Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМ'

СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / понятие терроризма / международный терроризм / правовые методы борьбы с терроризмом / борьба с терроризмом / terrorism / the concept of terrorism / international terrorism / legal methods of combating terrorism / the fight against terrorism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А В. Нерсесян, О Г. Морозова

Статья исследует актуальную проблему международного терроризма и эффективных правовых подходов к его противодействию. Статья рассматривает важность наличия правового инструментария для эффективной борьбы с терроризмом и поддержания международной стабильности. Автор обсуждает дефиницию терроризма и его причины, освещает актуальные проблемы и сложности. Автор анализирует роль Организации Объединенных Наций, Европейского Союза и других региональных организаций в содействии международной координации в борьбе с терроризмом. Кроме того, в статье освещаются новые вызовы, связанные с использованием интернета и социальных сетей террористами. В заключении статьи автор приходит к выводу о важности гармонизации правовых стандартов и укреплении международного сотрудничества для эффективного противодействия современному международному терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERNATIONAL TERRORISM AND LEGAL METHODS OF COMBATING IT

The article explores the actual problem of international terrorism and effective legal approaches to its counteraction. The article considers the importance of having legal tools for effective fight against terrorism and maintaining international stability. The author discusses the definition of terrorism and its causes, highlights current problems and difficulties. The author analyzes the role of the United Nations, the European Union and other regional organizations in promoting international coordination in the fight against terrorism. In addition, the article highlights new challenges associated with the use of the Internet and social networks by terrorists. In conclusion, the author comes to the conclusion about the importance of harmonizing legal standards and strengthening international cooperation to effectively counter modern international terrorism.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМ»

СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ

БОРЬБЫ С НИМ

А.В. Нерсесян, студент

Научный руководитель: О.Г. Морозова, канд. юрид. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-1-155-159

Аннотация. Статья исследует актуальную проблему международного терроризма и эффективных правовых подходов к его противодействию. Статья рассматривает важность наличия правового инструментария для эффективной борьбы с терроризмом и поддержания международной стабильности. Автор обсуждает дефиницию терроризма и его причины, освещает актуальные проблемы и сложности. Автор анализирует роль Организации Объединенных Наций, Европейского Союза и других региональных организаций в содействии международной координации в борьбе с терроризмом. Кроме того, в статье освещаются новые вызовы, связанные с использованием интернета и социальных сетей террористами. В заключении статьи автор приходит к выводу о важности гармонизации правовых стандартов и укреплении международного сотрудничества для эффективного противодействия современному международному терроризму.

Ключевые слова: терроризм, понятие терроризма, международный терроризм, правовые методы борьбы с терроризмом, борьба с терроризмом.

Международный терроризм является одной из основных угроз человеческой цивилизации, формой насильственного разрушения социального устройства. Мотивы и цели преступников, методы совершения террористических актов менялись на протяжении всей истории человечества. Терроризм отличается от других преступлений многогранностью, нестабильностью и прогрессирующей формой совершения общественно-опасного деяния. В настоящее время такие факторы, как неправомерное использование компьютерных технологий и достижений научно-технического прогресса, мобилизация иностранных наемников, миграционные потоки, организованная преступность, глобализация всё больше воздействуют на увеличение террористических актов.

Относительно дефиниции терроризма на сегодняшний день нет единого мнения, хотя, данное определение раскрывается в Федеральном Законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Так, согласно данному закону, терроризм - это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или междуна-

родными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [1]. Однако, это не является ограничением для научных дебатов, что порождает различные видения сути этого явления.

Считаем, что дефиниция терроризма должна раскрываться с помощью таких элементов, как: угроза, нападение, насилие, эмоционально-психологическое воздействие (создание страха) на мирное население и/или должностных лиц, публичность, экстремистский фундамент деятельности, системность, организованность.

В данный момент не представляется однозначным определить полную дефиницию терроризма, отражающую все грани данного явления, но одно сказать можно с точностью, что терроризм - это инструмент, который посредством угроз и нападений направлен на создание страха для достижения определенных целей [2].

Непременным условием предотвращения терроризма является изучение причин его появления: от низкого социального уровня жизни людей, культурной асин-хронии до влияния средств массовой информации, геополитических конфликтов,

попыток государств использовать терроризм в рамках продвижения своей политики. Стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день большое влияние на проблему противодействия международному терроризму играет политический фактор, поскольку многие страны на локальные и глобальные акты терроризма смотрят через призму собственных интересов.

Стоит отметить, что всемирный карантин, вызванный СОУГО-19, усугубил проблему борьбы с международным терроризмом, поскольку террористические группировки адаптировали к действию свои подходы и призывы через всемирную сеть - Интернет, чтобы продолжать осуществлять подстрекательство людей к насилию, а также призывать распространять вирус среди религиозных групп или расовых меньшинств, подрывать доверие народа к правительству многих государств, высказывая мнение о том, что вирус «это гнев Бога на Запад» [2].

Мы убеждены, что противодействие международному терроризму должно происходить на основе подлинного коллективного подхода государств, избегая ведения двойных стандартов. Международная коалиция по противодействию терроризму должна складываться исключительно в соответствии с нормами международного права. Однако, следует заранее упомянуть о поправках и дополнениях в Конституцию Российской Федерации, внесенных в 2020 году, которые регламентирует новый порядок применения международных норм. Согласно изменениям, на первый план выступают нормы национального права, а не международного, как было раньше. В ст. 15 предусмотрено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Равным образом Конституции не могут противоречить и международные договоры Российской Федерации. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нормы международного права не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции и реализуются

при условии признания ее высшей юридической силы.

