Научная статья на тему 'Современный формат информационной логистики в снабжении и сбыте'

Современный формат информационной логистики в снабжении и сбыте Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
314
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ИНФОРМАЦИИ / LOGISTICS / AN INFRASTRUCTURE OF THE MARKET OF THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузина А. А., Никитина Е. О.

Целью работы является разработка инструментария и организационно-экономического механизма логистизации информационных потоков в снабжении и сбыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кузина А. А., Никитина Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work purpose is working out of toolkit and the organizational-economic mechanism логистизации information streams in supply and sale.

Текст научной работы на тему «Современный формат информационной логистики в снабжении и сбыте»

Кузина А.А., Никитина Е.О.

СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ

В СНАБЖЕНИИ И СБЫТЕ

Cousina А.А., Nikitina Е. О.

MODERN FORMAT OF INFORMATION LOGISTICS IN SUPPLY AND SALE

Ключевые слова: логистика, инфраструктура рынка информации.

Keywords: logistics, an infrastructure of the market of the information.

Аннотация

Целью работы является разработка инструментария и организационноэкономического механизма логистизации информационных потоков в снабжении и сбыте.

Abstract

The work purpose is working out of toolkit and the organizational-economic mechanism логистизации information streams in supply and sale.

Одной из важнейших задач является развитие инфраструктуры рынка на информационной основе, в том числе логистической.

Рассмотрим информационные потоки в процессах снабжения и сбыта.

Простейшая структура, содержание и последовательность движения информации в снабжении или сбыте продукции представлена в табл. 1. Последние три операции осуществляются с согласованной степенью унификации информации и представляют собой средство для минимизации расходов на их оформление. Даже в этом простейшем случае проявляются явные признаки логистизации документооборота фиксирующего результаты этапов процесса товарообмена.

Эта схема справедлива только для случая, когда производитель и потребитель являются физическими лицами, которые не привлекают третьих лиц для выполнения указанных операций.

Однако в подавляющем числе случаев контрагенты представляют собой более сложные структуры, представленные на рисунке 1 с определенной степенью упрощения. Из него следует, что количество информационных операций резко возрастает за счет внутреннего документооборота контрагентов. Даже при таком схематическом представлении ясно, что количество информационных операций увеличивается на порядок.

Таблица 1 - Содержание и последовательность движения информации в снабжении или сбыте продукции___________________________________________________________________________

Операция Исполнитель Содержание информации

Поиск информации о продукции Очевидец Вероятно достоверное и возможно подробное описание продукции

Запрос на поставку Потребитель Неформализованное описание требуемых характеристик и свойств продукции

Проект договора на поставку Производитель Неформализованное описание предлагаемых характеристик и свойств продукции, а также предложение формализации обозначения продукции для последующего документооборота

Договор на поставку Потребитель Неформализованное описание предлагаемых характеристик и свойств продукции, а также согласие на предложенную формализацию обозначения продукции для последующего документооборота

Счет на оплату Производитель Согласованное формализованное обозначение продукции

Платеж Потребитель Согласованное формализованное обозначение продукции

Акт (накладная) на передачу____________________

Производитель

Согласованное формализованное обозначение продукции (товара)__________________________________

Другие производители продукции Информационный отдел

Производитель Отделы:

Носители информации Выставки, каталоги Газеты, журналы Базы данных Выставки, каталоги Газеты, журналы Базы данных >

Маркетинга \ Разработки Информационный Г

Потребитель Отделы:

г™

Заказов Запрос на поставку \ Снабжения

/ Проект договора на Снабжения

Плановый поставку

Договорный Л Бухгалтерия Договор на поставку Снабжения

Счет на оплату Платежный документ Снабжения

Бухгалтерия Бухгалтерия

Производств^ный \ Цех / Склад сбыта

Акт (накладная) на передачу товара Склад снабжения

Рисунок 1 - Схема внутренних информационных потоков снабженческо-сбытового

процесса контрагентов.

Рассмотренная схема снабженческо-сбытового взаимодействия значительно чаще имеет место в реальной практике. Однако и она показана упрощенно. На рисунке 2 показан более сложный снабженческо-сбытовой процесс с участием новых контрагентов, выполняющих функцию разукрупнения партии продукции, транспортников, участников оптовой и розничной торговли.

