Научная статья на тему 'Современный педагогический процесс: вебинары как информационно-коммуникационная технология'

Современный педагогический процесс: вебинары как информационно-коммуникационная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / информационно-коммуникационные технологии / ориентировочная деятельность / виртуальное обучение / мобильное образование / вебинары / вебинарное обучение / educational environment / information and communication technologies / orienting activity / virtual learning / mobile education / webinars

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Приборович

В статье рассмотрены вопросы, связанные с педагогическим процессом и вебинарами как информационно-коммуникационными технологиями. Автор рассмотрел преимущества и перспективы использования вебинаров в учебной деятельности, а также дал характеристику основным электронным ресурсам проведения вебинаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Приборович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL PROCESS: WEBINARS AS INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article deals with issues related to the teaching process and webinars as information and communication technologies. The author has considered the advantages and prospects of using webinars in training activities, and gave a description of the major electronic resources webinars.

Текст научной работы на тему «Современный педагогический процесс: вебинары как информационно-коммуникационная технология»

УДК 378.14:004

Е.А. ПРИБОРОВИЧ

начальник отдела воспитательной работы с молодежью Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь E-mail: p_kate4@inbox.ru.

Статья поступила 14 октября 2016 г.

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:

ВЕБИНАРЫ КАК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с педагогическим процессом и вебинарами как информационно-коммуникационными технологиями. Автор рассмотрел преимущества и перспективы использования вебинаров в учебной деятельности, а также дал характеристику основным электронным ресурсам проведения вебинаров.

Ключевые слова: образовательное пространство, информационно-коммуникационные технологии, ориентировочная деятельность, виртуальное обучение, мобильное образование, вебинары, вебинарное обучение.

Введение. В информационном обществе одним из самых эффективных инструментов обучения является интернет, который способствует ориентировочной деятельности человека, а также коллективистской идентификации и представляет собой взаимодополняющую альтернативу при осуществлении педагогического процесса в современном университете.

Актуализируя вопросы, связанные с педагогическим процессом и вебинарами как информационно-коммуникационными технологиями, необходимо подробно остановиться на следующих аспектах: во-первых, важно учитывать тот факт, что инновационное развитие социума и интеллектуальный ресурс, детерминирующие образовательное пространство, требуют от современного человека высокого уровня поисковой активности в информационном обществе [1, а 64].

Во-вторых, созидательная социальная интенция, информационно-

коммуникационных технологий,

формирующие положительный

последовательный образ требуют

корректировки иллюзии восприятия, представления и мышления обучающихся, а также понимания того, что современный человек - это рационально-телесный субъект, принадлежащий информационному обществу [9, ^ 272 - 278].

В-третьих, в современном педагогическом процессе эффективно используется система дистанционного обучения, интегративные сетевые ресурсы, виртуальное обучение и т.д. И в этом случае нельзя забывать о том, что исходя из «... политструктурной природы человека с необходимостью следует представление и о многомерной сущности человека» [2, с. 33 - 37].

Следовательно, перед отечественной педагогической наукой объективно возникает необходимость обобщения педагогического опыта с целью изучения состояния теории и практики при решении приоритетных направлений педагогического процесса. Исходя из этого, одной из основных задач, стоящих перед белорусской системой образования, является повышение качества подготовки как обучающихся, так и

преподавателей с учетом развития направлений IT-индустрии [10, c. 49 - 60].

Основная часть. Одним из таких направлений, по мнению автора, служит виртуальное обучение. Скоро все учебные заведения будут предоставлять в своей практике услуги виртуального обучения, однако при всей перспективе технологий возникает проблема выбора платформы ее реализации. Внедрение LMS (систем управления обучением, Learning Management System), LCMS (систем управления учебным контентом, Learning Content Management System), СДО (систем дистанционного обучения) потребует вложения определенных средств и выработки соответствующих навыков [4, c. 10 - 13].

Однако начать освоение технологий e-learning (электронного обучения либо виртуального) можно с простого и недорогого инструмента - с учебных вебинаров, веб-конференций в виртуальных классах, организуемых с помощью специализированных веб-сервисов [3, c. 76].

Вебинар (webinar) - это учебное виртуальное занятие, происходящее внутри виртуальной аудитории и проводимое с использованием средств онлайн-

коммуникации. Общение между участниками осуществляется в видео- и аудиоформате, а также в текстовом чате, на экране демонстрируются слайды, графики и т.д. [5, c. 14].

