Научная статья на тему 'Современный опыт развития туризма в России и за рубежом: основные проблемы'

Современный опыт развития туризма в России и за рубежом: основные проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2483
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ПРОБЛЕМЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будник Виктория Николаевна, Силина Елена Дмитриевна, Николаева Наталия Алексеевна

Мировой опыт говорит о необходимости и важности положительной динамики роста и совершенствования сферы туризма как для социальноэкономического развития отдельно взятых регионов, так и для развития экономики страны в целом. В современном мире, когда потребитель искушен выбором и разнообразием предложений, туристическим фирмам необходимо модернизировать перечень предлагаемых услуг, внедрять инновационные подходы в маркетинге и информационном обеспечении. Государство же с целью повышения престижа, привлечения инвесторов, пополнения бюджета и т.д. должно всячески способствовать развитию туризма на территории своей страны, поддерживать туристические организации как на законодательном уровне, так и финансово. В условиях жесткой конкуренции и на быстро меняющим свои ориентиры рынке, без постоянного самосовершенствования и государственной поддержки туроператорам просто не выжить. Причем необходимо развивать как внутренний, так и въездной туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный опыт развития туризма в России и за рубежом: основные проблемы»

ТУРИЗМ

УДК 338.48

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Будник Виктория Николаевна

Магистрант третьего курса Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация budnik.viktoriaN@yandex.ru Силина Елена Дмитриевна

Преподаватель Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

diclofen@yandex.ru

Николаева Наталия Алексеевна

ФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Аннотация. Мировой опыт говорит о необходимости и важности положительной динамики роста и совершенствования сферы туризма как для социально-экономического развития отдельно взятых регионов, так и для развития экономики страны в целом. В современном мире, когда потребитель искушен выбором и разнообразием предложений, туристическим фирмам необходимо модернизировать перечень предлагаемых услуг, внедрять инновационные подходы в маркетинге и информационном обеспечении. Государство же с целью повышения престижа, привлечения инвесторов, пополнения бюджета и т.д. должно всячески способствовать развитию туризма на территории своей страны, поддерживать туристические организации как на законодательном уровне, так и финансово. В условиях жесткой конкуренции и на быстро меняющим свои ориентиры рынке, без постоянного самосовершенствования и государственной поддержки туроператорам просто не выжить. Причем необходимо развивать как внутренний, так и въездной туризм.

Ключевые слова: международный туризм, развитие туризма, развитие туризма, проблемы туризма.

В мировой экономике за последнее десятилетие сильно возросло значение сферы услуг и международной торговли услугами, что сказывается на эволюции экономик разных стран и российской в том числе. Для ряда стран доход от туристической индустрии составляет 60-80% бюджета. Само понятие «туризм» отражает множество аспектов и в научной литературе не сложилось единого универсального определения этого феномена. Туризм - это и экономическое явление, и движение/перемещение людей, и форма организации отдыха, и средство знакомства с культурно-историческим наследием. Однако каждое понятие туризма характеризует его отдельную сторону.

Актуальность данной статьи обусловлена огромным потоком туристов как в России, так и за рубежом. Сфера туризма постоянно развивается, расширяется,

совершенствуется. Основной задачей данной работы является анализ российской сферы туризма относительно зарубежной, поиск проблем и оптимальных путей их решения.

Международный опыт показывает, что туризм не сможет нормально развиваться без помощи со стороны государства: частным предпринимателям без государственной поддержки не осилить расходы на развитие курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры [8, с. 347]. В каждом сильном туристском государстве имеются организации, занимающиеся разработкой национальных программ развития туризма, которые обеспечивают представительства по туризму в других странах, создают привлекающие туристов программы и формируют поток туристской информации.

Рассмотрим некоторые из них на примере нескольких стран:

1. В Австрии Министерство экономики курирует туристскую отрасль, маркетингом своих туристических возможностей занимается национальный туристский офис.

2. В Великобритании за туризм отвечает British Nourist Authority (ВТА), организация также еще занимается проведением международных конференций, предоставлением консалтинговых и маркетинговых услуг по вопросам международного туризма и издательством различных информационно-справочных материалов. Около 70% необходимых денежных средств ВТА получает из государственного бюджета, но расходы государства окупаются.

3. В Германии кураторством туристского бизнеса занимается Национальный туристский комитет, отвечающий за продвижение туристского продукта внутри страны и за ее пределами.

4. В Израиле существует Министерство туризма. Бюджет расходуется на финансирование различных мероприятий, связанных с презентационной, информационной, выставочной деятельностью по всем странам мира. Некоторая часть средств предназначена для организации и проведения разного рода конференций, консалтингового обслуживания, издания рекламных материалов.

