Научная статья на тему 'Современный финансовый рынок России и направления его совершенствования'

Современный финансовый рынок России и направления его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
928
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKETS / ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FINANCIAL INVESTMENTS / КАПИТАЛ / CAPITAL / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS AND TARIFF POLICY / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярощук Анатолий Борисович

В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования современного финансового рынка России, предлагаются меры по его совершенствованию, а также выявляются причины, замедляющие темпы развития финансовой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern financial markets of Russia and directions its improvement

The article deals with topical issues of the functioning of modern Russian financial market, the proposed measures for improvement, and identifies the causes retarding the pace of development of the financial sector.

Текст научной работы на тему «Современный финансовый рынок России и направления его совершенствования»

• и, наконец, промышленная эксплуатация системы. Итак, нами обозначены теоретические аспекты стратегического менеджмента. Именно такой подход позволит решать многие социально-экономические проблемы современности, в частности структурные изменения не только финансовой части, но и экономики в целом. Однако для этого следовало бы достичь более повышенный уровень подготовки выпускников вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров Ю.Е. Диалектика научных абстракций в математическом познании. МГУ им. М.В. Ломоносова, - М., 1986.

2. Юсупов А.С. Откуда произошел человек на земле. - М., «Вече», 2010.

3. Хубулава Н.М. Эконометрика XXI века, учебник. - М., «Восход-А», 2010.

4. Хубулава Н.М. Моделирование инновационной стратегии на клеточном уровне. Вестник УРАО - № 1, 2015. - С. 120-130.

Ярощук А.Б.

СОВРЕМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

На сегодняшний день актуальность проблемы совершенствования национального финансового рынка в условиях перехода России к инновационной модели социально- экономического развития, импортозамещению, не вызывает никаких сомнений.

Основными ориентирами и направлениями развития финансового рынка России являются следующие шаги:

- совершенствование законодательной базы;

- снижение до минимума административных барьеров;

- всемерное развитие срочного рынка;

- развитие рынка коллективных инвестиций;

- усовершенствование корпоративного управления;

- привлечение частных инвесторов;

- улучшение механизма защиты мелких инвесторов;

- улучшение регулирования рынка;

- пресечение и предупреждение недобросовестной деятельности;

- формирование позитивного имиджа.

Перспективы развития финансового рынка России зависят не только от развития экономики страны и существующего инвестиционного климата, но и от действий, направленных на стимулирование улучшения качества работы самого фондового рынка.

Также требуется принятие стратегических решений для ликвидации недостатков регулирования финансовой сферы. Государство в качестве главного оператора финансового рынка должно осуществлять мониторинг его состояния и активно содействовать его развитию. Предпосылки к укреплению рубля могут сохраняться на фоне поддержания достаточно высокого спроса на российскую валюту. В результате прямых торгов российскими облигациями через Euroclear на внутренний российский финансовый рынок будет приведен ряд новых инвесторов. Одной из тенденций развития российского финансового рынка в 2015 году по-прежнему являлось сохранение избытка валюты на внутреннем рынке на фоне сохранения зависимости российского финансового рынка от мировых цен на нефть.

Развитие финансового рынка в России имеет перспективные направления, связанные как с развитием существующих, так и появлением новых услуг, которые могут быть востребованы юридическими и физическими лицами. Отметим, что в ряде случаев российский рынок остается закрытым для иностранных компаний, которые готовы предоставить более широкий спектр финансовых услуг на более выгодных условиях. С другой стороны, одной из причин привлекательности российского рынка для большинства зарубежных компаний является возможность быстрого обогащения путем проведения различных спекуляций в разных областях экономики.

Потенциал развития финансового рынка России далеко не исчерпан, в настоящее время существует множество отраслей экономики, где необходимо предоставление финансовых услуг более высокого уровня. Несмотря на относительно высокий уровень инфляции, волатильность рубля, многие специалисты высоко оценивают финансовые возможности российской экономики.

Чтобы привлечь значительную часть инвесторов на Российский финансовый рынок следует:

- определить направления развития внешнеторговых связей и выделить при-ори-тетных партнеров, отрасли, методы поддержки национальных экспортеров;

- оперативно вводить торговые преференции для экономических партнеров;

- активизировать создание интеграционных форм регионального взаимодействия;

- совершенствовать таможенно-тарифную политику;

- шире практиковать финансовую поддержку экспортеров путем увеличения ресурсов фонда страхования экспортных кредитов, субсидирования процентной ставки по кредитам, использования накопленных валютных резервов.

