Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ И ИМИДЖ СТАВРОПОЛЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ'

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ И ИМИДЖ СТАВРОПОЛЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГОРОДА / ИМИДЖ ГОРОДА / БРЕНД ГОРОДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА / СЛАГАЕМЫЕ ОБРАЗА ГОРОДА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Овсянникова Н. В., Саенко Л. А.

Город как часть социокультурного пространства обладает своей уникальностью, что выражается в понимании его образа и имиджа. Представлены характеристики понятий «образ города», «имидж города» и «бренд города», показано общее и особенное в этих понятиях. Рассмотрены механизмы брендирования территории на основе образа и имиджа. Выявлены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на формирование образа и имиджа города. Определена важность положительного образа и имиджа города для его населения, приезжающих в город и других лиц, так или иначе связанных с городом (туристы, студенты и др.). Представлены механизмы формирования положительного образа города на основе эмоциональной составляющей. Выявлен ряд социокультурных функций, имеющих стратегическое значение для развития любого города, реализуемых в контексте его имиджа. Авторами выделены и охарактеризованы имиджевые составляющие города Ставрополя: историческая, географическая, образовательная, экологическая. Представлены основные результаты социологического исследования по выявлению базовых характеристик образа и имиджа Ставрополя, проведенного в 2022 г. На основании представленных результатов сделан вывод о необходимости маркетинговых стратегий по формированию и распространению положительного имиджа города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN IMAGE AND IMAGE OF STAVROPOL: A SOCIO-CULTURAL ANALYSIS

The city, as part of the socio-cultural space, has its own uniqueness, which is expressed in the understanding of the «image» of the city and its image. The characteristics of the concepts «image of the city», «image of the city» and «brand of the city» are presented, the general and special in these concepts are revealed. The mechanisms of branding the territory, based on the image and image, are considered. The factors that have a positive and negative impact on the formation of the image and image of the city are identified. The importance of a positive image and image of the city for its population, for those who come to the city and other persons, one way or another connected with the city (tourists, students, etc.), is determined. The mechanisms of forming a positive image of the city on the basis of the emotional component are presented. A number of socio-cultural functions are identified that are of strategic importance for the development of any city, implemented in the context of the city's image. The authors identified and characterized the image components of the city of Stavropol: historical, geographical, educational, environmental. The main results of a sociological study to identify the basic characteristics of the image and image of the city of Stavropol, conducted in 2022, are presented. Based on the presented results of the study, a conclusion was made about the need for marketing strategies for the formation and dissemination of a positive image of the city.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ И ИМИДЖ СТАВРОПОЛЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 30(470)

ЕВРАЗИЯ 2 0 2 2

Н. В. Овсянникова

доктор исторических наук, доцент

Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь, Россия

Л. А. Саенко

доктор социологических наук, доцент

Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь, Россия

E-mail: tata_os00@mail.ru

E-mail: la-saenko@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ И ИМИДЖ СТАВРОПОЛЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Город как часть социокультурного пространства обладает своей уникальностью, что выражается в понимании его образа и имиджа. Представлены характеристики понятий «образ города», «имидж города» и «бренд города», показано общее и особенное в этих понятиях. Рассмотрены механизмы брендирования территории на основе образа и имиджа. Выявлены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на формирование образа и имиджа города. Определена важность положительного образа и имиджа города для его населения, приезжающих в город и других лиц, так или иначе связанных с городом (туристы, студенты и др.). Представлены механизмы формирования положительного образа города на основе эмоциональной составляющей. Выявлен ряд социокультурных функций, имеющих стратегическое значение для развития любого города, реализуемых в контексте его имиджа.

Авторами выделены и охарактеризованы имиджевые составляющие города Ставрополя: историческая, географическая, образовательная, экологическая.

Представлены основные результаты социологического исследования по выявлению базовых характеристик образа и имиджа Ставрополя, проведенного в 2022 г. На основании представленных результатов сделан вывод о необходимости маркетинговых стратегий по формированию и распространению положительного имиджа города.

Ключевые слова: образ города, имидж города, бренд города, социокультурный образ города, слагаемые образа города, городская среда, отличительный образ

Для цитирования: Овсянникова, Н. В. Современный образ и имидж Ставрополя: социокультурный анализ / Н. В. Овсянникова, Л. А. Саенко // Вестник культуры и искусств. -2022. - № 3 (71). - С. 42-51.

