Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1315
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНОЧНАЯ ПРАКТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНЩИК / РЫНОК ОЦЕНОЧНЫХ УСЛУГ / СРО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Ирина Витальевна, Лактюшина Арина Павловна

В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база и разработаны соответствующие механизмы для осуществления регулирования оценочной деятельности, однако, практические аспекты деятельности субъектов оценочной деятельности и оценочных компаний не всегда отвечают современным критериям. Выявление и анализ имеющихся проблем, определение перспектив развития, является необходимым инструментом для совершенствования механизма регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации, что подтверждает актуальность данного исследования. В ходе исследования определен ряд проблем и противоречий, возникших вследствие законодательных преобразований. Авторы предлагают привести нормативно-правовые документы, касающиеся оценочной деятельности, в соответствие с гражданским законодательством. Большое значение придается совершенствованию системы обучения и переобучения, повышения квалификации специалистов-оценщиков. Проведена оценка влияния современных цифровых технологий на оценочную деятельность и определены перспективы трансформации основных процессов в отрасли.Currently, the Russian Federation has formed a legislative framework and developed appropriate mechanisms for regulating valuation activities, however, the practical aspects of the activities of valuation entities and valuation companies do not always meet modern criteria. Identification and analysis of existing problems, determination of development prospects, is a necessary tool for improving the mechanism of regulation of valuation activities in the Russian Federation, which confirms the relevance of this study. The study identifies a number of problems and contradictions that have arisen as a result of legislative changes. The authors propose to bring the regulatory and legal documents related to evaluation activities in line with civil legislation. Great importance is attached to the improvement of the system of training and retraining, professional development of appraisers. The assessment of the impact of modern digital technologies on the evaluation activity is carried out and the prospects for the transformation of the main processes in the industry are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 332.69

Экономические науки

Крюкова Ирина Витальевна, студентка группы КФ18-8 факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Лактюшина Арина Павловна, студентка группы КФ18-8 факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база и разработаны соответствующие механизмы для осуществления регулирования оценочной деятельности, однако, практические аспекты деятельности субъектов оценочной деятельности и оценочных компаний не всегда отвечают современным критериям. Выявление и анализ имеющихся проблем, определение перспектив развития, является необходимым инструментом для совершенствования механизма регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации, что подтверждает актуальность данного исследования. В ходе исследования определен ряд проблем и противоречий, возникших вследствие законодательных преобразований. Авторы предлагают привести нормативно-правовые документы, касающиеся оценочной деятельности, в соответствие с гражданским законодательством. Большое значение придается совершенствованию системы обучения и переобучения, повышения квалификации специалистов-оценщиков. Проведена оценка влияния современных цифровых технологий на оценочную деятельность и определены перспективы трансформации основных процессов в отрасли.

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценочная практика, регулирование оценочной деятельности, оценщик, рынок оценочных услуг, СРО, цифровая трансформация оценочной деятельности, цифровизация.

Abstract: Currently, the Russian Federation has formed a legislative framework and developed appropriate mechanisms for regulating valuation activities, however, the practical aspects of the activities of valuation entities and valuation companies do not always meet modern criteria. Identification and analysis of existing problems, determination of development prospects, is a necessary tool for improving the mechanism of regulation of valuation activities in the Russian Federation, which confirms the relevance of this study. The study identifies a number of problems and contradictions that have arisen as a result of legislative changes. The authors propose to bring the regulatory and legal documents related to evaluation activities in line with civil legislation. Great importance is attached to the improvement of the system of training and retraining, professional development of appraisers. The assessment of the impact of modern digital technologies on the evaluation activity is carried out and the prospects for the transformation of the main processes in the industry are determined.

Keywords: valuation activity, valuation practice, regulation of valuation activity, appraiser, market of valuation services, SRO, digital transformation of valuation activity, digitalization.

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 1Э5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости [12].

