Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ МУЧЕНИК: САКРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ГЕНЕРАЛА КАСЕМА СУЛЕЙМАНИ'

СОВРЕМЕННЫЙ МУЧЕНИК: САКРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ГЕНЕРАЛА КАСЕМА СУЛЕЙМАНИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИИЗМ / МУЧЕНИЧЕСТВО / СУЛЕЙМАНИ / ИРАН / АШУРА / ИСЛАМ / ТРАДИЦИЯ / SHI'ISM / MARTYRDOM / SULEJMANI / IRAN / ASHURA / ISLAM / TRADITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евстратов А.Г.

В данной статье рассматривается деятельность иранских средств массовой информации по сакрализации фигуры командира бригады «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани при его жизни и после смерти. Особый акцент делается на приведение образа генерала в соответствие с шиитской традицией мученичества и превращение его в классического героя этой традиции, но в современных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN MARTYR: SACRALISATION THE IMAGE OF GENERAL QASEM SOLEIMANI

The article is devoted to the activity of the Iranian media in sacralizing the figure of Al-Qods Brigade commander General Kassem Suleimani during his lifetime and after his recent death. Particular emphasis is placed on bringing the image of the general in line with the Shiite tradition of martyrdom and turning it into a classic hero of this tradition, but in modern realities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ МУЧЕНИК: САКРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ГЕНЕРАЛА КАСЕМА СУЛЕЙМАНИ»

УДК 284(55)+929Сулеймани

СОВРЕМЕННЫЙ МУЧЕНИК: САКРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ГЕНЕРАЛА КАСЕМА СУЛЕЙМАНИ

А.Г. Евстратов

Российско-Армянский (Славянский) университет e-mail: anton_nastoyashiy@mail.ru

В данной статье рассматривается деятельность иранских средств массовой информации по сакрализации фигуры командира бригады «Аль-Кудс» генерала Ка-сема Сулеймани при его жизни и после смерти. Особый акцент делается на приведение образа генерала в соответствие с шиитской традицией мученичества и превращение его в классического героя этой традиции, но в современных реалиях.

Ключевые слова: шиизм, мученичество, Сулеймани, Иран, Ашура, ислам, традиция

THE MODERN MARTYR: SACRALISATION THE IMAGE OF GENERAL QASEM SOLEIMANI

A.G. Evstratov

(Yerevan, Armenia)

e-mail: anton_nastoyashiy@mail.ru

The article is devoted to the activity of the Iranian media in sacralizing the figure of Al-Qods Brigade commander General Kassem Suleimani during his lifetime and after his recent death. Particular emphasis is placed on bringing the image of the general in line with the Shiite tradition of martyrdom and turning it into a classic hero of this tradition, but in modern realities.

Keywords: Shi'ism, martyrdom, Sulejmani, Iran, Ashura, Islam, tradition

Важнейшим постулатом шиитского направления в исламе является концепция мученичества, теснейшим образом связанная с борьбой за справедливость - Адалят1. Значительное содержание шиизма - не только сакральное, но и социальное и политическое, отражено в двух названных данностях, что делает эту конфессию принципиально отличной от суннизма или других исламских ответвлений. Шиизм - это конфессия протеста, борьбы против угнетения, тирании и несправедливости, конфессия мученической гибели в этой борьбе и сакрализации данной гибели, в то время

1 Al-Adl (Justice). - URL: http://shiastudies.org/article/the-justice-of-god/ (дата обращения: 01.05.2020).

как суннизм - государственническая идеология, конфессия правящей верхушки халифатов, эмиратов, султанатов или королевств. Мученичество и мученики - неотъемлемая часть шиитской агиографии и в настоящее время. Особенно это актуально для Исламской Республики Иран, где шиизм - это и государственная идеология. Там имеет место сакрализация военных и политических деятелей именно в шиитской сакральной парадигме -в качестве мучеников. Вне сомнения, самым известным таким мучеником на данный момент является недавно погибший командир бригады «Аль-Кудс» генерал Касем Сулеймани. Из просто популярного военного и политического деятеля он стал настоящей сакральной фигурой, и его образ во многом соответствует образам шиитских мучеников из «священной истории», в частности, шиитских Имамов - Али и Хусейна2. В данной работе мы, используя в качестве источников непосредственно публикации иранских средств массовой информации, выступления и высказывания иранских и арабских шиитских лидеров, с помощью семантического анализа отметим основные соответствия подаваемого обществу образа Сулеймани шиитской традиции мученичества и его аналогии c героями шиизма прошлого. Эта тема разрабатывалась нами в прошлых исследованиях в рамках подготовки монографии о жизни и деятельности генерала Касема Сулейма-ни, и мы сошлемся на ряд выводов упомянутых работ.

