Научная статья на тему 'Современный коммуникативный паттерн и его влияние на образовательный процесс'

Современный коммуникативный паттерн и его влияние на образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
432
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПАТТЕРН / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ / ФИЛЬТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / COMMUNICATION PATTERN / INFORMATION / CONTENT FILTERING / SOCIAL BEHAVIOR / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / EFFICIENCY OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миронов Дмитрий Феликсович

В статье рассматриваются факторы формирования современного коммуникативного паттерна, его основные отличительные особенности, их влияние на эффективность образовательного процесса. Предлагаются возможные варианты преодоления негативных последствий этого влияния в рамках высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern communicative pattern and its influence on educative process

This paper outlines the major factors of modern communicative pattern formation, analyzes it’s main features and their influence on education effectiveness degradation. Possible remedies to overcome this negative tendency in the university practice are suggested.

Текст научной работы на тему «Современный коммуникативный паттерн и его влияние на образовательный процесс»

УДК 378.046

Д. Ф. Миронов

Современный коммуникативный паттерн и его влияние на образовательный процесс

В статье рассматриваются факторы формирования современного коммуникативного паттерна, его основные отличительные особенности, их влияние на эффективность образовательного процесса. Предлагаются возможные варианты преодоления негативных последствий этого влияния в рамках высшей школы.

Ключевые слова: коммуникативный паттерн, информация, объем информации, фильтрация информации, социальное поведение, педагогическое общение, эффективность образовательных технологий

Dmitriy F. Mironov

Modern communicative pattern and its influence on educative process

This paper outlines the major factors of modern communicative pattern formation, analyzes it's main features and their influence on education effectiveness degradation. Possible remedies to overcome this negative tendency in the university practice are suggested.

Keywords: communication pattern, information, content filtering, social behavior, pedagogical communication, efficiency of educational technologies

В одной из своих статей Ю. М. Лотман отметил, что все, что не передается следующим поколениям генетически, следует относить к сфере культуры. Соответственно, для передачи любой культуры необходим процесс коммуникации - общения человека с себе подобными или созданными ранее информационными ресурсами. Для преподавателей высшей школы особый интерес имеет такая разновидность коммуникации, как когнитивная коммуникация, представляющая собой основу образовательного процесса. Снижение эффективности традиционных образовательных технологий в практике высшей школы является одним из факторов, не только снижающих качество вузовского образования, но и подрывающих основу методической и педагогической деятельности, складывавшуюся веками. Более того, речь идет об одной из причин системного кризиса высшего образования не только в России, но и в мировом университетском сообществе. Скорость, с которой этот процесс развивается, дает основания предполагать, что его причины возникли и развились не эволюционным путем, а вследствие некоей революции. На самом деле, почему лекции, традиция чтения которых восходит к временам, задолго предшествовавшим основанию первых университетов, сегодня столь стремительно стали одним из самых непопулярных видов учебных занятий? Почему резко снижается эффективность работы студентов не только с первоисточниками, но и со специально разработанными под требования образовательного процесса учебниками и ме-

тодическими пособиями? Почему эта проблема приобрела остроту именно за последние десять лет? И какие средства могли бы помочь преодолеть эти негативные тенденции?

Попробуем подойти к решению этих вопросов несколько нестандартно, рассматривая образование как образовательную (или когнитивную) коммуникацию1, процесс, основную роль в котором играют потоки данных, переносящие те или иные объемы информации. Поток данных можно рассматривать как последовательность сообщений определенного объема, поступающих с той или иной интенсивностью. В информатике имеется несколько способов определения объема информации, заключающейся в сообщении. Чаще всего используется структурный критерий, при котором информационным объемом сообщения считается его информационная емкость. Например, считается, что в одной строке машинописного текста содержится от 30 до 60 байт информации. Семантический критерий, предложенный К. Шенноном, определяет объем информации, заключенной в сообщении, по мере снятия неопределенности в результате ее интерпретации. Прагматический критерий строится на понятии релевантности и оценивает объем информации по степени ее полезности для деятельности в той или иной области.

Биологическая и социальная эволюция homo sapiens привела к тому, что именно прагматический критерий является важнейшим в его коммуникативном поведении. При передвижении по улице информация о скорости и направлении движения приближающегося автомобиля

намного важнее, чем о числе и расположении ворон, сидящих на проводах. Соответственно, в процессе коммуникации (в данном случае -визуальной) должна происходить оценка релевантности поступающих сообщений и ранжирование их по приоритету. Но применение для этого семантического и прагматического критериев требует предварительной процедуры декодирования сообщения и его интерпретации, сопоставления с уже имеющейся информацией. А на это требуются усилия и время.

