Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ИНТЕРВЬЮ'

СОВРЕМЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ИНТЕРВЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1034
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинич Владислав Сергеевич

Данная статья посвящена рассмотрению результатов социологического исследования на тему осмысления современного значения термина «патриотизм», актуальному состоянию патриотического воспитания в России и особенностям формирования ценностных ориентаций современной молодёжи. Анализ экспертного мнения по данным чрезвычайно актуальным вопросам позволит искать эффективные пути решения ряда важных проблем современного российского общества. Экспертное интервью проведено в июле-августе 2022 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AND THE PECULIARITIES OF THE FORMATION OF PATRIOTIC GUIDELINES OF MODERN RUSSIAN YOUTH. RESULTS OF THE EXPERT INTERVIEW

This article is devoted to the consideration of the results of a sociological research on the topic of understanding the modern meaning of the term «patriotism», the actual condition of patriotic education in Russia and the peculiarities of the formation of value orientations of modern youth. The analysis of expert opinion on these extremely topical issues will allow us to look for effective ways to solve a number of important problems of modern Russian society. The expert interview was conducted in July-August 2022.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ИНТЕРВЬЮ»

Современный патриотизм и особенности формирования патриотических ориентиров российской молодёжи. Результаты экспертного интервью

Калинич Владислав Сергеевич,

ассистент кафедры современной социологии, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: vladislav6988@mail.ru

Данная статья посвящена рассмотрению результатов социологического исследования на тему осмысления современного значения термина «патриотизм», актуальному состоянию патриотического воспитания в России и особенностям формирования ценностных ориентаций современной молодёжи. Анализ экспертного мнения по данным чрезвычайно актуальным вопросам позволит искать эффективные пути решения ряда важных проблем современного российского общества. Экспертное интервью проведено в июле-августе 2022 года.

Ключевые слова: экспертное интервью, социологическое исследование, социальные институты, патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические ориентиры, молодежь, молодёжная политика, ценности, ценностные ориентации, современное общество.

Актуальность изучения проблемы современного осмысления патриотизма и анализ проблем формирования патриотических ориентиров в современном российском обществе очевидна по ряду причин.

Во-первых, резкое нарастание геополитического противостояния между Россией и странами так называемой «Западной цивилизации» делает очевидной необходимость снижать влияние агрессивной западной культуры и западного образа жизни на русский мир (территорию и население исторической России) и иметь самодостаточную стратегию воспитания граждан в соответствии с традиционными ценностями нашего народа.

Во-вторых, наличие угрозы, связанной с деструктивным влиянием на современную молодёжь извне, вызывает необходимость повышения эффективности и охвата работы современных отечественных институтов воспитания молодёжи.

В-третьих, патриотизм как ценностный ориентир всегда занимал особое место в системе ценностей русского человека. Любовь к Родине - та ценность, которая позволяет нашему обществу преодолевать многие трудности и противостоять любым вызовам и угрозам.

Профессор Т.Н. Самсонова отмечает, что «патриотизм - это «высокий» уровень идентификации личности; он «поднимает» каждого отдельного человека над его этническими корнями, выдвигая на первый план принадлежность к своей стране. Объединительные и интеграционные идеи патриотизма в том, что он «представляет» государство (Родину) как ценность, которая постоянно нуждается в совместных усилиях граждан»1.

1 Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в совре-

118

Среди ключевых субъектов формирования патриотических ориентиров следует выделить следующие:

- семья;

- образовательные организации;

- общественные организации и объединения (федерального, регионального и местного уровней);

- органы государственной власти федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. Руководители и специалисты сферы

молодёжной политики и патриотического воспитания, работающие в указанных субъектах, обладают уникальными знаниями о проблемах формирования патриотических ориентиров молодёжи, о реализации молодёжной политики в целом и патриотическом воспитании в частности. Данные эксперты способны оценить актуальное состояние системы патриотического воспитания, а также выделить особенности взаимодействия субъектов этой сферы между собой.

Социологическое исследование, посвященное проблеме формирования ценностных ориентиров современной молодёжи, патриотизму и патриотическому воспитанию в России проведено в июле-августе 2022 года.

Целью исследования является выявление экспертной оценки актуального состояния патриотического воспитания и особенностей процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

1. Выявить мнение экспертов по поводу основных ценностных ориентиров, которые формируются у современной молодёжи.