На рынке информационных услуг можно встретить следующие ресурсы проведения вебинаров:

Зарубежные: Adobe Acrobat Connect Pro (архивация и редактирование виртуальных стенограмм, настройка интерфейса, учебные функции: мгновенное создание контента, отчеты и т.д.); Arkadin (возможность сборки записанной информации в доклад, функция передачи файлов); BeamYourScreen (позволяет отображать экран компьютера в прямом эфире через интернет с одним или несколькими участниками); Dimdim (предоставляет бесплатный сервис веб-конференций, пользователи которого могут демонстрировать работу на собственном рабочем столе, показывать слайды и PDF-документы с ПК, совместно рисовать и писать, демонстрировать сайты, общаться в чате, разговаривать голосом и передавать видео); Elluminate (предоставляет для работы интерактивные доски и приложения, аудио-опции, мессенджер, передача файлов, 58

запись сессии); Yugma (чат, бесплатная телеконференция, запись и воспроизведение, интеграция со скайпом); а также другие (WebEx, Voxwire, Spreed, ReadyTalk, Microsoft Office Live Meeting, Mikogo, GoToMeeting, GoMeetNow, Glance, GatherPlace, eZmeeting) [6, c. 17].

Разработки в СНГ: WebSoft (многосторонняя видео и аудио конференция, текстовый чат, доска для рисования (whiteboard), загрузка и просмотр презентаций (PowerPoint), инструменты тренера (управление презентацией, присутствием и правами обучаемых), демонстрация экрана компьютера преподавателя обучаемым); Webinary.biz (портал предоставляет весь набор сервисов, необходимых для полнофункциональной аудио- и видеотрансляции, демонстрации разнообразных наглядных материалов, проведения онлайн-опросов и интернет-конференций), а также другие (Webinar.tW, Webter.ru, semonline.ru, iTrack) [4, c. 10 - 13].

Рисунок - Картосхема вебинарного обучения

Многоресурсное сопровождение

виртуального обучения приводит к более мобильному образованию, оставляя за последним совершенствования методологии применения информационных технологий в педагогическом процессе. При наблюдаемом в настоящее время экспоненциальном росте и повышении значимости интернета во всех сферах жизни человека игнорировать направления вебинаров нерационально. Однако успешность использования вышепредложенных идей возможно только в результате долговременной работы как с учебным контентом, так и с полным функциональным набором инструментальной среды обучения [7, а 44 - 46].

Заключение. Таким образом, сетевые семинары, или вебинары, позволяют преподавателю проводить учебные занятия со студентами-заочниками (чтение лекций, практические и лабораторные работы,

семинары) с незамедлительной обратной связью, а студентам - оперативно получать необходимые консультации по учебному материалу, осуществляя познавательную деятельность.

Практически все виды учебных аудиторных занятий, принятые в традиционном обучении, могут быть реализованы с помощью вебинаров для студентов, обучающихся по месту жительства. Для проведения вебинаров обязательна соответствующая материально-техническая база образовательного учреждения (серверы и лицензионное программное обеспечение). Преимуществом вебинаров перед системами

видеоконференцсвязи и спутникового телепортального канала является их большая простота в эксплуатации и гораздо меньшая стоимость приобретения (лицензирования). Освоение программного обеспечения проведения вебинаров становится

квалификационным критерием выбора преподавателей для обучения студентов с применением дистанционного образования [8, c. 196 - 198].

В итоге, пройдя необходимую подготовку по технике и методике вебинаров, преподаватель может проводить их с любого кафедрального или персонального компьютера, имеющего выход в Интернет. Включение системы проведения вебинаров в персональную образовательную сферу преподавателя позволяет ему реализовать функции поставщика как формальных (в рамках официально утвержденных образовательных программ), так и неформальных (добровольно

предоставляемых обществу)

образовательных услуг. Помимо этого, для того чтобы закрепить знания, полученные на вебинаре, можно дополнить их обсуждением на форумах или в блогах, предоставив им возможность обеспечивать обратную связь.

Список литературы

1. Дружинин, В.И. Организация инновационной деятельности в образовательных учреждениях / В.И. Дружинин, Н.А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области - Курган, 2008. -85 с.

2. Евстафьев, В.А. Современное общество и духовные аспекты информационной безопасности личности / В.А. Евстафьев,

С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. -2016. - № 2. - С. 33-37.

3. Лебедев, С.А. Многомерный человек: онтология и методология исследования / С.А. Лебедев, Ф.В. Лазарев. - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 96 с.

4. Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории [Текст] / Н. Моисеев // Свободная мысль. - 2007. -№4. - С. 10-13

5. Осин, А.В Создание учебных материалов нового поколения /А.В. Осин // Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. - 2003. - №2.

6. Скибицкий, Э.Г. К вопросу параметризации свойств программных средств обучения / Э.Г. Скибицкий, А.В. Слуднов / Программные продукты и системы. - 1994. - № 1.

