Научная статья на тему 'Современный мировой порядок: особенности, проблемы, перспективы'

Современный мировой порядок: особенности, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5573
730
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ПОРЯДОК / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ГЕОПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / СТАТУС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леванова К.А.

Современный мировой порядок призван воплотить идею единства человечества, опираясь на высокоразвитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей при уважении многообразия участников. Этот порядок должен быть справедливым, демократическим, и обеспечит высокий уровень управления и законности, создаст условия для решения коренных проблем, поставленных историческим развитием перед человечеством, включая обеспечение мира и безопасности, устойчивое развитие всех стран, мировой экономики, науки и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный мировой порядок: особенности, проблемы, перспективы»

Кавказ и создать там «исламский халифат». Государство Игил является угрозой безопасности России, а также Турции, Казахстана и Азербайджана. Само это государство признано Верховным судом России террористической международной организацией. Эта террористическая организация производит вербовку граждан России, их обучение, используя методики «промывания мозгов», с целью заброса их на территорию России для ведения подрывной деятельности. В интересы Игил входит кавказская зона, отсоединение ее от территории России.

Итак, в современном мире ни одно государство или нация не могут существовать, не осознавая свой цивилизационный статус. Запад инициирует создание ситуации, в которой эти отношения носили бы, как правило, кон-фронтационный характер. Становится уже вполне очевидным, что достижение Западом провозглашенной им основной цели - установление так называемого «нового мирового порядка», который является частью глобализации, предполагает торжество «западной демократии» в смысле господства западной цивилизации во главе с США над всем остальным миром.

Список литературы:

1. Дугин А. Евразийский триумф // Савицкий П. Континент Евразия. -М.: Аграф, 1991. - 464 с.

2. Мархинин В.В. Русский этнос в межэтнических взаимодействиях: программа исследований в регионах Сибири / В.В. Мархинин - Новосибирск: Институт философии и права, 1993. - 75 с.

3. Нартов Н.А. Геополитика / Н.А. Нартов. - М.: Единство. Изд-во политической литературы, 2002. - 426 с.

4. Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивили-зационные ответы // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. - М., 1995. - 242 с.

5. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века / А.И Уткин. - М: изд-во Эксмо, 2002. - 512 с.

СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

© Леванова К.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Современный мировой порядок призван воплотить идею единства человечества, опираясь на высокоразвитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей при уважении мно-

* Доцент кафедры Новой, новейшей истории и международных отношений.

гообразия участников. Этот порядок должен быть справедливым, демократическим, и обеспечит высокий уровень управления и законности, создаст условия для решения коренных проблем, поставленных историческим развитием перед человечеством, включая обеспечение мира и безопасности, устойчивое развитие всех стран, мировой экономики, науки и культуры.

Ключевые слова: мировой порядок, легитимность, геополитическое противоборство, геополитика, дипломатия, международная безопасность, национальная безопасность, вызовы и угрозы, статус.

В канун XXI в. международное сообщество определило основы нового мирового порядка. В принятой на Саммите тысячелетия в 2000 г. Декларации тысячелетия содержатся положения необходимые для понимания природы нового миропорядка. В Декларации говорится, что «руководители государств и правительств, наряду с ответственностью перед своими обществами несут коллективную ответственность перед народами мира за обеспечение их благополучия». В качестве основных целей нового мирового порядка Декларация определила «мир, безопасность и разоружение, освобождение народов от угрозы войны, как между государствами, так и внутри государств» [3].

Изменения, затронувшие мир на рубеже XX-XXI вв., существенно повлияли на развитие современных международных отношений. Завершение «холодной войны», отказ от политики противостояния, расширение числа стран, вставших на путь демократизации, формирование глобального гражданского общества, утверждение норм и принципов культуры мира, расширение числа международных субъектов - все это, несомненно, позитивные изменения в современной системе международных отношений. Вместе с тем, в мире имеется ряд факторов, оказывающих негативное влияние на международные отношения: противоречия между Западом и Востоком, Севером и Югом; нестабильность европейского региона; расширение числа держав, обладающих ядерным оружием и средствами его доставки; активизация международного терроризма [1].

В современном мире можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития международных отношений. Первая тенденция характеризуется процессом становления многополюсного мира. Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация заключающаяся в развитии единой системы мировой связи, ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных корпораций. Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Во всех перечисленных моделях по-своему ведет себя и феномен геополитического противоборства. В первом случае это классический образец с преобладанием жестких

и бескомпромиссных способов выяснения отношений между собой, во втором это изощренные формы двойных стандартов, протекционизма и стяжательства, в условиях которых допускается применение силового воздействия и только третий вариант основан на инновационных методиках, принципах и подходах, когда геополитическое противоборство принимает формы сотрудничества, соревновательности, взаимодействия, которые способствуют минимизации рисков, связанных с насилием, своеволием и диктатом [1].

