Научная статья на тему 'Современный этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: политологические подходы к исследованию и институциональные технологии противодействия'

Современный этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: политологические подходы к исследованию и институциональные технологии противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ETHNO-RELIGIOUS EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ИСЛАМ / ISLAM / ПОЛИТОЛОГИЯ / POLITICAL SCIENCE / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INSTITUTIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фатхутдинов Раит Рафикович

В статье анализируются основные научные подходы в современной политологии к изучению этнорелигиозного экстремизма и терроризма на Северном Кавказе. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования институциональных технологий противодействия росту экстремизма и экстремистских процессов, указывает на важность вовлечения неправительственных организаций в процессы реформирования этноконфессиональной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ETHNICAL AND RELIGIOUS EXTREMISM IN THE NORTH CAUCASUS: THE POLITICAL APPROACH TO RESEARCH AND INSTITUTIONAL METHODS OF OUNTERACTION

In the article the main scientific approaches in contemporary political science to the studies of ethno-religious extremism and terrorism in the Northern Caucasus is analyzed. The author emphasizes on the necessity of improvement of institutional technologies in the sphere of extremism prevention and comes to the conclusion that nongovernmental organizations have an important meaning in the reformation of ethno-confessional system.

Текст научной работы на тему «Современный этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: политологические подходы к исследованию и институциональные технологии противодействия»

10. Овчинников А. И. Христианские ценности в современном праве и глобализация (к 1700-летию Миланского эдикта) // СевероКавказский юридический вестник. 2013. № 2.

11. Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. СПб., 2004. Кн. 2.

12. Иван Грозный. Государь / сост. В. Г. Ма-нягина. М., 2010.

УДК 323.1 ББК 66

Р. Р. Фатхутдинов

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В статье анализируются основные научные подходы в современной политологии к изучению этнорелигиозного экстремизма и терроризма на Северном Кавказе. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования институциональных технологий противодействия росту экстремизма и экстремистских процессов, указывает на важность вовлечения неправительственных организаций в процессы реформирования этноконфессиональной системы.

Ключевые слова: этнорелигиозный экстремизм, терроризм,, ислам,, политология, институциональные технологии.

MODERN ETHNICAL AND RELIGIOUS EXTREMISM IN THE NORTH CAUCASUS:

THE POLITICAL APPROACH TO RESEARCH AND INSTITUTIONAL METHODS OF OUNTERACITON

In the article the main scientific approaches in contemporary political science to the studies of ethno-religious extremism and terrorism in the Northern Caucasus is analyzed. The author emphasizes on the necessity of improvement of institutional technologies in the sphere of extremism prevention and comes to the conclusion that nongovernmental organizations have an important meaning in the reformation of ethno-confessional system.

Keywords: ethno-religious extremism, terrorism, Islam, political science, institutional technologies.

Сегодня этнорелигиозный экстремизм продолжает оставаться одной из главных проблем и угроз политической стабильности не только на Северном Кавказе, но и в современном мире в целом. На значимость противодействия экстремизму указывают политики, как отечественные, так и зарубежные [4, с. 6].

Высокий уровень экстремистской угрозы на Северном Кавказе дестабилизирует региональное социально-политическое пространство, препятствует дальнейшему развитию российского общества.

Несмотря на десятилетия вооруженной борьбы с террористическими группировками, этнорелигиозный экстремизм продолжает оказывать негативное воздействие на региональную общественную систему, сохраняя преимущественно радикальный политический характер. Идеи «чистого ислама» по-прежнему встречают понимание и отклик среди некоторой части молодежи, особенно в отдаленных районах Северного Кавказа. В

общественном сознании популярно осуждение роскоши, коррупции и стяжательства, людей привлекает идея равенства, этика единства всех мусульман, социальной гармонии, которую проповедуют исламистские радикалы. По мнению мусульман, ислам, существующий на Северном Кавказе, скорее выражает «богослужение предков», которое ближе к буддизму («святые» могилы, камни и проч.), чем к исламу.

Эффективное институциональное противодействие экстремистским угрозам невозможно без их комплексного политологического изучения. Вопросы профилактики, общие политические и административные механизмы и стратегии противодействия развитию экстремизма в Российской Федерации изучают такие исследователи, как Ю. А. Аку-нина, Р. Н. Гетц, Н. Е. Макаров, Н. И. Пивоварова, С. Е. Пролетемкова, Д. В. Сочнев, В. А. Тишков, Н. Фридинский и другие.

Общие политические причины развития экстремизма, его содержание и формы рассматри-

вают С. Беликов, А. Верховский, И. Л. Морозов, О. Е. Ноянзина, С. Д. Юрчевский и другие. Одними из наиболее значимых причин являются экономические факторы.

Закономерное следствие низкого уровня экономического развития - низкий уровень жизни населения, массовая и хроническая безработица, застой в социальной сфере. По большинству социально-экономических показателей республики Северного Кавказа занимают последние места в России. Для Северного Кавказа острой проблемой остается безработица -24-32 % от ее экономически активной части населения. В 2013 году не имели работы 237,6 тыс. человек, официально было зарегистрировано 54,9 тыс. безработных.

