Научная статья на тему 'Современный педагогический вуз в условиях социокультурных изменений'

Современный педагогический вуз в условиях социокультурных изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ВЫЗОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроботенко Ю.Б., Чекалева Н.В.

В статье анализируется современный контекст деятельности педагогического вуза, понимание содержания профессиональной подготовки в педагогическом вузе, а также само понятие педагогического вуза в меняющейся социокультурной действительности. Авторы подчеркивают, что современный педагогический вуз ведет активный поиск ответов на разного рода вызовы, обусловленные происходящими в обществе социокультурными изменениями: ответы на глобальные вызовы, собственно российские вызовы, региональные вызовы и вызовы развивающейся педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроботенко Ю.Б., Чекалева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL CHANGES

The contemporary context of the activity of teachers' training university, the conception of the subject matter of vocational teachers' training at university and the understanding of the concept of teachers' training university in changing socio-cultural context are analyzed in the article. The authors underline that the contemporary teachers' training university has to meet many challenges, caused by sociocultural changes: global challenges, challenges of Russian reality, regional challenges and challenges of developing pedagogical science.

Текст научной работы на тему «Современный педагогический вуз в условиях социокультурных изменений»

УДК 378.1

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В статье анализируется современный контекст деятельности педагогического вуза, понимание содержания профессиональной подготовки в педагогическом вузе, а также само понятие педагогического вуза в меняющейся социокультурной действительности. Авторы подчеркивают, что современный педагогический вуз ведет активный поиск ответов на разного рода вызовы, обусловленные происходящими в обществе социокультурными изменениями: ответы на глобальные вызовы, собственно российские вызовы, региональные вызовы и вызовы развивающейся педагогической науки.

Ключевые слова: социокультурные изменения, педагогическое образование, педагогический вуз, вызовы.

Высшее педагогическое образование исторически развивается соответственно изменениям общества и человека. Его функционирование обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными факторами и условиями существования как Российского государства, так и мирового сообщества. Исследователи подчеркивают, что педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки специалистов во всех сферах функционирования общества и государства, что способствует его социальной стабильности и развитию. В силу этого педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности и нести ответственность за ее результаты [1, с. 45-47].

Необходимо отметить, что особенности современного исторического периода, специфика влияния образования на социокультурное развитие страны, на перспективу развития производства, экономики привели ученых к идее «опережающего» образования. А. И. Субетто предположил, что главная цель образовательной политики любого государства состоит в обеспечении опережающего развития качества человека, под которым понимается его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, Биосфере, Земле, Космосу с учетом происходящих изменений. В рамках этой идеи А. М. Новиков сформулировал утверждение, что уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Опережающее профессиональное образование направлено на развитие у человека потенциальных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению, что, в свою очередь, способствуют формированию инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей практике [1, с. 49].

№. 5. fipo6omeHKO, H. B. HeKaneBa Yu. B. Drobotenko, N. V. Chekaleva

CONTEMPORARY TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL CHANGES

The contemporary context of the activity of teachers' training university, the conception of the subject matter of vocational teachers' training at university and the understanding of the concept of teachers' training university in changing socio-cultural context are analyzed in the article. The authors underline that the contemporary teachers' training university has to meet many challenges, caused by socio-cultural changes: global challenges, challenges of Russian reality, regional challenges and challenges of developing pedagogical science.

Key words: socio-cultural changes, teachers' training education, teachers' training university, challenges.

Исходя из этого, известный исследователь образовательных систем М. Барбер утверждает, что реформа образования входит сегодня в число главных задач почти всех стран мира [2, с. 7-9]. Необходимо формирование принципиально новой модели педагогического образования, которая, наряду с новыми моделями российской школы, педагога, управления системой образования, новой практикой оценки качества образования, обеспечит системные изменения в образовательной сфере.

Как никогда ранее, сегодня требуется понимание контекста деятельности вуза, его места в процессных изменениях, происходящих в системе высшего образования, а также понимание нового содержания профессиональной подготовки в современном социуме. Подлинные институциональные изменения педагогического образования связаны с решением проблем, обнаруживающихся на пересечении вопросов развития человека и общества средствами образования в условиях постоянно меняющейся среды; вопросов освоения эффективных инновационных механизмов развития образовательных систем различных уровней; вопросов, связанных с социальными ожиданиями и сферой занятости, а также вопросов переосмысления понятия педагогического образования [3, с. 7-8].

