Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ'

СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / МУЗЕЙ / ТУРИЗМ / МУЗЕЙНЫЙ МАРКЕТИНГ / ПОСЕТИТЕЛИ МУЗЕЯ / MANAGEMENT / MUSEUM / TOURISM / MUSEUM MARKETING / MUSEUM VISITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудавина А.А.

Статья посвящена изучению значимости менеджмента в оптимизации работы современного музея. В статье отмечены теоретические и практические основы введения стратегий и техник менеджмента в продвижении современного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудавина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MUSEUM MANAGEMENT

The article is devoted to learning the importance of management in optimization of modern museums’ functioning. The article highlights theoretical and practical grounds of management strategies and techniques introducing in promotion of modern museum.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

УДК 379.851

Рудавина А.А. студент

НИУ «БелГУ» научный руководитель: Климова Т.Б.

Россия, г. Белгород СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация: статья посвящена изучению значимости менеджмента в оптимизации работы современного музея. В статье отмечены теоретические и практические основы введения стратегий и техник менеджмента в продвижении современного музея.

Ключевые слова: менеджмент, музей, туризм, музейный маркетинг, посетители музея.

Rudavina А. А.

Student

Belgorod National Research University Supervisor: Klimova T.B.

Russia, Belgorod MODERN MUSEUM MANAGEMENT

Annotation: the article is devoted to learning the importance of management in optimization of modern museums' functioning. The article highlights theoretical and practical grounds of management strategies and techniques introducing in promotion of modern museum.

Keywords: management, museum, tourism, museum marketing, museum visitors.

В настоящее время мировая экономика развивается всё больше благодаря подъёму индустрии туризма. Практика туристических структур различных стран показывает, что она может не только отвечать потребительскому спросу, но и считается одной из самых высоко прибыльных отраслей деятельности, поскольку приносит значительный доход государству.

В современной рыночной экономике музейное дело трансформируется в своеобразный генератор общественного капитала. «Он переходит от предложения публике того, что сам считает наилучшим для нее, к действительному обслуживанию запросов людей посредством доступных ресурсов» - заявляет исполнительный директор Канадской ассоциации музеев Джон Дж. Мак-Авити.[2] Такие требования вынуждают специалистов музейной сферы формировать в своей работе иные компетентные принципы управленческой деятельности. Существенной потребностью теперь является овладение принципами современного музейного менеджмента. Отнюдь не все музеи добились желаемого, но многие проявили себя успешнее остальных. Целью нашей работы является рассмотреть особенности

музейного менеджмента в России на современном этапе его развития:

1) Необходимо отметить подавляющую (по сравнению с другими типами учреждений культуры) долю государственных учреждений. Данное обстоятельство обусловливает общую картину, складывающуюся в музейном пространстве города, но в то же время создает некоторые дополнительные преимущества для вновь созданных частных музеев.

2) Бюджетные средства, выделяемые музеям на инновационное развитие, весьма ограниченны. Основной поток средств идет на поддержание текущей деятельности, прежде всего в виде субсидий. В связи с этим финансирование инновационных разработок со стороны органов управления культурой, как на федеральном, так и на региональном уровнях, происходит по остаточному принципу.

3) Стоит подчеркнуть особенность работы музеев с основополагающими музейными ценностями. В настоящее время посетители музея заинтересованы в получении необычного, яркого опыта. Несмотря на тот факт, что музеи всегда заботились об увеличении, охране и изучении собственных коллекций, в современном обществе на первое место выходит задача создания впечатлений у посетителей, оттесняя на второй план вопросы, связанные с коллекциями и реализацией информационной и образовательной функций музея.

Для этой цели многие музеи, с одной стороны, используют современные информационно-коммуникационные технологии, а с другой -повышают уровень интерактивности при взаимодействии с посетителями. Тем не менее большинство российских музеев в настоящий момент не справляются с задачей внедрения информационных технологий. Практически все музеи имеют собственные веб-сайты, у многих созданы сообщества в социальных сетях. Но эти информационные элементы подразумевают интерактивность в offline режиме, в то время как большинство учреждений сферы услуг, в том числе учреждения культуры, активно внедряют сервисы в режиме online (QR-коды, check-in в Foursquare или Facebook places, обмен и совместное использование фотографий в Instagram, Flickr и т. п.).

Наконец, перед современным музейным менеджментом остро стоит проблема кадров. Также можно наблюдать слабую обновляемость кадров, которая обусловлена возрастной структурой работников и управленцев музея. В связи с этим возникает новая проблема - дефицит кадров, обладающих современными навыками менеджмента, которые позволяли бы эффективно решать встающие перед музеями задачи.

Так же, как и в «большой экономике», в музейной индустрии нет однозначных способов повышения эффективности деятельности музеев. Однако существует целый ряд понятий и представлений, которые помогают анализировать ситуацию, сравнивать варианты развития, давать им оценку и принимать стратегически верные решения. Например, большинство иностранных музеев усилили взаимодействие со сферой бизнеса, привлекая

бизнесменов, как в качестве спонсоров, так и как членов попечительских советов музеев, которые оказывают неоспоримую консультационную поддержку музейным управленцам.

Другим способом привлечения ресурсов является увеличение числа посетителей музеев. Многие зарубежные музеи разработали помимо традиционных форм работы, например, с организованными группами школьников, новые программы по взаимодействию с людьми пожилого возраста и пенсионерами. Эти программы нацелены на семейное времяпрепровождение в музее, в том числе с маленькими детьми.

Близкой к ранее популярной издательской деятельности музеев теперь можно назвать торговлю атрибутикой или репликами музейных экспонатов в магазинах, что стало неотъемлемым атрибутом каждого современного музея. Новые источники доходов составили у некоторых музеев до четверти бюджета.

Одно из популярнейших направлений музейной деятельности сейчас это организация так называемых специальных музейных событий. Под этим следует понимать мероприятие, приуроченное к конкретному поводу, ограниченное во времени и отличающееся от обычных организационных музейных мероприятий.

Еще одним из основных течений деловой активности нынешних музейных структур стало овладение технологий отношений с общественностью. Задача текущих мероприятий - сохранять на соответствующем уровне ранее сформированное отношение общественности к музею и систематически его совершенствовать. Действуя со СМИ, музеи рассылают оповещения, которые содержат немаловажную новость либо нужную информацию для широкой аудитории. Ведутся брифинги, пресс -конференции, «круглые столы», публичные обсуждения вопроса, презентации; организуются просмотры выставок.

Все без исключения данные меры дали возможность большинству музеев благополучно преодолеть проблемы, связанные с сокращением государственного финансирования. Инновационные информационные и коммуникационные технологии небывало расширяют возможности общения. Учреждения, которые правильно выстраивают музейный менеджмент, фиксируют увеличение количества посетителей и дополнительный заработок. Благодаря этому повышается не только социальный престиж самого музея, но и престижа музейного сотрудника и специальности музееведа.

Использованные источники:

1. Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. - М.: Логос, 2002. - 288 с.

2. Мак-Авити Д.Дж. О переменах в управлении музеями - со страстью и рассудком // Экология культуры. Информационный бюллетень.-Архангельск, 2000.- № 6(19.) - С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.