Введение

Любой город имеет уникальную историю, неповторимые объекты и памятники культурного наследия, географические, климатические и др. особенности, которые выделяют его в собственном регионе, среди городов других территорий. Чтобы подчеркнуть специфику и индивидуальность, целенаправленно формируется имидж города, благодаря которому тот приобретает известность, конструируются впечатления и отношение к нему жителей и гостей, инициируется целенаправленная работа, способствующая «идентификации человека с городом, основанной на принятии его самобытности, эмоциональном вхождении в пространство

его предметной и знаково-символической среды. Знаково-символический уровень городской идентичности предполагает личностное освоение семиотической среды города, включение ее в пространство событийного и эмоционального опыта его жителей, превращение объектов знаково-символического пространства города в совокупность "мест памяти"» [12, с. 130].

Имидж города оказывает влияние на состояние экономики, политики, культуры, особенности миграционных процессов, психологический климат проживающих в нем, в том числе своей гибкой реакцией на тенденции изменений, происходящих под влиянием глобализации, технократизации, индустриализа-

42

ции в мировом общежитии и мировой культуре. Наличие положительного имиджа города сказывается на состоянии социального самочувствия его жителей, привлечении туристических и инвестиционных потоков, приобретении различных ресурсов городского развития; его функционирование обусловлено информационной работой с различными группами общественности и грамотным применением средств маркетинга, рекламы, РИ, брендинга, которые позволяют сформировать и поддерживать в сознании горожан и гостей города чувства уверенности в будущем, социального оптимизма, доверия к органам местной власти, заботы об экологии, любви к городу. Таким образом, город становится полноправным участником происходящих вокруг событий, приобретает черты одушевленного организма.

Исследовательские направленности

постижения городского пространства

Научные исследования процессов, происходящих с современными городами, связаны с изучением таких феноменов, как «образ города», «имидж города» и «бренд города», и начали проводиться с 60-х гг. XX в. К. Линчем, определившим образ города как конструируемый в процессе восприятия городской среды, формируемый при активном участии горожан или других людей, переживающих опыт взаимодействия с городом. Исследователь уточнил, что образ города обладает динамикой, способен оказывать воздействие на новые опыты восприятия города, характеризует обратную связь между наблюдателем и его окружением [6, с. 19].

Образ города содержит эмоционально окрашенную информацию, наполненную впечатлениями о памятных местах, архитектурных объектах, произведениях литературы и искусства местных авторов и отношением к региональным традициям, которые формируют устойчивое пространственное представление, модель определенной территории, имеющую общественно-историческую основу и являющуюся результатом и идеальной формой отражения конкретных географических объектов. Для Ставрополя, например, такими объектами являются Краеведческий музей им. Г. Н. Про-зрителева и Г. К. Праве, куда можно прийти

посмотреть на уникальную коллекцию бабочек и целые скелеты южных слонов; Тифлисские ворота и находящийся там бюст генерала А. П. Ермолова; Крепостная горка, содержащая сохранившуюся часть стены крепости Ставрополь; Александровская площадь с памятником Ангелу-хранителю города, каскадом фонтанов и круглогодичной иллюминацией и др. Восприятие человеком образа города обусловлено и социальными факторами: возраст, социальное положение, уровень образования накладывают свой отпечаток на набор представлений о качествах конкретного объекта городской среды.

Согласно П. Бурдье, имидж города можно рассматривать в качестве разновидности символического капитала, который способен конвертироваться в другой вид капитала (например, затраты городского бюджета на создание комфортной среды для отдыха горожан способствуют увеличению лояльности к местным властям и конвертируются в дополнительные доходы малого и среднего бизнеса, а в дальнейшем - в налоговые поступления в городской бюджет). Сегодня исследования имиджа города проводятся в рамках философской феноменологии, теории социального конструкционизма и дискурсов, форм капитала, информационного воздействия на окружающее пространство [2-5; 8-10; 13]. Имиджевой культуре в контексте культурологического подхода посвящены исследования Л. Б. Зубановой, А. Б. Чередняковой, Н. У Яры-чева, М. Л. Шуб, Р. Р. Сулеймановой и др. [3; 9; 11-15]. «Упоминание о социально-культурном пространстве связывает концепцию имиджа с концепцией культуры, так как имидж не отделим от социума, формируется и оценивается в том числе в глазах социального окружения» [15, с. 65]. А. В. Скрипник считает, что «имидж города имеет двойственную природу, являясь одновременно продуктом легитимной культурной среды и маргинальной (возможно контркультурной) среды, которые наделены культуротворче-ским потенциалом» [8, с. 9].

Имидж города может формироваться либо административными структурами, СМИ, видными общественными деятелями (целенаправленно, планомерно, осознанно), преследующими конкретные цели, определяемые текущим моментом, но главное - по внедрению в мас-

43

совое сознание специально обработанных образов города; либо горожанами (интуитивно, эмоционально, эпизодически). Об активизации последнего (как возрастание самосознания горожан) говорят многие исследователи; в частности, Ю. В. Преображенский, констатируя, что «изучение городских пространств идет "снизу"», подчеркивает важность фиксации «индивидуальных предпочтений в ориентации, перемещении в пространстве отдельных индивидов в целях социального, культурного и экономического взаимодействия с другими индивидами. При этом наиболее аттрактивные точки в городе (места притяжения) формируются в местах пересечения социокультурного и экономического взаимодействия, где разные практики дополняют и стимулируют активность друг друга» [7, с. 62].

