможного материала, как создать фундамент для самостоятельной подготовки? Приоритетными методами являются гностиче-
ские (проблемного изложения, частичнопоисковый, исследовательский и др.), методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с литературой, над задачей и др.).
В качестве форм обучения материаловедению предлагаются традиционные лекционные и лабораторные занятия (или комбинированные лекции — лабораторные работы), а также самостоятельная работа студентов, включающая подготовку сообщений, рефератов по наиболее актуальным и современным темам курса. Однако как бы интересен ни был материал программы, как бы он ни учитывал специфику специальности, необходим мощный стимул, побуждающий студента к углубленному изучению и усвоению материала. Поэтому мы предлагаем проводить рубежный контроль получаемых студентами знаний, так как помимо контрольной он имеет и обучающую функцию.
Средствами обучения студентов инженерных специальностей на занятиях по курсу «Материаловедение» выступают задания к лекциям, лабораторным и самостоятельным работам, составляющие единую систему. Для реализации современного подхода к разработке новых материалов и технологий на базе физического моделирования процессов термомеханической обработки металлов необходимо использование в учебном процессе современных компьютерных технологий.
Таким образом, выделенные компоненты методической системы обучения материаловедению в техническом вузе могут стать основой для формирования у студентов инженерных специальностей современных знаний о материалах и способствовать подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов в области машиностроения.
Поступила 12.01.12.