Оценочная деятельность, являясь неотъемлемой частью практического хозяйствования, обеспечивает информационную основу для принятия верных управленческих решений, способствует структурной перестройке экономики, формированию конкурентной рыночной среды, активизации инвестиционных процессов.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база и разработаны соответствующие механизмы для осуществления регулирования оценочной деятельности, однако, практические аспекты деятельности субъектов оценочной деятельности и оценочных компаний не всегда отвечают современным критериям. Выявление и анализ имеющихся проблем, определение перспектив развития, является необходимым инструментом для совершенствования механизма регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование

Основополагающим нормативным актом в области регулирования оценочной деятельности является Федеральный закон от 29.07.1998 № 1Э5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в котором определено, что оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности [12]. Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом Федеральных законов: «О саморегулируемых организациях», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и другими. В соответствии со статьей 3 ГК РФ, помимо Федеральных законов и международных договоров, к нормативно-правовым актам Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие при проведении

оценочной деятельности, относятся: Конституция Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Акты Министерства экономического развития и иных Федеральных органов исполнительной власти [3].

Важно отметить, что на сегодняшний день нет подписанных Российской Федерацией международных договоров, затрагивающих вопросы оценочной деятельности.

В Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определены три основных признака оценочной деятельности:

• Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность.

Обращаем внимание, что в более ранних редакциях Федерального закона в определении понятия «оценочная деятельность» отсутствовала такая составляющая как профессиональная деятельность.

• Субъектами оценочной деятельности являются только субъекты, определенные настоящим законом;

• Деятельность субъектов должна быть направлена на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Основными признаками профессиональной оценочной деятельности, указанной в Федеральном законе, являются:

• Подчинение правилам деловой и профессиональной этики;

• Наличие профессиональных знаний в области оценочной деятельности [12].

Для совершенствования государственного регулирования и механизмов саморегулирования Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2013г. № 1744р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование оценочной деятельности». Реализация плана мероприятий была призвана обеспечить транспарентность и обоснованность определения

итоговой величины стоимости объекта оценки, а также повысить качество предоставления оценочных услуг [9]. По состоянию на 2018 год все нормативные правовые документы, предусмотренные «дорожной картой», приняты и реализуются [10], в дальнейшем был запланирован контроль эффективности принятых решений.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и их соответствие определенным критериям, установленным профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) или совместно [5].

В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регулирование оценочной деятельности осуществляется:

• Национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков;

• Советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе;

Дублирующий государственный орган при Министерстве экономического развития. Таким образом, государство не отказалось от регулирования оценочной деятельности.

• Саморегулируемыми организациями.

Процедуры регулирования заключаются в следующем:

• Определение методологических требований к процедурам оценки в соответствии с ФСО;

• Определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанных с его независимостью;

• Определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыта практической работы оценщика [12].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день сформированы механизмы регулирования оценочной

деятельности в Российской Федерации. А насколько эти механизмы эффективны, предстоит разобраться.

Проблемы и перспективы развития оценочной деятельности в России

На сегодняшний день, несмотря на сформированную законодательную базу, где определены механизмы регулирования оценочной деятельностью в Российской Федерации, существуют спорные вопросы, касающиеся понятий и положений, изложенных в Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Данные вопросы поднимаются научным сообществом достаточно давно, однако до настоящего времени решение не найдено. Так, Воскресенская Е. В. [2] указывает, что отнесение оценочной деятельности к публично-значимым видам деятельности, представляется концептуально ошибочным, нарушающим некоторые основополагающие положения гражданского законодательства РФ, и формирует вывод, что оценочная деятельность относится к профессиональным видам предпринимательской деятельности:

• Из анализа гражданского законодательства следует, что по своей гражданско-правовой природе оценочная деятельность является предпринимательской и не носит публичный характер. Таким образом, современное регулирование оценочной деятельности нарушает положения гражданского законодательства о предпринимательской деятельности и не соответствует задачам и целям проводимой в России административной реформы;

• Исключение из числа субъектов оценочной деятельности юридических лиц нарушает положение гражданского законодательства о предпринимательской деятельности, субъектами которой являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Из этого вытекает снижение гарантий ответственности оценщиков перед потребителями их услуг, так как гражданско-правовая ответственность юридического лица как субъекта оценочной (предпринимательской) деятельности выше, чем такая же

ответственность физического лица, не являющегося предпринимателем (п.1 и 3 ст.401 ГК РФ).