Контекст деятельности педагогического вуза.

Сегодня разговоры о стратегиях развития образования, в том числе и педагогического, не случайно начинаются с упоминания о глубоком системном кризисе, в котором оказалась наша цивилизация и который дает о себе знать в виде комплекса так называемых глобальных проблем современности. В конце XX - начале XXI века возникла историческая ситуация, которую характеризует кризис всех прежних механизмов развития человечества. Среда жизнедеятельности человека структурно и качественно стала совершенно иной, изменилась инфраструктура общества и все привычные функциональные отношения между институтами образования и обществом. Иным стал человек как психофизиологическое и социальное су-

щество. Как говорит известный английский исследователь А. Роджерс: «Мы имеем дело с изменяющимся человеком в меняющемся мире. Изменения, а не стабильность сегодня являются нормой» (цит. по [4, с. 69]).

Такие существенные изменения связаны с рядом событий, произошедших за последние десятилетия: энергетический кризис, технологическая революция, электронно-телекоммуникационная революция, интеграция мировой экономики, острейшая конкуренция, гигантские экологические катастрофы, нестабильность в политике, экономике, в социальной сфере, в труде, в быту. Все эти события говорят о том, что мы неожиданно для себя оказались в совершенно новой эпохе [5, с. 158].

Среди основных факторов, приводящих к социокультурным изменениям в обществе и оказывающих наибольшее воздействие на развитие профессионального образования, называются: информатизация жизни общества, становление открытого общества, становление гражданского общества, становление нового культурного типа личности, профессионализация в течение всей жизни [6, с. 56].

В различных версиях интерпретации сути кризисных и трансформационных процессов и путей их преодоления неизбежно всплывают понятия «человеческие качества», «человеческий потенциал» и «человеческий капитал». Именно человеческие качества определяют выбор траектории развития общества, а осознание роли человеческого потенциала и человеческого капитала в развитии мира принесет успех тому государству, которое сможет создать систему для раскрытия возможностей и талантов молодого поколения [7]. В связи с этим необходим поиск путей гуманизации человека и мира, разоблачение технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем [8].

А. М. Новиков подчеркивает значение Человека, его нравственной позиции, многоплановой природосообразной деятельности, культуры, образованности и профессиональной компетентности в прогрессивном развитии каждой страны и всего человечества в целом [1]. Он считает, что в нынешних условиях всем членам общества, людям всех профессий и специальностей необходим тот общий базис, который позволит понимать друг друга, служить основой для развития созидательных возможностей каждого человека, его самовыражения и самореализации в разнообразных, динамично изменяющихся сферах человеческой деятельности.

Возрастающая роль гуманитарного знания и образования в общественных процессах требуют усиления гуманитарной и антропологической составляющих в процессах модернизации образования. В этих условиях педагогическое образование должно выполнять опережающую функцию по отношению к другим видам и уровням образования [9, с. 4-5], так как именно педагоги способствуют формированию взглядов человека, его социального мировоззрения и отношения к жизни.

Идея опережающего характера педагогического образования подразумевает:

- фундаментальность образования;

- ориентацию на развитие готовности к инновационным изменениям;

- оценку качества профессиональной подготовки студентов в контексте лучших мировых практик подготовки учителей;

- ориентацию студентов на конкурентные преимущества профессии в будущем во всех регионах страны [10, с. 42].

Перед педагогическим вузом стоит непростая задача подготовки такого педагога, который бы отчетливо понимал современные социокультурные реалии и был способен работать в этих условиях: адаптироваться к педагогическим инновациям, быстро реагировать и включаться в современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества.

Содержание профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

В современных условиях особое значение приобретает поиск адекватных способов включения человека в процесс образования и получения профессии. Профессиональная мобильность и конкурентоспособность работников становятся ключевыми требованиями к результатам профессиональной подготовки в вузе, в том числе и педагогическом.

Повышение профессиональной мобильности человека в современном мире связано с тем, что традиционные сферы профессиональной деятельности претерпевают значительные изменения, информация и знания постоянно обновляются, люди вынуждены переквалифицироваться, начинать профессиональный путь в совершенно другой или смежной области.

Сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей. Профессиональная компетентность сегодня стала принципиально иной. Современный профессионал - это работник, обладающий неким «портфелем компетенций», которые позволяют ему поддерживать свою конкурентоспособность на рынке труда [11, с. 69]. Более конкурентоспособными становятся не те, кто все знают, а те, кто быстрее учатся и тем самым имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов».