2. Уточнить экспертное мнение по поводу образа современного патриота, его личностных качеств.

3. Выяснить мнение экспертов о степени патриотичности современной молодёжи, приничнах проблем с формированием патриотических ориентиров.

менной России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012, № 2. С. 47.

4. Вывести экспертную оценку об актуальном состоянии современной системы патриотического воспитания, его проблемах и путях решения этих проблем.

Метод сбора данных: экспертное интервью.

В исследовании приняли участие 10 экспертов сферы патриотического воспитания и молодёжной политики:

1. Эксперт 1 - заместитель исполнительного директора Всероссийского общественного движения сферы патриотического воспитания по проектной работе. Опыт работы в сфере патриотического воспитания молодёжи - 7 лет.

2. Эксперт 2 - проректор по воспитательной и социальной работе крупного регионального государственного университета в центральном федеральном округе. Кандидат физико-математических наук. Опыт работы в сфере молодёжной политики - 20 лет.

3. Эксперт 3 - руководитель дирекции коммуникаций и связей с общественностью Всероссийского общественного движения сферы патриотического воспитания. Опыт работы в сфере патриотического воспитания молодёжи - 7 лет.

4. Эксперт 4 - координатор Всероссийской акции «Бессмертный полк» в регионе центрального федерального округа. Опыт работы в сфере патриотического воспитания молодёжи и молодёжной политике - 10 лет.

5. Эксперт 5 -Министр молодёжной политики региона центрального федерального округа. Кандидат психологических наук. Опыт работы в сфере молодёжной политики - 15 лет.

6. Эксперт 6 - заместитель начальника управления по культуре, спорту и делам молодёжи органа местного самоуправления регионального центра центрального федерального округа. Опыт работы в сфере молодёжной политики -20 лет.

7. Эксперт 7 - начальник управления внеучебной работы крупного регионального государственного университета в центральном федеральном округе. Опыт работы в сфере молодёжной политики - 20 лет.

8. Эксперт 8 - исполнительный директор Всероссийского общественного движения сферы патриотического воспитания. Опыт работы в сфере молодёжной политики - 10 лет.

9. Эксперт 9 - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Один из руководителей Комитета по молодёжной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Опыт работы в сфере молодёжной политики -15 лет.

10. Эксперт 10 - руководитель военно-патриотического объединения в региональном центре центрального федерального округа. Опыт работы в сфере патриотического воспитания молодёжи - 50 лет.

Возраст участников интервью - от 25 до 75 лет. 4 участника интервью являются экспертами федерального уровня в сфере патриотического воспитания и молодёжной политики России, 6 участников интервью являются экспертами в сфере патриотического воспитания и молодёжной политики на региональном и городском уровне.

Экспертам были заданы 14 вопросов о формировании ценностных ориента-ций современной молодёжи, портрете современного российского патриота, отношении молодёжи к патриотизму, о патриотах России в её истории и современности, об актуальном состоянии патриотического воспитания, его проблемах, недостатках и мерах, которые необходимо принять для усовершенствования современной системы патриотического воспитания в России:

1. Как Вы считаете, какие ценностные ориентиры формирует у молодежи современное общество и существуют ли какие-то проблемы с формированием этих ценностных ориентаций?

2. Каковы, на Ваш взгляд, критерии поведения, которое можно определить как патриотичное?

3. Какие качества, на Ваш взгляд, присущи людям, являющимися патриотами?

4. Кого, на Ваш взгляд, нельзя считать патриотами?

5. Кого из известных исторических деятелей нашей страны Вы бы могли назвать настоящими патриотами? Кого Вы бы могли назвать истинными патриотами России в настоящее время? С чем связан Ваш выбор?

6. Как Вы считаете, можно ли на данный момент назвать большинство представителей современной молодежи - патриотами России или нельзя? Почему?

7. Как Вы считаете, оказывается ли на российскую молодёжь внешнее деструктивное влияние, в том числе и с целью подорвать её патриотические настроения? Если оказывается, то кем? Если нет, то почему, на Ваш взгляд, в общественном мнении фигурирует такая идея?

8. На Ваш взгляд, следует ли прививать молодежи ценности патриотизма? Почему?

9. На Ваш взгляд, необходимо ли систематическое патриотическое воспитание в нашей стране? Почему?

