Научная статья на тему 'Современный ливан'

Современный ливан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
451
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный ливан»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

М. Николаева,

востоковед

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИВАН

Ливан принадлежит к той части мира, где постоянное взаимодействие различных культур создало совершенно особую языковую и культурную ситуацию, что наложило печать своеобразия не только на социальные структуры, но и на формы быта, модель поведения, манеру одеваться и на гастрономические привычки его жителей. Уникальное географическое положение на стыке морских континентальных путей Евразии, разнообразие ландшафтов с их высокими горами, глубокими долинами и зияющими пропастями, при умеренном климате и благоприятных природных условиях способствовали накоплению многообразного цивилизационного опыта ливанцев, принеся Ливану славу страны-убежища. Здесь жили марониты и друзы, франки и курды, шииты-исмаилиты и сунниты, православные и католики римского толка, несториане и армяне-григориане, а также многие другие христианские и мусульманские меньшинства. На вопрос иностранца о своей вере все жители страны обычно отвечают: я - ливанец.

Вследствие долгой совместной жизни на этой земле представителей Востока и Запада у ливанцев сформировался традиционный дух культурного сосуществования, двухкультурность и билингвизм как жизненная норма. Сегодня двуязычные (араб. -франц.) составляют более трети населения (около 30%), владеющие арабским и английским языками - около 10%, и это число увеличивается. Трехъязычные ливанцы (араб. - франц. - англ.) составляют около 5% населения, а в целом владеющие кроме арабского различными другими языками (в том числе русским, армянским и др.) - до трети населения страны (36%). Важнейшим фактором культурной жизни стал расцвет франкоязычной и англоязычной литературы Ливана. Так, знаменитый «Пророк» Джебрана

Халиля Джебрана написан по-английски. В то же время известен проект ливанского поэта Саида Акля ввести в Ливане новый алфавит на базе местного разговорного языка и принять этот язык в качестве литературного. При этом бикультурной интеллигенции Ливана присуща гордость арабской традицией: «Арабский - великолепный язык миллионов людей. Мы, ливанцы XX века, не были бы самими собой, если бы не владели им в совершенстве на протяжении сотен лет. С законной гордостью мы изучаем и преподаем его наилучшими методами, чтобы сохранить нашу роль и наше счастливое преимущество всегда давать арабскому миру его величайших писателей, величайших журналистов, величайших поэтов» (Мишель Шиха).

Понимание Ливана как пространства диалога является ключевым для современной культуры этой страны. Арабский и средиземноморский одновременно, Ливан являет миру свою самобытную сущность как плод синтеза арабо-мусульманской цивилизации с миром общего для самых разных народов мира, понимаемого, по словам Салаха Стетье, как «пространство гуманизма». Академик И.Ю. Крачковский писал, что в ходе своих путешествий по Арабскому Востоку в 1910-х годах он не раз встречал учителей-арабов, свободно владевших русским языком, у которых в домашних библиотеках часто можно было встретить томики Тургенева или Чехова, романы Толстого, только начинавшие появляться сборники «Знания».

Современный Ливан - один из центров мировой культуры XXI столетия. Неожиданные впечатления подстерегают здесь не только любителей исторических древностей, но и современных гурманов. Местная кухня по праву признается лучшей не только на Арабском Востоке, но и во многих европейских странах, где ливанские рестораны заслуженно знамениты. Бейрут - настоящий рай для любителей сытной и вкусной жизни. Посещение ресторана -важнейшая часть ливанского образа жизни, который не изменили даже три десятилетия войны. Ливанцы столь общительны и так любят развлечения, что по пятницам и субботам места в ресторанах желательно заказывать заранее. В конце недели по вечерам создается впечатление, что весь Ливан отправился по ресторанам и ночным клубам. Многие приходят после 22 часов, даже с детьми, которых в арабских семьях традиционно много, и остаются до поздней ночи. Принято и такое турне по различным ресторанам, когда в одном пробуют закуски - меззе, затем отправляются в другой, знаменитый своими горячими блюдами, в затем дальше - за

десертами или кофе, и так до утра. Ресторанов в Бейруте очень много, от самых демократичных, рассчитанных на любой кошелек международных сетей закусочных фаст-фудов до эксклюзивных ресторанов любой кухни мира. Но плохих практически нет.