Трансформация свойств городского имиджа может осуществляться упорядоченно в ходе изменения его имиджевой политики либо развиваться стихийно. Перемены в образе города имеют более выраженный случайный характер, так как впечатления всегда личностно окрашены. Имидж города всегда вторичен по отношению к реальному объекту. Город является центром связей, местом концентрации и кооперации людей и их деятельности. Имидж города всегда накладывается на уже существующий городской образ, который может и не совпадать с заданной имиджевой целью. Именно первичность образа города делает его основой символического компонента городского единства. Наличие сильного городского единства в свою очередь служит важным фактором развития чувства гордости за город, принадлежности к местному сообществу и потребности проявлять заботу о городской среде. Например, Правительство Ставропольского края реализует различные программы в сфере природопользования и регулярно выделяет средства из бюджета для решения экологических проблем. Понимая важность сохранения экологии, общественная организация «Экологический патруль Ставрополья», волонтеры и обычные жители города осуществляют акции по расчистке лесов, парков и родников, высаживают новые деревья на придомовых территориях, реализуют механизм общественного экологического контроля.

Городской имидж предполагает реализацию ряда социокультурных функций, имеющих стратегическое значение для развития любого города:

- создание целостного благоприятного впечатления у различных групп общественности;

- единение традиционных и современных элементов городской культуры;

- эстетизация городской среды в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

- поддержание духовной атмосферы и распространение базовых ценностей города;

- трансляция желаемого образа будущего города, определение его развития.

Категория «бренд города» исследуется и разрабатывается в рамках маркетинга мест и брендинга территорий. Бренд города формируется на базе уже существующего позитивного имиджа и олицетворяет уникальные возможности удовлетворения разнообразных запросов определенных групп общественности. Это некая легко узнаваемая аутентичность, «добавочная стоимость», имеющаяся у конкретного города. Обладание городом набором устойчивых уникальных позитивных ассоциаций служит основой для его позиционирования на фоне других территорий в качестве бренда. Процесс развития и управления брендом города обеспечивает трансляцию и тиражирование его ценностей, а также задает вектор для дальнейшего развития городской культуры. Как подчеркивает Ю. В. Преображенский, «ограниченное мифотворчество касательно тех или иных исторических событий в определенном городе может только приветствоваться, если оно поможет создать завершенный насыщенный хронотоп города (т. е. представление о нем целиком или о какой-то его части в пределах определенного временного промежутка). Здесь требуются талантливые авторы (писатели, сценаристы, режиссеры, архитекторы), которые способны переосмыслить исторические (включая события XX века) явления и яркие события, создавая ассоциации с конкретным городом. Такая работа будет способствовать насыщению историко-культурного каркаса региона, особенно она актуальна в слабых, представляющих малую аттрактивность его узлах» [7, с. 65].

44

Брендинг территории имеет своей целью наделить конкретное место, будь то город, регион или страна, определенными искомыми характеристиками, которые будут иметь форму «уникального торгового предложения» для внешней аудитории и одновременно усиливать «местную идентичность» для внутренней. Маркетинг территории можно считать успешным в том случае, если горожане и представители бизнес-кругов будут удовлетворены местом своего проживания, а потребности и ожидания гостей города и его инвесторов оправдаются. Быстрое развитие диджитал-технологий, социальных сетей и сетевого сообщества привело к тому, что количество участников имиджмей-кинга конкретных территорий значительно возросло. И «поскольку ключевым каналом трансляции имиджа и взаимодействия с целевыми аудиториями города становятся цифровые медиа, можно говорить о том, что образ города начинает функционировать в условиях существования множества пересекающихся медиасообщений, система представлений о городском пространстве претерпевает постоянные изменения в пространственно-временном измерении» [10, с. 126-127]. Так, горожане, общественные деятели, политики, туристы и гости города Ставрополя делятся своими впечатлениями, мнениями, опытом посещения города на различных платформах (Своё ТВ: телеканал о жизни Ставрополя и Ставропольского края; Не сидится: клуб желающих переехать; Komandirovka.ru и т. п.) и тем самым оказывают влияние на состояние его имиджа. Таким образом, имидж города представляет собой разновидность образа города, а бренд города в свою очередь является вариацией его имиджа.

