А.Ч. Курбанмурадова, студент
Научный руководитель — Е.Ю. Орлова, доцент
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
A. Kurbanmuradova, student
Scientific advisor E. Orlova, Associate Professor
Kosygin State University of Russia
Современный опыт использования светодизайна при ревитализации заброшенных пространств
Modern experience in using of lighting design for the revitalization of
abandoned spaces
В статье поднимается проблема ревитализации заброшенных территорий и её оптимизация за счёт использования актуальных приёмов светодизайна в рамках существующих дизайн-проектов. Цель и задачи статьи связаны с анализом теоретического опыта в области типологизации приёмов светового дизайна по его функциональным, формообразующим и эстетическим характеристикам, а также изучением методологии проектирования и реализации дизайн-проектов в контексте заброшенных территорий с использованием световых инсталляций, арт-объектов и 3D мэппинга, требующих дополнительного изучения, систематизации сведений и приёмов, чему и посвящена данная работа. В статье приводится классификация приёмов светодизайна, направленных на ревитализацию заброшенных зданий и территорий, их дальнейшую адаптацию и рефункционализацию за счёт создания новых общественных пространств. В работе выделены возможности светового дизайна современного города в сфере ревитализации, изучен и подвергнут оценке зарубежный опыт изменения городской среды с помощью световых инсталляций и определены возможности применения приёмов светового дизайна как нового перспективного направления творческой деятельности для изучения дизайна городской среды в широком контексте современной жизни.
Ключевые слова: светодизайн, световая инсталляция, 3D мэппинг, реви-тализация, заброшенные территории
The article raises the problem of revitalization of abandoned territories and its optimization through the use of current lighting design techniques within the framework of the use of design projects. The purpose and objectives of the article are related to the analysis of theoretical experience in the field of typologization of lighting design techniques according to its functional, shape-like and aesthetic characteristics, as well as the study of the methodology for the design and implementation of design projects in the context of abandoned territories using light installations, art objects and 3D mapping. requiring additional study, systematization of information and techniques, to which the work is devoted. The article proposes a clas-
sification of lighting design techniques aimed at revitalizing abandoned buildings and territories, their further adaptation and re-functionalization by creating new spaces. The paper highlights the possibilities of the light experience of modern design in the field of revitalization, studies and evaluates the foreign experience of changes in the urban environment with the help of light installations and the possibility of using light design techniques of a new promising direction of creative activity to study the design of the urban environment in the context of modern life.
Keywords: lighting design, light installation, 3D mapping, revitalization, abandoned territories
Введение
Постоянное развитие общества оставляет свои следы в городском пространстве, постепенно трансформируя и видоизменяя окружающую среду. Часто эти процессы приводят к стагнации в промышленности и её вымещения за пределы города, к закрытию ведомственных организаций и учреждений в ходе различных экономических и политических причин, оставляя городские пустоши и пробелы в плотно застроенной среде. Когда -то промышленные объекты являлись градообразующим ядром, вокруг которого формировалась остальная структура города, но быстрое течение времени и ускоряющиеся темпы развития технологий и дигитализация привели к замене старых отраслей новыми, что в свою очередь повлияло на дальнейшее использование заброшенных зон. В результате деятельность на их территориях частично прекращалась и до сегодняшнего дня эти архитектурные объекты дошли в полуразрушенном состоянии, тем самым вызвав разрозненность городской ткани. За разрозненностью последовало ухудшение социальных процессов на территории, нарушение внешнего облика районов и заброшенные территории стали очагами криминала, экологической и социальной напряжённости.
В этой ситуации актуальной задачей архитектуры и дизайна становится ре-витализация — «оживление» пространств за счёт их восстановления, рефункци-онализации и интеграции в общество для создания новых комфортных общественных зон. Ревитализация решает территориальные препятствия развития, транспортные и экологические проблемы, вызванные заброшенными объектами, но с постоянным развитием технологий сфера её возможностей расширяется и появляется потребность в систематизации и классификации накопленного опыта в дизайне и архитектуре, применимого к функциональной направленности ревитализации. При этом она позволяет сохранить и использовать специфические характеристики каждого заброшенного объекта с помощью приёмов дизайн-проектирования, одним из которых выступает световой дизайн.