Бюджетная политика республик, ориентированная на помощь и поддержку федерального центра, многие годы воспитывает граждан-иждивенцев, не только теряющих профессиональные навыки, но и не желающих их приобретать. Массовый отток рабочей силы из сел, особенно из горных районов, в города продолжается. Незанятость молодежи, социальное неравенство, отсутствие общей идеологии наряду с пропагандой религиозной исключительности дестабилизируют этнополитическую ситуацию в регионе.

Правовые вопросы развития законодательства, направленного на противодействие экстремизму и экстремистским практикам, рассматривают В. Бурковская, Н. М. Гиренко [5, с. 104-106; 8]. Согласно данным их исследований, криминогенная обстановка в регионе остается сложной. Несмотря на принимаемые силовыми структурами меры по стабилизации ситуации, незаконные вооруженные формирования и террористические группы продолжают действовать практически на всей территории региона. Количество зарегистрированных случаев этнорелигиозного терроризма остается высоким. Здесь особую институциональную роль играет правоохранительная и судебная системы, которые должны быстро и эффективно купировать постоянно возникающие в условиях межнационального проживания бытовые конфликты, не давая им разрастаться до межнационального уровня.

Вопросы развития религиозного экстремизма в контексте общих конфликтогенных процессов на территории Северного Кавказа рассматривают также политологи, социологи и философы (М. Ю. Барбашин, Э. К. Джамалова, Т. Н. Литвинова, А. В. Меркулов, Ю. В. Морозов, Х. Т. Кур-

банов, А. Т. Сиоридзе, Л. Л. Хоперская, Э. Ф. Ша-рафутдинова и другие). По некоторым экспертным оценкам, сторонниками ваххабизма на Северном Кавказе является 5 % населения. 90 % экстремистов - это молодежь в возрасте 1625 лет, люди, не имеющие четко сформулированных взглядов и принципов.

Исследователи указывают, что одной из структурных причин роста ваххабизма на Северном Кавказе стала финансовая, военно-техническая и моральная поддержка со стороны Саудовской Аравии. Недемократические режимы развивают агрессивную идеологию и практику экстремистских течений в исламе, в некоторых государствах фактически сливающихся со светской властью.

Точные объемы предоставленного республикам Северного Кавказа финансирования не известны, но для сравнения можно указать, что, по экспертным оценкам [12], в Боснии Саудовская Аравия потратила 600 млн долларов, то есть на 1 мусульманина приходилось по 300 долларов. В результате было построено 160 мечетей, организован выпуск изданий исламской направленности и созданы благотворительные организации.

Открытым остается вопрос о том, до какой степени ученые могут объяснить и предсказывать трансформацию этнорелигиозных процессов, до какого момента можно предпринимать превентивные меры. Разумеется, никогда не было и, вероятно, не будет общества, в котором вспышки этнорелигиозного экстремизма зависели бы исключительно от «объективных» экономических, политических или социальных условий, а с их изменением экстремизм исчез бы полностью и безвозвратно.

Необходимо регулярно проводить публичные обсуждения перспектив государственной этноконфессиональной политики на Кавказе с участием широкого спектра политических и общественных сил, в том числе представляющих оппозиционные круги, и выработать эффективную стратегию взаимодействия федерального центра с регионами. В качестве первоочередных необходимо принять меры по восстановлению соблюдения прав человека на Северном Кавказе. Борьба с террористическим подпольем должна быть продолжена силовыми структурами и спецслужбами, в том числе путем профилактических мер по устранению институциональных причин, его создающих с учетом всех факторов геополитических рисков.

В свете данной проблемы следует уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения в духе толерантности и межнационального согласия. Необходима серьезная образовательная реформа курса религиоведения в общеобразовательной школе, его расширение и придание ему не только мировоззренческой, но и практической направленности. В стандарт полного общего образования должны войти предметы, в которых подробно рассматриваются негативные аспекты экстремизма и фундаментализма.

Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы создавать институциональные условия для свободного и равноправного функционирования этнических и религиозных групп.

Борьба с экстремизмом не должна использоваться как основание для противодействия оппозиции и гражданскому обществу. Необходимо принять поправки в существующее федеральное законодательство о борьбе с экстремизмом, исключающие возможность его применения к политической оппозиции, а также приравнивание критики представителей власти к экстремистской деятельности. Следует пересмотреть ряд нормативных актов Уголовного кодекса Российской Федерации, в частности ст. 282, для исключения неоднозначности толкования понятия «экстремизм» и вытекающего из него произвола.

По мнению правозащитников, важно законодательно определить понятие «жертва терроризма» [11, с. 5-9]. Следует выработать качественно новый комплекс мер по обеспечению законности и правопорядка в населенных пунктах республик, локализации и нейтрализации организованных преступных группировок, членов незаконных вооруженных формирований и ваххабитов, а также усилить профилактику террористических актов, похищений людей и других нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории региона. Такая задача является первостепенной в условиях, когда изменяется характер контртеррористической операции, сокращается численность постов и воинских формирований, а функция охраны прав человека и гражданина передается органам внутренних дел.

