Научная статья на тему 'Современный контекст здоровьесберегающей деятельности будущих учителей биологии'

Современный контекст здоровьесберегающей деятельности будущих учителей биологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE BIOLOGY TEACHERS / HEALTHCARE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пенов Вадим Васильевич

АННОТАЦИЯ Исследованы теоретические аспекты здоровьесберегающей деятельности будущих учителей биологии в свете документов Всемирной организации здравоохранения. Обоснованы основные компоненты содержания здоровьесбере-гающей деятельности выпускников биологического факультета: знания современных тенденций развития здоро-вьесберегающей деятельности, умения применять здоровьесберегающие технологии в практике, владение навыками обучения школьников основам здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пенов Вадим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY The theoretical aspects of the main directions of the healthcare activities of the future biology teachers in accordance with the WHO documents were studied. The basic contents components of the healthcare activity of the graduates of the faculty of biology had been substantiated: the knowledge of current trends in the development of healthcare activities, the ability of using healthcare technologies in practice and teaching students the basics of healthcare activities.

Текст научной работы на тему «Современный контекст здоровьесберегающей деятельности будущих учителей биологии»

современный контекст здоровьесберегающей деятельности

будущих учителей биологии

Пенов Вадим Васильевич

старший преподаватель кафедры медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности ОНУ

имени И.И. Мечникова

HEALTHCARE ACTIVITIES OF FUTURE BIOLOGY TEACHERS: THE MODERN CONTEXT Penov V. V., Odessa I.I.Mechnikov National University

АННОТАЦИЯ

Исследованы теоретические аспекты здоровьесберегающей деятельности будущих учителей биологии в свете документов Всемирной организации здравоохранения. Обоснованы основные компоненты содержания здоровьесберегающей деятельности выпускников биологического факультета: знания современных тенденций развития здоровьесберегающей деятельности, умения применять здоровьесберегающие технологии в практике, владение навыками обучения школьников основам здоровьесбережения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие учителя биологии, здоровьесберегающая деятельность.

SUMMARY

The theoretical aspects of the main directions of the healthcare activities of the future biology teachers in accordance with the WHO documents were studied. The basic contents components of the healthcare activity of the graduates of the faculty of biology had been substantiated: the knowledge of current trends in the development of healthcare activities, the ability of using healthcare technologies in practice and teaching students the basics of healthcare activities.

Key words: professional training, future biology teachers, healthcare activities.

Постановка проблемы. Важным звеном современной системы образования является здоровьесберегающая деятельность учителей. Новые подходы к сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся развиваются стремительно, и это требует совершенствования здоровьесберегающей подготовки будущих учителей в высших учебных заведениях. Особую актуальность в данном контексте приобретает обучение будущих учителей биологии [8], так как специалисты естественнонаучного профиля, овладев необходимыми компетенциями, смогут решать организационно-управленческие задачи развития и совершенствования здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учебном заведении.

Анализ последних исследований и публикаций. Здоровье человека, будучи главной ценностью современного общества, все чаще становится объектом научных исследований (М. С. Гончаренко, М. В. Гринева, В. М. Ефимова, Л. И. Жалило, В. М. Оржеховская, С. В. Страшко, Л. П. Сущенко и др.). Мировое научное сообщество обеспокоено неизбежными в быстро меняющемся мире социокультурными изменениями, которые так или иначе негативно влияют на состояние здоровья современного человека [15]. Данные тенденции отражены в ряде документов ВОЗ и Евросоюза, однако их содержание недостаточно представлено в новых стратегиях здоровьесберега-ющей подготовки будущих учителей биологии.

Цель статьи: анализ основных направлений развития обучения навыкам сохранения здоровья как основы здоровьесберегающей деятельности в системе образования.

Изложение основного материала. Проблемы здоровья и болезни до конца 70-х годов ХХ века решались преимущественно в рамках системы здравоохранения. Лишь в 1986 г. в Оттавской хартии по укреплению здоровья было определено, что укрепление здоровья - «это задача не только сектора здравоохранения, необходимы усилия по формированию здорового образа жизни ...» [10]. В документе особое внимание уделялось тому, что эта деятельность «предусматривает включение вопросов охраны здоровья в повестку дня руководителей во всех секторах и на всех уровнях, побуждая их в процессе принятия решений отдавать себе отчет об их возможных последствиях для

здоровья и принимать на себя ответственность за здоровье людей» [10]. Оттавская хартия по укреплению здоровья -это первый документ, в котором были определены роль и место обучения навыкам сохранения здоровья в системе новых стратегий охраны здоровья населения.