Целью исследования является анализ и обобщение имеющегося опыта, для последующей классификации актуальных приёмов светодизайна, применяемых при ревитализации заброшенных территорий, а также их дальнейшее изучение и систематизации на основе функциональной направленности.
Задачи исследования:
- провести анализ научных работ других авторов в сфере светового дизайна и изучить их критерии выделения приёмов светодизайна в проектировании среды, сопоставить их и сделать выводы;
- изучить и систематизировать реализованные световые проекты в рамках заброшенных территорий и на их основании, а также теоретической части, предложить классификацию приёмов светодизайна и выделить его как самостоятельный метод ревитализации заброшенных пространств.
Методы и инструменты
В основе исследования рассматривается теоретическая база с классификацией приёмов светодизайна в рамках формирования среды современного города, а также зарубежный опыт проектирования пространств при ревитализации с помощью световых решений и световые проекты, реализованные в рамках заброшенных зон. С помощью сравнительного анализа и выявления методов проводится классификация приёмов светодизайна для создания искусственной световой среды заброшенных архитектурных сооружений.
Для выявления приёмов светодизайна при ревитализации заброшенных пространств подробно рассматривались следующие научные работы:
А.Э. Когтева «Инновационные технологии и приёмы светового дизайна в Ростове-на Дону» (2017), И.Н. Бутыревская «Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства» (2013), И.С. Агавелян «Искусственное освещение как фактор организации архитектурной среды (на примере центра г. Еревана)» (2009), Н.В. Быстрянцева «Комплексный подход в создании световой среды вечернего города» (2015), А.Г. Батова «Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов» (2012), Ong Swee Hong «Design basis to quality urban lighting masterplan» (2007). Также рассматривались следующие проекты: ревитализация моста QuanXi студией Brut deluxe в городе Аньчжэнь, Китай (2018), проекты Даана Рузенгаарда «Врата света», «Светящаяся природа» в Нидерландах (2018), выставка «Пробуждение» Альваро Ур-бано в заброшенном павильоне Гексагон в Ла-Каса-де-Кампо в Мадриде, Испания (2020), 3D mapping на стенах собора Святого Климента от дизайн группы Burzon Comenge, Charmex и Base2 в провинции Лерида, Испания (2013), заброшенная установка на крыше от Guto Requena в Сан-Паулу, Бразилия (2016), Бункер 468 от дизайн группы Lighting Design Collective в Хельсинки, Финляндия (2012), «Детройт Скайбридж» от Филиппа К. Смита III в Детройте (2018).
Результаты и обсуждение
Около 200 лет назад городское освещение предназначалось для 4 основных целей: безопасности жителей, сохранности их имущества, для эстетики ночной среды и экономики страны, что подразумевало способность освещения поддерживать жизнедеятельность людей в ночное время суток как функционально, так и эстетически [1, с. 14].
С появлением светодизайна и его становлением самостоятельной отраслью в дизайне возможности и функции света значительно расширились, при этом экспансия затронула не только общие принципы создания световой среды, но и её локальные компоненты. Сочетание различных приёмов освещения вытеснило существующую ранее доминирующую одноцветную подсветку, позволило подчеркнуть архитектурную форму, акцентировать внимание на главных элементах композиции и выразительных деталях, добиться визуальных эффектов на современных геометризированных зданиях [2, с. 1].
В то же время появилось большое количество научных трудов на эту тему, где авторы вводили свои принципы и критерии формирования световой среды исходя из экономических, эстетических, социальных и художественных характеристик, типологических признаков архитектурных объектов и взаимодействия человека с предметно-пространственной средой.
И.Н. Бутыревская выделяет частные принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства относительно классифицированным моделям: архитектурного светопространства, архитектурного светового ансамбля и светообъемного проектирования объекта. Модель све-тообъемного проектирования объекта по мнению И.Н. Бутыревской делится на следующие принципы и их приёмы:
- объёмно-пространственные принципы;
- композиционно-художественные принципы;
- функционально-технические принципы;
- конструктивно-технологические принципы [3, с. 20].
Этот же подход использован в работе И.С. Агавелян «Искусственное освещение как фактор организации архитектурной среды» для организации практического опыта световой архитектуры в проектной версии ночного освещения Еревана [4]. В обеих работах используются принципы и приёмы композиционного решения световой подсветки в расчёте на масштабные различия.