Организационные основания

исследования

Неизменная готовность совершенствовать качество городской территории, повышать привлекательность отдельных частей города для его жителей и туристов, инвесторов представляется одной из существенных задач управления городским развитием. Важность различных частей города для общественности связана с показателями деловой и культурной активности в его историческом центре, доступ-

ности благ, развития транспортной и сервисной инфраструктуры, экологической обстановки и т. п. Имидж города выступает продуктом интеллектуальных усилий множества участников процесса его формирования, сочетая в себе заданные характеристики, сформированные представления и эмоциональные впечатления.

Уникальность и одновременное сродство некоторых черт отдельных городов позволяют выдвинуть типологию технологий развития имиджа городов и территорий. Так, возрожденческая технология будет базироваться на глубоких исторических корнях и традициях территории (например, Ставрополье - казачий край; Архангельск - центр поморской культуры). Самовозвеличивающая имиджевая технология ссылается на главенствующую роль города в регионе (например, Саратов - столица Поволжья; Ростов-на-Дону - ворота Кавказа). Подражательная технология использует ассоциации с прославленными зарубежными городами (например, Москва - третий Рим; Санкт-Петербург - Северная Пальмира).

Развитие имиджа города предполагает учет ряда факторов, оказывающих влияние на течение этого процесса:

- территориальная принадлежность;

- уровень и качество властных структур;

- статус города;

- направленность развития города на инновации и прогресс (например, в Ставрополе расположен Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края, который осуществляет координацию инновационной деятельности бизнес-структур и научных учреждений Ставрополья и способствует налаживанию сотрудничества между ними; это является достаточно привлекательным фактором городского имиджа, особенно для молодых людей);

- безопасность и наличие условий для отдыха и туризма в городе (в Ставрополе казаки содействуют правоохранительным органам в деле охраны общественного порядка на улицах и дорогах, что можно считать экзотикой для нашей страны);

- динамика и ритм городской жизни и др.

В процессе описания образа и имиджа

города принимаются во внимание такие существенные показатели, как демографический,

45

половозрастной, этнический и конфессиональный состав населения; географические характеристики; особенности рынка труда, размер средней заработной платы; количество и статусное значение культурных, образовательных и научно-образовательных учреждений; направленность средств массовой информации и количество независимых СМИ; доступность и охват населения заведениями здравоохранения и спорта; политический климат города, наличие региональных лидеров, степень их влияния; уникальность исторического прошлого территории [1, с. 86]. Имидж Ставрополя можно определить исходя из следующих показателей:

1) население Ставрополя на середину 2021 г. составляет около 455 тыс. человек (54 % из них - женщины); большинство горожан составляют русские (около 87 %), также проживают армяне, украинцы, минимальный процент -представители других этнических общностей; основные конфессии - православие и мусульманство;

2) экономика города представлена предприятиями машиностроения, металлообработки, приборостроения, химии, биохимии, нефтегазовой промышленности и высоких технологий;

3) в Ставрополе расположены 20 вузов (включая три университета), более 60 средних и среднеспециальных учебных заведений, 5 научно-исследовательских институтов, несколько краевых библиотек, более десятка музеев (в том числе музейно-выставочный комплекс «Россия - моя история»), 2 парка культуры и отдыха, а также театры, филармония, цирк;

4) СМИ Ставрополя представлены газетами «Вечерний Ставрополь», «Ставропольские губернские ведомости», «Ставропольский бизнес», а также журналами («Сельское Ставрополье», «Деловой вестник», «Ставрополье. XXI век» и др.), радиостанцией Ставропольского края, студией телевидения ГТРК «Ставрополье», сетевыми изданиями;

5) в городе сосредоточено множество краевых клинических центров, больниц, диспансеров, которые посещают не только жители города, но и края, имеются профессиональные и любительские команды по футболу, гандболу, баскетболу, хоккею;

6) в городе сильно влияние губернатора Ставропольского края;

7) Ставрополь имеет статус городского округа и включает в свой состав несколько садовых и дачных кооперативов и хутор, а также водохранилище;

8) Ставрополь имеет богатое историческое прошлое, связанное с именами А. В. Суворова, Г. А. Потёмкина, И. В. Якоби, М. А. Суслова, М. С. Горбачёва, В. Г. Гниловского, П. М. Гре-чишкина и др.

Анализ указанных показателей позволяет выделить следующие имиджевые составляющие Ставрополя:

- историческая: Ставрополь - это город креста, возникший в 1777 г. из крепости в степи, связан с казаками-некрасовцами; в городе функционирует Ставропольское городское казачье общество, занимающееся в том числе возрождением обычаев и традиций казачества, патриотическим просвещением; ежегодно в городе проводятся фольклорные фестивали казачьей песни, на которых самодеятельные коллективы и отдельные исполнители делятся с горожанами результатами своего творчества;

- географическая: Ставрополь расположен в высшей точке Предкавказья (недаром его слоган « Город на высоте. 600 м над уровнем моря»), на равном расстоянии от Черного и Каспийского морей, имеет умеренно-континентальный климат;

- образовательная: Ставрополь - студенческий город, в котором будущих профессионалов готовят более чем в сорока высших и средне-специальных учебных заведениях, способных обеспечить разнообразные образовательные запросы;

- экологическая: Ставрополь является одним из самых зеленых городов России, здесь много клумб, аллей, скверов, парков и лесных массивов, приятно гулять пешком, дышать чистым воздухом и т. п.