Конкурентоспособность педагога определяется его подготовкой как в определенной предметной области, так и уровнем развития социальных компетенций (умение презентовать себя, устанавливать взаимоотношения с другими людьми, быть инициативным, ответственным, т. п.).

Подготовка конкурентоспособного, профессионально мобильного педагога вызывает необходимость в изменении подхода к целям, результатам, содержанию, организационной структуре образовательного процесса в педагогическом вузе. Профессиональную подготовку в педагогическом вузе можно рассматривать как формирование компетенций, которые позволяют выполнять определенные профессиональные функции.

Сегодня в профессиональной деятельности педагога происходят изменения и, наряду с традиционными, появляются новые функции. Основная идея профессиональной подготовки современного педагога при освоении новых функций профессиональной деятельности заключается в следующем: поскольку новые ценности не могут быть транслированы способом информирования и последующего воспроизведения, то они должны осваиваться способом проживания.

Рассмотрение профессиональной деятельности с точки зрения ее функций, с одной стороны, способствует глубокому пониманию сущности педагогической деятельности через ее роль в жизни общества в целом (здесь можно говорить о таком уровне целей деятельности, как цели-приоритеты, миссия педагогической профессии, т. п.), а также через конкретную работу, осуществляемую педагогом [6, с. 89].

С другой стороны, понятие функции позволяет устанавливать зависимость изменений профессиональной деятельности от изменений в жизни общества, рассматривать функции педагогической деятельности как зависящие от социокультурных изменений. Функция проявляется как механизм трансформации социокультурных требований в ценности педагогической деятельности.

Таким образом, согласно основным позициям функционального подхода (П. К. Анохин, В. Вундт, Г. Лейбниц, Э. Кассирер, Е. В. Пискунова, др.), организация, содержание профессиональной подготовки в педагогическом вузе, а также типы взаимодействия сторон, вовлеченных в профессиональную подготовку студентов педагогического вуза, должны определяться исходя из тех функций, которые будущий педагог будет выполнять в ходе своей профессиональной деятельности.

Понятие современного педагогического вуза.

Задача реформирования педагогического образования была сформулирована высшим руководством страны еще в 2009 году: «...систему педагогического образования ждет серьезная модернизация, .педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов» [12]. Подобная установка изначально задала несколько узконаправленный вектор последующих обсуждений, решений и действий. Дело в том, что педагогическое образование и педагогические вузы понятия не идентичные. В структуре высшего профессионально-педагогического образования представлено около 200 вузов, осуществляющих подготовку по педагогическим направлениям, при этом 42 из них - педагогические. Кроме того, в систему педагогического образования России входит около 300 педагогических колледжей. Данные факт требует пристального внимания при разработке концепции и планировании институциональных изменений в системе педагогического образования, свести их исключительно к трансформации педагогических вузов было бы, по всей видимости, ошибкой [3, с. 8-9].

В основу концепции и программы модернизации педагогического образования следует положить понимание его не как совокупности образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров, и не как комплекса образовательных программ по педагогическим направлениям, а как целостной системы, института воспроизводства социального капитала, обеспечивающего формирование Человека во всей его многомерности и всем богатстве его проявлений. Принципиальной ошибкой традиционного определения понятия педагогического образования является рассмотрение его с позиций места, а не особой и специально конструируемой среды, пространства, в котором происходит формирование и развитие профессионально-педагогических компетенций. В свою очередь, педагогическим вузам следует отказаться от попыток отстаивать свою кастовую исключи-

тельность и монопольное право на подготовку кадров образования, следует пересмотреть свою роль и место в этой целостной системе, определить, исходя из нового видения, долгосрочные стратегии собственного развития и более активно включиться в процессы институциональных преобразований. Только в этом случае, они смогут сохранить и усилить свои позиции, заявить о себе как лидере перемен.

Педагогическому вузу следует включиться в процесс кластеризации вузов, бизнеса и профессиональных сообществ. В ближайшие десять лет в России усилится роль вузов исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя распределенные мультикласте-ры различных образовательных форматов, работодателей и сообществ [7]. Образовательный процесс сегодня не замыкается в рамках вуза, он вовлекает целый спектр различных общественных отношений, формируя многомерное образовательное пространство, в пределах которого у студентов есть возможность получить практический опыт решения профессиональных и личных задач. Таким образом, по мнению социологов, вуз интегрируется в так называемые социальные кластеры (П. Бурдье, Т. Веблен, Н. Е. Тихонова и др.). Образовательный процесс в вузе строится на принципах профессиональной направленности и подразумевает получение студентами некой совокупности специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области профессиональной деятельности.