5. В Индонезии делами туризма заведует специальное ведомство, имеющее широкие полномочия в области защиты прав туристов. Существует и туристская полиция, осуществляющая надзор и контроль над всеми предприятиями туристского бизнеса. принимает участие в разрешении конфликтов с участием туристов.

6. В Италии сильно развито правовое регулирование сферы туризма, имеется Департамент по туристической деятельности, который занимается координацией деятельности региональных туристских администраций, разрабатывает нормативно-

отраслевые документы национального характера, исследует и обрабатывает статистические данные. На международном туристском рынке Италию представляет Национальное управление по туризму (Е№Т), которое финансирует государство. Главной функцией этой организации является организация рекламно-информационной работы, проведение маркетинговых исследований, координация действий зарубежных и местных туристических организаций.

7. В Швейцарии всеми вопросами сферы туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ), являющееся одновременно и самым крупным национальным рекламным агентством.

Частно-государственное партнерство также способно решить вопрос с перегрузками на наиболее востребованных направлениях туристских путешествий, улучшением экологической обстановки, координацией действий государственных и негосударственных организаций в кризисных ситуациях [2, с. 99].

Содействовать развитию туризма необходимо еще и с целью повышения уровня занятости населения, уменьшения трудовой миграции, усиления деловой активности, формирования позитивного туристического имиджа, уменьшению дефицита валютных платежей в стране, усилению экономики, развитию производства товаров и услуг, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские нужды и желания. Также необходимо привлекать предпринимателей к созданию туристических информационных центров, созданию туристической маркетинговой стратегии.

Интернациональный характер взаимоотношений влечет за собой некоторые сложности с точки зрения правового регулирования сферы туризма. Во всех странах взаимоотношения между туристом, туристическим агентством и государством регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства, законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон. По доходам от иностранного туризма Россия находится сейчас во втором десятке европейских стран. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России по итогам 2018 года не более 3,5%, в то время как средний показатель других стран - это 10%.

Слабую активность населения в сфере организованного внутреннего туризма подтверждает и среднее значение статистики продаж туров: 85% — заграничные туры и 15% — российские. Причиной тому служат существующие проблемы в данной отрасли в отношении средств размещения, транспортной сфере, кадров и маркетинговой составляющей, а также государственного регулирования.

Территория Российской Федерации занимает более 17 млн кв. км и располагается в 11 часовых поясах, а поездки по стране на поезде измеряются в днях. Климатические зоны и географический ландшафт, обладающие огромным разнообразием, древняя и насыщенная история страны, богатейшее культурное наследие — и это еще не все, что может предложить Россия туристам. Наша страна имеет огромный потенциал для развития въездного туризма. Природное и культурно-историческое многообразие страны позволяет развивать практически все виды туризма. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), у России есть все шансы выбиться в пятерку лидеров в сфере туризма и путешествий. При развитии туристской инфраструктуры на международном уровне наша страна способна принимать в год до 40 млн иностранных туристов.

В России с 2013 года произошло значительное увеличение туристских прибытий, что связано с проведением Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи, а также футбольных мероприятий (Кубок Конфедераций и Чемпионат мира), то есть туристская деятельность реформируется и развивается. Рост внутреннего туризма обусловлен запретом на выезд в ряд стран, куда входят популярные и недорогие курорты для военнослужащих, сотрудников структуры МВД, ФСБ и т.д., кто составляет значительную часть платежеспособного населения. Несмотря на увеличение притока туристов за последние 6 лет, имеющиеся ресурсы и потенциал используются не рационально.

Внутренний туризм является важным моментом в развитии туризма в целом, так как высокий уровень спроса на внутренний туризм создает благоприятные условия и предпосылки для развития международного туризма: создаются новые, качественные объекты размещения внутри страны, развиваются туристские центры, места досуга и развлечений, улучшаются транспорт и связь. Так происходит формирование основы для развития международного туризма. То есть страны, умеющие управлять внутренним спросом, способны удовлетворить и международный спрос. Центральное место в сфере внутреннего туризма занимают гостиничные предприятия. Именно они, являясь одной из базовых услуг в составе туристского продукта конкретной туристской дестинации, могут повлиять на его конкурентоспособность, в том случае, если предлагают качественное обслуживание и имеют ряд отличительных особенностей.

Главной проблемой российского туризма является высокая цена на отдых в собственной стране, причем дорого обходится как проживание, так и авиаперевозки. Данную проблему с выгодой для себя используют зарубежные операторы стран Турции, Кипра, Греции, Туниса и т.д., выпуская на российский рынок поток предложений более

приемлемого по ценам отдыха с более высоким качеством сервиса и обслуживания относительно курортов Краснодарского края.

Урегулировать этот вопрос возможно посредством пересмотра тарифов на внутренние авиаперевозки и формирования туристических пакетов по образу зарубежных коллег, что может существенно удешевить окончательную стоимость тура. Если решить обозначенную выше задачу, то наш рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны, так как сейчас основным источником доходов большинства туристических стран являются именно российские туристы.