Таким образом, основными перспективными направлениями развития финансового рынка России следует считать:

1. Реформирование существующей модели финансового рынка в России с учетом ухода от спекулятивной модели развития и интеграции с развивающимися странами, странами ЕАЭС и БРИКС [3]. Данная мера позволит расширить возможности России по привлечению и перераспределению капитала, а также снизить системные риски, связанные с притоком на рынок спекулятивного капитала и утратой национальным рынком суверенитета.

2. Стимулирование реальных инвестиций в экономику России с учетом определения оптимальной пропорции между привлечением иностранных инвестиций в Россию (преимущественно прямых) и вывозом капитала за рубеж, что позволит сформировать баланс по стимулированию и регулированию инвестиций. При этом вывоз капитала за рубеж должен осуществляться преимущественно в безоффшорные зоны, в страны со стабильной экономической ситуацией и перспективами роста экономики.

3. Регулярный мониторинг диспропорций инвестиций в рамках государственной инвестиционной политики с учетом определения избытка или дефицита необходимого инвестиционного капитала путем сопоставления максимального объема доступных внутренних ресурсов и инвестиционных потребностей в рамках планируемого периода. Такая мера позволит исключить дефицит инвестиционного капитала РФ в целях развития экономики путем привлечения иностранных инвестиций на необходимый срок и на приемлемых для страны условиях, а также избыток капитала с учетом приоритетов отечественного экспорта и контроля его вывода за рубеж.

4. Обеспечение баланса интересов государства и бизнеса при введении ограничений на допуск иностранных инвесторов в отрасли, имеющие стратегическое значение для страны и обеспечения безопасности государства. Наличие жестких заградительных мер, декларированных в рамках Федерального закона от 29.04.2008 57-ФЗ, фактически препятствует притоку иностранных инвестиций в высокотехнологичные сектора, вместе с которыми приходят не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы, технологии и оборудование.

5. Комплексное развитие инфраструктуры финансового рынка, включая перспективные направления по освоению новых продуктов и технологических рядов; увеличение активности небанковских институтов развития; создание новых биржевых площадок и перспективы формирования в России мирового денежного центра. Практическое применение данных мер позволит снизить информационные, регулятивные и технологические барьеры на рынке, препятствующие честности и справедливости ценообразования, что, в свою очередь, позволит нивелировать транзакционные издержки инвесторов.

Что касается финансовой системы, то рыночные трансформации на совре-

менном этапе происходят под влиянием таких тенденций как увеличение международных потоков капитала в форме резервных активов; развитие международных рынков акций, облигаций и банковского кредитования; реформирование мировой финансовой «архитектуры»; формирование региональных валютных группировок. Очевидно, что обозначенные тенденции и направления движения оказывают существенное влияние на финансовые системы государств, особенно с развивающейся экономикой, к числу которых относится и Россия [1]. С одной стороны, они обеспечивают прогрессивное развитие и инициируют совершенствование всех систем и элементов, а с другой — являются источником возникновения системного риска, который достаточно сложно регулируется и преодолевается в условиях несовершенных финансовых секторов и экономических систем. В России масштабные антикризисные программы истощили государственные финансы, что само по себе стало источником новых рисков. Более того, анализ причин и последствий последнего кризиса указывает на несостоятельность действующей системы регулирования и надзора за финансовым сектором. Исходя из этого, особое внимание в период трансформационных изменений должно быть уделено состоянию финансовой системы государства, формированию адекватной институциональной среды.

Поэтому вопросы стабилизации и оздоровления финансовой системы России — это на сегодняшний день наиболее актуальные императивы для государства. Цель стабилизации — создать по-настоящему реальные стартовые предпосылки для структурной перестройки экономики, полностью восстановить инвестиционный процесс, мобилизовать путем развития финансового рынка и прочих финансовых институтов приток инвестиций в страну. Очевидно, что финансовая система России требует внимания отечественных ученых как с точки зрения сегментарного анализа в контексте собственных системных диспропорций в целях дальнейшего реформирования, так и с точки зрения тех вызовов, которые формируют современную глобальную финансовую информационно-экономическую среду.

С учетом обозначенных проблем представляется, что проведение анализа изменений финансовой системы России в условиях рыночной трансформации имеет высокую важность и значимость, предполагает рассмотрение актуальных для развития страны вопросов и позволит расширить уже имеющиеся исследования в данной области.

