Научная статья на тему 'Современный курс остеопатии. Сущность классической остеопатической медицины'

Современный курс остеопатии. Сущность классической остеопатической медицины Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1538
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный курс остеопатии. Сущность классической остеопатической медицины»

Основная литература

1. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1990.

2. Вернадский В.И. Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XX в. Интернет-ресурс: http://nbuv.gov.ua/vernadsky/e-texts/archive/sily.txt

3. Рапопорт Я.Л. На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года. - СПб: Изд-во Пушкинского фонда, 2003.

4. Woywodt A., Matteson E. // Brit. Med. J. - 2007. - Vol. 335. - P.424-425.

5. Whitworth J.A. // Brit. Med. J. - 2007. - Vol. 335. - P.425-426.

6. Who named it? (ed. Enersen O.-D.) Интернет-ресурс: www.whonamedit.com

7. Garfield E. //Curr. Cont: Soc. & Behav, Sci. - 1983. - V. 14(47). - Pp. 384-395.

8. Толковый иллюстрированный словарь эпонимических и образных терминов в патологии и терапии / Под ред. Чурилова Л.П., Колобова А.В., соавторы: Константинова А.М., Строев Ю.И.., Утехин В.И. СПб.: ЭлБи-СПб, 2009. - 380 с. илл. (в печати)

Д.Е.Мохов

СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ОСТЕОПАТИИ. СУЩНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ОСТЕОПАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Институт остеопатии Санкт-Петербургской медицинской академии

последипломного образования; Санкт-Петербургский государственный университет

Остеопатия признана во всём мире в качестве помогающей медицины. Остеопатия имеет положительные результаты лечения независимые от диктата фармакологических фирм. Остеопаты улучшают качество жизни здоровых и больных людей от первых до последних минут жизни. В США и Европе остеопатия прочно вплетена в социальную жизнь людей. В России до этого далеко, хотя бы по двум причинам: во-первых, по численности, в США и Европе - 150 000 остеопатов, а в России - 650, во-вторых, «остеопатия» не прописана в государственном реестре медицинских специальностей.

Несмотря на это остеопатия в России состоялась, востребована населением, признана государственными (административными) медицинскими структурами. В Санкт-Петербурге наблюдается бурная экспансия остеопатии, особенно в образовательной сфере.

Определение остеопатии

Термин «остеопатия» состоит из двух частей - часть «osteo» - структура, основа, суть имеет греческое происхождение, и «path» - в переводе со староанглийского означает путь, направление, направленность. Происхождение данного

термина восходит к концу 19 века и считается, что его предложил Э.Т.Стилл [1,

7 ].

В среде остеопатов не существует строгого профессионального определения остеопатии. От этого потребитель остеопатии зачастую не в состоянии отличить её от других отраслей медицинской помощи. В связи с этим у пациентов создается неверное впечатление, что действия остеопата направлены на лечение заболеваний, связанных с костями скелета человека.

По нашему мнению настало время уточнить дефиницию - остеопатия. Предлагается следующая трактовка этого термина.

Остеопатия - это область медицины, основывающаяся на холистической концепции, направленная на диагностику и лечение дисфункций макро и микроподвижности тканей организма. При этом диагностика и лечение заболеваний осуществляются с помощью рук врача.

Значение личности в развитии концепции остеопатической медицины

Можно считать, что принципы остеопатической медицины заложены древними врачевателями, поскольку в те времена для лечения больных употреблялись не только специальные лечебные (хирургические) приемы, но и ритуальные (шаманские, жреческие), например, окуривание травами, изгнание бесов, огнелечение и т.д. На древних фресках и наскальных изображениях сохранились сцены лечения, на которых врач (он же жрец) употребляет приемы лечения, внешне напоминающие современные техники лечения руками.

По многим причинам, в частности, из-за недостаточности знаний деталей структуры и функций отдельных частей тела и, наряду с этим, исповедуя принцип единства, целостности организма, лечение было направлено, и это видно на исторических памятниках (петроглифах), на всё тело.

Поэтому, на протяжении веков болезнь рассматривалась как системное поражение организма, поскольку считалось, что его отдельные части тесно взаимодействуют и представляют единое и неделимое. Трактовки о значимости отдельных органов и систем в развитии болезни менялись с ростом научных знаний и культуры в разных эпохах, но неизменным оставалось представление о поражении во время заболевания всего тела.

Рождение "современной медицины" традиционно связывается с существованием в древней Греции школы Гиппократа. В собрании трудов Гиппократа "Афоризмы" есть сильный тезис: в нём он напоминает своим ученикам не препятствовать силам природы излечивать собственное тело. Этот тезис созвучен с современными представлениями о саморегуляции организма.

Джордж У.Нортуп, анализируя такой подход Гиппократа, свидетельствует, что природа человеческого тела действительно является врачом наших болезней. Врач независимо от специальности должен рассматривать тело больного, как целостную структуру с учетом бытовой и социальной среды окружения[1].

