Научная статья на тему 'Современный дизайн журнала: можно всё'

Современный дизайн журнала: можно всё Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1285
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ВЁРСТКА / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ / POLYGRAPHIC DESIGN / PAGELAYOUT / VISUAL IMAGE OF PRINTED EDITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухотина Ирина Анатольевна

В статье исследуются главные законы полиграфического дизайна: коммуникативности, удобства пользования и привлечения внимания, в условиях их современного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DESIGN OF THE MAGAZINE: CAN EVERYTHING BE DONE?

The main laws of polygraphic design are considered in the article: the law of communicativeness, the usability law and the law of attracting attention.

Текст научной работы на тему «Современный дизайн журнала: можно всё»

ПСКУССТВОВЕаЕНПЕ

_СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН ЖУРНАЛА: МОЖНО ВСЁ?_

Сухотина Ирина Анатольевна,

доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются главные законы полиграфического дизайна: коммуникативности, удобства пользования и привлечения внимания, - в условиях их современного применения.

Ключевые слова: Полиграфический дизайн, вёрстка, визуальный образ печатного издания.

MODERN DESIGN OF THE MAGAZINE: CAN EVERYTHING BE DONE?

I. Sukhotina

associate professor of the chair ofjournalism St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions ABSTRACT

The main laws of polygraphic design are considered in the article: the law of communicativeness, the usability law and the law of attracting attention.

Keywords: polygraphic design, pagelayout, visual image of printed edition.

С появлением компьютерных технологий в современном мире изменилось почти всё, в том числе и техника оформления печатных изданий. Новые возможности компьютерной вёрстки сегодня позволяют использовать в создании печатных средств массовой информации такие приёмы, о которых раньше приходилось только мечтать. Огромное количество шрифтовых гарнитур самого разнообразного начертания, многочисленные декоративные элементы, техническое отсутствие ограничений размерных характеристик колонок, иллюстраций, кеглей, - всё это даёт широкий простор творческой фантазии. Перестали быть запретными такие приёмы, как вёрстка материала «сапогом», разновысот-ность колонок, отрицательный интерлиньяж в заголовках и многое другое. Широко известный web-дизайнер Артемий Лебедев уже заявляет, что в дизайне законов нет и не будет. И всё же... Действительно ли можно всё? Можно ли отдать на откуп творцу, который говорит: «Я так вижу!» - оформление газеты или журнала, не ограничивая полёт его фантазии никакими законами и правилами?

Любому виду дизайна, будь то ювелирный, автомобильный, ландшафтный или средств массовой информации, нужно учиться специализированно. К сожалению, сегодня нередко любой человек, технически овладевший компьютерными программами графического пакета настольной издательской системы, начинает считать себя полиграфическим дизайнером. Потому и появляются на рынке печатных СМИ образчики любительских, самодеятельных якобы газет и журналов, не отвечающих никаким канонам профессионального журналистского продукта.

Да и в уважаемых серьёзных изданиях можно иной раз встретить неоправданные огрехи. Не исключено, что в таких огрехах зачастую виноваты не те, кто разработал облик издания, а верстальщики,

не соблюдающие требований профессионально выполненного бренд-бука. Вряд ли заслуженный художник РСФСР, награждённый золотой медалью Академии художеств СССР, известный во всём мире художник-оформитель книги Михаил Александрович Аникст, создавший дизайн журнала «Русский репортёр», в ответе за отвратительную работу верстальщиков журнала, которую можно наблюдать в первых номерах, вышедших в 2007 году. К счастью, сегодня журнал - один из лучших в стране, в том числе и с дизайнерской точки зрения; то ли команду верстальщиков поменяли, то ли научились за годы работы точно следовать требованиям бренд-бука.

Качественный, запоминающийся облик СМИ создать зачастую труднее, чем, к примеру, близкий к нему по тематике книжный, - слишком многопла-ново техническое задание. И никак тут не обойтись без соблюдения отрицаемых А. Лебедевым законов. Хотя бы трёх из них.

Закон коммуникативности

Вряд кто-либо станет отрицать, что главное в любом средстве массовой информации - это контент. Именно поэтому первоочередная задача в оформлении журнала или газеты - подача контента так, чтобы потребитель - читатель - мог полноценно воспринять любое послание, ему адресованное: легко найти нужную рубрику, получить необходимую информацию о самом издании в выходных данных, быть уверенным, что именно этот номер журнала - свежий, а не вышедший в свет два года назад, и т.д.

