Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО C УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО C УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / дети дошкольного возраста / интерактивные игры / экологические проекты. / environmental education / preschool children / interactive games / environmental projects.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулюкина Елена Ивановна, Сухова Наталья Александровна

дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODERN APPROACH TO ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD UP TO: A PRACTICAL ASPECT

preschool childhood is one of the most important stages in the formation of a personality, its value orientation in the world around it. During this period, a positive attitude to nature, the objective world, to oneself and other people is laid. The content of environmental education is based on the formation of a child's consciously correct attitude to natural phenomena and objects that surround him and with which he gets acquainted in preschool childhood.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО C УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО C УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Мулюкина Е.И.1, Сухова Н.А.2

1Мулюкина Елена Ивановна - старший воспитатель;

2Сухова Наталья Александровна - заведующий, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 26 «Гвоздика»,

г. Калуга

Аннотация: дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно -правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дети дошкольного возраста, интерактивные игры, экологические проекты.

A MODERN APPROACH TO ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD UP

TO: A PRACTICAL ASPECT Mulyukina E.I.1, Sukhova N.A.2

Mulyukina Elena Ivanovna - Senior educator;

2Sukhova Natalia Aleksandrovna - Head, Municipal budgetary preschool educational institution №. 26 "Carnation",

Kaluga

Abstract: preschool childhood is one of the most important stages in the formation of a personality, its value orientation in the world around it. During this period, a positive attitude to nature, the objective world, to oneself and other people is laid.

The content of environmental education is based on the formation of a child's consciously correct attitude to natural phenomena and objects that surround him and with which he gets acquainted in preschool childhood. Keywords: environmental education, preschool children, interactive games, environmental projects.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности [1].

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое воспитание детей - большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления.

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать её следует уже в детском саду -первом уровне системы непрерывного образования.

В МБДОУ № 26 «Гвоздика» г. Калуги ведется системная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Наша работа выстроена в соответствии с задачами, которые отражены во ФГОС ДО и Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 26 «Гвоздика» г. Калуги разработанной на основе Комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство». Рассмотрим реализацию данных задач с точки зрения экологического воспитания:

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Одной из наиболее продуктивных технологий работы в ДОО по поддержке детской инициативы является проектная деятельность. В нашем детском саду были реализованы следующие исследовательские проекты: «Полиэтиленовый пакет», «Пластиковая бутылка», «Откуда берется и куда девается мусор».

В рамках проекта «Полиэтиленовый пакет». Дети изучили, как и зачем используются пакеты детьми и взрослыми. Куда потом деваются использованные пакеты. Можно ли заменить ли их бумажными, тканевыми или пакетами из биоразлагающегося пластика. В завершении проекта дети и родители изготовили сумки из старых вещей и организовали выставку.

В рамках проекта «Пластиковая бутылка». Дети исследовали, откуда берутся пластиковые бутылки и что в них продается. Узнали, что происходит с пластиковой бутылкой после того, как ее содержимое использовано, почему пластиковые бутылки опасны для окружающей среды. Изготовили поделки из пластиковых бутылок.

В своей работе мы использовали разнообразные формы организации детской деятельности. Приведу примеры наиболее эффективных на наш взгляд форм:

- экспериментирование («Что такое шум?», «Вымывание почвы», «Грязный воздух», «Куда девается мусор»). Например, при проведении эксперимента «Куда девается мусор». Мы собрали разные виды мусора, такие как алюминиевую банку, лист бумаги, полиэтиленовый пакет, стеклянную баночку, кожуру от яблок и бананов. Весной на территории детского сада мы сделали небольшие ямки в земле, поместили туда каждый вид мусора. В конце лета, откопали все образцы. Опыт показал, что за это время банановая и яблочная кожура исчезли, бумага сильно изменилась, а пластик и стекло остались в неизменном месте. В результате дети сами сделали вывод, о том, почему нельзя оставлять мусор.

- практикум («Живые ресурсы», «Бережливое хозяйство», «Сортируй мусор правильно»). В рамках практикума «Бережливое хозяйство» были обогащены представления детей о природных ресурсах, их использовании человеком, о необходимости их беречь, о способах проявления бережного отношения. Дети узнали о разных способах экономии воды, электричества.

- познавательные беседы («Вторая жизнь вещей», «Почему воду нужно беречь», «Что такое экопродукты», «Профессия эколог»). Например, дети узнали что экопродукты - это продукты, выращенные без использования химических веществ в чистой окружающей среде).