В течение следующих десятилетий произошли большие перемены в понимании и принятии ценности здорового образа жизни, что отразилось на подходах к подготовке специалистов всех направлений. Стало понятно, что первичная профилактика заболеваний - это самый эффективный механизм укрепления здоровья населения и борьбы с растущим числом угрожающих жизни новых патологий.

В 1988 г. была принята Хартия против табака, в которой декларируется, что свежий воздух, свободный от табачного дыма, - это важнейший компонент права на здоровую и чистую окружающую среду [14]. В Хартии говорится, что каждый ребенок и подросток имеет право на защиту от всех форм коммерческого продвижения табачной продукции и на получение всей необходимой просветительной и другой поддержки, чтобы противостоять соблазну начать пользоваться табаком в любой форме. Все граждане имеют право дышать воздухом, свободным от табачного дыма, в общественных помещениях и в транспорте. Каждый работник имеет право на то, чтобы его рабочее место было свободно от табачного дыма. Каждый курящий имеет право на получение поддержки и помощи для преодоления своей вредной привычки. Каждый гражданин имеет право быть информированным о беспрецедентном риске для здоровья в связи с использованием табака. Именно данный документ стал основой активной антиникотиновой профилактики среди подростков, обучающихся в школах.

В декабре 1989 г. была принята Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (Франкфурт-на-Майне) [6]. В Хартии были определены такие позиции: здоровье человека зависит от целого ряда важнейших экологических факторов; жизненно важно предупреждение воздействия на человека опасных для здоровья факторов путем защиты окружающей среды; чистая и гармоничная окружающая среда оказывает положительное воздействие на здоровье и благополучие людей; а также приведены

многочисленные примеры достижений в сфере снижения уровней загрязненности и восстановления здоровой окружающей среды [6].

Также в Хартии были отражены следующие стратегически значимые моменты: поддержание и улучшение здоровья и благополучия требуют устойчивой системы развития; необдуманное расходование природных ресурсов и рост антропогенной продукции способны нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу здоровью человека; серьезнейшие экологические проблемы, стоящие перед развивающимися странами, требуют сотрудничества в глобальных масштабах, поскольку доказан международный характер многих проблем экологии и здравоохранения, взаимозависимость населения стран и отдельных лиц в этих вопросах. Впервые обозначены следующие особенности Европейского региона: большая населенность, интенсивная индустриализация и высокая плотность транспортных потоков в связи с проблемами здоровья и экологического благополучия.

В 1994 году на Второй европейской конференции по окружающей среде и охране здоровья (Хельсинки, Финляндия, 20-22 Июня 1994 г.) был принят Европейский план действий по гигиене окружающей среды [7].

В 1995 году на европейской конференции «Здоровье, общество и алкоголь» (Париж, 12-14 декабря 1995 г.) принята Европейская хартия по алкоголю [5].

23 июня 1998 г. на Международной конференции по здоровым городам была принята Афинская декларация по здоровым городам, в которой подчеркивался экологический вектор развития образования и медицины в Европе [1].

На третьей конференции по окружающей среде и охране здоровья в 1999 году, (Лондон, Соединенное Королевство, 18 июнь 1999 г.) были приняты основы европейской политики Здоровье-21 - Здоровье для всех в 21-ом столетии [9]. За следующие после этого события десять лет состоялось большое количество конференций и совещаний под эгидой ВОЗ, в которых прослеживалось изменение взглядов медицинской общественности на проблемы укрепления здоровья населения при помощи образовательных технологий, применяемых в средних и высших учебных заведениях.

На Пятой министерской конференции по окружающей среде и охране здоровья была принята Пармская декларация по окружающей среде и охране здоровья (Парма, Италия, 10-12 марта 2010 г.) [11].