Ставрополь является административным центром Ставропольского края, и поэтому его имидж транслируется на близлежащие территориальные образования, выступая в качестве «флагмана» формирования, поддержания и развития имиджа всего региона. Кроме того, будучи столицей аграрного региона России, город

46

активно способствует развитию имиджа всей страны на мировой арене.

Исследовательские позиции

К основным методам изучения образа города относятся: контент-анализ СМИ и публикаций в сети Интернет; количественный и качественный анализ визуальных образов города на сайтах, в блогах и социальных сетях; контент-анализ видеосюжетов и фильмов о городе (например, видеопроект «Над городами»); качественный анализ массовых опросов и экспертных интервью внутренней и внешней ауди -тории города; факторный анализ высказываний жителей и гостей города; составление рейтинга привлекательности города на основе просчетов различных индексов. Используются также инструменты PEST-, SLEPT- и SWOT-анализа, позволяющие выявить отдельные характеристики и факторы городской среды. Среди «лингвистических средств создания имиджа города особое место занимает нейминг объектов городского пространства, который демонстрирует особенности позиционирования исторического, политического, социально-экономического и культурного контекста существования города» [5, с. 97]. Кроме того, возможно для получения полной информации об имидже города использование, например PR-специалистом, таких методов, как медиааудит образа города в федеральных и региональных СМИ, анализ медиаобраза города в социальных сетях, анализ социологических опросов по вопросам жизнедеятельности города, установление образа города для внешней общественности по группам, сравнительный анализ медиапозиционирования города и близлежащих территорий, контент-анализ экспертных интервью с представителями заинтересованной общественности.

Специфика эмоционального уровня идентичности может быть исследована совокупностью методов - массовый опрос, нарративный анализ и полуформализованное интервью, апробированных М. Л. Шуб [14] при исследовании восприятия жителями своего малого закрытого города; для нас здесь важно применение наррации для уточнения полученных результатов и их дальнейшего интерпретирования.

Интересен опыт челябинских культурологов в области тренд-моделирования перспективных образов развития культурно-досуговой среды города и функционирования его социокультурного пространства, при котором «выработка согласованных позиций участников <...> осуществлялась по методу организации стратегических сессий - групповых дискуссий ведущих специалистов и экспертов в сфере культурно-досуговой деятельности. От экспертной группы требовалось обозначить ключевые проблемы и стратегические идеи долгосрочного развития сферы культуры города. Дискуссия <...> модерировалась <...> в онлайн-режиме» [3, с. 15]. Весьма перспективен метод полуформализованного интервью в рамках культурологических исследований городской идентичности, проводимый М. Л. Шуб (на материале индустриальных городов Южного Урала, включая закрытые, имеющих свою специфику восприятия со стороны жителей и тех, кто исторически был вне их, что может быть экстраполировано и на другие города и территории России), который направлен на выяснение в том числе ее знаково-символической компоненты [12-14]. Для Ставрополя видим значимость выявления степени доминирования мемориальных объектов над объектами других типов, в том числе с точки зрения их ретроори-ентированности, синкретичности, знаков групповой идентичности, что подтвердит наше эмпирическое исследование, результаты которого приводим ниже.

Эмпирическое исследование образа

города Ставрополя

В целях определения образа города Ставрополя среди молодежи нами в марте 2022 г. был проведен опрос. Респонденты - студенты (76,8 % опрошенных, большая часть) СевероКавказского социального и Ставропольского государственного педагогического институтов, Северо-Кавказского федерального университета; работающие (17,1 %); школьники (6,1 %). Безработные и пенсионеры не участвовали в опросе. Распределение респондентов по возрасту: 68,3 % опрошенных относятся к возрастной группе 18-23; младше 18 лет - 13,4 %, 24-30 лет - 11 % и старше 30 лет - 7,3 %.

47

Выборка составила 384 респондента. Среди опрошенных студентов были и давно проживающие в Ставрополе, и приехавшие на обучение из других городов и регионов (Краснодар, Оренбург, Республики Северного Кавказа и др.). Опрос проходил с помощью анкетирования, размещенного в сети Интернет. Представим основные результаты исследования.