Несмотря на авторитет Гиппократа в греческой медицине, его подход был слишком глобален для многих врачевателей. Некоторые из них объединялись для разработки более прикладного подхода к искусству врачевания. Так возникла школа, находящаяся в Цнидусе, которая провозглашала локальную концепцию, как причину для возникновения заболевания организма. Иными словами, эта школа заложила основы аллопатической (современной) европейской медицины[1, 7].

В то время, как школа Гиппократа изучала человека как индивидуальный, интегрированный комплекс, соперничающая школа в Цнидусе переместила свое внимание на болезнь, как региональный процесс. Это противоречие взглядов остается актуальным и в медицине сегодняшнего времени.

Следует заметить, что современная остеопатическая медицина и ее философские принципы во многом совпадают с подходом Гиппократа. Несмотря на то, что она исповедует принципы как школы Гиппократа, так и школы Цнидуса, первичным фокусом лечения является человек.

В этом контексте изложения исторических подходов на системы лечения, и на человека, как носителя болезней, рассмотрим вклад восточной медицины в эту проблему.

Китайский врач Чанг Чунг-Кинг в первые века н.э. при врачевании больных приоритет терапии направлял на целого больного, а не на его отдельные части [1, 4]. Поэтому он считается историками китайским Гиппократом.

Рудольф Вирхов один из величайших ученых 19 века, сформулировал структурно-функциональную теорию, в основу которой положил зависимость функций тканей и систем организма от нормальной деятельности отдельных клеток, составляющих тело человека. Клеточный примат на долгие годы завладел умами ученых и практикующих врачей. При этом заболевания организма сводились к нарушениям взаимодействий структуры и функций клеток.

Личность ученого и врача всегда определяла фокус и вектор поиска средств лечения заболеваний и отдельных структур тела в формировании здоровья и развитии болезни. Направленность лечебных воздействий (манипуляций) также определялась индивидуальными аналитическими способностями врача. Необходимо упомянуть, что основатель остеопатической концепции удивительно долго воздерживался от прямых формулировок о практических остеопатических техниках, о чем неоднократно говорил своим ученикам. Известно, что Стилл в 1874 году обнародовал свою остеопатическую концепцию, однако в ней совершенно не упоминалось о техниках манипуляций [7, 8]. И только через пять лет он стал их использовать как средство диагностики и лечения.

Как уже упоминалось, рождение остеопатии, как области медицины связано с именем Эндрю Тейлора Стилла. Эндрю Стилл родился 6 августа 1828 г, в семье проповедника и врача и получил полное по тем временам медицинское образование. Как и его отец, он стал врачом и вел местную медицинскую практику среди переселенцев в штате Канзас. В своем лечении он пользовался общепринятыми для того времени достаточно примитивными средствами.

Хирургический опыт Гражданской войны, личные трагедии (утрата жены и детей) привели Э.Стилла к разочарованию в его медицинской практике. Известно, что в это время Э.Стилл долгое время изучал анатомию, использовал модные в то время парамедицинские методы лечения (магнетизм, энергетические воздействия).

И всё же невозможно точно сказать, что повлияло на Стилла при формировании его новой системы лечения. Можно лишь предполагать, что рождённая Э.Стиллом концепция основывалась на многих факторах: семейный опыт (отец врач и проповедник), аналитические способности Э.Стилла (опыт участия в Гражданской войне) и неиссякаемый интерес к новому ( поиск новых подходов в лечении) позволили ему сформулировать остеопатическую концепцию, прежде всего, ее философию. Можно полагать, что именно с этого момента подход Э.Стилла был окутан тайным смыслом в рамках лечебного воздействия. К 1885г Стилл уже известен - он лечит без лекарств, ему удалось помочь в целом ряде безнадежных случаев, и он уже не справляется с потоком пациентов. Тогда же, в 1885г. метод впервые получил название - остеопатический, а город Кир-ксвилль стал считатся

прародиной остеопатов, где он открыл первую школу - Американскую Школу Остеопатии (ASO).

Следующий этап развития остеопатии связан с личностью Вильяма Гарнера Сазерлэнда (1873-1954). Он впервые ввел понятие краниосакрального ритма, возникновение которого связывал с выдвинутой им гениальной идеей подвижности костей черепа человека. Его предвидение на многие десятилетия опередило своё инструментальное подтверждение. На основании многолетних наблюдений и совокупности практических манипуляций В.Г.Сазерленд разработал практическое и научное направление - краниальная остеопатия, впоследствии расширенное, как краниосакральная остеопатия [2].

Таким образом, в конце 19 века были заложены основы классической остео-птии, практический опыт и научные знания которой используются остеопатами всего мира. Базовыми ценностями классической остеопатии служат многочисленные манипуляционные техники и взаимодействие остеопата с пациентом, окруженное мистическим смыслом взаимных влияний друг на друга.