Остро стоит проблема стимулирования добровольного разоружения и включения в мирную жизнь сограждан, взявших в руки оружие под влиянием ложных и искаженных ценностей, психологических потрясений, других экстремальных жизненных обстоятельств, а также выявления и

устранения причин и условий, способствующих активизации деятельности незаконных вооруженных формирований.

Необходима глубокая и радикальная институциональная реформа социально-экономической и социально-политической сфер Северного Кавказа с одновременной ревизией всех современных государственных органов и государственного аппарата на предмет «чистки» корруп-циогенных полномочий чиновников. Только так можно минимизировать негативное воздействие сложившихся институциональных факторов, которые, как и структурные причины, способствуют росту религиозного экстремизма и радикализации настроений среди мусульманского населения этого региона. Подобные задачи актуализируют изучение институциональных особенностей этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе с политологической точки зрения.

Литература

1. Акунина Ю. А. Профилактика молодежного экстремизма средствами социокультурного менеджмента // Культура: управление, экономика, право. 2005. № 2.

2. Барбашин М. Ю. «Советскость» в этносоциальном пространстве Кавказа: этнические и институциональные процессы // Политика и общество. 2013. № 3 (99).

3. Беликов С. Политический экстремизм в молодежной среде // Молодежь и политика в МГУ им. М. В. Ломоносова: материалы круглого стола. М., 1999.

4. Блэр Т. Битва за глобальные ценности. Корни экстремизма // Время новостей. 2007. 14 февраля.

5. Бурковская В. Законодательство, направленное на борьбу с экстремизмом: проблемы становления и правоприменительной практики // Уголовное право. 2005. № 1.

6. Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996.

7. Гетц Р. Н. Технологии общественных институтов в противодействии политическому экстремизму в современной России // Право и политика. 2012. № 3.

8. Гиренко Н. М. Законодательство об экстремизме и проблемы социальной антропологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 4.

9. Пивоварова Н. И. Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в

молодежной среде: сборник тезисов и докладов Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 30 ноября 2006 года). Ростов н/Д, 2007.

10. Пролетемкова С. Е. Методология противодействия экстремизму // Полицейская деятельность. 2013. № 2.

11. Трунов И. Л. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом - 10 лет «Норд-Осту» // Административное и муниципальное право. 2012. № 11.

12. Bar Shmuel. Warrant for Terror: The Fatwas of Radical Islam and the Duty of Jihad. Lanham, 2006.

УДК 342.4 (470) ББК 67

С. В. Хачанян

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ:

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена анализу современных подходов к правовым коллизиям в сфере конституционного права. Автор рассматривает основные признаки юридических коллизий, дает их теоретико-методологическую характеристику, раскрывает их содержание и значение в правоприменительной практике.

Ключевые слова: юридическая коллизия, судебная практика, правопонимание, толкование, естественное право, национальная система права, юридическая сила.

LEGAL COLLISIONS IN A CONSTITUTIONAL LAW: THE MAIN FEATURES

This article analyzes contemporary approaches to legal conflicts. The author discusses the main features of legal conflicts, given their theoretical and legal characteristics, revealed their content and meaning in law enforcement.

Keywords: legal conflict, litigation, legal thinking, interpretation, natural law, national legal system, legalforce.

Даже непродолжительный опыт становления конституционализма в России наглядно демонстрирует опасность несогласованности, противоречивости и пробельности конституционного законодательства. Юридический конфликт, основанный на несовершенстве механизма конституционного регулирования, может впоследствии перерасти в конфликт политический либо стать инструментом для реализации политических целей, деформации основ конституционного строя, что в конечном счете приведет к конституционному кризису [1, с. 12]. Между тем источники коллизионных отношений разнообразны: во-первых, это юридические коллизии в тексте Конституции РФ, противоречие между Основным законом России и федеральным законодательством, подзаконными актами, Конституцией РФ и законодательством и подзаконными актами ее субъектов, а также местными нормативными актами; во-вторых, феномен коллизии правоприменительной практики (толкования права) как в судебных решениях, так и

правоприменительных актах органов исполнительной власти; в-третьих, конституционные коллизии, вытекающие из правовых споров о компетенции между органами государственной власти; в-четвертых, коллизии естественного и позитивного права, регулирующие конституционные отношения.

О проблеме существования юридических коллизий в рамках конституционного законодательства и правоприменительной практики чаще конституционалистов говорят теоретики права (например, А. Ю. Тихомиров, Н. И. Ма-тузов, А. В. Малько) [2, с. 254; 3]. Термин «конституционная коллизия» можно встретить и в трудах отечественных политологов, таких как Н. А. Баранов [4]. Среди конституционалистов феномен конституционных коллизий исследуют М. В. Баглай, Н. С. Бондарь, И. А. Стардуб-цева, В. А. Лебедев, В. М. Шакун, М. В. Гли-гич-Золотарева.

Несколько более широкую категорию, чем юридическая коллизия, - «конституционный де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.