На вопрос «Каково ваше ощущение/впечатление от города Ставрополя?» большинство (91,7 %) ответили - положительное (красивый город, доброжелательные люди, высокий уровень культуры) и лишь 8,3 % - отрицательное (грязный город, люди неприветливые, низкий уровень культуры).

Архитектура города нравится 79,8 % опрошенных, не нравится - 13,1 % и затруднились с ответом на данный вопрос 7,1 %.

На вопрос «Комфортны ли условия для получения образования в городе?» утвердительно ответили 76,2 %, отрицательно - 15,5 % и затруднились с ответом 8,3 % опрошенных.

На вопрос «Считаете ли город чистым?» большинство (81 %) ответили утвердительно, затруднились с ответом 7,1 % респондентов, остальные считают, что город недостаточно хорошо убирают (11,9 %).

При ответе на вопрос «Хотели ли бы вы в будущем уехать из этого города?» мнения разделились примерно одинаково: хотели бы остаться - 38,1 %, планируют уехать - 23,8 % и затруднились с ответом - 38,1 % респондентов.

Большинство при ответе на вопрос «Как вы считаете, легко ли найти работу в городе?» затруднились с ответом (44,1 %), но многие считают, что легко (34,6 %).

Вопрос «Как вы считаете, город Ставрополь подходит для отдыха?» показал следующие результаты: 60 % респондентов ответили: «скорее да, чем нет», а 36 % ответили: «да». Из этого можно сделать вывод, что большинство опрошенных (96 %) считают город подходящим для отдыха. Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли вы, что в городе достаточно мест для отдыха граждан?» оказались следующими: 78 % опрошенных считают, что таковых локаций вполне достаточно, но 22 % так не думают.

Респонденты уделили внимание всем предложенным ответам на вопрос «Как вы счи-

таете, что является главным достоянием города?», но чаще всего (42,7 %) выбирался вариант «Архитектурные постройки». Для ответа на вопрос «С какой архитектурной постройкой у вас ассоциируется город Ставрополь?» было предложено 8 вариантов. У большинства Ставрополь ассоциируется с памятником Солдату-красногвардейцу (46 %), вторым выделили «Ангела-Хранителя» (16 %), здание краеведческого музея заняло третью позицию (11 %).

Сложным оказался выбор ответа на вопрос «Какое место вы прежде всего показали бы человеку, первый раз приехавшему в Ставрополь?». Из предложенных 10 вариантов многие отдали предпочтение Александровской площади (56,1 %) и Парку Победы (40,2 %), что было вполне ожидаемо.

Фактически все респонденты при ответе на вопрос «Как вы считаете, становится ли с каждым годом город Ставрополь более удобным и благоустроенным?» дали положительный ответ (да - 83 %, скорее да, чем нет - 17 %). Все опрошенные (100 %) довольны озеленением города, особо отмечают клубные композиции в Театральном сквере, возле ЦУМа, в городских парках. Известно, что Ставрополь становился победителем всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России по оценке жителей». Тем не менее вопрос «Согласны ли вы с тем, что Ставрополь был трижды победителем в конкурсе "Самый благоустроенный город России"» показал, что не все жители с этим согласны: 6 % респондентов не считают, что Ставрополь ее достоин.

Многие респонденты (79 %) следят за ставропольскими новостями, но также есть достаточный процент опрошенных, которых это не интересует (21 %).

В результате исследования можно сделать вывод, что многие респонденты хорошо отзываются о Ставрополе. Город - спокойное и красивое место, где можно отлично провести время. По мнению опрошенных, самые запоминающиеся достопримечательности Ставрополя - памятник Солдату-красногвардейцу, Парк Победы, «Ангел-Хранитель» и сама Александровская площадь. Однако часть принявших участие в опросе считает, что в городе недостаточно мест для отдыха, но, думаем, что это не

48

является значительной проблемой, поскольку город с каждым годом становится более благоустроенным. Да, Ставрополь не идеален, но он не стоит на месте, а продолжает развиваться. В целом можно сказать, что у города на сегодняшний день сложился положительный образ и имидж.

Выводы

Таким образом, на фоне растущей конкуренции городов за человеческие, технические и инвестиционные ресурсы наличие позитивного образа и имиджа города становится действенным средством решения множества задач его стратегического развития. Имиджмейкинг, одна из задач которого состоит в обеспечении признания широкой общественностью существующего образа города, является достаточно низкозатратной стратегией. Формирование имиджа города не предполагает ни кардинальных преобразований городской инфраструктуры, ни создания новых привлекательных условий пребывания в городской среде. Он усиливает информационное сопровождение, позволяет наладить коммуникацию и обратную связь между носителями маркетинговых сообщений, имиджевыми объектами города и их потребителями, выгодно подчеркивая уже существующие, ранее созданные преимущества конкретной территории. Подтверждением этого служит демонстрация в имидже открытости городской среды и ее готовности к диалогу с представителями других территорий. Образ города, будучи более широкой и базисной категорией для имиджа, проявляется в аспектах синхронии и диахронии его восприятия: как наглядная данность городских объектов и как история развития городской культуры.