Современные условия трансформации мировой экономической системы требуют от стран проведения активной финансовой политики по обеспечению функционирования устойчивой и сбалансированной финансовой системы, увеличению темпов экономического развития, повышению уровня жизни и благосостояния населения. Безусловно, рыночные трансформации оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на изменение финансовой системы государства. Рассмотрим сначала факторы негативного влияния.

Итак, рыночные преобразования тормозят развитие финансового сектора России по причине низкой капитализации финансовых учреждений. Маломощность банков и финансовых компаний выступает серьезным барьером для обе-

спечения реального сектора отечественной экономики долгосрочными финансовыми ресурсами, а недокапитализированность страховых компаний исключает страхование масштабных рисков. Инвестиционные возможности финансовых учреждений ограничиваются дефицитом привлекательных для долгосрочного размещения средств финансовых инструментов. Неразвитость рынков общего инвестирования, страхования жизни, негосударственной пенсионной системы и доверительного управления в России не позволяет в полной мере привлекать сбережения домашних хозяйств к инвестиционному процессу, который затрудняется нестабильной ситуацией на рынке [2].

Рыночные трансформации приводят к понижению транспарентности государственных регуляторных органов и усилению информационной закрытости финансовых учреждений, в частности, сокрытию информации о результатах деятельности, что не позволяет качественно оценить уровень надежности, кредитоспособности и финансовой устойчивости операторов рынка. Развитие рыночных отношений, глобализация и интеграция финансовых секторов обнажают проблему несоответствия деятельности отечественных финансовых учреждений международным стандартам, правилам и процедурам, Директивам Европейского Союза. Но, в то же время, данный факт вынуждает и подталкивает финансовые учреждения к скорейшему переходу на международные нормы.

Изменения в рыночных отношениях, их усовершенствование и усложнение приводят к тому, что в финансовой системе России деформируются большинство принципов функционирования эффективного финансового сектора с мощными и надежными финансовыми институтами, т.к. инерция старых неформальных институтов столь сильна, нерыночные формы делового поведения настолько глубоко укоренились, что под давлением требований рынка они только усиливают свое влияние. Глобализация и научно-технический прогресс, как составные элементы трансформации рынка, значительно расширили фронт конкурентной борьбы финансовых учреждений, превратив участников финансового сектора, ранее никак между собой не связанных, в конкурентов. Общая неустойчивость и турбулентность ситуации в России породили новые формы конкурентной борьбы на финансовом рынке, основанные не столько на стабильных сравнительных преимуществах, сколько на выявлении или создании новых, временных преимуществ, нередко путем целенаправленного подрыва сложившегося равновесия на рынках.

Одно из наиболее ярких событий — это появление на финансовом рынке России новых, сложных, технологичных финансовых инструментов, возникших из простых и обусловленных природными требованиями реальной экономики методик управления рисками, хеджирования, инновационных форм страхования. В прошлом фьючерсы, форвады и опционы, или сделки с учетом риска, служили лишь своего рода страховкой для реальной экономики. Экспортеры, например, могли пользоваться данными инструментами, чтобы защитить себя от колебаний стоимости валюты торговых партнеров. Но с тех пор как мощность компьютеров стала почти неограниченной, торговля деривативами стала вполне автономной и перестала выполнять свои первоначальные задания, обусловившие ее возникно-

вение.

Единые для всего мира финансовые инструменты, стандарты передачи и обработки информации, одинаковые кредитные и информационные институты позволили создать идеальную среду для транснационализации бизнеса и свободного движения его капитала. Технологическое сочетание путей информационных и финансовых коммуникаций способствовало созданию в финансовой системе России нового информационно-финансового пространства и привело к сближению и постепенному слиянию информационной и финансовой сфер деятельности. Данные факторы, а также широкое использование интернет-технологий способствовали росту роли фондовых рынков. С помощью новейших коммуникационных технологий все больше банковских структур привлекаются к электронному бизнесу.

К безусловным достижениям можно отнести и факт вступления России в ВТО. Членство дает возможность России принимать активное участие в торговых спорах в качестве третьего участника, а также отстаивать свои интересы. Немаловажным плюсом для России от членства в ВТО является и открывшаяся возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать интересы страны на международных рынках и использовать инструменты антидемпинговых расследований ВТО. В Минэкономразвития России подчеркивают, что присоединение Российской Федерации к ВТО обеспечивает стабильность условий выхода на внешние рынки, устранение дискриминации в торговле, а также возможность равноправного участия России в формировании правил международной торговли. Правила Всемирной торговой организации позволяют отменить около 80-ти ограничений в торговле с РФ, которые действовали по отношению к отечественным товарам до вступления в ВТО.