Н.В. Быстрянцева рассматривает теоретические основы комплексного формирования световой среды города. Автор выявляет и описывает следующие факторы: постоянное взаимодействие человека и предметно-пространственного окружения, многообразие форм деятельности и поведение жителей в вечернем городе, пространственное и временное восприятие человека, художественное качество визуального окружения. В соответствии с этим автор предлагает принципы рассмотрения световой среды города в качестве:
- пространственно-временного явления — динамика, структурность;
- средства обеспечения функциональных процессов в городском пространстве;
- выражения смысловой и художественной содержательности городского пространства (эстетика, художественно-образная выразительность) [5, с. 11].
А.Г. Батова делает акцент на наружном искусственном освещении в ночных условиях различных исторических памятников архитектуры, где проблема выражения их пространственной структуры является наиболее сложной. Она утверждает, что здесь следует держаться принципа единства и сохранения исходного привычного образа. Должна сохраняться схожесть и впечатление от восприятия памятника. На основании проведённых исследований автор рекомендует использовать определённые схемы распределения яркостей: «Соотношений яркостей как объективных характеристик световой композиции играют главную роль при восприятии и оценке архитектуры при искусственном освещении» [6, с. 25].
Для понимания общей роли света в контексте восстановления территорий, необходимо обратиться к его формообразующим характеристикам. Свет находит выражение в двух основных формах: как объект — светильник; и как средство для создания атмосферы. С одной стороны, он придаёт фасадам зданий, ландшафту или интерьеру эстетическую привлекательность, вызывает эмоции, а с другой — выполняет различные экономические или социальные функции. Именно в последнем случае светодизайн выступает элементом реви-тализации, благодаря способности освещения трансформировать заброшенную структуру, здание или ландшафт в новую архитектурную идентичность.
Таким образом, исходя из изученных принципов формирования световой среды города и на основе световых проектов на территориях заброшенных зон, приводится классификация приёмов светового дизайна как метода ревитализации:
1) Декоративный приём — подразумевает создание из заброшенного объекта предмета искусства за счёт распределения яркостей на его поверхности для объективной характеристики световой композиции. При этом первичная функция заброшенного пространства уходит на второй план.
Архитектурно-дизайнерская студия Brut Deluxe провела полную ревита-лизацию 210-метрового моста QuanXi в Китае тысячами светодиодных фонарей, камуфляжным рисунком по всей его длине и множеством деревьев, кустарников и вьющихся растений по обеим сторонам. Мост расположен в городе Аньчжэнь в 70 км к северо-западу от Чунцина, который является одним из немногих сохранившихся древних городов Китая и считается «городом-музеем» (рис. 1). В нём нет жителей и живёт он лишь за счёт туристов, которые посещают его храмы, театры и усадьбы днём, но исчезают при наступлении тёмного времени суток.
Рис. 1. Заброшенный мост QuanXi. Бюро: Brut deluxe. Фото: Designboom
Ревитализация моста проходила в три этапа: посадка деревьев, кустарников и вьющихся растений, покраска и создание освещения, что превратило инфраструктурное сооружение в самостоятельный ландшафтный проект, соединяющий два берега. Бетонные поверхности, которые остались видимыми через растительность, окрашены в камуфляж, цвет которого повторяет палитру растений. По всей длине моста установили динамическую систему освещения с тысячами светодиодных светильников, создавая постоянно изменяющуюся атмосферу и превращая окружающий пейзаж в яркие джунгли, где свет «падает как капли дождя с неба». В основе освещения запрограммированы различные световые сценарии для взаимодействия с людьми, реагирующие на местными погодные условия. В результате принятых мер по ревитализации, заброшенный элемент инфраструктуры стал неотъемлемым элементом декора исторического города в ночное время суток.
2) Экологический приём — основан на качественных характеристиках освещения, позволяющих не наносить вреда окружающей природе. Особенностью этого приёма является энергосбережение и использование альтернативных способов освещения заброшенных пространств, при этом накопленный опыт можно использовать для внедрения в новые объекты проектирования.
