Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
67
СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключко Валентина Андреевна
Студентка 1 курса магистратуры Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
Лысоченко Алла Алексеевна,
Доктор экономических наук, профессор Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
АННОТАЦИЯ
Маркетинг туристических услуг представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на выявление и удовлетворение потребностей людей. В сфере туристических услуг основной проблемой является слаборазвитая инфраструктура регионов. Е ё решение поможет сократить число безработных в стране, а также улуч-
шить благосостояние регионов и страны в целом.
ABSTRACT
Marketing of tourism services is a set of methods and techniques aimed at identifying and meeting the needs of people. In the area of tourism services is the main problem areas poor in frastructure. E F solution will help reduce the number of unemployed in the country, and improve the welfare of the regions and the country as a whole.
Ключевые слова: туризм, рынок туристических услуг, маркетинг туристической сферы, туристский продукт, особенности туристического маркетинга.
Keywords: tourism, marketing tourism industry, the problem of tourist marketing, tourism product, especially tourism marketing.
Рынок туристических услуг динамичен и достаточно велик. Интерес к этой отрасли не угасает, а только возрастает, несмотря на происходящие в мировой экономике события, которые не могли не оказать негативного влияния. К таким событиям относится мировой экономический кризис, ухудшение ситуации в Греции, события, происходящие на Украине, повышением курса иностранных валют к рублю, а также ввод различных санкций против России. В сложившейся ситуации необходимо уделить ещё более пристальное внимание организации комплексной маркетинговой деятельности.
Согласно основным характеристикам туризма, можно сказать, что он не имеет каких-то принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности, в связи с чем, к этой сфере могу быть применены все основные положения современного маркетинга. Вместе с тем туризму присущи некоторые особенности, которые связаны с характером оказываемых услуг, формами продаж, труда и т.д. Поэтому, маркетинг в туристической сфере обладает рядом характерных черт, отличающих его не только от торговли товаров, но и от других форм торговли услугами. В данном случае происходит продажа не только услуги, но и товара (по мнению специалистов, соотношение товаров и услуг в сфере туризма составляет примерно 1/3, т.е. 25% - товаров и 75% - услуги). Так же здесь отличается характер потребления туристических услуг, он осуществляется непосредственно на месте их производства и в определенной ситуации [5].
Маркетинг туристических услуг включает в себя следующие основные элементы: проектирование услуг, разработка их организационных основ (взаимосвязь процесса производства и реализации услуг), цена на услуги, рекламная деятельность, продажа и продвижение услуг.
Методы маркетинга туристических услуг должны быть направлены, прежде всего, на выявление возможностей для более полного удовлетворения потребителей как с точки зрения психологических, так и социальных факторов, а так же на определение оптимальных способов финансовой деятельности туристических фирм, исходя из имеющихся ресурсов.
Применение маркетинга в туристической отрасли связано с ориентацией на определенного потребителя и разработкой для него особого туристского продукта на
рынке, а также с разработкой стратегии расширения продаж, выбором максимально эффективных средств распространения рекламной информации.
Основной итог работы в туристической сфере - создание туристского продукта, под которым понимается любые услуги, которые оказываются туристу и которые подлежат оплате (транспортные, гостиничные, посреднические и т.д.).
В широком понимании туристский продукт - это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку [1]. К основному туристскому продукту относится комплексное обслуживание, которое предусматривает набор определенных стандартных услуг, предоставляемые каждому туристу.
В сфере туризма есть как свои преимущества, так и недостатки, которые мешают данной отрасли стать золотой жилой для экономики страны. Одной из ключевых проблем является выход на рынок в плане привлекательности компании, и удержание преимущества среди остальных организаций.
Туризм в сочетании с маркетингом составляет новую современную подотрасль маркетинга - туристический маркетинг. Для того чтобы оценить взаимодействие этих двух отраслей, необходимо знать главную задачу маркетинга.
Главная задача маркетинга - формирование комплекса товаров и услуг, представляющий собой истинную ценность в глазах клиента и мотивирует на покупку, а также удовлетворяет его истинные потребности.
Маркетинг в сфере туристических услуг - это, прежде всего, работа по планированию и разработке, продаже и продвижению туристских услуг и товаров, стимулирование ценообразования и спроса на них.
Эта деятельность направлена на то, чтобы помогать продвигать услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.
Особенности и отличительные характеристики туристского продукта (по сравнению с другими потребительскими товарами и услугами), а также потребителей и производителей туристских услуг и товаров определяют специфических характер маркетинга в туристической сфере.