В 2011 году была принята Политическая декларация ООН по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. В частности, на Шестьдесят шестой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения был принят Глобальный план действий ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) и борьбе с ними на период 2013-2020 гг. [4]. Участники Восьмой глобальной конференции по укреплению здоровья признали, что здоровый рацион питания может способствовать достижению глобальных целей в отношении НИЗ, включая достижение относительного снижения на 25% к 2025 г. преждевременной смертности от НИЗ [4]. Применение здоровьесберегающих технологий в системе среднего и высшего образования, особенно в практике учителей биологии, является важным элементом достижения этой добровольной глобальной цели.

На Восьмой глобальной конференции по укреплению здоровья, состоявшейся в Хельсинки, была признана значимость многосекторальных действий и применения научно обоснованных методов в деятельности по профи-

лактике и лечению НИЗ. Было обосновано, что необходимо создавать среду, благоприятствующую потреблению здоровых пищевых продуктов и напитков, и поощрять физическую активность во всех группах населения [4]. Самым главным механизмом реализации данных задач можно назвать образовательный, причем именно в школе, поскольку именно в школьном возрасте у детей можно сформировать и закрепить навыки здоровьесбере-жения, благодаря которым дети смогут сами контролировать и управлять факторами внешней среды, от которых зависит состояние их здоровья. С этой целью необходимо наладить межсекторальное сотрудничество для облегчения выбора более здоровых пищевых продуктов с учетом социально-экономического неравенства в таких учреждениях, как школы, детские сады, ясли, больницы и места работы (например, программы школьного питания и обеспечения детей в школах фруктами), содействовать улучшению показателей здоровья за счет сбалансированного рациона питания на всех этапах жизни и т.п.

Среди наиболее актуальных технологий продвижения здоровья в европейском регионе рассматриваются действия с участием многих заинтересованных сторон на местном и региональном уровне, такие как мероприятия, разработанные в рамках инициатив «Здоровые города», «Школы, способствующие укреплению здоровья» и т.д.; продвижение программ конкретных действий, например, через Сеть действий по снижению потребления соли и Сеть действий по уменьшению воздействия приемов маркетинга пищевых продуктов на детей [4].

На Европейской министерской конференции ВОЗ по вопросам питания и неинфекционных заболеваний (НИЗ) в рамках положений политики Здоровье-2020 (4-5 июля 2013 г., Вена, Австрия) была подтверждена приверженность глобальным процессам в данной области, идущим под руководством Организации Объединенных Наций [3]. В декабре 2013 года прошла Европейская министерская конференция ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями, на которой была принята Ашхабадская декларация по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в контексте положений политики Здоровье-2020 (Ашхабад, Туркменистан 4 декабря 2013 г.) [2]. В этом документе подчеркнуто, что основные НИЗ причиняют страдания людям и препятствуют социальному и экономическому развитию наших стран, чему есть доказательства в виде убедительных научных данных. НИЗ являются в значительной степени предотвратимыми, так как связаны с четырьмя общими факторами риска (потребление табака, вредное употребление алкоголя, нездоровый рацион питания и недостаточная физическая активность). Важно, что они могут оставаться предупреждаемыми вплоть до самых поздних этапов жизни человека [12].

Следует подчеркнуть, что за последнее пятидесятилетие была признана важность социальных детерминант здоровья - средовых условий, в которых человек родился, вырос, живет и работает, а также его возраста. Сегодня охрана здоровья рассматривается, во-первых, как неотъемлемое право человека, во-вторых, как актуальнейшая глобальная экономическая проблема и проблема безопасности и, в-третьих, как средство для справедливого развития человеческого потенциала, экономического и социального развития. Постоянная направленность на охрану здоровья необходима для разработки политики всех образовательных структур.

Стратегия Здоровье-2020 служит структурной основой для политики здравоохранения, неотъемлемым зве-

ном для реализации которой служит здоровьесберегающая направленность систем образования. Одной из основных целей стратегии является совершенствование руководства и управления в различных социальных институтах в интересах здоровья.

В январе 2015 года прошло техническое консультативное совещание по Европейской стратегии в области физической активности, на котором обсуждалась будущая Европейская стратегия в области физической активности (27-28 января 2015 г., Цюрих, Швейцария) [13]. Была определена актуальность и необходимость эффективных преобразований в области политики поддержки физической активности.