Второй проблемой местного туризма является недостаточно проработанная законодательная база: после отмены лицензирования появилось много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Непрофессиональные агентства - это бич российского туризма. Один способов решения данной проблемы - это создание саморегулирующей организации. С другой стороны, можно законодательно закрепить работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров.

Третьей проблемой является появление онлайн бронирования. Безусловно, это удобно и экономно для туриста с точки зрения временных затрат, но с другой - в случае возникновения каких-либо проблем, не к кому обращаться за помощью и/или компенсацией. Необходимо решение данного вопроса на законодательном уровне.

Четвертая проблема - туроператорский демпинг. В борьбе за рынок операторы готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая его собственными силами. По решению этого вопроса нет единогласного мнения между Роспотребнадзором и Ростуризмом [1, с. 82].

Пятая проблема - отсутствие удовлетворительной инфраструктуры, что делает российские курорты непривлекательными для иностранных туристов, а ведь они могли значительно пополнить бюджет страны. Туристы за свои деньги хотят получить не только развитую инфраструктуру, но и комфорт, надлежащий уровень качества обслуживания, образованного, способного заинтересовать гида, чего пока российский рынок предложить не способен.

Шестая проблема заключается в отсутствии маркетинга отечественного туризма. Иностранцы практически не посещают никаких городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. После Олимпиады возрос приток туристов в Сочи, т.к. благоустроенность и развитость инфраструктуры сейчас на европейском уровне, и, опять же, город «пропиарен» посредством проведения масштабного, престижного, всемирно известного спортивного мероприятия. Хотя Алтай, Байкал, Дальний Восток - тоже красивейшие

территории и могут поразить своим великолепием любого туриста, но большинство иностранцев даже не догадывается о том, какие красоты и какая история имеется за пределами трех городов.

Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимо расширение ассортимента туристских и экскурсионных программ, развитие туристской инфраструктуры, налаживание взаимодействия между гостиницами, туроператорами, турагентами, культурными и историческими достопримечательностями [5, с. 187].

Одной из ряда проблем зарубежного туризма является сезонность туризма в странах Средиземного моря, постоянное увеличение численности туристов в районах побережья. Решить вопрос можно загрузив объекты туризма в низкий сезон посредством оборудования гостиниц закрытыми бассейнами и/или бассейнами с подогревом, создания комбинированных туров, используя экскурсионные туры с последующим проживанием в прибрежных гостиницах и т.д. Практически все курортные гостиницы в условиях высокого уровня конкуренции вынуждены проявлять больше находчивости, угождая интересам их гостей. Так, ряд гостиниц в разгар сезона сводят на нет прием гостей с детьми, подстраиваясь под тех, кто не может отдыхать среди детского шума. Другие же, наоборот, стараются организовать полноценный семейный отдых, позволяющий родителям отдохнуть во взрослой компании, занимая детей в это время различными кружками и анимацией. Многие гостиницы начали сдавать свои помещения под конференции, съезды и разного рода совещания. Это позволяет им поддерживать высокую загрузку, особенно в переходный и «мертвый» сезоны.

Вторая проблема - это падение доходов от туризма, что связано с предпочтением иностранцев отдыхать в странах Европы не по туристическим путевкам в отелях, а «дикарем», останавливаясь в домах и квартирах, взятых в аренду.

Третья проблема - возникающие бюрократические трудности и временные затраты при получении визы.

Четвертая проблема - высокая стоимость продуктов питания и чистой питьевой воды, в основном это касается европейских стран.

В основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности:

1. Экономический рост и социальный прогресс спровоцировали спрос не только на деловые поездки, но и на поездки с целью расширить кругозор.

2. Совершенствование транспортного сервиса снизило стоимость на поездки, сделав их доступными для большего количества людей.

3. Увеличение числа работников в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили стремление к духовным и познавательным ценностям.

4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предопределяют выбор более содержательного отдыха.

5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов.

6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов.

7. Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.

Для пополнения государственного бюджета за счет доходов туриндустрии, необходимо инвестировать средства:

- в исследование собственных территорий для оценки туристического потенциала;

- в подготовку и внедрение программ развития туристического бизнеса;

- в проекты развития инфраструктуры курортных регионов и туристических центров;

- в маркетинг [6, с. 9].

Международный туризм имеет большой потенциал как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических проблем. Правительству придется приложить немало усилий именно к оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Необходимо учитывать, что величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо выше, чем для процветающих, так как последние уже обладают здоровой экономикой, способной с легкостью покрыть все затраты. Как правило, экономики таких стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы направлены не только на туризм.