68
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выделяют следующие особенности маркетинга в туристической сфере:
- система услуг/товаров, которой присущ сложный комплекс взаимоотношений;
- гибкий спрос, зависящий от дохода потребителей, политических и социальных условий;
- невозможность потребителя турпродукта увидеть его до момента оплаты;
- наличие некоторого расстояния от продукта и места его потребления;
- в создании турпродукта участвуют несколько организаций, каждая из которых обладает своими методами, потребностями и коммерческими целями;
- велика вероятность возникновения различных форс-мажорных обстоятельств;
- значительное влияние внешних факторов на качество туристских услуг.
Перечисленные особенности туристского продукта определяют и особенности применения маркетинга в туристической сфере.
В рамках каждого государства внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.
Национальная и международная туристическая деятельность представляет собой неотъемлемый элемент необходимых изменений, которые направлены на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости применения новых технологий для организации в туристической сфере, может привести к потере возможностей использования данного сектора для прироста богатства и благосостояния государства и укрепления экономики.
Производители в туризме - это достаточно большое число самостоятельных и различных по профилю и специализации туристических организаций (турагентство, гостиница, туроператор и т.д.) с различными целями [2].
Здесь выделяют несколько уровней маркетинга: предприятий, государственных органов и общественных организаций. Туризм является симбиозом экономики, политики, экологии, социологии и культуры, следовательно, для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация разных компаний туристической сферы.
Составными компонентами общей системы маркетинга в туристической сфере являются: государство, местные органы власти, национальные и региональные туристические организации и компании.
На долю государственных организаций и региональных уровней приходятся следующие функции:
- проведение маркетинговых исследований на национальном уровне;
- разработка маркетинговых концепций с рекомендациями по их реализации для предприятий;
- правовая и инвестиционная поддержка развития туристской инфраструктуры;
- консультационные услуги по вопросам реализации маркетинговой концепции;
- помощь в проведении мероприятий по связям с общественностью и в области рекламы (выставки и ярмарки, проспекты);
- создание положительного имиджа страны, продвижение страны как привлекательного туристского направления для иностранных туристов.
Государственный орган - Министерство Российской Федерации по физической культуре спорту и туризму согласно своему положению обязано на государственном уровне осуществлять проведение марке -тинговых исследований, заниматься сбором статистических данных по туризму, рекламой и продвижением российского туристского продукта на мировом рынке (для этого за рубежом существуют загранпредставительства). Принимая во внимание важность увеличения поступлений от туризма, а также роль российских регионов в этом, Министерство спорта России для продвижения отечественного турпродукта предоставляет региональным представительствам по туризму бесплатные места на стендах международных выставок в Лондоне, Берлине и Москве.
Региональные представительства Министерства спорта России и местные комитеты по туризму призваны представлять интересы и развивать туризм в своих регионах. Но необходимо развивать не только уже широко известные и ставшие традиционными маршруты - Москва и Санкт-Петербург, а также и многочисленные регионы в которых есть, что предложить как российских, так и иностранным туристам. Тем не менее, имея огромный туристический потенциал, многие регионы не могут развивать сферу туризма, т.к. они имеют слабо развитую инфраструктуру и слабую правовую и финансовую поддержку.
Примером успешной работы регионального представительства является открытие в 2013 году всесезонного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкессии. Курорт предлагает отличные условия для активного зимнего и летнего отдыха.
В летний период реализуется широкая программа отдыха. Здесь работают:
гондольная канатная дорога, которая поднимает туристов на высоту 2240 метров над уровнем моря; во время экскурсионного подъема из кабин и со смотровой площадки открываются великолепные виды горного района Архыз;
- веревочный парк и троллей;
- туристические пешие маршруты и конные прогулки;
- прокат велосипедов и сигвеев;
- скалодром и природные скальные маршруты;
- экскурсионные туры к местным достопримечательностям.
Для проживания гостей на территории курорта открыты отели «Романтик-1» и «Романтик-2», а также комфортабельный туристический лагерь с оборудованной душевой зоной, волейбольной площадкой, бассейнами под открытым небом, детскими батутами и зоной барбекю. Свои услуги предлагают пансионаты и гостевые дома поселка Архыз.
В течение всего летнего сезона на курорте проходят развлекательные мероприятия и тематические вечеринки — «Энергичные», «Жаркие», «Романтические» и «Восточные выходные» [4].
Зимой на курорте «Архыз» работают две канатные дороги, гондольная и кресельная, общей пропускной способностью 4200 чел./час, были открыты четыре горнолыжные трассы разных уровней сложности суммарной протяженностью 7,4 км. За последний год продолжительность горнолыжного сезона была увеличена на 1 календарный месяц за счет введения в эксплуатацию системы искусственного оснежения склонов. По пятницам, субботам и праздничным дням на трассах курорта организовано вечернее катание, востребованное туристами. Работают
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
69
прокат горнолыжного оборудования, школа горнолыжных инструкторов, локерные камеры хранения, детский городок и детский ленточный подъемник SunKid.