10. Кто, на Ваш взгляд, должен вносить больший вклад в патриотическое воспитание молодежи?

11. Сейчас часто можно увидеть упоминание слова «патриотизм» в негативном ключе. С чем, на Ваш взгляд, это может быть связано и можно ли как-то исправить данную тенденцию?

12. На Ваш взгляд, необходимо ли повысить уровень патриотического воспитания современной молодежи? Почему?

13. В чем Вы видите проблемы современного патриотического воспитания в России?

14. Как, на Ваш взгляд, можно усовершенствовать патриотическое воспитание в современных российских реалиях?

На вопрос о формировании ценностных ориентирах молодёжи и проблемах с формированием этих ценностных ориентаций более половины экспертов отмечает ориентацию с одной стороны -на материальное благополучие, с другой стороны - ценность личной свободы. Среди важных ценностных ориентаций отмечают здоровый образ жизни, семью, патриотизм, уважение к старшим, а также получение образования и получение

120

практических навыков и повышение профессионализма. Указанные ценностные ориентиры отмечены как ключевые в системе ценностных ориентаций современного молодого человека в России.

Среди проблем с формированием этих ценностных ориентаций подавляющее большинство экспертов отмечает отсутствие системы воспитания (в первую очередь - патриотического), слабое восприятие существующих методов и инструментов воспитательной работы, инфантильность, отсутствие личной инициативы (инертность), деструктивное влияние внешних субъектов, пропагандирующих западные «либеральные» ценности, а также утрату эффективных методов воспитания уважения молодых людей к труду и к его результатам.

На вопрос о критериях патриотичности поведения большинство экспертов среди компонентов поведения отмечают созидание или участие в созидательной деятельности, созидательная активность, знание и уважение к истории своей страны, своего родного края, неравнодушие, ответственность за себя и других, бережное отношение к культуре и окружающей среде, любовь к Родине, самоотверженность и альтруизм. Эксперты особо отметили деятельный компонент как неотъемлемую часть патриотичного поведения. То есть истинный патриотизм проявляется в конкретных поступках и делах, а не только в вербальном выражении своего чувства и отношения.

Среди качеств, присущих патриотам, эксперты выделяют ответственность, целеустремленность, неравнодушие, честность, порядочность, смелость, искренность, самоотверженность, альтруизм.

Характеризуя личностные особенности индивидов, которых нельзя считать патриотами, эксперты, в первую очередь, отмечают деструктивные, антисистемные проявления по отношению к ценностям окружающих. Многие эксперты выделяют деструктивную критику государства, граждан, традиционных ценностей, «критику ради критики», которая ничего не предлагает взамен. Важной чертой антагонистов патриоти-

ческих ценностей является нелюбовь, неуважение к своей Родине как большой, так и малой, к своим согражданам, к нашей общей истории. Эксперты также отмечают эгоизм, следование только личным интересам, меркантильность, лживость и пренебрежительное отношение к своей семье, готовность отказаться от своих корней.

Среди исторических персонажей -патриотов России (рис. 1), эксперты выделили правителей нашей страны, в первую очередь, - Петра I. Также прозвучали имена Екатерины II, Иосифа Сталина, Александра II, Ивана Грозного, Александра Невского. Истинными патриотами назвали известных полководцев, среди которых Александр Суворов, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Фёдор Ушаков. Патриотами считают и известных ученых, государственных, общественных деятелей, деятелей культуры: Дмитрия Шостаковича, Юрия Гагарина, Петра Столыпина, Василия Ланового, Елизавету Глинку и всех тех, кто работал на благо, процветание и славу России.

т-процве

Стали иж'

¡Пето1

н I Роко<______

I Александры

ДокторЛиза Г1 Гзащита

, Лановой^

Суворови

1__ Россия ГЛ

Рокоссовский^

. Столыпин ^

ИванГрозныи

Рис. 1. Патриоты России - исторические личности

Из современников (рис. 2) подавляющее большинство экспертов главным патриотом назвало Президента России Владимира Путина. Среди современных патриотов также были названы следующие граждане:

• политики и государственные деятели - Сергей Кириенко (первый заместитель главы Администрации Президента России), Сергей Шойгу (министр обороны России), Сергей Лавров (министр иностранных дел

121

России), Ольга Занко (депутат Государственной Думы ФС РФ); деятели культуры - Константин Ха-бенский (актёр, основатель благотворительного фонда), Владимир Машков (актёр), Григорий Лепс (певец); спортсмены - Сергей Карякин (шахматист), Иван Куляк (гимнаст), Илья Ковальчук (хоккеист), Никита Нагорный (гимнаст);

учёные - Григорий Перельман (математик).