• Возложив гражданско-правовую ответственность за результат оценки на оценщика-работника юридического лица, заключившего договор на проведение оценки, закон фактически освободил от такой ответственности само юридическое лицо. Согласно положениям гражданского законодательства о субъектах гражданского права, именно юридическое лицо, заключившее договор на проведение оценки, должно нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств [2].

Мы полностью поддерживанием мнение автора исследования, ввиду того что в нормативно-правовом регулировании не должно быть различных интерпретаций каких-либо понятий и быть каких-либо несоответствий, каждое положение любого законодательного акта должно соответствовать применяемым положениям других законодательных актов. Следовательно, необходимо привести нормативно-правовые документы, касающиеся оценочной деятельности, в соответствие с гражданским законодательством.

Несмотря на сформированную законодательную базу, где определены механизмы регулирования оценочной деятельностью в Российской Федерации, в настоящее время существует ряд проблем, решение которых должно быть в приоритете. Остановимся на некоторых из них и предложим возможные решения.

В последние годы происходит сокращение участников рынка оценочных услуг. Это можно связать с ужесточением требований к юридическим и физическим лицам, занимающимися оценочной деятельностью, а также снижением спроса на оценочные услуги. Поправки в Федеральном законе, вступившие в силу с 1 апреля 2018 года, касающиеся необходимости сдачи квалификационных экзаменов [12], послужили причиной сокращения на рынке оценочных услуг количества оценщиков, имеющих право подписи, а также и самих СРО. Соответственно, данные изменения отразились на позициях оценочных компаний по наличию в штате оценщиков соответствующего

уровня. Таким образом, вышеназванные нововведения послужили толчком к массовому уходу с рынка небольших оценочных фирм и ИП, и уменьшению количества оценщиков-членов СРО. Хорошо это или плохо? С одной стороны, усиление государственного контроля и ужесточение требований к квалификации оценщиков ведет к тому, что на рынке останутся только высококвалифицированные специалисты, с другой - массовый уход небольших фирм, особенно в регионах, ведет к дефициту услуг и, соответственно, к удорожанию стоимости их оказания. Также ужесточение квалификационных требований к оценщикам привело к возникновению «продаж» оценочными компаниями услуг оценщиков с аттестатом.

Специалисты-оценщики, практикующие оценку нескольких видов собственности, теперь могут работать только по направлению, указанному в квалификационном аттестате, или должны сдавать экзамены по всем направлениям. Данные усложнения, естественно, ведут к повышению профессионального уровня оценщиков, однако, и к сужению профессиональной деятельности, к уходу с рынка большого числа многопрофильных оценщиков, опять же в основном в регионах, где именно многопрофильные специалисты-оценщики были востребованы, что приводит к дефициту специалистов и удорожанию услуг.

Как еще в 2017 году отмечал Медовый А. Е. [7], не решен вопрос в отношении необходимости сдачи квалификационного экзамена научными работниками. Мы полностью разделяем точку зрения автора о нецелесообразности подвергать экзаменационной проверке людей, имеющих ученые звания и степени в области экономических наук и занимающихся наукой в области оценочной деятельности. Однако данная проблема до настоящего времени не решена, таким образом, оценочной деятельностью не могут заниматься научные работники без сдачи квалификационного экзамена, то есть специалисты, чей профессиональный уровень не может ставиться под сомнение.

К проблемам оценочной деятельности относится вопрос возврата компенсационного фонда. С 1 апреля 2018 года из членов СРО исключаются оценщики, не представившие квалификационные аттестаты, однако, законом не предусмотрен возврат компенсационного фонда, ни в этом случае, ни в случае перехода оценщика в другую СРО, в этом случае оценщик должен заново оплатить взнос, и так далее. Очевидно, что данный вопрос требует урегулирования. Следует учесть, что на сегодняшний день не известно ни одного случая использования компенсационного фонда для погашения ущерба, принесенного членами СРО по решению суда [8].