Максимальная дневная емкость курорта к сезону была увеличена на 100% — с 1600 до 3200 человек, что позволило обеспечить комфортный и разнообразный отдыха более 90 тысяч туристов, что в 2,5 раза превышает показатель сезона 2013/2014 годов, в течение которого курорт за все три зимних месяца принял 35 тысяч гостей. Доля катающихся туристов увеличилась в течение сезона с 25% до 75%, что соответствует мировым стандартам. Благодаря этой динамике в течение сезона было реализовано 75 тысяч ски-пассов.
Удовлетворенность туристов курортом, условиями проживания и питания на нем, качеством услуг и сервиса, условиями для семейного отдыха составила 80-90%. При этом 98% туристов планируют вернуться на курорт в следующем горнолыжном сезоне [4].
Главную роль поддержки и развития туризма на государственном и международном уровнях играет государство. Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.
В сложившихся условиях необходимо стимулирование развития внутреннего туризма путем повышения качества сервиса и конкурентоспособного ценообразования.
Для повышения качества важно искать пути инвестирования для развития материально-технической базы отечественного туризма.
В целях развития выгодного для государственного бюджета въездного туризма требуются правовая поддержка, проведение мероприятий по созданию положительного имиджа страны и продвижению России как привлекательного для иностранных туристов туристского региона [3].
В настоящее время государственные органы власти уже стали больше внимания уделять развитию туризма в стране. Одним из примеров является восстановление Кис-ловодского курортного парка и получение им статуса национального. Для осуществления этого уже было принято решение о создании особо охраняемой природной территории федерального значения в форме национального парка и отдельного федерального государственного бюджетного учреждения для управления парковым комплексом. Это позволит защитить территорию парка от чрезмерной коммерциализации и застройки, а также поможет развитию его лечебно-оздоровительной базы.
Основными целями развития туристических услуг в регионах, которые предусматривают разумное использование туристических ресурсов и потенциала туристической инфраструктуры, должны быть создание условий для динамичного и устойчивого экономического развития региона за счет высоких темпов роста реализации туристских услуг; повышение уровня и качества жизни населения в результате доступности туристских услуг, роста занятости и доходов населения; повышение конкурентоспособности экономики региона с помощью повышения его привлекательности как туристического направления; повышение социально-экономической эффективности деятельности объектов туристской индустрии.
Одним из ключевых факторов успеха является постоянство. Оно дает гарантию клиенту, что он получит нужный ему товар и может не опасаться неожиданных сюрпризов.
Маркетинг в туристической сфере помогает клиенту зрительно представить предлагаемые услуги, беря на себя, таким образом, задачу снабжения клиентов информацией об услугах.
Данная сфера предпринимательства в России является потенциально высокорентабельной, т.к. здесь нет федерального налога на туристические ресурсы. Себестоимость туристского продукта может быть значительно снижена, если туризм связан только с использованием уже имеющихся ресурсов, а не с созданием новых. Туристские ресурсы практически определяют формирование данного вида бизнеса в том или ином регионе.
В индустрии туризма рост объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях.
Помимо огромного экономического значения туризм играет значительную роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных культур и религий. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она также направлена на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.
Специфический характер маркетинга на российской туристическом рынке определяется тем фактом, что подавляющее большинство российских туроператоров ограничивают свои маркетинговые мероприятия проведением рекламных компаний лишь в виде рекламы в печати. Для привлечения большего числа туристов необходимо разнообразие форм рекламной деятельности.
Туристический маркетинг должен быть направлен не только на непосредственных клиентов, но также и на промежуточные инстанции, т.е. на партнеров, турагентства, общественные туристические объединения и т.д.
В 21 веке туризм, прежде всего, ориентирован на клиента, как на потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего - это бизнес, который основан на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста.
Управление развитием сферы туристических услуг на основе концепции маркетинга позволит туристическим организациям не только успешно функционировать на рынке, но и предоставлять услуги международного въездного, регионального выездного, регионального локального туризма в соответствии с запросами российских и иностранных граждан.
Список литературы
1. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. -386 с.
2. Квартальнов В.А. Туризм Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
3. Кисловодский курортный парк получит статус национального [Электронный ресурс] // РИА «Федерал Пресс» 2015. URL:http://fedpress.ru /news/ polit_vlast/news_polit/1432108383-kislovodskii-kurortnyi-park-poluchit-status-natsionalnogo - (дата обращения: 18.06.2015)
4. Официальный сайт «Архыз» ОАО «Курорты Северного Кавказа» [Электронный ресурс] URL: http://arhyz-resort.ru - (дата обращения: 18.06.2015)
5. Саак, А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. СПб.: Питер, 2011. - 458 с.