Несмотря на наличие некоторого количества проблем, международный туризм не планирует снижать свои обороты. Исследования ЮНВТО дают возможность говорить о сохранении тенденции роста туристической индустрии в долгосрочной перспективе.

Рассмотрим зарубежный опыт клиентоориентированности и повышения качества сервиса в гостиничном предприятии и возможности его применения в России. Зарубежный опыт показывает, что одним из факторов успеха является налаживание взаимовыгодных отношений между туристами и гостиницами. Это обусловлено высокой конкурентной средой и сложностью в завоевании клиента, поэтому держаться приходится за каждого гостя.

Изучение желаний, потребностей потребителя и моментальное реагирование на изменения является основой для достижения высоких целей множества успешных гостиниц. Продажа услуги - это лишь начало отношений, а не завершение, как принято считать. Смещение направленности от простого удовлетворения нужд потребителей к созданию полноценных взаимоотношений и потребительских сетей - одна из наиболее ярких тенденций развития управления отношениями, ориентированная на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. Представители отрасли ориентированы на более пристальное изучение гостей, на предоставление им нематериальной ценности в виде удовлетворения и удовольствия. Успех в данном случае как раз и зависит от высокого уровня удовлетворения потребителя в течение длительного периода времени. Управление отношениями требует четкой и слаженной работы всего коллектива как единого целого: установление взаимоотношений на экономическом, социальном, ментальном, техническом и юридическом уровнях, результатом которых должна стать более высокая преданность, лояльность потребителей [4, с. 19].

Целью управления отношениями с клиентами для гостиничных предприятий заключается в превращении потребителей гостиничных услуг в постоянных лояльных клиентов через построение взаимовыгодных, крепких отношений на постоянной основе. Ключевую роль здесь играет удовлетворенность, не имея представления о которой, невозможно принимать стратегически верные решения в модернизации гостиничных продуктов и улучшении качества сервиса [7, с. 143]. Для того, чтобы с критерием удовлетворенности было комфортно работать, он должен быть измеримой, количественной величиной. Так, в практике зарубежных гостиничных предприятий используется модель «значимость - удовлетворенность», представляющая из себя совмещенные диаграммы - графическое представление где все пространство оценок значимости признаков и удовлетворенности потребителей разбито на четыре квадранта. Необходимо выявить самые уязвимые места в деятельности компании, в которых она, по оценке потребителей, работает хуже всего. Исследуемые критерии могут попадать в разные зоны, далее делаются выводы на основе полученных результатов [3, с. 14].

Большое значение приобретает интеграция зарубежного опыта в российский туристический сегмент, что не позволит нашей стране отставать от мировых лидеров. Российским гостиничным предприятиям следует стремиться к повышению уровня удовлетворенности гостей и к улучшению результатов деятельности, что повлечет за собой формирование и расширение собственной клиентской базы, конкурентных преимуществ на рынке оказания туристических услуг.

Для внедрения зарубежного опыта необходимо проведение тщательного анализа принципов управления гостиничной индустрией и организация деятельности гостиничных предприятий на основе клиентоориентированного подхода, применение к менеджменту качества сервисных стратегий, проведение адаптации международных стандартов.

Подводя итоги, можно сказать: в туристической гонке всегда выигрывают страны, комплексно развивающие туризм. Сюда относятся: мощная государственная поддержка на постоянной основе, высокий уровень качества образования в сфере туризма и предоставления услуг, частно-государственное партнерство на взаимовыгодных условиях, маркетинг туристических услуг за рубежом.

Литература

1. Альбицкая, И.Н, Косяков, А.А. Эффективный режим работы в условиях кризиса // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2016. № 7. С. 81 - 90.

2. Беднова, М.А., Ратникова, Т.А. Эконометрический анализ спроса на въездной туризм в России /Прикладная эконометрика. - 2017. - № 1(21). - С.97-103.

3. Васильева, В.С. Новые тенденции развития гостиничной индустрии // ЦИТИСЭ. -2016. - № 2 (6). - С. 11-19.

4. Гаранина, Е. Н. Клиентоориентированная концепция конкурентоспособности гостиницы // Вестник РМАТ. - 2015. №- 1. - С. 15-19.

5. Кулачинская, А. Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом // Экономическая наука и практика // Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 187-189.

6. Смагина, В.В., Чернышова, О.Ю. Базовые компоненты модели опережающего управления // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №10 (056) С.106-110.

7. Пономаренко, Е.В. Управление человеческими ресурсами в европейском гостиничном бизнесе // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 8 С. 143.

8. Шоул Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество AchievingExcellenceThroughCustomerService / Д. Шоул; под ред. В. Григорьевой; пер. И. Евстигнеева. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 347 с.

9. Якунин, В.Н., Овсянников, В.П. Перспективы «импортозамещения» в туристской индустрии // Сервис plus. 2016. Т. 10. № 4. С. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.