«Столпами» шиитского мученичества являются названные выше Имам Али и Имам Хусейн, хотя и миссия пророка Мухам-мада воспринимается в классическом шиизме не иначе, как борьба против угнетения, несправедливых племенных, религиозных и политических реалий прошлого, как некая революция. Более того, именно через призму революционного протеста воспринимаются и деятельность иных пророков ислама - Авраама (Ибрагима), Моисея (Мусы), Иисуса (Исы). Особенно ярко такого рода воззрения представлены в работах иранского философа и политика Али Шариати3. Однако Али и Хусейн в восприятии шиитов погибли в этой самой революционной борьбе, а значит, они - мученики. Надо отметить, что мученичество в шиизме отличается

2 Евстратов А.Г. Мученичество в шиизме - щит против террора и угнетения. - URL: http://mostga.am/vzglyad/muchemchestvo-v-shiizme-shchit-protiv-terrora-i-ugneteniya-1254.html/ (дата обращения: 01.05.2020).

3 Шариати А. Красный ислам. - URL: http://www.intelros.-ru/index.php?newsid=253/ (дата обращения: 02.05.2020).

от мученичества, к примеру, в его христианском понимании. Шиитский мученик не отказывается от борьбы, но принимает ее, априори зная о неминуемой гибели, после чего погибает во имя торжества идеи той самой справедливости, Адалята. Так, Али не принял трех первых халифов, самовольно объявивших себя главами мусульманской общины, отказался от сотрудничества с ними, а став халифом сам, повел бескомпромиссную борьбу против восставших арабских аристократов, после чего пал от рук терро-ристов-хариджитов. Хусейн, его сын, в свою очередь, выступил против халифа-узурпатора Язида лишь с 72 сторонниками. В битве против 10-тясячной армии халифа все они пали мученической гибелью. Хумайд бен Муслим писал об этом: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он - такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться»4.

По выражению уже упомянутого Шариати, Имам Хусейн «свидетельствует во имя всех тех, кто был убит правителями, тиранами на протяжении истории, [он] наследник всех лидеров-повстанцев, взыскующих справедливости и сражающихся за свободу и равенство, начиная от Адама (да пребудет мир с ним), навсегда посланник самопожертвования (шахадат), воплощение кровавой революции»5. День Ашура и мученическая гибель Имама Хусейна стали самыми популярными в шиизме траурными событиями6.

Именно этот контекст отражает мифологизацию имени генерала Касема Сулеймани и превращение его в современного шиитского мученика в СМИ, заявлениях политических лидеров и массовой культуре. По-настоящему актуальной «мученическая» риторика вокруг имени генерала стала после его ликвидации в ходе американского авиаудара 2 января 2020 года. Иранские СМИ стали изображать покойного Сулеймани как мученика, который на самом деле всегда хотел погибнуть, чтобы получить эту честь и

4 Зийарат Ашура. - URL: http://shia-news.ru/?node=4479/ (дата обращения: 01.05.2020).

5 Шариати А. Джихад и шахадат. - URL: http://al-khorasani.livejournal.com/2918.html/ (дата обращения: 02.05.2020).

6 Евстратов А.Г. Касем Солеймани - «живой мученик» современного Ирана // Caucaso-Caspica: Труды Института Востоковедения Российско-Армянского (Славянского) университета. Выпуск II-III (2017-2018)./ Под ред. Гарника Асатряна. Ер.: Изд-во РАУ, 2018. С. 331.

встретиться в раю с другими шиитскими героями. К примеру, в статье, опубликованной в «Tehran Times» в день смерти Сулеймани, Сайед Зафар Мехди написал, что «в прошлом году Верховный лидер Али Хаменеи пожелал мученической смерти своему храброму солдату», и это желание сбылось в пятницу7.