Примером может служить проект дизайнера Даана Рузенгаарда «Ворота света», выполненный для Icoon Afsluitsdijk в Голландии. Это 32-х километровая территория c заброшенной дамбой, которая когда-то защищала от наводнений и обеспечивала транспортную связь между Фрисландией и Северной Голландией. В своём проекте дизайнер восстановил и «осветил» конструктивные элементы дамбы без использования энергии. Он покрыл их светоотражающим слоем, которые светятся в темноте от фар проезжающих машин, создав таким образом экологичный световой ориентир, который не загрязняет световую среду (рис. 2).
Рис. 2. «Врата света». Дизайнер: Даан Рузгаард. Фото: АгсЫпеС
Ещё одним примером использования этого приёма является второй проект Даана Рузгаарда «Светящаяся природа». Дизайнер в течение двух лет работал над экспериментами по созданию светоизлучающих водорослей ди-нофлагеллят, которые светятся, когда люди ходят по ним. Вдохновлённый ночными погружениями и сиянием, излучаемым люциферином у медуз, Д. Рузгаард затопил старый бункер в Фрисландии биолюминесцентными водорослями. «Водоросли — это новые строительные блоки для нашего будущего еды и топлива», — объясняет он. В качестве конструктивных элементов выбраны ступени бункера. При взаимодействии посетителей с ними во время ходьбы они просыпаются, излучая свет (рис. 3).
Рис. 3. «Светящаяся природа» Дизайнер: Даан Рузгаард. Фото: АгсЫпеС:
3) Музейный — заброшенная территория может быть представлена как музейное пространство. Для использования этого приёма территория должна соответствовать необходимым параметрам музейной экспозиции.
Альваро Урбано в своей выставке «Пробуждение», расположенной в заброшенном Гексагоносовом павильоне в Ла-Каса-де-Кампо в Мадриде, показал прошлое и возможное будущее заброшенных архитектурных сооружений. Когда-то Гексагоносовый павильон, спроектированный Рамоном Васкесом Молезуном и Хосе Антонио Корралесом Гутьерресом, своими конструктивными возможностями рассматривался как отправная точка испанской архитектуры. Это авангардистское сооружение, представляющее собой сборную конструкцию, могло увеличиваться и уменьшаться от рельефа местности. Ра-мон Васкес и Хосе Антонио Корралес получили значимые награды за свой проект и использовали его на протяжении долгого времени для проведения различных мероприятий. Но в скором времени из-за недостатка финансирования территория была заброшена и разрушена, превратившись в руины.
Альваро Урбано в «Пробуждении» создал новую жизнь внутри заброшенного и истощённого здания, чтобы возродить его дремлющую истории. Время внутри будто остановилось для архитектуры и находящейся там растительности, а большие цветки в форме шестиугольника подчёркивают визуальную составляющую самого сооружения (рис.4). Через световое и звуковое сопровождение художник приглашает посетителей окунуться в своё художественное произведение, возвращая жизнь зданию, которое, казалось бы, устарело.
Pис. 4. Выставка «Пробуждение» Дизайнер: Альваро Урбано. Фото: Artuso laso
4) Историко-культурный приём направлен на выявление и восстановление объёмно-пространственной формы памятника архитектуры — стилевых особенностей, характера, масштаба и положения в пространстве объёма, стремление сделать их выразительными при направленном или рассеянном освещении и ясно воспринимаемыми зрителем. Его главная задача состоит в сохранении и популяризации памятников архитектурного наследия. Чаще всего в качестве ревитализации используется 3D mapping для создания иллюзии динамичного пространства и демонстрации его исторической ценности.
Заброшенная церковь святого Климента де Таулля, расположенная в провинции Лерида, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. Но только в 2012 году компания Obra Social La Caixa инвестировала более 400 тысяч долларов в реставрацию церкви посредством технологии 3D mapping (рис. 5).
Когда-то купол церкви был покрыт настенными фресками, но из-за состояния памятника они были изъяты и перенесены в Национальный музей каталонского искусства (MNAC). Поэтому дизайнерский коллектив Burzon Comenge, Charmex и Base2, восстановив эти фрески в 3D mapping, решил вернуть церковь к былым дням славы. Шесть проекторов использовались для освещения апсиды и окружающих стен проецируемым светом. 3D-лазерный сканер отсканировал сцену, предоставив дизайнерам виртуальную модель церкви. Имея геометрию окружающей среды, художники интегрировали виртуальные дубликаты оригинальных картин, создав виртуальную реставрацию оригинальной церкви.