Особенность современного этапа развития международных отношений состоит в том, что процессы глобализации, усиление экономической и социальной взаимозависимости стран и народов парадоксальным образом соседствуют с очевидным снижением управляемости международной системы. В мире начала XXI века множатся очаги региональной нестабильности, сохраняются многие пережитки «холодной войны», расшатывается система международного права, под вопрос ставится ведущая роль международных организаций, включая ООН [5]. В ее нынешнем виде Организация Объединенных Наций сохраняет свое значение как уникальный и универсальный инструмент диалога, однако на практике она не только лишена возможности вмешиваться в международные конфликты, но и зачастую препятствует формированию институтов, способных эффективно решать возникающие проблемы. ООН подошла к рубежу, на котором необходим «ремонт» ее структуры, причем отнюдь не косметический. Попытки реформировать организацию пока не очень успешны [9].

Мировой порядок XXI века не похож на прежний, столь привычный для политиков прошлого столетия. Основное его отличие заключаться в том, что незыблемый на протяжении последних трехсот лет принцип баланса сил утратит свое былое значение. Снижение вероятности конфликта между великими державами и сближение их позиций по большинству спорных международных проблем ведет к формированию альянса развитых стран, мощь которого не может быть уравновешена никаким объединением сил «периферийных» государств. Важным следствием подобной трансформации стал отказ от «демократизации» международных отношений, от учета мнения и позиций «падающих» и «несостоявшихся» государств и их поддержки и, наконец, от соглашательской политики, намеренно игнорирующей нарушения общепринятых норм и прав человека в странах «периферии», от курса на распространение оружия массового уничтожения и спонсирование террористической активности. Коалиция развитых стран может устанавливать нормы поведения на международной арене, а также правила, ограничивающие степень свободы правительств в отношении собственных граждан. Современные международные отношения существуют в рамках порядка, более низкого организационного уровня, порядка, который воплощает все многообразие взаимодействия разных стран мира, в том числе существующие между ними противоречия как идейно-культурной и конфессиональной при-

роды, так и военно- и геополитического, экономического и геоэкономического характеров. Таков по определению современный международный порядок в его реальных измерениях [5].

Для характеристики современного международного порядка наиболее значимыми являются несколько черт. Первая - его довольно жесткая иерархичность. В отечественной литературе сложилось два подхода к ее анализу: структурный и режимно-институциональный. Для первого типично исследование иерархии через призму полярности. В этой логике ключевым является вопрос о том, сколько полюсов влияния имеется в современном мире и какой из них - главный. Дискуссии концентрируются вокруг двух версий: сторонники первой стремятся отыскать в современных международных отношениях признаки многополярности, второй - указывают на черты одно-полярности современной международной системы, одновременно выдвигая несколько версий понимания однополярности. Следуя такому комбинированному подходу, проще ответить на вопрос о природе современной международной иерархии, поскольку с позиции и структурного, и режимно-институционального подхода руководящим звеном таковой де-факто признаются Соединенные Штаты Америки как единственный комплексный лидер современного мира, хотя де-юре это главенствование не признается одними и оспаривается другими важнейшими игроками международной политики.

Под воздействием этих факторов во многих странах мира, включая и Россию, нарастают настроения антиглобализма, ностальгии по ушедшему в прошлое миру ХХ века. Нередко приходится слышать мнение о том, что, ограничив свое участие в глобальных процессах, можно оградить себя от негативных последствий в мировой экономике и политике. Изоляционизм выдается за патриотизм, а беспомощность в вопросах мировой политики и экономики представляется чуть ли не принципиальной позицией. Но изоляционизм в современном мире не имеет перспектив. Он обрекает страну на ущербное положение, при котором, будучи лишенной возможности влиять на процессы глобализации, она в то же время сама испытывает на себе ее негативные последствия. Эрозия мирового порядка, расширение зоны хаоса и неопределенности в мировой политике в стратегическом плане будут губительными для всех, в том числе и для России.

Имеющийся у России потенциал, восстановленный за последние годы статус нашей державы в международной системе, позволяют ставить перед нашей внешней политикой принципиально новые задачи. Сложившееся сегодня благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов позволяет России претендовать на роль глобального лидера в решении исторической задачи восстановления управляемости современного мира, выстраивания нового миропорядка на десятилетия вперед. Необходим более активный поиск потенциальных партнеров, союзников и реципиентов российских предложений среди политической, экономической и интеллекту-

альной элиты зарубежных стран. Реализация «доктрины Путина» вряд ли возможна без выхода за рамки узкого сообщества «друзей России» без апелляции к наиболее динамичным, наиболее адаптивным, глобально ориентированным общественным и политическим силам - как на Западе, так и на Востоке [4].

Превращение России в неотъемлемую часть международной системы -ключевая задача нарождающегося международного порядка. Россия может стать тем пока недостающим звеном в цепи региональных и трансрегиональных интеграционных проектов, которое придаст формирующейся современной архитектуре нового мирового порядка завершенный вид. Ближайшие годы, скорее всего, будут решающими в том, что касается утверждения новых правил игры и новых принципов, на которых будет функционировать мировая политика в обозримом будущем.