Шеф-редактор «Tehran Times» Мохаммад Гадери, в свою очередь, отметил, что «Сулеймани не был человеком - он был культурой, основанной на сопротивлении, защите угнетенных и несгибаемой борьбе с международным терроризмом. Эта культура возникла в результате восстания Имама Хуссейна в день Ашуры. Поскольку кошмары злодея Язида не закончились проливанием крови имама Хусейна, и его халифат не был стабильным, кошмар язидов в Белом доме не закончится и ускорит их крах. Глупые американские лидеры предполагали, что могут победить ось сопротивления, убив генерала Сулеймани. Они убили командира, который был искренним солдатом на Божьем пути и любимым угнетенными людьми по всему миру, игнорируя тот факт, что «культура и идеология сопротивления» не может быть убита»8.

Данная цитата целиком и полностью подтверждает высказанный нами выше тезис о центральном значении сопротивления угнетению во имя справедливости - Адалята в шиизме и в наши дни. При этом если ранее в роли угнетателя шииты видели отнюдь не неверных, а именно арабскую аристократию, по их версии, рядившуюся в одежды ислама и конкретно династию Омей-ядов (оттуда вышел упомянутый халиф Язид - символ и архетип злодея в шиизме), то сейчас центром угнетения и несправедливости ими видятся Соединенные Штаты. Данная парадигма стала выстраиваться еще до Исламской Революции 1979 г. аятоллой Хо-мейни, и была успешно им использована в ходе революционных и постреволюционных событий.

Впрочем, суннитские (особенно - радикально суннитские -салафитские и ваххабитские) силы на Ближнем Востоке также видятся иранскими идеологами как воплощение зла - тем более, что они - идеологические наследники трех первых халифов, поме-

7 How Iranian, Qatari media glorified Qassem Soleimani. - URL: https://www.arabnews.com/node/1609176/media/ (дата обращения: 03.05.2020).

8 Ghaderi M. Soleimani was «culture» and culture cannot be assassinated. -URL: https:// www.tehrantimes.com / news/443729/Soleimani-was-a-culture-and-a-culture-cannot-be-assassinated/ (дата обращения: 05.05.2020).

шавших Имаму Али стать главой исламской общины в VII веке (сунниты считают их «праведными»), и Омейадов (в правление последних начали формироваться первые идеологические постулаты суннизма, хотя само это течение оформилось позже - уже в период халифата Аббасидов), уничтоживших Имама Хусейна. Сотрудничество американцев с суннитскими монархиями Ближнего Востока и некоторыми суннитскими группировками в Сирии и Ираке, а ранее их помощь Саддаму Хусейну в ирано-иракской войне, видятся иранскому политическому руководству и религиозным интеллектуалам вполне логичным - по сути, те и другие, империалисты и салафиты, предстают как единая сила, действующая против «оси сопротивления», которую возглавляет шиитская Исламская Республика Иран.

Однако дискурс, связанный с Касемом Сулеймани, вышел далеко за пределы Ирана и был немедленно воспринят в странах с сильными проиранскими политическими силами и, соответственно, средствами массовой информации. Одним из его ретрансляторов стал лидер ливанского шиитского движения «Хезболла» Хасан Насралла, который неоднократно заявлял о том, что Су-леймани всегда хотел быть убитым на поле битвы. К примеру, в дни траура по генералу, Насралла, обращаясь к скорбящим, сказал: «В четверг вечером, 2 января 2020 г., дорогой любимый брат Касем Сулеймани осуществил свою самую большую и самую желанную мечту... это была его мечта, с тех пор, как он, будучи молодым, присоединился к иранской армии, и он продолжал сохранять эту мечту и эту цель»9.

Поддерживаемая Ираном ливанская телекомпания «Аль-Майадин», которая связана с «Хезболла», начала использовать хэштег # означающий «неизбежное возмездие» на своих

цифровых платформах. Директор этого бейрутского канала Хас-сан бин Джиддо также показал Сулеймани как «мученика», заявив, что канал получил изображение его смерти с Кораном в руке, несмотря на то, что генерал был убит в результате ракетной атаки, и его автомобиль попросту сгорел. Как и «Аль-Майадин»,

9 How Iranian, Qatari media glorified Qassem Soleimani. - URL: https://www.arabnews.com/node/1609176/media/ (дата обращения: 05.05.2020).