Рис. 5. 3D mapping на стенах собора Святого Климента. Дизайн группа: Burzon Comenge,
Charmex и Base2. Фото: DigitalMagazine
5) Применение световых инсталляций — принцип использования этого приёма основан на визуальной эстетичности, которую приобретает заброшенный объект при создании на его территории световых инсталляций. Чувственное восприятие, достигается гармонизацией светлотных и цветовых соотношений в пределах объекта.
Здание Mirante do Vale — самое высокое здание Бразилии, построено в 1966 году под авторством Вальдомиро Зарзура и Арона Когана, расположено в долине Анхангабау, в самом центре Сан-Паулу. Оно не использовалось на протяжении почти трёх десятилетий, пока его не переоборудовала компания Heineken в качестве площадки для открытого танцпола и интерактивной инсталляции под названием «Чувствительная звезда», последняя из которых реагирует на движения людей, проходящих через серию датчиков, меняя свои цвета и музыку (рис. 6).
ревитализации заброшенных пространств
Рис. 6. Заброшенная установка на крыше от Guto Requena. Дизайн студия: Guto Requena. Фото: Weburbanist
6) Приём рефункционализации основан на совершенствовании и дополнении существующей структуры заброшенного здания, внедрении в неё новых элементов и функций, используя принцип перехода на более высокий уровень.
Бункер 468 построен в 1960-х годах и использовался для хранения 16 000 м3 масла, но теперь он преобразован в осветительную установку, которая управляется от ветра. Расположенный на воде в районе Круунувуорен-ранта, бункер виден из центра Хельсинки, из крепости Суоменлинна и с моря. По заказу города Хельсинки дизайн группа Lighting Design Collective, создала из бункера постоянную художественную установку и общественное пространство, в котором посетители могут свободно перемещаться (рис. 7).
Для создания лёгкой конструкции бункера, группа LDC пробила ряд отверстий в его поверхности. В течение дня свет проникает через отверстия и отбрасывает движущуюся тень от стенок бункера, когда солнце пересекает небо. Ночью 1280 светодиодных фонарей на внешней стороне мерцают и выключаются по специально разработанной программе, которая имитирует полёт птиц. Косяки птиц являются отсылкой к местоположению объекта на побережье, а преобладающие на данной местности ветры используются для создания уникальных образов. Бункер 468 открыт для общественности перед заходом солнца и на короткое время после. Огни остаются включёнными до 2:05 утра.
Рис. 7. Бункер 468. Дизайн группа: Lighting Design Collective. Фото: Lighting Design Collective
and Kruunuvuorenranta
7) Приём образности основан на принципе узнаваемости (архетип —
V V /»" /»" V f-
традиционным дневной образ, контробраз — альтернативным ночном, либо инновационный образ).
Небесный мост длиной в 100 футов, соединяющий два самых знаковых здания Детройта, возрождён красочной работой Филиппа К. Смита III, который превратил заброшенный переход в плавающую полосу света и цвета, нависающую над улицами города Детройта.
Расположенный между Guardian Building и One Woodward, проход с 16-го этажа был построен в конце 70-х годов для перехода сотрудников компании Michigan Consolidated Gas и American Natural Resources Co. Когда American Natural Resource Co. переехала в 90-е годы, переход закрыли и с тех пор он заброшен.
Ф. Смит создал дизайн, состоящий из сменяющихся градиентов и движущихся плоскостей света между двумя зданиями. Вдохновлённый модульным белым небоскрёбом Ямасаки 1962 года и мозаикой цвета внутри здания Хранителя 1929 года, он создал уникальную цветовую палитру для этого моста (рис. 8).
Детройт Скайрбидж — это пример того, как малоиспользуемые пространства можно переосмыслить на благо общественности. Днём Скайрбидж по-прежнему рассматривается как историческая конструктивная особенность окружающей архитектуры, а ночью он становится маяком для творчества и инноваций Детройта.