Кроме экзотической кухни в некоторых местах можно наслаждаться настоящими арабскими танцами живота, курить кальян. Изысканной кухней известны и многие провинциальные городки, например Захле и Хермель в долине Бекаа и даже некоторые деревни, куда ливанцы зачастую специально приезжают из крупных городских центров. Старинные секреты приготовления тонких вин и сыров хранят также и винные и молочные хозяйства при многочисленных горных монастырях страны. Само ливанское блюдо -меззе, традиционно подаваемое в начале любой трапезы, может заменить непривычному к местным обычаям гостю и закуски, и обед, и ужин. Оно может состоять из 60 холодных и горячих блюд, подаваемых каждое на отдельной тарелочке. Обычно идет в ход сокращенный вариант из 10-15 наименований, из которых важнейшие - это хоммус, тахин и мутаббале. Брать эти пасты из овощей принято куском свежей мягкой лепешки. Настоящий ливанец предложит своим гостям после этого еще и шашлык из мяса и курицы, несколько кебабов и фрукты с не менее знаменитыми ливанскими сладостями и фруктами на десерт. Отказываться не принято, хотя ливанцы никогда не бывают назойливы и нетактичны.

Тому, кто приглашен в гости в Ливане, обычно рекомендуют воздерживаться от пищи по крайней мере за день до назначенного визита. Ведь до обильных закусок обычно принята длительная дружеская беседа с орешками и пряностями, а после - горячее угощение, рассчитанное на то, чтобы гость уже не смог не только подняться со стула, но и лишний раз пошевельнуться в своем кресле. При этом в Ливане, в отличие от многих других арабских стран, нет ограничений на потребление спиртных напитков и свинины (для последней исключение составляют некоторые чисто мусульманские районы). Иностранцев обычно угощают привычными для них крепкими напитками, виски, джином, несмотря на их более высокую стоимость. Хозяева же предпочитают традиционный напиток - анисовый арак, который их предки на заре цивилизации научились делать из фиников, а затем и из винограда и риса. Традиции изготовления этого напитка проникли под слегка измененными названиями в страны Востока и Европы (от турецкой ракы и болгарской ракии до французских «Рикар» и «Перно»), но исконная культура его питья с обложенными льдом стаканчи-

ками и добавлением трети воды сохранилась в арабском мире лишь здесь. Содержимое после тоста не обязательно пить все сразу. Тогда на стенках стаканчика остается налет, поэтому в приличных домах Ливана каждая новая порция арака наливается в свежий стаканчик, охлажденный домашним или купленным в соседней лавке льдом. Так же переложенными кусочками льда подаются и фрукты на десерт.

Ливан - единственная арабская страна, где даже в период мусульманского поста ничто не помешает европейскому стилю отдыха.

Развлекательные и игорные заведения Ливана отличаются высоким европейским уровнем: в стране много ночных клубов (в том числе и со стриптизом), дискотек, казино, кинотеатров. Большинство ночных клубов сосредоточено в Бейруте вдоль набережной и дальше на север, в Ашрафийе и Джуние (особенно в районе бухты). Практически все крупные отели устраивают дискотеки или шоу самых различных направлений и вкусов, пользующиеся неизменной популярностью, в том числе джаз-клубы, Луна-парк, детский парк водных развлечений. В почете ливанская или восточная музыка с танцами живота. Фестиваль в Тире собирает фольклорных исполнителей Средиземноморья.

Сегодняшний Ливан считается не только весьма благоприятным, но и достаточно безопасным, поскольку уровень преступности здесь сравнительно с другими арабскими странами невысок. Хулиганство практически отсутствует, как не свойственное менталитету ливанцев, обладающих высоким чувством собственного достоинства и уровнем культуры. Случаи воровства редки, в основном лишь на местных открытых базарах и мелких рынках. В Бейруте, в центрах других ливанских городов, в престижных районах можно совершать прогулки безопасно даже в ночное время, хотя в стране не принято долго гулять пешком - почти все совершеннолетние ливанцы перемещаются на собственных автомобилях. Широко распространен и прокат.