В России остеопатия началась с лекции Виолы Фрайман (профессора Детского остеопатического Центра в Ла-Хойя, штата Калифорния), которая состоялась в Санкт-Петербурге в 1988г в Ленинградском НИИ ортопедии и трав-

матологии им. Турнера [3]. Слушатели испытали потрясение, встретившись с изложением принципиально нового подхода к организму. И уже в 1990г. группа врачей в составе 12 человек отправилась на обучение в Остеопатический колледж (Помона, штат Калифорния). С увеличением объема остеопатической помощи в 1992г открывается первый консультативно-реабилитационный центр остеопатической медицины. В 1994г впервые начинается преподавание остеопатии в России. В Санкт-Петербурге под руководством Т.И.Кравченко и научным патронажем Ю.Е.Москаленко открывается Русская высшая остеопатиче-ская школа. Основной задачей школы является подготовка преподавателей по остеопатии для России в Европейском остеопатическом университете. В 1997 году состоялся первый выпуск российских дипломированных остеопатов. В 1997г по инициативе остеопатов, создается общественная остеопатическая организация «Русский Регистр Докторов Остеопатии» (РРДО) - организация содействия развитию целостной системы диагностики, профилактики и лечения в остеопатии.

При содействии член-корреспондента РАМН, первого проректора МАПО А.П.Щербо в 2000г. был основан Институт Остеопатии (директор Д.Е.Мохов) на базе кафедры реабилитации и спортивной медицины Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПбМАПО).

В 2003г остеопатия официально признана в России, как метод лечебного воздействия.

В настоящее время в России существует очно-заочная форма обучения остеопатии. Также в настоящее время в Санкт-Петербурге, на базе СПбМАПО открывается новая - очная форма подготовки остеопатов, рассчитанная на 3 года. Данная форма подготовки кроме обучения остеопатии включает интернатуру по одной из специальностей (терапия, педиатрия, травматология, неврология).

В настоящее время в России ведутся фундаментальные исследования под руководством д.м.н., профессора Н.П.Ерофеева, и при участии к.т.н. А.В.Чащин и к.ф-м.н Д.Б.Вчерашнего в области остеопатии а также работы по верификации эффективности остеопатических методик с использованием лазерной фло-уметрии и оригинального волюмометрического метода.

Фундаментальные исследования в рамках курса остеопатии в сотрудничестве с СПбГУ направлены на исследования физиологических механизмов возникновения и функционирования, значимости эндогенных ритмов целостного (единого) тела человека и его отдельных частей до субклеточного уровня.

Такой подход отличается, прежде всего, системным осмыслением лечебных воздействий остеопатических техник.

В рамках исследуемой темы необходимо подчеркнуть, что развитие остеопатии в XXI веке неизменно должно быть привержено ценностям классической остеопатии (собранный поколениями научный и прикладной опыт). В тоже

время классическую остеопатию следует наполнить доказательной базой современных научных достижений, в познании структуры и функции организации на всех уровнях тела человека: от субклеточных элементов, клеток, до тканей и систем. Естественно, использование современного приборного (физиологические и клинические методы) обеспечения предаст классической остеопатии новый импульс в получении достоверных результатов лечения.

Литература

1. ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: АМЕРИКАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ Джордж У.Нортуп, ДО, ФААО Чикаго, Иллиноис 60611, третье издание.

2. Краниосакральная терапия. Джон Е. Апледжер и Ян Д. Вредвугд Арбор, Мичеган 1983.

3. Развитие фундаментальных основ остеопатической медицины в России. Аннотированный сборник избранных публикаций 1996 - 2005г. Русская Высшая Школа Остеопатической Медицины. 2005г. Санкт-Петербург.

4. Немедикаментозная терапия. Под редакцией Н.А.Белякова. Издательский дом СПбМАПО, Санкт-Петербург, 2005г.

5. Принципы остеопатии. Д.Е.Мохов И.А.Егорова Т.Н.Трофимова Санкт-петербург, издательский дом СПбМАПО 2004г.

6. Анатомические поезда. Томас В. Майерс. New York, Addison Wesley. 1995.

7. Early Osteopathy in the Words of A.T.Still. Kirksville, Missouri. The Thomas Jefferson University Press 1991.

8. Osteopathic manipulative medicine. SFIMMS series in neuromusculoskeletal medicine. San Francisco, CA 94114, 2000.

В.Ф. Москаленко

НОВАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца,

Киев, Украина

Многоаспектная значимость здоровья как интегрального критерия качества жизни населения, социально-культурного развития общества и мощного фактора дальнейшего общественного прогресса обуславливает ориентацию современной государственной политики большинства стран мира в сфере здраво-хранения на сохранение и укрепление общественного здоровья.

Международный опыт решения современных проблем в сфере охраны здоровья населения убедительно доказывает, что инвестиции в здоровье являются весомым вкладом в развитие человеческого потенциала, социальное благополучие и экономическое благосостояние людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.