Эволюционно выработавшиеся у человека как биологического вида средства обработки данных не только имеют весьма ограниченную производительность (причины чего мы не рассматриваем в настоящей статье), но и высокую степень специализации. Они хорошо приспособлены к работе с визуальными образами, несколько хуже - со звуками, и совсем слабо - с запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. При этом по всем каналам восприятия можно определить пару пороговых значений: порог чувствительности и болевой порог. Все каналы могут использоваться для осуществления коммуникации, но пропускная способность их различна. Для социально значимой коммуникации наибольшее значение имеют визуальный канал (зрение) и аудиоканал (слух).

В условиях информационной революции, связанной с появлением портативных компьютеров и мобильных средств телекоммуникации, коммуникативные процессы протекают при постоянно возрастающем объеме участвующих в них данных. Сравните процесс вождения автомобиля тридцать лет тому назад и сегодня. Дело не только в том, что движение стало более плотным, а скорости увеличились. Современный водитель видит огромное число рекламных биллбордов, слушает встроенную стереосистему, разговаривает по мобильному телефону, считывает данные с экрана навигатора. Отметим также, что в современном коммуникационном процессе возрастает, в основном, объем данных - большая часть данных не содержит релевантной информации, представляя собой информационный шум. На фильтрацию этого шума требуется все больше ресурсов, что радикально сокращает производительность обработки данных в процессе коммуникации. Возникает эффект воронки - если воду наливать в бутылку через воронку слишком быстро, часть ее будет переливаться через край и в бутылку не попадет. В силу этого эффекта часть данных, составляющих коммуникационный поток, перестает обрабатываться и просто отбрасывается, независимо от того, содержится ли в них релевантная информация. На всех этапах коммуни-

кативного информационного процесса «получение сообщения - фильтрация информационного шума - интерпретация данных - ранжирование по прагматическому критерию - ответная реакция - формирование ответного сообщения -передача ответа» неизбежно возникает осознанное, но чаще - подсознательное ограничение потока данных. Проблема состоит в том, что данные отбрасываются до того, как интерпретируются. Из-за этого неизбежными становятся как возможность утраты большого объема информации (в смысле прагматического критерия), так и снижение качества обработки данных.

Поскольку темпы информационной революции несовместимы со скоростью биологической эволюции человека, компенсаторные фильтрующие схемы формируются у человека не на физиологическом уровне, а на уровне высшей психической деятельности, обеспечивающем наиболее быструю адаптацию. Модернизируется самая гибкая часть «механизма» - психика субъектов коммуникации. Наблюдения за изменениями в характере образовательных коммуникативных процессов, проведенные автором за последние 30 лет в ходе педагогического и неформального общения с коллегами и студентами, позволяют сделать вывод о формировании устойчивого сочетания особенностей такого общения - коммуникативного паттерна. Этот коммуникативный паттерн отчетливо прослеживается у представителей младшей возрастной группы, заметен он и у представителей средней возрастной группы.

Для современного коммуникативного паттерна характерны две основные тенденции: к усилению способности собственных сообщений, к преодолению коммуникативных барьеров и установки собственных коммуникативных барьеров, помогающих избежать перегрузки механизмов обработки данных. Первая тенденция объясняется стремлением к повышению собственной социальной значимости через коммуникацию, вторая - инстинктом самосохранения и физиологией.

К основным особенностям коммуникативного паттерна2, прямо связанным с первой тенденцией, относятся:

- Повышение степени эмоциональности и импульсивности (первая тенденция) как способ выделить свои сообщения из общей массы коммуникативного потока. В сетевом общении проявляется в форме записи сообщений прописными буквами, огромном количестве восклицательных знаков, графических и даже анимированных символов (смайликов).

- Фетишизация эксцентричности. Чем неординарней будет форма и контент сообщений,

Д. Ф. Миронов

тем выше вероятность, что их выделят из общего коммуникативного потока. В качестве примера можно упомянуть памятную эпидемию «олбан-ского» - использование предельно искаженной фонетической формы записи слов в интернет-сообщениях.

- Рост агрессивности, провокационности и эпатажности. Базовая причина - та же. В качестве примера можно упомянуть такие явления, как флейминг и троллинг - различные способы эпатирования субъекта коммуникации, имеющие в своей основе стремление выделиться из общей массы субъектов коммуникации.

- Детабуирование лексики при отсутствии модерирования, разработка эвфемистических приемов маскировки «непарламентских» выражений в сетевом общении при его наличии.

- Мультимедийность - ускоренные темпы роста доли сообщений ММБ, видеозвонков, публикаций видеороликов в Сети. Это позволяет усилить «импакт» сообщения, его эмоциональное воздействие на субъектов коммуникации.

Следует отметить, что лежащие в основе этих явлений психологические закономерности достаточно хорошо изучены и широко применяются в практике рекламы. Поскольку регламента сетевого общения не существует, в нем они получили весьма широкое развитие.