- квесты («Путешествие в страну Экологию», «Причины - последствия»). Данные мероприятия формируют у детей умение видеть взаимосвязи различных событий, явлений, на элементарном уровне оценивать поступки как опасные для природы и человека, выбирать экологически верные модели поведения.

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Данная задача реализуется через участие детей в конкурсном движении.

Воспитанники нашего детского сада принимали активное участие в различных конкурсах, организованных Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области Национальным парком «Угра», Структурным подразделение «Радуга» МБОУДО Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги.

«Выхухоль - калужский эко-герой» (узнали о том, как выглядит и где живёт выхухоль, почему занесен в Красную книгу);

Хохуля: Граффити в УК» (подняли настроение калужскому эко-герою Хохуле своими рисунками);

«Природная азбука» (сочинили стихотворения о природных объектах Калужской области); - конкурс стихотворений о наиболее интересных природных объектах Калужской области. Была издана Природная азбука.

«История малых рек» (конкурс фотографий познакомились с малыми реками Калужского области); -составлен фотоальбом малых рек Калужской области.

«Родники родного края» (изучили родники - уникальные водоемы, созданные самой природой); -разработана презентация «Родники вокруг нас».

«Экология глазами детей» (отразили в рисунке бережное отношение к природе и рациональное использование природных ресурсов);

«Эколята - друзья и защитники Природы» (нарисовали, как эколята заботятся о природе);

«Кормушка для пичужки» (изготовили кормушки для птиц);

«Творчество юных» (познакомились с чёрным аистом - птицей, занесенной в Красную книгу);

«Чудеса из мусорной корзины» (соорудили ёлочные игрушки из вторичного сырья);

«Открытка к юбилею» (изготовили открытки и поздравили с юбилеем Национальный парк Угра);

Сотрудничество организации с семьей.

Данная задача была реализована через участие родителей в природоохранных и благотворительных акциях. Родители совместно с детьми и педагогами приняли участие в таких акциях как: «Собери макулатуру - спаси дерево»; «Добрые крышечки» - сдали 13 кг крышечек; «Батарейку принеси - ёжика спаси» - 47 кг батареек, спасли 2313 ёжиков; «Из малого желудя в могучий дуб».

Так же следует отметить, что бабушки и дедушки наших воспитанников приняли активное участие в упомянутом мной выше исследовательском проекте «Пластиковая бутылка». Они рассказали, во что были упакованы продукты и товары во времена их молодости.

Профессиональное развитие педагогических работников.

Системная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствовала профессиональному развитию педагогов:

Воспитатель Лебедева Е.В. приняла участие в Городском конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года» в номинации «Опыт». Тематика ее выступлений была связана с развитием экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Она подготовила и провела

мастер-класс на тему «Использование современных интерактивных игровых технологий как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста»;

Воспитатель Попова И.П. разработала педагогический проект «Система работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в интересах устойчивого развития». Педагогу присвоена первая квалификационная категория.

Старший воспитатель Мулюкина Е.И. разработала педагогический проект «Системы работы по формированию профессиональной компетенции педагогов в вопросе экологического образования детей дошкольного возраста». Присвоена высшая квалификационная категория.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами.

В рамках этой задачи были организованы Экологические старты совместно с ГБУ КО «Дирекция парков». Дети поиграли в игру, направленную на быстроту мышления, называя объекты природы из выбранной категории (звери, птицы, цветы, деревья), определяли животных по их следам, а также сортировали вторсырьё. На память о мероприятии дети получили в подарок книгу-раскраску «Красная книга Калужской области для детей».

Оснащенность образовательного пространства средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

Для реализации этой задачи нами был приобретен и внедрен в работу интерактивный комплекс «Играй и Развивайся», блок «Экологика». Данный комплекс помогает педагогам обеспечивать у детей игровую, познавательную, двигательную, исследовательскую активность.

Комплекс дает возможность проводить красочные занятия для развития крупной моторики, мышления, памяти, координации и воображения с помощью технологии захвата движения.

В блок «Экологика» входит 10 интерактивных игр. Каждая игра содержит новый сюжет и яркую анимацию.

Таким образом, в МБДОУ № 26 «Гвоздика» г. Калуги сложилась система по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста c учетом реализации ФГОС ДО.

Список литературы /References

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 /

Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.