К чему может привести исключение из полномочий Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ вопросов, касающихся рассмотрения проектов нормативных актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представления рекомендаций по их утверждению? Возможно, это шаг в сторону государственного регулирования оценочной деятельности, что вызывает обеспокоенность оценочного сообщества.

Введение ответственности заказчика за предоставление исходной информации об объекте оценки, безусловно, является неоспоримым плюсом, так как на объективность оценки существенно влияет полнота и достоверность исходной информации. Но, по нашему мнению, ситуацию можно еще улучшить при помощи создания баз данных с информационно-аналитической информацией и с доступом к ним оценочных сообществ и специалистов-оценщиков, что будет способствовать еще более качественному и объективному выполнению оценочных работ. Отметим, что трансформационные изменения в экономике, происходящие в настоящее время, безусловно ведут к созданию таких баз. Уже на сегодняшний день многие базы данных имеют цифровой вид.

Для выбора оценщика бюджетные организации используют закупочные процедуры - аукционы, где приоритетом является низкая цена на оказание услуг, а не качество их оказания. Данная практика не позволяет добросовестным участникам-оценщикам стремиться к улучшению оценочной

практики и не стимулирует развитие оценочной профессии. Также аукционы, в таком виде, в котором они существуют в настоящее время, способствуют демпингу цен на оценочные услуги. Соответственно, необходимо уходить от аукционной схемы ценообразования к конкурсной, и повысить уровень критериев качества оказываемых услуг в данной области.

К сожалению, на сегодняшний день мы имеем низкое качество оценочного образования в большинстве ВУЗов России. Конечно, необходима разработка новых и усовершенствование имеющихся программ, повышение качества образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов-оценщиков должна начинаться в высших учебных заведениях по программе специалитета, таким образом, необходимо развитие соответствующей научной школы, которая должна вобрать в себя различные направления научной деятельности. Как отмечает Крутеева О. В., стратегической целью научной школы может служить создание научно-исследовательского образовательного центра мирового уровня, для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области оценки, создание современной образовательной среды и научно-практической базы, обеспечивающей воспроизводство научных кадров [6]. Научно-исследовательский образовательный центр мы предлагаем создать на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, который занимает высокие позиции среди российских ВУЗов, имеет значительную базу и историю по направлению подготовки «Оценочная деятельность».

Целесообразно ввести институт стажировки оценщиков, программы обучения должны быть направлены в сторону практической деятельности. Считаем, что создание специализированных обучающих центров, которые будут курировать саморегулируемые организации оценщиков, будут способствовать приближению оценщиков к практической работе.

Существующие учебники по оценке бизнеса, недвижимости и так далее предназначены для бакалавриата по специальности «Экономика», а не для

оценщиков. Для оценщиков необходимо разработать учебник с типовыми методиками и отражающий программы квалификационных экзаменов [8].

Основные проблемы прослеживаются в регионах - это отсутствие крупных заказчиков, зависимость оценочного сообщества от банковского сектора по формированию спроса, оказание давления на оценщиков, ориентиры на заданную стоимость, низкое качество оказываемых услуг, падение спроса, демпинг цен. В настоящее время, в связи с развитием электронных форм подписи отчетов, возможна дистанционная работа оценщиков с привлечением дополнительного персонала для проведения осмотра имущества оценки. Это может быть интересно для регионов, так как такой способ производства оценочных работ повышает доступность высококвалифицированных специалистов и не имеет территориальной привязанности, что может послужить решением некоторых имеющихся региональных проблем. В тоже время создание цифровой площадки позволит оценочным компаниям выйти за границы регионального рынка, тем самым будут созданы равные возможности для субъектов оценочной деятельности.