Выводы и предложения. Анализ представленных документов свидетельствует о том, что за последние тридцать лет изменились взгляды на роль системы образования в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, сформировалось новое представление о роли состояния окружающей среды и образа жизни человека в сохранении здоровья и долголетия. Однако данные изменения не отразились в полной мере на содержании, формах и методах подготовки будущего учителя биологии к профессиональной деятельности. Здоровьесберегающая деятельность как составляющая профессиональной подготовки выпускника высшего учебного заведения не представлена в содержании соответствующих дисциплин в полной мере и не рассматривается как одна из ведущих целей биологического образования. Выявлено противоречие между существующими директивными документами, отражающими необходимость подготовки учителей биологии для реализации здоровьесберегающей деятельности в школе и профессиональной неготовностью учителей к применению здоровьесберегающих технологий в своей практике. Будущий учитель биологии должен знать современные тенденции в области здоровьесберегающей деятельности, уметь применять здоровьесберегающие технологии в практике, владеть навыками обучения школьников основам здоровьесбережения и применения их в повседневной жизни.

Разработка современных моделей подготовки учителей биологии для обеспечения здоровьесберегающей деятельности в школе является актуальной проблемой теории и методики профессионального образования, решение которой непосредственно связано с улучшением демографической ситуации, снижением уровня социально опасных заболеваний, сохранением здоровья подрастающего поколения.

Литература

1. Афинская декларация по здоровым городам -

Афины, 1998. - 10 с. // http://www.euro.who.int/

ru/publications/policy-documents

2. Ашхабадская декларация по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в контексте положений политики Здоровье-2020 // Европейская министерская конференция ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в контексте положений политики Здоро-вье-2020. Ашхабад, 2013.

3. Венская декларация по питанию и неинфекционным заболеваниям в контексте политики Здоровье-2020 // Европейская министерская конференция ВОЗ по вопросам питания и неинфекционных заболеваний в контексте положений политики Здоро-вье-2020: Материалы. - 4-5 июля 2013 г., Вена, Австрия. - 7 с.

4. Восьмая глобальная конференция по укреплению здоровья. - Копенгаген: ВОЗ, [Электронный ресурс], режим доступа к статье: http ://www. who.int /healthpromotion/conferences/8gchp/ru/

5. Европейская хартия по алкоголю. - Париж, 1995. -8 с.

6. Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья, ВОЗ. - 7 с.

7. Европейский план действий по гигиене окружающей среды. - Хельсинки, 1994. - 145 с.

8. £фiмова В.М. Шдготовка майбутшх учителiв при-родничих дисциплш до використання здоров'язбе-режувальних технологш у професшнш дiяльностi: теорiя та методика: [монографiя]. - Омферополь: Сонат, 2011. - 442 с.

9. Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: Введение. - Европейская серия по достижению здоровья для всех. - № 5. - 44 с.

10. Оттавская хартия по укреплению здоровья. - 1986.

- 5 с. // http ://www. euro. who. int/_data/assets /pdf_

file/ 0009/146808/Ottawa_Charter_R

11. Пармская декларация по окружающей среде и охране здоровья (Пятая министерская конференция по окружающей среде и охране здоровья "Защитим здоровье детей в изменяющейся среде"). - Парма, 2010. - 11 с.

12. Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними: Материалы 67 сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения. - 2014. - 7 с.

13. Техническое консультативное совещание по Европейской стратегии в области физической активности, [Электронный ресурс], режим доступа http ://www. euro.who.int/ru/media-centre/events /events/2015/01/technical-consultation-meeting-on-the-european-physical-activity-for-health-strategy

14. Хартия против табака. - ВОЗ, 1988. - 2 с.

15. Экология человека: Учебник / [Агаджанян Н. А., Григорьев А. И., Черешнев В. А., Сидоров П. И. и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 240 с.

формирование изобразительной компетентности будущего

педагога-художника

Шачкова Эльвира Вадимовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна

ФОРМУВАННЯ ОБРАЗОТВОРЧОГО КОМПЕТЕНТНОСТ1МАЙБУТНЬОГО ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА Шачкова Ельвiра Вадuмiвна, кандидат педагогiчних наук, доцент кафедри образотворчого мистецтва, методики викладання та дизайну

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.