В ходе исторического развития структура мирового пространства и геополитические процессы, изменяясь, привносят в мир поочередно импульсы созидания и разрушения. К сожалению, крушение биполярной геополитической модели мироустройства не привело к более безопасному и стабильному миру. На смену относительно устойчивой геополитической структуре двух мировых полюсов пришел период перманентной нестабильности, обусловленный стремлением держав западной цивилизации установить новый мировой порядок, который бы отличался ярко выраженной униполярно-стью, навязыванием отдельной группой промышленно развитых стран своей воли всем остальным государствам и народам.

Современный мировой порядок по своей сути и содержанию нелинеен, сложен и многофункционален. Можно предположить, что в будущем мировой порядок будет базироваться на иных принципах и императивах развития, в которых будут вытеснены традиционные (классические) геополитические стереотипы конфронтации, вражды и конфликта. Особенным в данной конструкции выступает то обстоятельство, что полицентричный мир как геополитический сценарий будущего возможен только в том случае, если при различных коллизиях и противоречиях, которые естественны в отношениях между акторами в условиях глобального рынка и конкуренции, будет преобладать не силовой подход, разжигающий конфронтационный потенциал, а альтернативный источник, сотрудничества и партнерства, формирующий навыки конструктивного, бесконфликтного общения и диалога. От того, насколько консолидировано, слаженно и обдуманно мировое сообщество будет использовать имеющийся у нее на вооружении потенциал развития, будет зависеть и облик нашей планеты, и равноприемлемое для всех будущее [6].

Рост значения интересов международного сообщества не означает ущемления интересов государств. Приходится, однако, констатировать, что в политике государств по-прежнему центральное место занимают узко понимаемые национальные интересы. Отставание политического мышления про-

является в двух основных аспектах. Первый состоит в том, что политическое мышление как политических деятелей, так и многих теоретиков не избавилось от стереотипов холодной войны [2]. Второй аспект феномена отставания политического мышления состоит в отсутствии четкого представления о новом мировом порядке и путях его формирования. «Современный этап мирового развития отличается исключительной сложностью, - отмечает министр иностранных дел РФ С.В. Лавров. - Он чрезвычайно трудно поддается каким-либо точным оценкам. Потому что, наверное, никогда еще международные отношения не носили столь неопределенный, непредсказуемый характер» [8].

Большинство теоретиков признают необходимость преобразования глобальной системы международных отношений, но при этом далеки от единства в том, какой должна быть новая система и каковы пути достижения цели. Характеризуя сложившуюся ситуацию в мире Г. Киссинджер пишет: «Ни одна из наиболее важных стран, которые должны строить новый мировой порядок, не обладает каким-либо опытом в отношении появляющейся системы с множеством государств. Никогда ранее новый мировой порядок не формировался на базе столь различных концепций или в таком глобальном масштабе» [7].

Дестабилизация современной системы международных отношений свидетельствуют о том, что человечество находится на переломном этапе своего развития. Объективные императивы выживания, безопасности и развития влекут за собой потребность в более надежном международном порядке. Время покажет, будет ли новый порядок регулироваться планетарным правительством, располагающим для этого соответствующими средствами наднационального характера - правительством, армией, действенными правовыми механизмами и т.п., - или его основой станут несколько взаимодействующих между собой интегрированных региональных центров, охватывающих своей совокупности весь мир, или же это будет какой-то иной вариант управления миром. Но в любом случае создание и функционирование надежного мирового порядка может быть достигнуто лишь на основе создания условий для реализации интересов и сохранения ценностей не только государств и межправительственных организаций, но и самых разнообразных социальных общностей, и даже конкретных людей. Сегодняшний мир еще далек от такого состояния. Прежний международный порядок, построенный на силе и устрашении, хотя и подорван в глобальном масштабе, но в то же время его правила и нормы еще продолжают действовать (особенно на региональных уровнях), что не позволяет сделать вывод о необратимости тех или иных тенденций.

Список литературы:

1. Богатуров А.Д. Современный международный порядок // Международные процессы. - Январь-апрель 2003. - Т. 1. - № 1. - С. 6-23.

2. Brands M. Obsolescence of Almost All Theories Concerning International Relations // European Revue. - 1998. - № 3.

3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru /documents/de-clconv/declarations/summitdecl (дата обращения: 5.04.2015).

4. Иванов И.С. Время диалога - почему «доктрина Путина» востребована // Российская газета. - 25 декабря 2013. - № 6267.

5. Иноземцев В., Караганов С. О мировом порядке XXI века// Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.po-lit. ru/article/2005/02/14/world/(дата обращения: 5.04.2015).

6. Калюжный В. Современный мировой порядок и геополитическое противоборство // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://orien-tir.milportal.ru/ (дата обращения: 5.04.2015).

7. Киссинджер Г. Как сконструировать Новый мировой порядок // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/ (дата обращения: 5.04.2015).

8. Лавров С.В. Настоящее и будущее глобальной политики: взгляд из Москвы // Россия в глобальной политике. - 2007. - № 2.

9. Примакова Е. ООН: вызовы времени // Россия в глобальной политике. -сентябрь-октябрь 2004. - Т. 2. - № 5. - С. 68-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.