К основным особенностям коммуникативного паттерна, прямо связанным со второй тенденцией, относятся:

1. Сокращение доли рационального контента. Чем меньше говорится по сути дела, тем менее вероятна информативная реакция других участников коммуникации, и ответный поток сообщений легко и без ущерба отфильтровывается.

2. Декларативность, бездоказательность высказываний, открытое пренебрежение необходимостью хоть как-то обосновывать свои сообщения. Полное (в лучшем случае - частичное) игнорирование чужого мнения. Замена конструктивной дискуссии немотивированным открытым или замаскированным оскорблением собеседников. Такое коммуникативное поведение провоцирует переход рациональной дискуссии в беспредметный обмен эмоциональными, но информационно обедненными (в прагматическом понимании).

3. Приоритет рекреационной коммуникации. Чаты.

4. Деперсонализация, фейки, ники. Нежелание нести ответственность за коммуникацию. Использование псевдонимов предельно упрощает агрессивное и безответственное ведение коммуникации, что упрощает коммуникативное поведение в стиле п. 2.

Основные социокультурные факторы формирования коммуникативного паттерна воздействуют на личность с самого раннего детства. К важнейшим из них следует отнести: сокращение времени эмпатического общения с родителями и сверстниками, усиление воздействия средств масс-медиа, повышение степени эмоционального прессинга за счет средств мультимедийной рекламы и средств рекреационной индустрии (аттракционы, мультимедийное кино, компьютерные игры). В результате кумулятивного действия этих факторов развивается защитная реакция, выражающаяся в смещении коммуникативного паттерна от поиска важной информации с ее последующим семантическим анализом к подсознательному отсеву всех сообщений, требующих существенного когнитивного или эмоционального усилия, - своеобразная «глухота», снижение эмоциональной и когнитивной восприимчивости. Таким неочевидным образом проявляет себя в коммуникативной сфере инстинкт самосохранения.

В случае образовательного коммуникационного процесса эта особенность коммуникативного процесса влечет за собой много негативных последствий. В числе важнейших: резкое снижение эффективности традиционных форм обучения (лекции и работа с методическим материалом, представленным в формате текста), непредрасположенность к самостоятельному активному поиску информации, пассивность при диалоговых формах учебных занятий (семинары). Преодоление этих коммуникативных барьеров становится важнейшей задачей современных педагогики и андрогогики. В высшей школе сложность решения этой задачи усугубляется сокращением объема педагогического общения и, соответственно, коммуникации.

В качестве основных средств преодоления перечисленных выше коммуникативных барьеров в образовании3 можно предложить следующее:

- Более широкое применение образовательных метафор, которые, хотя и снижают научную строгость изложения нового материала, но позволяют существенно снизить когнитивное усилие при его освоении за счет установления дополнительных ассоциативных связей.

- Повышение степени мультимедий-ности учебно-методических материалов. За счет этого можно усиливать информационное и эмоциональное воздействие на обучающегося и в большей степени преодолевать когнитивную невосприимчивость. При невозможности использовать мультимедийные средства необходимо шире применять в учебно-методическом материале графические

формы представления информации - деловую графику, учебные комиксы.

- Проведение коллективных форм занятий с помощью новых автоматизированных коммуникативных технологий. Это снижает коммуникативные барьеры за счет контролируемой деперсонализации и использования более привычной коммуникативной среды.

Таким образом, объективно сформировавшийся в современных условиях коммуникативный паттерн представляет собой существенное препятствие образовательной коммуникации, для преодоления которого требуются специальные меры. Можно даже говорить о том, что коммуникативная субкультура, возникшая на базе этого паттерна, может рассматриваться как разновидность социальной эпидемии. Причиной этой эпидемии следует считать искажение информационно-коммуникативной среды, аналогичное искажению биологической среды существования общества за счет пренебрежения экологическими принципами. Вероятно, следует говорить о распространении экологических

концепций на охрану окружающей среды не только в биологическом, но и в информационнокоммуникативном понимании. Пренебрежение этим может привести к печальным последствиям - вплоть до социальной инвалидизации значительной части общества.

Примечания

1 Такой подход исключает из рассмотрения несколько важных аспектов образования, в частности, воспитательный аспект, но он представляется допустимым в рамках решения поставленных вопросов.

2 Большинство особенностей современного коммуникационного паттерна отчетливее всего проявляются в сетевом общении - чатах, на форумах, в социальных сетях. Поэтому приведенные далее примеры ссылаются именно на такое общение. Но это не значит, что отмеченные тенденции не прослеживаются в других формах общения -просто там они проявляются менее отчетливо.

3 Миронов Д. Ф. Изменение функций преподавателя в современный период // Вестн. СПбГУКИ. 2012. № 4 (13), дек. С. 152-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.