«Мы можем рассуждать о дизайне, но в действительности стремимся передать что-то: идею, ощущение или сообщение. Эта передача - настоящая цель дизайна вообще. Дизайн невозможен без передачи чего-то. Поставленная задача должна указывать идею передаваемого сообщения. Дальше

начинается сам дизайн, то есть выбор визуальных решений, которые вы реализуете, чтобы раскрыть это сообщение. Дизайн может затуманить и смазать сообщение, но он же может сделать его запоминающимся и ясным».1

Представьте на минуту: дизайнер, увлекшись разработкой яркого привлекательного логотипа, оформлением впечатляющего шпигеля, интересной подачей темы номера, оставил логотип «пустым» -не внёс в него номер журнала и дату его выхода. В результате журнал потеряет читателей, которые приобретают его в розницу, поскольку в киоске они не увидят свежего номера. Хорошо, если в процессе редакционной подготовки издания выпускающий редактор или верстальщик заметят это упущение, но общеизвестно, что самые «неловленные» ошибки - это ошибки в устойчивых модулях, а ло-готипный комплекс - это именно такой устойчивый модуль.

Какая-нибудь творческая личность с презрением отнесётся к соблюдению этого утилитарного, носящего сугубо прикладной характер закону. Что ж, пусть в таком случае она будет готова к тому, что от её высокохудожественного творчества очень скоро редакция откажется или потребует переделок.

Закон удобства пользования (usability)

Общеизвестно, что человек по природе своей ленив, и даже самая интересная информация, красиво поданное предложение, которым он может заинтересоваться, не будет воспринято, если их неудобно, трудно, долго читать или разглядывать, чтобы полностью уловить смысл.

Вот только небольшой перечень наиболее часто встречающихся ошибок в подаче контента, мешающих его полноценному восприятию:

- слишком короткая или, наоборот, слишком длинная строка. Минимальная длина строки составляет 27 знаков, оптимальная - 40 и максимальная - 70 знаков;

- светлый мелкого кегля шрифт на тёмном фоне. Особенно в полноцветных изданиях эта ошибка наиболее заметна, поскольку любая подложка состоит чаще всего из всех четырёх цветов полиграфической палитры SMYK, а это при печати влечёт за собой невозможность добиться абсолютной точности совмещения печатных форм и, как следствие, появление цветных ореолов вокруг мелких светлых букв;

- большие текстовые блоки, набранные курсивом или прописными буквами. Исследования показывают, что курсив и прописные буквы замедляют скорость чтения на 10 процентов;

- большое количество разных шрифтовых гарнитур. Эта ошибка, кроме того, что придаёт изданию эклектичный облик, ещё и зачастую вводит потребителя в заблуждение, - использование разных шрифтовых гарнитур для подачи основного текста

(body-text) газетно-журнальных материалов дезориентирует читателя, заставляя его гадать: редакционный ли это материал или косвенная реклама;

- недостаток пробельных материалов. Стремление использовать каждый миллиметр газетно-журнальной площади, боязнь «воздуха» приводят к тому, что газетные и журнальные полосы «не дышат», а читательские глаза быстро устают;

- несоответствие интерлиньяжа кеглю. Это считается ошибкой только для основного текста, который комфортно воспринимается, когда интерлиньяж на два пункта больше кегля шрифта; в заголовках же допустим даже отрицательный интерлиньяж, если, конечно, он применен дизайнерски грамотно;

- отсутствие абзацных отступов. Приём модный, но, к сожалению, нередко безграмотно используемый, - он хорош только при флаговом наборе (но не при использовании выключки текста по формату) с обязательными отбивками абзацев друг от друга;

- узкие межколонники. Желание использовать вертикальные линейки в межколонниках без увеличения ширины последних тоже приводит к «безвоздушному» пространству на полосе;

- вычурно ломаная верстка, заставляющая читателя искать, где находится продолжение текста. Ломаная вёрстка - самый зрительно привлекательный вид подачи контента, но и наиболее сложный в исполнении: малейшее нарушение композиционного построения материалов приведёт к хаосу на полосе, запутает читателя.

Этот перечень неудобных для читателя оформительских приёмов можно ещё долго продолжать, ведь все они проверены временем и опытом. Не меньше их и в использовании возможностей полноцветной печати: несочетаемость цветов, многоцвет-ность градиентных заливок, использование неподходящих цветовых моделей, использование неверного соотношения тёплых и холодных цветов и т.д.

Если дизайнер сумел учесть в своей работе все требования двух описанных выше законов, у него появляется абсолютная свобода в выполнении любимого третьего закона.