Машков

Ковальчук

'/lene

Шойгу;

нн Ковальчук ^

Путина

- ,ХабенскийЗс

Кириенко

Карякин/1аВрОпВльман

Рис. 2. Патриоты России - современники

Из непубличных персон экспертами были выделены некоторые представители регионального бизнеса, занимающиеся развитием своего края.

На вопрос, можно ли считать большинство представителей современной молодёжи патриотами России, большая часть экспертов ответила утвердительно. При этом отмечается, что многие молодые люди могут не проявлять свою патриотическую позицию внешне, опасаясь критики со стороны деструктивно настроенных сверстников, или негативно воспринимая слово «патриотизм» как таковое. Эксперты разделяют мнение о значительной доле инертной молодёжи, не имеющей определённой позиции относительно патриотизма. Как правило, эта категория молодых людей не вовлечена в работу системы патриотического воспитания, поэтому патриотические ориентиры не сформированы или формируются стихийно, ситуативно. В целом, потенциал современной молодёжи весьма благоприятен для деятельности по формированию патриотизма, необхо-

димо усиливать работу в этом направлении.

На вопрос о том, оказывается ли на российскую молодёжь внешнее деструктивное влияние, в том числе и с целью подорвать её патриотические настроения, подавляющее большинство экспертов заявили, что такое влияние однозначно оказывается. Два эксперта высказали мнение, что целенаправленного воздействия на молодёжь не ведётся, но многие молодые люди попадают под негативное влияние иностранной общественно-информационной повестки и пропаганды западных ценностей, что негативно влияет на формирование их системы ценностей и критичность мышления.

Среди субъектов такого воздействия эксперты выделяют иностранные организации и государства, а конкретно - государства Западной Европы и Соединенные Штаты Америки. Воздействие идёт главным образом через приобщение молодых людей к их специфической культуре и ценностям, манипулирование фактами, вбросы фейковой информации, а также через пропаганду. Основной проблемой массовости воздействия на современную молодёжь обозначается недостаточная критичность мышления и восприятия информации в силу отсутствия жизненного опыта. Главным каналом воздействия названа сеть Интернет. Основная цель - подрыв безопасности, ослабление России.

На вопрос о необходимости прививать ценности патриотизма эксперты единогласно высказались положительно. По их мнению, патриотически настроенное общество - это залог сохранения России как государства и социума, русского языка - как национального языка России и стран постсоветского пространства, языка международного общения, залог сохранения и развития русской культуры и культуры народов России, экономического и социального благополучия населения России. Патриотизм как созидательное чувство позволяет настроить такую жизненную позицию и двигаться по такой траектории, которая позволит молодым людям доби-

122

ваться успеха в жизни. Только патриоты смогут построить по-настоящему процветающее общество.

В то же время все опрошенные эксперты обращают внимание на формы и методы привития указанных ценностей. Важно учитывать личные интересы молодых людей и выбирать формы работы, которые будут отвечать их запросам и потребностям, не подходить формально и равнодушно, навязчиво и административно, это может вызвать реакцию отторжения со стороны молодёжи.

Вопрос о необходимости систематического патриотического воспитания также не вызвал разницы мнений у экспертов. Систематичность необходима, необходим охват индивидов непосредственной патриотической работой, в первую очередь, в образовательных организациях, начиная с детского сада, с продолжением в школе, организациях среднего профессионального и высшего образования. Один из экспертов отметил, что есть особая проблема при переходе от учебно-воспитательной работы к внеучебной, проблема бессистемности мероприятий и неувязок различных субъектов. На этом этапе образовательные организации выпадают из систематической воспитательной работы, и дальнейшие задачи патриотического воспитания молодёжи сводятся к мероприятиям институтов молодёжной политики. К числу ранее существовавших проблем относят непоследовательность работы с молодёжью, проектный и ситуативный подход (речь идёт о периоде до 2014 года), последствия которого ощущаются сейчас. Следует отметить, что система должна быть понятной и непротиворечивой, что возможно при консолидации, согласованности и взаимодополняемости работы субъектов формирования патриотических ориентиров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В вопросе определения тех субъектов, кто должен вносить решающий вклад в патриотическое воспитание молодёжи, мнения экспертов разделились. В пользу семьи высказалась половина участников интервью. Семья оказывает определяющее влияние на формирование системы ценностных ориентаций