Рисунок 2 - Схема внешних информационных потоков снабженческо-сбытового процесса

Однако однозначно идентифицировать контрагентов по этим названиям не представляется возможным, поскольку уникальность этих названий никем не гарантируется.

Структура идентификационного логистического описания продукции позволяет осуществлять организацию поиска продукции путем простого поэтапного иерархического выбора «сверху-вниз» и применять сформированное четырехэлементное обозначение продукции в реальном документообороте. При этом осуществляющий поиск нужной продукции (товара) не тратит время на заполнение цифровых кодов, что позволяет более быстро осуществить поиск.

Наличие в БШ^ег достоверной информации позволяет производителям установить оперативное взаимодействие с государственными органами для защиты общих интересов на внутреннем рынке от угрожающего импорта аналогичной продукции.

Рисунок 3 - Схема информационных и материальных потоков снабжения и сбыта товаров посредством интегрированной информационной базы данных

Используя информацию БК^ег, координирующий центр может направить управление кластера чтобы привлечь соответствующие отраслевые ассоциации производителей для проведения детальных аналитических исследований и формирования доказательной базы, необходимой для начала расследования и принятия упреждающих таможенных антидемпинговых или специальных мер защиты.

Информация БШПег может также использоваться производителями для разворачивания, совершенствования и контроля «электронной» формы торговли.

Важной перспективой применения БШПег может стать обеспечение информационной поддержки продукции производителя в течение всего ее жизненного цикла, т.е. СЛЬБ-технологии (рис. 4).

Для этого, как и в случае «электронной» торговли, достаточно использование в сбытовой документации обозначений продукции, зарегистрированной производителем в БШПег.

Рисунок 4 - Информационные потоки при использовании интегрированной базы данных для сопровождения жизненного цикла продукции по СЛЬБ-технологии.

С точки зрения обеспечения логистических процессов, использование такой базы данных является составной частью создания организационно-экономического механизма ло-гистизации, который не возможно реализовать без информации.

Одним из вариантов создания организационно-экономического механизма логистиза-ции снабжения, сбыта и вообще материального потока может служить комплекс взаимосвязанных действий структур, показанный на рис. 5.

Рисунок 5 - Схема координации снабжения, производства и сбыта товаров логистической системой управления на основе интегрированной информационной базы данных о товарах и услугах.

Как видно из схемы, информация о товарах и услугах поступает с локальной информационной базы данных в кластерную интегрированную информационную базу. Покупатели товаров находят в кластерной базе данных нужную им информацию о товарах, выбирают их, получают сведения о производителях (контрагентах) и подают заявки на поставку.

Логистическое управление базируется на использовании логистических информационных технологий идентификации. Для их адаптации к российским условиям и достижения сопряжения друг с другом необходима разработка и применение механизма интеграции технологий.

Организационно-экономический механизм информатизации логистических процессов, основанный на использовании комплекса структур, содержащих исходную информацию о товарах, услугах, снабжении, сбыте, клиентах и совокупности логистических информационных технологий, координирующих информационный и материальный потоки и позволяющий минимизировать время движения (рис. 6).

Рисунок 6 - Схема логистической координации материального потока на основе информационной базы данных с использованием прогрессивных информационных технологий

• осуществление логистической координации на предмет снижения затрат • рекламирование товаров и услуг, формирование образа доверия к товару (брэндинг), РЯ производителей

• размещение информ ации предриятия-производителя о сбыте товаров

• предоставление контрагентам достоверной (от производителя)

информации о товарах и услугах, их характеристиках и ценах для нужд снабжения

• установление оперативного

взаимодействия предприятий с государственными органами для защиты общих интересов на внутреннем рынке от угрожающего импорта аналогичной продукции и принятия упреждающих таможенных мер защиты

минимизация

времени

прохождения

информации и

материального

потока

• обеспечения информационной поддержки продукции производителя в течение всего ее жизненного цикла по СЛЬБ-технологии

проведения аналитических исследований, целью которых является

сравнительный анализ различных потребительских свойств товара и их цен

• проведение маркетинговых исследований

Рисунок 7 - Применение разработанных инструментов и механизмов логистизации.

Таким образом взаимовыгодное сотрудничество сопряженных экономических субъектов в формате информационной политики дает возможность согласовывать логистические функции в режиме on-line, что позитивно отразится на их конкурентоспособном положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.