7. Соколова, С.Н. Философия безопасности: национальные ценности и сетевые войны // Минск : Высшая Школа, 2014. - № 3. -С. 44-46.

8. Соколова, С.Н. Инновационное развитие общества и интеллектуальный ресурс / С.Н. Соколова, С.А. Соколов // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов IX междунар. научно-практ. конф., УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 22 мая 2015 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол. : К.К. Шебеко [и др.]. - Пинск : ПолесГУ, 2015. - С. 196-198;

9. Соколова, С.Н. Процессы демократизации в современном обществе и сфера безопасности / С.Н. Соколова // Научные труды Республиканского Института Высшей Школы / Философско-гуманитарные науки. - Минск : РИВШ, 2015. - С. 272-278;

10. Хаустова, Н.А. Духовная безопасность современного общества / Н.А. Хаустова, С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. -2014. - № 2. - С. 49-60.

Резюме. В эпоху глобального

позиционирования информации происходит

59

более стремительная трансформация общества: информационные технологии не только способствуют научному прогрессу, но и увеличивают социальную активность населения. Эти тенденции, безусловно, свойственны и сфере образования. В этих условиях одним из эффективных инструментов обучения служит интернет. Не так давно многие из нас скептически относились к возможностям сети интернет как эффективной и взаимодополняющей альтернативы традиционного

образовательного процесса. Однако в обыденном педагогическом пространстве мы неоднократно слышали о системах дистанционного обучения, интегративных сетевых ресурсов, виртуальном обучении и т.д.

Развитие компьютерных технологий, их внедрение в образовательную сферу, становится предметом все более пристального внимания. Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. Изменяется и сама парадигма образования. Всё большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным

программам. Причиной изменения текущей парадигмы образования, в первую очередь, является проникновение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности человека. Для успеха на рынке труда современный специалист

должен уметь свободно использовать все многообразие возможностей ИКТ.

Abstract. In an era of global positioning information is more rapid transformation of society: information technology not only promote scientific progress, but also increase the social activity of the population. These trends, of course, peculiar and education. In these circumstances, one of the most effective teaching tools is the internet. Not so long ago many of us were skeptical about the possibilities of the Internet as an effective and complementary alternative to the traditional educational process. However, in everyday pedagogical space, we have repeatedly heard about the distance learning systems, the integrative network resources, virtual learning, etc.

The development of computer technology, their introduction in the educational sphere, becomes the object of more attention. Modern information technology has opened up new prospects for increasing the efficiency of the educational process. Changes herself education paradigm. All the big role of active learning methods, self-education, distance education programs. The reason for changing the current paradigm of education, first of all, is the penetration of information and communication technologies in all spheres of human activity. To be successful in the labor market of a modern specialist should be able to freely use all the variety of possibilities of information and communication technologies

PRYBAROVICH Ekaterina ^

Head of Educational Work with youth Educational Institutions Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus E-mail: p_kate4@inbox.ru.

MODERN PEDAGOGICAL PROCESS:

WEBINARS AS INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES

The article deals with issues related to the teaching process and webinars as information and communication technologies. The author has considered the advantages and prospects of using webinars in training activities, and gave a description of the major electronic resources webinars.

Keywords: educational environment, information and communication technologies, orienting activity, virtual learning, mobile education, webinars.

References

1. Druzhinin V.I. Organizatiya inovationnoy deyatelnosti v obrazovatelnyh uchrejdeniyah (Organization of innovative activity in educational institutions), Kurgan, 2008, 85 p.

2. Evstafiev V.A., Sokolova S.N. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshestvennyh gumanitarnyh nauk, 2016, no. 2, pp. 33-37.

3. Lebedev S.A., Lazarev F.V. Mnogomerny chelovek: ontologiya i metodologiya issledovaniya (Multivariate persons: ontology and methodology), Moscow, MSU, 2010, 96 p.

4. Moses H. Svobodnaya mysl, 2007, no. 4, pp. 10-13.

5. Osin A. V. Vestnik obrazovaniya, 2003, no. 2, 78 p.

6. Skibitskiy E.G. Prograflennye produkty i sistemy, 1994, no. 1, p. 10.

7. Sokolova S. N. Higher School, 2014, no. 3, 2014, pp. 44-46.

8. Sokolova S. A., Sokolova S. A. Ustoychivoe razvitie economiki: sostoyanie, problemy, perspectivy. Sbornik statei, Pinsk, 2015, pp. 196-198.

9. Sokolova S. N. Nauchnye trudy Respublikanscogo Instituta Vysshey shcooly, Minsk, 2015, pp. 272-278;

10. Khaustova N. A., Sokolova S. N. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshestvennyh gumanitarnyh nauk, 2014, no 2, pp. 49-60.

Received 14 October 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.