молодого человека. Вторая половина экспертов высказалась, что решающий вклад в патриотическое воспитание молодёжи должно оказывать государство в лице государственных институтов молодёжной политики. Контекст мнений был следующим: воспитание патриотов - это приоритетный интерес государства, залог национальной безопасности и конструктивного развития. Все эксперты, высказавшиеся за решающую роль государства в формировании патриотических ориентиров, отметили важность консолидации работы институтов образования, молодёжной политики и гражданского общества. Следует отметить, что то же самое высказали и эксперты, которые говорили об определяющей роли семьи. Таким образом, несмотря на разное мнение о субъектах, вносящих решающий вклад в патриотическое воспитание молодёжи, эксперты оказались единогласны в критической важности консолидации институтов формирования патриотических ориентиров и систематичности работы с населением - начиная с семьи к учреждениям образования, молодёжной политики и далее в течение всей жизни индивида.

Среди причин фигурирования слова «патриотизм» в негативном ключе эксперты выделяют главным образом непоследовательное навязывание и употребление этого слова в разных, не всегда уместных контекстах. Дискредитация слова «патриотизм» происходит из-за чрезмерного его употребления в общественном поле, попыток прикрытия непопулярных или безграмотных управленческих решений соображениями «патриотизма» руководителями разных уровней, что вызывает логичную негативную реакцию у населения, которая проецируется на патриотизм и всё, что с ним связано. Агрессивная пропаганда, резонансные высказывания радикально настроенных индивидов и журналистов, связанные с неуместным употреблением терминов «патриот» и «патриотизм», также образуют негативные ассоциации.

Другой стороной культивирования неприязни к патриотизму и патриотам является целенаправленная работа «пя-

123

той колонны» - сил, враждебно настроенных к традиционным ценностям нашего общества, традиционной русской культуре и культуре народов России, пропагандирующих ценности и массовую культуру так называемой «Западной цивилизации» - США и части стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Австралии и Японии. Силы, которые враждебно настроены к России, её гражданам, их ценностям, культуре и идентичности, можно назвать антипатриотичными.

Молодёжью патриотизм может восприниматься негативно из-за устаревших методов патриотического воспитания, формалистского, административного подхода к этой работе педагогов, специалистов и руководителей, ответственных за формирование патриотических ориентиров у молодёжи. Негативно термин «патриотизм» воспринимается отдельными лицами в связи с тем, что на обывательском уровне он ассоциируется с военным патриотизмом и милитаризмом. То есть патриотизм связывается с военной сферой, службой в вооруженных силах, военными конфликтами и Великой Отечественной войной как главным историческим и идеологическим сюжетом. Такое искажение явилось следствием послевоенного периода истории нашей страны и особенностей функционирования советской системы патриотического воспитания. Период «Холодной войны» с риском перехода в «горячую» стадию между СССР и США сделал жизненной необходимостью идеологическую и начальную военную подготовку граждан Советского Союза. Развязывание новой глобальной, мировой войны казалось реальным сценарием развития конфликта двух геополитических систем. Другой причиной является обилие трагических тотальных войн на территории нашей страны, прошедших в XX веке (первая мировая война, иностранная интервенция, гражданская война, Великая Отечественная война), через которые прошло практически всё население России, а впоследствии и Советского Союза. Миллионы ветеранов вернулись в мирную жизнь после демо-

билизации из армии. В образовательных организациях, а также кружках, патриотических объединениях воспитательную функцию осуществляли отставные военные, что логично привело к перекосу всей работы по формированию патриотических ориентиров в военное направление.