Из вышеперечисленного следует вывод, что, несмотря на имеющиеся механизмы регулирования оценочной деятельности, на сегодняшний день они не решают проблемы данного сектора услуг, в виду того, что некоторые проблемы являются следствием законодательных преобразований, направленных на совершенствование оценочной деятельности, но имеющих, по нашему мнению, ряд недостатков. Анализ законодательной базы по оценочной деятельности выявляет противоречия с положениями гражданского законодательства, что требует приведения в соответствие.

Считаем, что перспективы развития оценочной деятельности неразрывно связаны с цифровой экономикой, являющейся заданным ориентиром экономического развития России. И, конечно, совершенствование системы обучения и переобучения, повышения квалификации специалистов-оценщиков в настоящем будет способствовать тому, к какой системе оценочной деятельности мы придем в будущем.

Основные тренды цифровой трансформации оценочной деятельности

Перспективы развития оценочной деятельности в России можно рассматривать в совокупности с экономическим развитием страны в целом, так как развитие оценки является необходимым звеном общего процесса реформирования экономики. Новые тенденции развития современной экономики - ее цифровая трансформация определяют растущий интерес к вопросам, связанным с применением на практике возможностей цифровизации. Таким образом, в рамках настоящего исследования целесообразно рассмотреть основные тренды цифровой трансформации оценочной деятельности.

В этом аспекте интересен отчет «Будущее оценочной профессии. Актуальность оценок недвижимости для инвесторов и банков с точки зрения европейской экспертной группы», подготовленный Royal Institution of Chartered Surveyors (RICS) в 2017 году, в котором отмечается, что уже в ближайшей перспективе профессия оценщика столкнется с периодом значительных изменений, с точки зрения управления процессом оценки, роли оценщика, а также добавленной стоимости для клиентов. На данный отчет, в котором рассматриваются представленные на рис. 1 две основные проблемы, опирается в своих работах ряд исследователей, в частности Тевелева О. В. [11].

Проблемы развития оценочной деятельности по версии RICS

г Технологические ^ разработки - как разработки в области больших данных,

блокчейна, искусственного интеллекта и моделей автоматической оценки (А\/М) повлияют на отрасль в целом и роль

Изменение ожиданий клиента

Сокращение числа оценщиков

Рисунок 1 - Проблемы оценочной деятельности по версии RICS

Источник: Сформировано авторами по материалам [13]

Роль цифровых баз, данных безусловно возрастает. Кроме того, уже в настоящее время совершаются попытки перевода оценочной деятельности в цифровой вид, замена оценщика компьютерным алгоритмом при выполнении рутинной работы [4], на что обращала внимание Гунина Е. Н. еще в 2014 году. На сегодняшний день запущенные процессы значительно ускоряются. Трансформационные процессы, касающиеся оценочной деятельности, рассматриваются научным сообществом в разных аспектах, анализируются плюсы и минусы цифрового перехода. По нашему мнению, уже в ближайшей перспективе трансформационные процессы приведут к следующим итогам (рис.2).

Возрастет роль цифровых баз данных в работе оценщика - как следствие, проведение оценки методом сравнительного анализа быстрее и с большим числом аналогов.

Перевод оценочной деятельности в цифровой вид, замена оценщика компьютерным алгоритмом при выполнении рутинной работы.

Процесс оценки будет ускорен благодаря внедрению новых технологий.

Введение новых стандартов оценки, регулирующих работу с данными оценочной деятельности и стандартизирующие эти данные.

Создание единого маркетплейса оценочных услуг для упрощения работы оценщика с

большим объемом данных.

Рисунок 2 - Перспективы трансформационных процессов оценочной деятельности

Источник: Составлено авторами

Таким образом, в перспективе роль оценщиков будет пересмотрена, будут введены новые стандарты оценки, а цифровые базы данных войдут в набор привычных инструментов оценщика.

Однако существуют не безосновательные опасения передачи полномочий оценщиков искусственному интеллекту, то есть переводе оценки в автоматизированный режим. Так, проект о переводе оценки в автоматизированный режим рассматривается, являющейся подразделением Сбера, системой «ДомКлик», в кейсе которой мы читаем следующее: «Работа оценщика удлиняет срок завершения сделки, а качество прогноза не всегда является точным» [1]. Таким образом, при условии внесения изменений в действующее законодательство, профессию оценщика может заменить искусственный интеллект.