Современный город выступает ареной не только реальных, но и виртуальных действий. В условиях стремительного развития социальных сетей городское население, а конкретнее городские сообщества, становится важным ресурсом развития имиджа города и поддержания его образа. Сознательные горожане не только публично выражают желание жить в удобном, экологически чистом и интересном городе, но и ощущают собственную ответственность за него, подкрепляют ее кон -

кретными общественно полезными действиями. В этом смысле имидж города можно рассматривать в качестве вида социокультурной практики, в ходе которой происходит трансляция и тиражирование ценностей городской культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абышева, Ю. Ю. Проблема формирования имиджа города / Ю. Ю. Абышева. -Н. Новгород : Символ, 2005. - 173 с.

2. Бучатская, Ю. В. «Город мечты»: культура и атмосфера как ресурсы формирования имиджа городов (на примере южнонемецкого города Бамберг) / Ю. В. Бучатская. - БОГ 10.31119/ ]Б8а.2018.21.4.6 // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2018. -Т. 21, № 4. - С. 130-153.

3. Зубанова, Л. Б. Актуальные тенденции развития социокультурного пространства современного города: опыт тренд-моделирования / Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий, Е. Г. Сыркина. - БОГ 10.24411/1999-5407-2020-10202 // Челябинский гуманитарий. - 2020. - № 2 (51). - С. 14-20.

4. Киреева, О. В. Современная городская культура: город для человека или против него? / О. В. Киреева, М. Н. Ве-селова. - БОГ 10.32603/2412-85622020-6-1-5-20 // Дискурс. - 2020. - Т. 6, № 1. - С. 5-20.

5. Кузнецова, Е. А. Топонимический имидж города как фактор развития регионального туризма / Е. А. Кузнецова. -БОГ 10.36871/ек.ир.р.г.2021.04.02.014 // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 2, № 4 (112). -С. 96-101.

6. Линч, К. Образ города / К. Линч. - Москва : Стройиздат, 1982. - 328 с.

7. Преображенский, Ю. В. Создание социокультурных ценностей: проблема локализации в городском пространстве / Ю. В. Преображенский. - БОГ 10.26456/2226-7719-2020-4-60-68 // Вестник Тверского государственного университета. Серия, География и геоэкология. - 2020. - № 4 (32). - С. 60-68.

8. Скрипник, А. В. Имидж города как маркетингово-культурологический феномен / А. В. Скрипник // Европейский журнал экономических наук и управления. - 2016. - № 1. - С. 8-10.

49

9. Сулейманова, Р. Р. Культура города Уфа как фактор формирования имиджа Республики Башкортостан / Р. Р. Сулейманова, К. А. Корниенко. - 001 10.31618/ NAS.2413-5291.202L4.74.535 // Национальная ассоциация ученых. - 2021. -№ 74-4. - С. 65-68.

10. Фомина, Д. А. Цифровой образ города и его роль в позиционировании места / Д. А. Фомина // Актуальные научные исследования в современном мире. -2020. - № 5-5 (61). - С. 126-129.

11. Череднякова, А. Б. Имиджевая культура в контексте культурологического подхода / А. Б. Череднякова // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 2 (54). -С. 53-58.

12. Шуб, М. Л. Знаково-символический уровень городской идентичности жителей индустриальных городов Южного Урала / М. Л. Шуб. - 001

10.25281/2072-3156-2022-19-2-128-137 // Обсерватория культуры. - 2022. -Т. 19, № 2. - С. 128-137.

13. Шуб, М. Л. «Город как сцена моих чувств»: специфика эмоционального уровня идентичности жителей закрытого города / М. Л. Шуб. - 001 10.48164/2 713-301 X_2021_6_80 // Сфера культуры. - 2021. - № 4 (6). -С. 80-86.

14. Шуб, М. Л. Семиотическая среда закрытого атомного города как маркер локальной идентичности / М. Л. Шуб, З. А. Загуляева // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 1 (69). - С. 48-53.

15. Ярычев, Н. У. Ценностно-акмеологи-ческая основа культуры имиджа в условиях цифровой трансформации коммуникаций / Н. У. Ярычев, А. Б. Чередня-кова // Вестник культуры и искусств. -2021. - № 1 (65). - С. 64-71.