Вследствие рыночной трансформации в финансовой системе России особенно заметно стало введение новаторских методов организации и управления финансовыми ресурсами. В результате капитал приобрел значительную мобильность, а характер операций участников глобального рынка, учитывая диверсификацию, уже не позволяет отождествлять их только со страной национальной принадлежности. Также можно наблюдать активизацию в части слияний и поглощений в финансовом секторе России. Одной из причин укрупнения финансовых структур является возможность уменьшения страховых резервов ликвидности, необходимых для устойчивой деятельности финансовой системы.

Справиться с экономическим кризисом России можно при качественном преобразовании производственных возможностей страны, внедряя и используя научно-технические достижения, экономика на сегодняшний день постепенно приобретает черты инновационной экономики, основываясь на разработки, внедрения и использования различного рода новшеств. Происходит процесс интеллектуализации экономики. При этом инновации являются материальной основой повышения эффективности производства, конкурентоспособности и качества продукции, уменьшения издержек.

Приоритетным также является повышение роли финансового рынка в инновационном развитии экономики региона по следующим направлениям: поиск

новых инвестиционных ресурсов, стимулирование развития реального сектора экономики, внедрение новых технологических продуктов, оптимизация институциональной и функциональной структуры финансового рынка.

Первоочередной задачей в развитии финансового рынка выступает поиск инвестиций в инновационные технологии, обеспечивающее экономический рост региона. Так, по мнению экспертов, увеличение доли инновационных инвестиций в ВВП на 1 % позволяет обеспечить увеличение темпов экономического роста на 5-6%.

В процессе перехода на инвестиционную модель социально-экономического развития региона необходимо решить задачу разработки системной стратегии совершенствования и повышения конкурентоспособности национального финансового рынка и по качественным и по количественным показателям его функционирования. Это связано с повышением его емкости, глубины, активизации небанковских финансовых институтов и коллективных инвесторов. Необходимо, прежде всего, модернизировать отсталую инфраструктуру финансового рынка, совершенствовать государственное и рыночное регулирование, распределение инструментов и операций.

Применение финансовых инноваций позволит распределить риски, способствует взаимосвязи финансового и реального секторов экономики, увеличить ликвидность рынка, что приведет к повышению конкурентоспособности финансового рынка. Основными проблемами внедрения инновационных технологий относятся их труднодоступность, отсутствие нормативно-правовой базы, отсутствие специализированных кадров, а также проблематичность прогнозирования последствий их внедрения.

Для совершенствования финансового рынка и его эффективного использования в инновационной экономике региона необходимо решить основные правовые вопросы. Как отмечают специалисты, отсутствие четкого нормативно-правового регулирования таких вопросов как предотвращение ценовой манипуляции и распределения инсайдерской информации, осуществление сделок с финансовыми инструментами, налоговое стимулирование притока капитала, привлечение банковских активов препятствуют эффективному развитию финансового рынка.

Для повышения инвестиционной активности, снижения злоупотреблений и повышения эффективности финансового рынка необходимо обеспечить прозрачность осуществляемых операций и повышения экономической грамотности населения, упрощения структуры и элементов финансового рынка.

Для современной России эффективной стратегией модернизации и перехода к инновационному развитию общества в целом должно стать — правильное соотношение объемов и форм бюджетных расходов на развитие инновационных проектов и главных научных разработок, способствующих повышению конкурентноспособности и технологического развития экономики. Процесс направления средств из бюджета для поддержания российских инновационных проектов должен быть сосредоточен на обеспечение государственных приоритетов на основе совершенствования и создания новых институциональных условий.

Инновационная направленность инвестиций способствует увеличению значения научных знаний и технологических инноваций как основных факторов экономического роста. Инновационное развитие экономики повышает динамику воспроизводственного цикла, размывая межотраслевые границы и способствуя межстрановому переливу капитала, распределения в новые отрасли, регионы, рынки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крохина Ю.А. Государственный долг РФ в условиях финансового кризиса: вопросы аудита эффективности / Ю.А. Крохина // Финансовое право. — 2014. — № 3. — С. 17-21.

2. Лахно Ю.В. Государственные ценные бумаги как инструмент развития российской экономики/Ю.В.Лахно// Журнал «Финансы и кредит». — 2010. —№42. — С. 14-19.

3. ЯрощукА.Б. О перспективах расширения использования национальных валют стран Евразийского экономического сообщества в рамках развития меж-странового предпринимательства / А.Б. Ярощук // Журнал «Вестник УРАО». — 2015. — №3. — С. 96-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.