Общественный транспорт развит недостаточно, однако практически в любое место страны можно легко добраться в маршрутных такси. На дорогах действуют все международные правила дорожного движения, а отсутствие должного внимания к дорожным знакам с лихвой компенсируется джентльменской вежливостью и предупредительностью автомобилистов по отношению друг к другу. Среди водителей и таксистов широко распространен язык красноречивых жестов, благодаря чему случаи столкновений

или аварий довольно редки. Так, собранные в горсть пальцы, направленные вверх, когда при этом кисть руки слегка покачивается из стороны в сторону, на местном языке жестов означают: «Подожди немного». Как правило, тот, кому адресован подобный жест среди участников дорожного движения, в ответ на такую немую просьбу непременно откликается не менее характерным жестом: «Проезжай!» - и уступает дорогу.

Поскольку задачей местной дорожной полиции обычно является не взимание штрафов, а максимально возможное уменьшение пробок на дорогах, то и сигнал свистка означает здесь обычно не сигнал к остановке, а требование быстрее проезжать мимо. В случае дорожного происшествия хорошим тоном считается не придавать значения незначительным повреждениям, не создавая излишних проблем. В то же время ливанцы охотно и бескорыстно оказывают любую помощь в случае поломки, вплоть до доставки пострадавшего автомобиля и его пассажиров до ближайшего сервис-центра. Случаи вождения в нетрезвом состоянии довольно редки - с 1966 г. в стране действует постановление о запрете вождения в состоянии алкогольного опьянения. При этом практически любого водителя можно увидеть разговаривающим во время движения по мобильному телефону, хотя в принципе на это в стране также существует запрет. Водители, как и все современные ливанцы, весьма избирательно относятся к любого рода официальным актам и установлениям, предпочитая во всех случаях руководствоваться здравым смыслом. В транспорте оплата проезда происходит строго по счетчику, хотя, как и в ресторанах, приветствуются чаевые. В солидных магазинах не торгуются, хотя широко pacпространена система скидок (араб. тахфид). При этом, как и повсюду на Востоке, торговаться на рынке или базаре - не только не зазорно, но почти обязательно.

Независимо от конфессиональной принадлежности и социального статуса ливанцы в большинстве своем очень приветливы, дружелюбны и гостеприимны. Как и в других странах Арабского Востока, они охотно помогают обратившемуся за советом или помощью, показывают дорогу, делятся едой и кровом даже с иностранцами. При этом, в отличие от других стран Востока, они никогда не бывают назойливы или бестактны. Живой интерес, который мужчины обычно проявляют к женщинам, в том числе и незнакомым дамам, не выходит за рамки красноречивых взглядов и этикетных любезных слов. Дамы обычно ведут себя достойно и сдержанно, не давая повода для конфликтных ситуаций. Традиции

ливанского гостеприимства восходят к древним обычаям жителей Горного Ливана, о которых не без удовольствия и удивления свидетельствовали европейские путешественники. Так, немецкий исследователь Буркхард о своих впечатлениях в ливанском горном районе Шуфа писал: «Путешествующие горцы никогда не задумываются о еде или ночлеге или о том, где поесть и попить. По прибытии в какую-нибудь деревню они заходят в дом кого-либо знакомого со словами: "Я твой гость". Хозяин дома дает путнику ужин, а если богат, то накормит и мула. Если же в деревне нет знакомых, то путник может подойти к любому понравившемуся ему дому, привязать коня или мула, закурить трубку и дождаться, пока его не пригласит хозяин. А он обязательно пригласит, ибо принять путника как друга и накормить его - дело чести каждого горца. После ночлега путешественник, как правило, уходит, проронив лишь: "До свидания"».

Жители Бейрута убеждены, что именно они стоят у истоков традиции пития кофе. Традиционный арабский кофе варится в специальной турке - джехве и подается черным в трех вариантах: «сада» (горький), «уасат» (слегка подслащенный) и «суккар зияде» (очень сладкий), часто добавляется полезный для сердца и сосудов кардамон (халь). Хотя, по обычаю, кофейная церемония остается весьма существенной частью этикетных ритуалов арабской жизни, в сегодняшнем динамичном Ливане, как и повсюду в мире, в широком ходу и более демократичные напитки и простые способы их потребления.

Время и, в частности, заметный подъем роли ислама в последние десятилетия диктуют свои перемены. На улицах городов и в фешенебельных отелях среди обычных для страны европейских костюмов последней моды «от кутюр» все чаще встречаются чалмы и джуббы (темная накидка из плотной ткани поверх мужской рубашки), мусульманские платки и шиитские одеяния женщин. В целом же в Ливане можно не ограничивать себя в манере одеваться, традиционно в страну ввозились лучшие европейские модные бренды, поэтому изящество бытового дизайна и внешнего облика стало неотъемлемой чертой самосознания современных ливанцев, которых природа одарила к тому же и привлекательной внешностью. Красота ливанских женщин издавна славится во всем мире. Довольно открытые купальные костюмы можно встретить и на многочисленных пляжах, в том числе и городских, хотя топлес и нудизм здесь полностью исключены.