Необходимость повышения уровня патриотического воспитания современной молодёжи не вызвала расхождения мнений среди опрошенных, это необходимо делать. В то же время ряд экспертов высказался о необходимости некоторого видоизменения патриотического воспитания (речь о методах, которые рассматривались выше) и повышении согласованности среди субъектов этой деятельности. Координация работы всех публичных институтов позволит наладить работу и в сфере патриотического воспитания. Внедрение повседневного использования символов патриотизма (в этом качестве можно использовать государственные флаг, герб, гимн) позволит повышать уровень патриотизма, но на минимальном уровне. Активность через созидание и деятельность в сочетании с другими озвученными ранее мерами даст комплексный положительный воспитательный эффект. Без этих мер сложно повысить уровень патриотизма, а без его повышения - невозможно воспитать патриотов России.

Среди актуальных проблем современного патриотического воспитания эксперты выделили:

- отсутствие системности, системного подхода к данному вопросу;

- директивный и декларативный характер работы органов государственной власти вместо построения системы и единого воспитательного пространства;

- децентрализованность, рабочая оторванность регионов и муниципалитетов от федеральных органов, занимающихся патриотическим воспитанием.

Слабая согласованность действий субъектов формирования патриотического воспитания, их нерегулярное взаимодействие и автономность в разра-

ботке методов, принятии тактических решений сводит всю комплексную работу к фрагментарным, проектным мерам.

В связи с этим вся деятельность несёт мероприятивный и ситуативный характер. В образовательные программы встроено недостаточно воспитательного компонента, в связи с этим образовательные организации не могут взять на себя всю нагрузку по патриотическому воспитанию. Субъекты отрасли молодёжной политики не имеют достаточных ресурсов для массового охвата молодёжи и значительного вовлечения их в патриотическое воспитание.

Одной из насущных проблем эксперты назвали устаревшие методы работы, недоступность того языка и формата, в котором происходит взаимодействие с молодыми людьми. Возможной причиной этого является отсутствие удобных, доступных и качественных методических материалов и большой дефицит подготовленных и квалифицированных кадров, специалистов по патриотическому воспитанию и работе с молодёжью. Как и проблема давления западных «либеральных» ценностей на население нашей страны, постоянная пропаганда этих ценностей по различным каналам и недостаточное противодействие с нашей стороны.

Возможной концептуальной проблемой патриотического воспитания является чрезмерная ориентация в прошлое, в историю страны в ущерб настоящему, сегодняшним дням, современным достижениям России. Недостаток информации о современных героях, которые каждый день трудятся во благо страны, об их патриотизме и их примере для остальных, в первую очередь - для молодёжи.

Среди первоочередных мер по усовершенствованию патриотического воспитания в современных реалиях экспертами были названы:

- разработка актуальных эффективных методов взаимодействия с аудиторией с использованием современных инструментов и технологий;

- устранение административно-сти, формализма, равнодушия специалистов-субъектов патриотиче-

ского воспитания, «патриотов должны воспитывать патриоты». Патриотизм необходимо прививать на понятном для молодёжи языке, эту работу необходимо организовать всеобъемлюще. Современное объяснение патриотизма должно быть актуально и отвечать современным вызовам, способно противостоять тезисам оппонентов нашей страны. Необходимо создание централизованного профильного института, занимающегося патриотическим воспитанием, координирующего остальные субъекты из смежных отраслей, осуществляющего переподготовку и повышение квалификации специалистов по патриотическому воспитанию. Также необходима разработка единого государственного стандарта, программы патриотического воспитания, систематизация имеющихся практик, диверсификация направлений патриотической работы с молодёжью (с учетом особенностей сфер, в которые будут погружены молодые люди).

Среди других мер эксперты обозначили выделение достаточного финансирования мероприятий по патриотическому воспитанию, выделение отдельных ставок для приглашения профильных специалистов, которые будут погружены в эту работу, чтобы избежать финансирования этой деятельности по остаточному принципу. Возможно привлечение бизнес-структур для финансовой, организационной и информационной поддержки всей сферы.

Резюме итогов исследования: среди ключевых ценностных ориентиров, которые формирует у молодёжи современное общество, можно выделить ориентацию на материальное благополучие и личную свободу. Система ценностей создается во многом ситуативно, и связано это с отсутствием эффективного порядка формирования ценностей и слабым восприятием существующих методов и инструментов работы с молодёжью.

Современный патриот активно участвует в созидательной деятельности, знает, уважает и бережёт историю и культуру своей страны. Обладает та-

125

кими качествами как альтруизм, самоотверженность, ответственность, целеустремленность, неравнодушие и многими другими.