В этой связи мы придерживаемся достаточно консервативного мнения и считаем, что цифровые технологии должны способствовать более эффективной работе оценщиков, но не заменять их. Разрушить даже прочное здание при современных возможностях достаточно легко, а чтобы построить - нужны годы. Поэтому баланс между человеком и искусственным интеллектом должен быть соблюден.

Заключение

В заключении отметим, что оценочная деятельность на протяжении своего существования является важным звеном экономических отношений, законодательное регулирование этой деятельности - значимым инструментом формирования института оценки и его механизмов. В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база и разработаны соответствующие механизмы регулирования оценочной деятельности, однако, несмотря на имеющиеся механизмы регулирования, на сегодняшний день они не решают проблемы данного сектора услуг, в виду того, что некоторые проблемы являются следствием законодательных преобразований, направленных на совершенствование оценочной деятельности, но при этом имеющих некоторые негативные последствия. Анализ законодательной базы по оценочной деятельности выявляет противоречия с положениями гражданского законодательства. Таким образом, необходимы доработки нормативно-правовых документов, направленные на устранение, выявленных на практике

проблем. В частности, предложенные решения некоторых проблем могут найти отражение в комплексе мер по развитию оценочной деятельности в Российской Федерации.

Перспективы развития оценочной деятельности в России можно рассматривать в совокупности с экономическим развитием страны в целом, так как развитие оценки является необходимым звеном общего процесса реформирования экономики. Перспективы развития оценочной деятельности мы видим в цифровой экономике, являющейся приоритетным направлением экономического развития России, цифровые технологии должны способствовать более эффективной работе оценщиков, но не заменять их. А совершенствование системы обучения и переобучения, повышения квалификации специалистов-оценщиков в настоящем, является отражением будущего оценочной деятельности в нашей стране.

Статья выполнена под научным руководством кандидата экономических наук, доцента Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Помулева Александра Александровича

Библиографический список:

1. AI-Russia / Библиотека эффективных кейсов / ДомКлик. [Электронный ресурс] URL: https://ai-russia.ru/library/domclick (дата обращения 31.03.2020).

2. Воскресенская Е. В. О правовой природе оценочной деятельности // Инновационная наука. 2015. №4-3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovoy-prirode-otsenochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.03.2021).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021).

4. Гунина Е. Н. Основные направление трансформации системы оценочной деятельности РФ // ИВД. 2014. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravlenie-transformatsii-sistemy-otsenochnoy-deyatelnosti-rf (дата обращения: 15.03.2021).

5. Дорожкина Е. А., Холощак Н. С. Вопросы регулирования рынка услуг региона (на примере оценочных услуг) // Вестник ВУиТ. 2019. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-regulirovaniya-rynka-uslug-regiona-na-primere-otsenochnyh-uslug (дата обращения: 20.03.2021).

6. Крутеева О. В., Павленко В. А., Соловьева Ю. Ю. Формирование концепции оценочной деятельности в условиях современного рынка // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kontseptsii-otsenochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-sovremennogo-rynka (дата обращения: 20.03.2021).

7. Медовый А.Е. Проблемы повышения качества оценочной деятельности // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32709445 (дата обращения 20.03.2021).

8. Медовый А.Е. Проблемы, перспективы и направления развития оценочной деятельности в России // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35314942 (дата обращения 20.03.2021).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 г. № 1744-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование оценочной деятельности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Тарасова А. Ю., Тарасов Ю. А. Основные проблемы оценочной деятельности в России // Apriori. Серия: Естественные и технические науки. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35105171 (дата обращения 20.03.2021).

11. Тевелева О. В. Цифровая трансформация оценочной деятельности / О. В. Тевелева // Цифровая экономика. - 2018. - № 4(4). - С. 38-50.

[Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36650605 (дата обращения 15.03.2021).

12. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.