Исходя из этого окончившие вуз студенты остаются в пространстве социального кластера, в которое они были включены в процессе обучения в вузе, и лишь перемещаются из одного подразделения кластера в другое, т. е. из образовательного сектора в производственные структуры, престижность которых определяется уровнем оплаты, степенью занятости, социальными гарантиями и перспективами карьерного роста.

Следовательно, задача педагогического вуза видится в необходимости включения студентов в сеть социальных связей (установленных вузом и самими студентами) и усвоения тех или иных мировоззренческих, этических, других профессиональных ориентаций, практики соблюдения норм и правил профессионального педагогического сообщества (по П. Бурдье) [13, с. 45], что в последующем позволит вписаться в ячейку социального, в том числе и профессионально-педагогического, пространства. В современных исследованиях [14, с. 33] говорится, что человек выбирает вуз прежде всего в зависимости от своих стартовых возможностей; в дальнейшем вуз формирует социально-личностные качества человека и его профессиональные планки (тип личности).

Таким образом, современный педагогический вуз ведет активный поиск ответов на разного рода вызовы, обусловленные происходящими в обществе социокультурными изменениями: ответы на глобальные вызовы, собственно российские вызовы, региональные вызовы и вызовы развивающейся педагогической науки.

1. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: дис. ... д-ра педагог. наук. Ярославль, 2009. 468 с.

2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.

3. Соломин В. П. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А. И. Герцена): сб. ст. по материалам меж-дунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. Ч. 1. С. 6-15.

4. Митина А. М. Современные тенденции развития дополнительного образования взрослых за рубежом // Человек и образование. 2006. № 7. С. 68-70.

5. Новиков А. М. 300 лет индустриальной педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 157-159.

6. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.

7. Каганов В. Ш. Из выступления заместителя министра образования и науки РФ «Российское образование и наука в глобальном мире» на Всероссийском семинаре совещании проректоров вузов РФ по международной деятельности 28 ноября 2013 г. URL: http://www.conf.rudn.ru/ vice-rector-2013/mater.html

8. Соломин В. П. Педагогическое образование и наука: пути развития. URL: http://www.cyberleninka.ru/artide/n/pe-dagogicheskoe-obrazovanie-i-nauka-puti-razvitiya

9. Тряпицына А. П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3. С. 4-10.

10. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицына. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

11. Дроботенко Ю. Б. Понятие «профессиональная подготовка» в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А. И. Герцена): сб. ст. по материалам междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. Ч. 2. С. 68-74.

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, 12 ноября 2009 г. URL: http://www.kremlin.ru/ transcripts/5979.

13. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

14. Доступность и качество общего образования: возможности и ограничения / Д. Константиновский, В. Вах-штайн, Д. Куракин и др. М: Университетская книга, 2006.

© Дроботенко Ю. Б., Чекалева Н. В., 2014

УДК 378.046.4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОГО МОДУЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ) В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются изменения в оценке результатов освоения программ повышения квалификации педагогов в инновационном развитии образования. Указывается, что наиболее существенные изменения вызваны реализацией компетентностного подхода в повышении квалификации. В связи с этим актуализируется модульный подход к проектированию дополнительных профессиональных образовательных программ. В статье также описывается технология проектирования оценочного модуля дополнительной профессиональной образовательной программы.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная образовательная программа, модульная образовательная программа, технология проектирования оценочного модуля.

T. O. flyna T. O. Duka

DESIGNING EVALUATING MODULE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM

OF THE TEACHERS' SKILLS UPGRADING IN INNOVATIVE EDUCATION

The article is dedicated to the changes in evaluation of the results of the teachers' skills upgrading implementation in education innovative development. It is suggested that the most significant changes are caused by the competency-based approach realization in skills upgrading. As the result, the modular approach to designing additional professional education programs has become important. Also, the technology of designing evaluating module of additional professional education program is described in the article.

Key words: additional professional education program, modular education program, technology of designing evaluating module.

В условиях изменений, происходящих в отечественном образовании, повышение квалификации педагогов приобретает первостепенное значение. Оно призвано

содействовать развитию их профессиональных компетенций, освоению специалистами новых теоретических и практических знаний и умений, создать условия для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.