другой канал «Аль-Манар», также связанный с «Хезболла», тоже называет генерала Сулеймани «мучеником»10.

Обширные текстовые материалы подкрепляются и наглядно. На официальном сайте верховного лидера аятоллы Али Хаменеи было опубликовано изображение, на котором Сулеймани представлен в объятиях упомянутого выше Имама Хуссейна ибн Али. Картинка была нарисована иранским художником Хасаном Роу аль-Амином, сообщается на сайте иранского Клуба молодых журналистов, проправительственного иранского информационного агентства11. Иранская газета Resalat, опубликовала иллюстрацию, изображающую Сулеймани, встреченного на небесах Имамом Хусейном и аятоллой Хомейни. Уже упомянутый «Аль-Манар» также опубликовал видеорепортаж, в котором Сулейма-ни представлен как мученик. В данном материале, якобы, еще живой Сулеймани впрямую заявил, что хочет пасть на поле бит-вы12.

Надо отметить, что тело Касема Сулеймани было доставлено для прощания с ним именно в Кербеллу - иракский город, близ которого и погиб упомянутый мученик Имам Хусейн в 680 году н.э. Это - третий по значимости священный город для шиитов (после Мекки и Наджафа, в котором находится гробница Имама Али)13, и траурная церемония там, вне сомнения, несет совершенно конкретный символизм и преемственность мученической миссии от героев прошлого к павшему герою настоящего времени.

Однако образ «классического» шиитского мученика создавался Сулеймани задолго до его гибели. Сам Верховный Лидер Ирана аятолла Али Хаменеи открыто назвал его «живым мучени-

10 How Iranian, Qatari media glorified Qassem Soleimani. - URL: https://www.arabnews.com/node/1609176/media/ (дата обращения: 05.05.2020).

11 Naar I. Khamenei website posts illustration of slain General Soleimani with Imam Hussain. - URL: https://engHsh.alarabiya.net/en/media/-digital/2020/01/04/Khamenei-website-posts-drawing-of-slain-commander-Soleimani-with-Imam-Hussain.html/ (дата обращения: 04.05.2020).

12 How Iranian, Qatari media glorified Qassem Soleimani. - URL: https://www.arabnews.com/node/1609176/media/ (дата обращения: 04.05.2020.).

13 Тело Касема Сулеймани везут в Кербелу. - URL: https://haqqin.az/news/166693/ (дата обращения: 05.05.2020).

ком»14, а в 2016 году в Иране на экраны вышел фильм «Живой мученик Касем Сулеймани», совершенно конкретно рисующий генерала как сакральную фигуру15. В киноленте рассказывается о биографии генерала, а также звучат истории его подчиненных и однополчан, рассказывающих о том, как он заботился о них в ходе военных действий - отправлял в заграничные клиники, организовывал похороны убитых, и даже плакал, узнавая о потерях в рядах руководимых им подразделений. Не обошла кинокартина стороной и аскетизм и храбрость генерала, спавшего на боевых позициях, несшего тяготы военной службы с подчиненными и лично руководившего действиями вверенных воинских частей -причем, не только иранских (как это было при командовании Сулеймани иракским шиитским ополчением в боях за г. Тикрит), а также не надевавшего бронежилет. Все эти черты были присущи и Имаму Хусейну, и Имаму Али, и другим шиитским мученикам прошлого, и такого рода истории, вне сомнения, сближают Касе-маСулеймани с ними в сознании верующего мусульманина-шиита.

Отдельно необходимо сказать о широко растиражированной роли генерала в защите шиитских святынь - как Наджафа и Кер-беллы в Ираке, так и Зейнабии в Сирии, что также добавляет фигуре Сулеймани сакральности. Президент Ирана Хасан Роухани лично заявлял о том, что бригада «Аль-Кудс», которой командовал Касем Сулеймани, защищает святыни шиитов, а также простых людей Ирака, Сирии и Ливана16. Это заявление отражает, как сакральную концепцию мученичества, так и защиту генералом и его бойцами социальной справедливости - т.е. Адалята.