Все более значительное место, занимаемое в жизни страны мусульманами, особенно шиитами, заметно сказывается и на бытовом уровне, в повседневных поведенческих нормах. Так, в некоторых мусульманских районах на юге и в долине Бекаа для мужчин не принято появляться на людях в шортах, а для женщин -носить слишком открытые или откровенно облегающие одежды. Повсеместно при посещении мечетей посетители снимают обувь, сдавая ее в специальный гардероб, либо берут с собой. В отличие от христианок различных конфессий, женщины-мусульманки, особенно на юге, одеваются неброско, в закрытые платья, покрывая голову платком, или в традиционные накидки, закрывающие волосы, руки до запястий и ноги ниже колен. Формы быта и отношений друг с другом жителей сельских районов во многом остаются общими как в горах, так и на равнинах, хотя современная жизнь и многолетняя война повсюду диктуют свои законы. В чисто мусульманских районах порой не принято фотографировать женщин и детей или пытаться запечатлеть некоторые ситуации, которые могут показаться щекотливыми.

Современное ливанское общество осознает себя находящимся в самой сердцевине столкновения двух крайних моделей сосуществования цивилизаций и народов сегодняшнего мира, в котором все меньше места остается для компромисса между двумя главными формами связи и взаимодействия этносов и культур: враждебной (hostile) и дружественной (friendly), что сказывается на политической деятельности, экономике, педагогической практике, юриспруденции, сфере культуры и бытового поведения. Не прекращаются попытки различных, преимущественно мусульманских сил придать религиозный характер всем жизненным сферам - образованию, научной деятельности, политическому управлению обществом.

Общественная мысль пытается разрушить абсурдность этих формализованных антиномий, осуществив тот синтез характерных составляющих ливанской личности, который издавна воплощался в ее представлениях о мире и убеждениях, формах понимания себя в пространстве и способах взаимного общения и суждения о вещах и категориях сознания.

Сам факт строгого и беспрекословного требования неукоснительно следовать обрядам и обычаям, хранить память о прошлом каждой общины в отдельности видится многими ливанцами как стремление к самоизоляции и самолюбованию, порождающее застой и фанатизм, страх перед другим и в конечном счете - не-

приятие другого. Вместо закрепления идейных представлений о родине, нации, демократии, гуманизме в умах части населения страны укореняется идея о невозможности сосуществования различных религиозных общин. Ливан как уникальная реальность не входит, например, в число символов сторонников современного фундаментализма, остающихся в убеждении, что «эту страну создал международный империализм» как врата для идеологического и культурного проникновения в регион Среднего Востока. Таким образом, на современные формы повседневного поведения оказывает влияние сфера специфического восприятия религиозной догмы, с помощью которой человек сквозь призму средневековых представлений воспринимает мир. При этом фундаментализм любой конфессии выявляет схожие черты - везде мы видим стремление к установлению политического господства той или иной религии над обществом.

«Этикет народов Востока», М., 2011 г., с. 192-199.

Изабелла Кончак,

политолог

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОЛЬШЕ

Мусульманскую часть населения Польши можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют татары, появившиеся на территории Речи Посполитой еще в XIV в. как пленники Золотой орды. К ним присоединились с течением времени и беженцы из различных районов Золотой, а затем Большой орды, к которым, в конце концов, примкнули и небольшие группы исповедующих ислам лиц - выходцев с Кавказа, из Азербайджана и Турции. Польские татары образуют суннитскую общину, вероучение которой базируется в основном на Коране и опирается на мусульманскую традицию. Они, будучи причислены к польскому населению, изначально принимали деятельное участие во всех важных с исторической точки зрения событиях, переживаемых страной. Свидетельства этого относятся к знаменитой Грюнвальдской битве 1410 г. и вплоть до Второй мировой войны, во время которой было создано военное формирование из татар. Этот факт не является исключительным, учитывая, что татары всегда стремились заявить о себе как об активных участниках процессов, в русле которых их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.