В то же время, патриотами нельзя считать индивидов, деструктивно критикующих ценности окружающих, своё государство, не любящих Родину, меркантильных, эгоистичных, пренебрежительно относящихся к собственной семье. То есть людей, разрушительно настроенных к собственной социальной среде.

Главными патриотами в истории России названы правители страны, укреплявшие её могущество и величие, и выдающиеся полководцы, давшие славу русской армии и русскому оружию. Главным патриотом современности является нынешний Президент России Владимир Путин.

Большая часть современной молодёжи является патриотами, но внешне не проявляет свою позицию, опасаясь критики и агрессии антипатриотов. Значительное количество молодых людей не имеют определённой позиции относительно патриотизма.

На современную молодёжь оказывается внешнее деструктивное влияние иностранными организациями и государствами Западной Европы и США. Данное воздействие осуществляется преимущественно посредством сети интернет через приобщение к западной культуре и ценностям, манипулирование фактами и вбросы фейковой информации с целью подрыва безопасности и ослабления России.

Привитие патриотизма российской молодёжи - залог сохранения и успешного развития нашей страны и нашего общества. Поэтому особо важно выбирать такие методы и формы работы с молодёжью, которые будут отвечать их потребностям и запросам. Необходима систематичность и значительный, массовый охват молодёжной аудитории. Решающий вклад в формирование патриотических ориентиров должны вносить семья и государственные институты. Консолидация всех институтов формирования патриотических ориентиров критически важна для достижения значимых результатов в этой деятельности.

Негативный окрас слово «патриотизм» приобретает вследствие неуместного употребления и целенаправленной дискредитации деструктивными силами, враждебно настроенными к традиционным ценностям нашего народа. Отрицательное восприятие молодёжью происходит из-за недостатков существующей системы патриотического воспитания. Уровень патриотического воспитания следует повышать, более того необходима актуализация методов патриотического воспитания и усиление созидательной активности. Вкупе эти меры дадут комплексный положительный эффект.

Отсутствие систематичности, директивный и декларативный подход некоторых субъектов, децентрализованность, слабое взаимодействие, как следствие -несогласованность действий субъектов разных уровней, фрагментарность работы, недостаточная обеспеченность материальными ресурсами, нехватка квалифицированных кадров и специалистов на местах - основные проблемы современной системы патриотического воспитания.

Решать упомянутые проблемы можно и нужно комплексно: усовершенствованием методов и технологий взаимодействия с аудиторией, использованием для этого современных инструментов, устранением формализма, повышением мотивации специалистов, непосредственно работающих с молодёжью, разработкой единого государственного стандарта и систематизацией имеющихся успешных практик патриотического воспитания, а также диверсификацией направлений патриотической работы с молодёжью.

Необходимо и системное взаимодействие субъектов воспитания современной молодёжи всех уровней, без их эффективного взаимодействия невозможно достижение значимых результатов Как справедливо отмечает доктор социологических наук С.О. Елишев, для эффективного функционирования институтов воспитания современной молодёжи необходима координация и взаимодействие субъектов этого процес-

126

са, создание единого воспитательно-педагогического пространства2.

Литература

1. Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. С. 317.

2. Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012, № 2. С. 47.

PATRIOTISM AND THE PECULIARITIES OF THE FORMATION OF PATRIOTIC GUIDELINES OF MODERN RUSSIAN YOUTH. RESULTS OF THE EXPERT INTERVIEW

Kalinich V.S.

Lomonosov Moscow State University

This article is devoted to the consideration of the results of a sociological research on the topic of

understanding the modern meaning of the term «patriotism», the actual condition of patriotic education in Russia and the peculiarities of the formation of value orientations of modern youth. The analysis of expert opinion on these extremely topical issues will allow us to look for effective ways to solve a number of important problems of modern Russian society. The expert interview was conducted in July-August 2022.

Keywords: expert interview, sociological research, social institutions, patriot, patriotism, patriotic education, patriotic guidelines, youth, youth policy, values, value orientations, modern society.

References

1. Elishev S.O. Social manipulation of youth. M.: Canon + ROOI «Rehabilitation», 2019. p. 317.

2. Samsonova T.N. On civic education in the conditions of institutional changes in modern Russia // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2012, No. 2. p. 47.

2 См.: Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019.С. 317.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.