В результате принятия дополнений в ст. 79 Конституции Российской Федерации, признавших недопустимость исполнения в стране решений межгосударственных органов, противоречащих Конституции России, утверждается приоритет национальной конституции над толкованием решений межгосударственных органов, в которых под сомнение может быть поставлено верховенство Конституции РФ, проявляется угроза безопасности, территориальной целостности Российской Федерации [3].

Основополагающим документом глобальной уголовной политики в сфере борьбы с терроризмом является «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций», которая предусматривает цели и меры противодействия международному терроризму [4]. Данный нормативный правовой акт имеет ряд международных документов и дополнительных соглашений о противодействии терроризму, что позволяет сделать вывод о том, что на глобальном уровне отсутствует единая нормативно-правовая база в области противодействия терроризму, которая бы включала все проявления террористической угрозы и способы предупреждения и противодействия ей.

Большая часть договоров в области противодействия международному терроризму создана под эгидой ООН, к примеру, «Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом» [5], «Международная конвенция о борьбе с захватом заложников» [6], а на региональном уровне также созданы нормативные правовые акты с помощью Содружества Независимых Государств (например, Модельный Закон «О борьбе с терроризмом» [7]), Шанхайской Организации Сотрудничества (например, «Конвенция Шанхайской Организации Сотрудничества против терроризма» [8]) и т.д.

Однако, в современных условиях роста конфронтации между Востоком и Западом перспектива качественного исполнения норм большинства глобальных нормативных актов выглядит весьма туманной, поскольку происходит культивирование ру-

софобии, как цели насильственных действий.

Прежде всего правовую основу борьбы с международным терроризмом в рамках Российской Федерации возглавляет Конституция Российской Федерации, в которой указаны такие нормы, как:

1. ч. 5 ст. 13 - в ней содержится конституционный постулат о запрете создания и функционирования тех общественных объединений, чьи цели или действия направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

2. ст. 21 - указано то, что достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

3. ст. 45 - государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Помимо таких фундаментальных нормативных правовых актов, как Уголовный Кодекс Российской Федерации [9], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [10], которые устанавливают уголовную и, соответственно, административную ответственность за действия террористического характера, действуют также:

1. Федеральный Закон «О противодействии терроризму», который повсеместно с Указом Президента РФ, утверждающим комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, закладывает фундамент противодействия терроризму [11].

Стоит подчеркнуть, что контртеррористический характер специальной военной операции, проводимой в настоящее время Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Украины, полностью соответствует Федеральному закону «О противодействии терроризму», который предусматривает возможность применения Вооруженными Силами Российской Федерации мер для пресечения международного терроризма за пределами территории Российской Федерации.

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, в которой указаны такие приоритетные направления, как предупреждение, борьба с терроризмом и ликвидация последствий его проявления [12].

Здесь же стоит указать о «Стратегии противодействия экстремизму», в которой указывается, что терроризм является крайним проявлением экстремизма и существует до тех пор, пока существует экстремистская идеология [13]. Данная формулировка является спорной, поскольку антикоррупционный закон терроризма представляет терроризм вне связи с экстремистской идеологией, лишь упоминая его, как внутренний или внешний фактор возникновения и распространения терроризма. Данная неоднозначность порождает слияние дефиниций и отсутствие должного понятийного аппарата.

Также в Российской Федерации действует такой специализированный орган, как Национальный антитеррористический комитет, которым с момента формирования проведена колоссальная работа по созданию и совершенствованию общегосударственной системы безопасности в сфере противодействия терроризму.

В целом необходимо отметить, что сведение противодействия только к мерам, «указанным на бумаге», недооценка опасности этого явления влечет за собой опасность возникновения ранее непредвиденных, не спрогнозированных негативных последствий.

Необходимо подчеркнуть, что закон не всегда может оградить людей, общество и государство от актов терроризма. Поэтому упор к контртеррористической деятельности должен быть сделан на превентивные меры борьбы с терроризмом: проведение различных профилактических мероприятий по стратегически выдержанному плану, обоюдно заинтересованный обмен информацией с другими государствами, подготовка квалифицированных специалистов, использование всего потенциала искусственного интеллекта в прогнозировании и предупреждении террористических актов.

Библиографический список

1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.

2. Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю. Трансформация международного терроризма в современном мире // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. - 2022. - №3 (11).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., № 0001202210060013.

4. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций от 08 сентября 2006 (A/RES/60/288).

5. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом: Принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 года.

6. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников: Принята резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года.

7. Модельный закон О борьбе с терроризмом (принят постановлением на двенадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 8 декабря 1998 г. № 12-7).

8. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня

2009 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 2 октября

2010 г. № 253-Ф3.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1, ст. 1.

11. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации от 28.12.2018 № Пр-2665) // Документ опубликован не был.

12. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) // Российская газета, 20.10.2009, № 198.

13. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.06.2020, № 22, ст. 3475.

MODERN INTERNATIONAL TERRORISM AND LEGAL METHODS

OF COMBATING IT

A.V. Nersesyan, Student

Supervisor: O.G. Morozova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article explores the actual problem of international terrorism and effective legal approaches to its counteraction. The article considers the importance of having legal tools for effective fight against terrorism and maintaining international stability. The author discusses the definition of terrorism and its causes, highlights current problems and difficulties. The author analyzes the role of the United Nations, the European Union and other regional organizations in promoting international coordination in the fight against terrorism. In addition, the article highlights new challenges associated with the use of the Internet and social networks by terrorists. In conclusion, the author comes to the conclusion about the importance of harmonizing legal standards and strengthening international cooperation to effectively counter modern international terrorism.

Keywords: terrorism, the concept of terrorism, international terrorism, legal methods of combating terrorism, the fight against terrorism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.