После включения ООН Сулеймани в список иранских военных и политических деятелей, которым запрещено покидать территорию страны, а также персональных американских санкций против него, сакральная популярность генерала возросла еще больше. Именно тогда стали появляться и тиражироваться исто-

14 Баранова М. Иранец, который привел Россию в Сирию. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2016/09/29_a_10222325.shtml/ (дата обращения: 05.05.2020).

15 «Живой мученик Касем Сулеймани» (перс.: «ujW^ с^Д», видео телеграмм-канала Yamahdi, 2015). - URL: https://www.aparat.eom/v/vm5De (дата обращения: 5.05.2020).

16 Karami A. Will Iran's most popular general enter politics? - URL: https://www.al-monitor.eom/pulse/originals/2016/06/qassem-soleimani-politics-iran-president-eleetion.html/ (дата обращения: 02.05.2020).

рии о том, как К. Сулеймани обходил эти запреты. Самой значимой из них является рассказ о поездке генерала в Москву, в ходе которой он, якобы, убедил российское военно-политическое руководство о необходимости проведения военной операции в Сирии17.

Примечательной чертой характера генерала на фоне всего этого шума вокруг него была его скромность, также сближавшая его с героями прошлого. Несмотря на фантастическую популярность (согласно последним опросам, рейтинг Сулеймани был 80% - выше, чем у президента и Верховного лидера Исламской Республики), он не заявлял о своих политических амбициях, настаивая на своей роли «простого солдата».

Подобно шиитским Имамам-мученикам, Сулеймани - автор множества метких высказываний, которые помнят и используют его последователи. Так, Ближний Восток генерал называл «не землей дипломатии, а землей джихада», отмечая, что, если бы дипломатические методы были бы применимы везде и всегда, то пророк Мухаммад и шиитские Имамы не брались бы за оружие18. Судя по этому высказыванию, Касем Сулеймани прекрасно понимал свою роль «живого мученика», осознавал постепенную сакрализацию своей фигуры и действовал в имевшихся рамках и в соответствии с появившейся «сакральной» логикой.

Не раз говорил он и о своей возможной смерти - естественно, мученической. Так, отвечая в начале 2019 года на очередную порцию угроз президента США Дональда Трампа, Сулеймани заявил, что иранцы - нация Имама Хусейна, и все готовы стать шахидами19.

«Живой мученик» не мог закончить свою жизнь в постели, умерев от болезни или старости. В данном контексте смерть от удара американского, вражеского беспилотника завершает его сакральную историю. Популярность Касема Сулеймани возросла еще больше, а импульс, приданный его фигурой борьбе против салафитов и империалистов, надолго станет залогом моральной

17 Баранова М. Иранец, который привел Россию в Сирию. - URL:

https://www.gazeta.ru/politics/2016/09/29_a_10222325.shtml/ (дата обращения: 03.05.2020).

19 Касем Сулеймани: мы нация Имама Хусейна (а), все готовы стать шахидами. - URL: http://ru.doosti.org/post/958B8/ (дата обращения: 05.05.2020).

устойчивости иранских спецподразделений на Ближнем Востоке и консолидации иранской нации. «Последний раз, когда я помню такую толпу, была на похоронах аятоллы (Рухоллы) Хомейни 30 лет назад», - сказал известный иранский журналист Мазьяр Хос-рави о количестве людей на траурных церемониях по К. Сулеймани в Иране20.

В каком-то смысле для современного Ирана, страдающего от американских санкций, экономических и социальных проблем и вынужденного вести прокси-войны в Сирии, Йемене и Ираке, гибель Сулеймани оказалась полезной. У иранской нации появился новый сакральный герой-мученик, который сплотил ее вокруг себя в непрекращающейся праведной борьбе за справедливость, в стремлении отомстить за себя, что также напрямую есть отражение Адалята и шиитского сакрального мировоззрения. В этом смысле включение генерала в шиитскую агиографию стало не только интересной идеологической новацией, но и важной и дальновидной мерой укрепления национальной безопасности и стабилизации режима Исламской республики Иран.

20 Soleimani, 'living martyr' who rose above Iran rifts. - URL: https://www.france24.com/en/20200107-soleimani-living-martyr-who-rose-above-iran-rifts/ (дата обращения: 05.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.