Получено 08.06.2022

Natalia V. Ovsyannikova

Doctor of Historical Sciences, Docent

North Caucasian Social Institute, Stavropol, Russia

E-mail: tata_os00@mail.ru

Liudmila A. Saenko

Doctor of Sociological Sciences, Docent

North Caucasian Social Institute, Stavropol, Russia

E-mail: la-saenko@yandex.ru

The Modern Image and Image of Stavropol: a Socio-Cultural Analysis

Abstract. The city, as part of the socio-cuLturaL space, has its own uniqueness, which is expressed in the understanding of the «image» of the city and its image. The characteristics of the concepts «image of the city», «image of the city» and «brand of the city» are presented, the general and special in these concepts are revealed. The mechanisms of branding the territory, based on the image and image, are considered. The factors that have a positive and negative impact on the formation of the image and image of the city are identified. The importance of a positive image and image of the city for its population, for those who come to the city and other persons, one way or another connected with the city (tourists, students, etc.), is determined. The mechanisms of forming a positive image of the city on the basis of the emotional component are presented. A number of socio-cuLturaL functions are identified that are of strategic importance for the development of any city, implemented in the context of the city's image.

The authors identified and characterized the image components of the city of Stavropol: historical, geographical, educational, environmental.

The main results of a sociological study to identify the basic characteristics of the image and image of the city of Stavropol, conducted in 2022, are presented. Based on the presented results of the study, a conclusion was made about the need for marketing strategies for the formation and dissemination of a positive image of the city.

50

Keywords: city image, city image, city brand, sociocuLturaL image of the city, components

of the city image, urban environment, distinctive image

For citing: Ovsyannikova N. V., Saenko L. A. 2022. The Modern Image and Image of

Stavropol: a Socio-CuLturaL Analysis. Culture and Arts Herald. No 3 (71): 42-51.

References

1. Abysheva IU. 2005. Problema formirovaniya imidzha goroda [The problem of forming the image of the city]. N. Novgorod: SimvoL. 173 p. (In Russ.).

2. Buchatskaia IU. 2018. "Dream City": cuLture and atmosphere as resources for shaping the image of cities (on the exampLe of the South German city of Bamberg). The Journal of Sociology and Social Anthropology. VoL. 21, No 4: 130-153. (In Russ.).

3. Zubanova L., Sinetskii S., Syrkina E. 2020. Current trends in the deveLopment of the socio-cuLturaL space of a modern city: the experience of trend modeLing. The Chelyabinsk Humanitarian Journal. No 2 (51): 14-20. (In Russ.).

4. Kireeva O., VeseLova M. 2020. Modern urban cuLture: a city for man or against him? Diskurs [Discourse]. VoL. 6, No 1: 5-20. (In Russ.).

5. Kuznetsova E. 2021. Toponymic image of the city as a factor in the deveLopment of regionaL tourism. Economics and management: problems, solutions. Journal issues. VoL. 2, No 4 (112): 96-101. (In Russ.).

6. Linch K. 1982. Obraz goroda [The image of the city]. Moscow: Stroyizdat. 328 p. (In Russ.).

7. Preobrazhenskii IU. 2020. Creation of socio-cuLturaL vaLues: the probLem of LocaLization in the urban space. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya, Geografiya i geoekologiya [Bulletin of the Tver State University. Series, Geography and geoecology]. No 4 (32): 60-68. (In Russ.).

8. Skripnik A. 2016. City Image as a Marketing and CuLturaL Phenomenon. European Journal of Economics and Management Sciences. No 1: 8-10. (In Russ.).

9. SuLeimanova R. 2021. The cuLture of the city of Ufa as a factor in shaping the image of the RepubLic of Bashkortostan. The National Association of Scientists. No 74-4: 65-68. (In Russ.).

10. Fomina D. 2020. The digitaL image of the city and its roLe in the positioning of the pLace. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. No 5-5 (61): 126-129. (In Russ.).

11. Cherednyakova A. 2018. Image-buiLding cuLture in the cuLturoLogicaL approach context. Culture and Arts Herald. No 2 (54): 53-58. (In Russ.).

12. Shub M. 2022. The Sign-SymboL LeveL of Urban Identity of the Residents of the IndustriaL Cities of the Southern UraLs. Observatory of Culture. VoL. 19, No 2: 128-137. (In Russ.).

13. Shub M. 2021. "The city as a scene of my feeLings": the specifics of the emotionaL LeveL of the identity of the inhabitants of a cLosed city. Sphere of culture. No 4 (6): 80-86. (In Russ.).

14. Shub M., ZaguLyaeva Z. 2022. Semiotic Environment of a CLosed NucLear City as a Marker of Local Identity. Culture and Arts Herald. No 1 (69): 48-53. (In Russ.).

15. Yarychev N., Cherednyakova A. 2021. VaLue-acmeoLogicaL Basis of Image CuLture in the Conditions of DigitaL Transformation of Communications. Culture and Arts Herald. No 1 (65): 64-71. (In Russ.).

Received 08.06.2022

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.