Рис. 8. «Детройт Скайбридж». Дизайнер: Филипп К. Смит III. Фото: Lance Gerber
Выводы
В ходе проведённого анализа научных работ, посвящённых исследованию светового дизайна, изучен подход и критерии выделения приёмов свето-дизайна и выявления типов архитектурного освещения в проектировании среды. Рассмотрены и сопоставлены различные точки зрения на эту тему и на их основе сделаны выводы по созданию типологии приёмов светодизайна при ревитализации заброшенных пространств.
Изучены зарубежные световые проекты в рамках различных заброшенных территорий. И на основании теоретической части и примеров из проектной, предложена классификация приёмов светодизайна, исходя из типа объекта, его экологических, социальных и эстетических характеристик. Выделены следующие
приёмы: декоративный, экологический, музейный, историко-культурный, применение световых инсталляций, приём рефункционализации и приём образности.
Подтверждается актуальность темы, инициирующая исследовательский интерес, в том числе в формате глубоких диссертационных аналитических работ. И на основе этого можно заключить, что светодизайн выступает эффективным методом ревитализации заброшенных пространств и является неотъемлемой частью дизайна городской среды в широком контексте современной жизни.
Список литературы
1. Онг Суи Хонг [Ong Swee Hong]. Основы проектирования генерального плана качественного городского освещения: дис. ... на соискание степени магистра архитектуры, факультет архитектуры, Школа дизайна и окружающей среды Национального университета Сингапура. Сингапур, 2007 г. 243 с.
2. Когтева А.Э. Инновационные технологии и приемы светового дизайна в Pостове-на Дону II Молодой исследователь Дона. Донской государственный технический университет. Pостов-на-Донy, 2017. №6 (9) С. 4З-4б.
3. Бутыревская И.Н. Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства: дис. ... канд. Архитектуры I Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. Нижний Новгород, 2013. 157 с.
4. Агавелян И.С. Искусственное освещение как фактор организации архитектурной среды (на примере центра г. Еревана): дис. ... канд. Архитектуры I Ереванский гос. ун-т архитектуры и строительства. Ереван, 2009. 128 с.
5. Быстрянцева Н.В. Комплексный подход в создании световой среды вечернего города: автореф. дис. ... канд. архитектуры. М., 2015. 26 с.
6. Батова А.Г. Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов: авторефер. дис. ... канд. архитектуры. М., 2012. 26 с.
References
1. Ong Swee Hong. Osnovy proektirovaniya general'nogo plana kachestven-nogo gorodskogo osveshcheniya [Design basis to quality urban lighting masterplan]: Dis. Singapur, 2GG7, 24З p.
2. Kogteva A.E. Innovacionnye tekhnologii i priemy svetovogo dizajna v Ros-tove-na Donu [Innovative technologies and techniques of lighting design in Rostov-on-Don]. Rostov-na-Donu, 2G17, pp 4З-4б.
3. Butyrevskaya I.N. Principy formirovaniya iskusstvennoj svetovoj sredy arhitekturnogo prostranstva [Principles of the formation of an artificial light environment in an architectural space]. Dis. Nizhnij Novgorod, 2G^, 1S7 p.
4. Agavelyan I.S. Iskusstvennoe osveshchenie kak faktor organizacii arhitekturnoj sredy (na primere centra g. Erevana) [Artificial lighting as a factor in
the organization of the architectural environment (on the example of the center of Yerevan)] Dis. Erevan, 2009, 128 p.
5. Bystryanceva N.V. Kompleksnyj podhod v sozdanii svetovoj sredy vecher-nego goroda [An integrated approach to creating a light environment for an evening city]: Dis thesis. Moscow, 2015, 26 p.
6. Batova A.G. Principy proektirovaniya naruzhnogo osveshcheniya arhitekturnyh ob"ektov [Design principles of outdoor lighting for architectural objects]. Dis thesis. Moscow, 2012, 26 p.
Курбанмурадова Айя Чарыяровна магистрант 2 курса кафедры дизайна среды РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). E-mail: [email protected] Орлова Елена Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайн среды РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). E-mail: [email protected]
Для цитирования | For citation:
Курбанмурадова А.Ч. Современный опыт использования светодизайна при ревитализации заброшенных пространств // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2021. — № 1. — С. 172-184.
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 08.02.2021