Закон привлечения внимания

Оговоримся, что соблюдение законов не должно обязательно идти по порядку: сначала закон коммуникативности, затем - удобства пользования и только потом - привлечения внимания. Дизайнер, к примеру, сначала работает над созданием запоминающегося визуального образа издания, а потом проверяет его соответствие всем остальным требованиям (кстати, именно так чаще всего и бывает). Главное чтобы увлекшись креативностью, всё остальное не забыть.

Чем сегодня можно привлечь внимание читателя печатных СМИ? Красивые иллюстрации он легко найдёт в Интернете, также, впрочем, как и любой контент. А уж художественных изысков в

1 Вильямс Р., Толлет Дж. Студия дизайна Робин Вильямс, 2-е издание. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2008, с. 60.

рекламе просто не перечесть! И всё же почти каждый, кто хоть иногда берёт в руки журналы или газеты, назовёт одно, два, три. привлекательных издания.

Лучшие образцы профессионально оформленных СМИ привлекают читателей хорошо продуманным цельным обликом. Разверните любой номер газеты «Метро», журнала «Итоги» или «Сноб». Начиная с первой полосы (в газете) или обложки (в журнале), читателя будто ведёт за руку опытный проводник, хорошо знающий дорогу: он заостряет его внимание на самых интересных объектах, подсказывает, как удобнее обойти встреченное на пути препятствие, не даст пропустить наиболее впечатляющий пейзаж.

Профессионально выстроенная композиция издания не только не даёт ему рассыпаться на отдельные фрагменты, но и формирует в сознании читателя запоминающийся визуальный образ. Каждая полоса, каждый разворот работают логично, «говорят» и «показывают», что на них самое важное, самое интересное. Эффектная подача главного материала, подбор не просто красивых иллюстраций, а таких, что вызывают эмоциональный отклик, передают ощущение жизни, тщательно разработанный и впечатляюще поданный рубрикатор, неразрывная связь формы и содержания, - главные отличия профессиональной работы от любительской.

Есть множество приёмов, позволяющих создать запоминающийся визуальный образ печатного издания. Вот только несколько из них.

Контрасты

Существует мнение, что хороший дизайн - незаметный. Если речь идёт о комфортности, об удобстве пользования, - да. Но когда нужно привлечь внимание, - незаметного дизайна мало.

Нужны контрасты:

- размеров (на целой полосе - один абзац текста с иллюстрацией в размер абзаца, остальное -

«воздух»);

- цвета (на чёрно-белой полосе - одна цветная иллюстрация единичным всплеском цвета);

- формы (сочетание аморфного, размытого фона и чётких объектов переднего плана);

- шрифтов (массивные рубленые рядом с изящными шрифтами с засечками, масштабирование отдельных символов шрифта);

- смыслов (намеренное нарушение привычного порядка вещей, использование заведомо невозможных соотношений);

- динамики и статики (быстро движущийся объект на неподвижном фоне, торопливая скороговорка информационной подборки рядом с аналитической раздумчивой статьёй);

- привычного и неожиданного.

«Сопоставляемые элементы, не нарушая законов целостности и сочетания и сопоставления, должны быть контрастны, конфликтны один по от-

ношению к другому, подчёркивая, оттеняя диапазоном различий и разнообразия и друг друга, и их со-

2

отношение». 2

Стиль

Выбор верного стиля оформления - залог успеха в достижении индивидуальности СМИ, ибо каждый предназначен для своей цели:

- стандартный стиль консервативен, спокоен и. скучен;

- корпоративный стиль - чёткий, организованный и предсказуемый, создающий впечатление доверия и надёжности;

- стиль «с изюминкой» характерен использованием ярких изображений, изумляющих читателя дизайнерских приёмов, что делает его эффективным в широком диапазоне изданий: от консервативных, сдержанных до анархических молодёжных;

- информационно-насыщенный стиль создаёт официальное, профессиональное впечатление;

- «ассорти» - свободный, лёгкий, создающий яркий массив образов, снабженных отдельной текстовой аннотацией;

- шрифтографический стиль подразумевает тщательнейшую работу со шрифтами, которые успешно могут заменить графические изображения при условии искусной переработки и логичной трансформации символов;

- ультрамодный стиль следует веяниям моды, он смотрится современным или технологичным, всегда находится в тренде.

При разработке дизайна издания необходимо чётко понимать его концепцию, знать аудиторию и представлять себе портреты потенциальных читателей. Иначе с выбором стиля можно и промахнуться.

Неожиданность

Этот приём часто применяется в дизайне рекламы, в создании же облика печатного издания использовать его гораздо сложнее. Если рекламный продукт получится эксцентричным или странным, - это не страшно, как говорится, «антиреклама -тоже реклама», средство же массовой информации вряд ли может позволить себе подобное, только лишь какое-нибудь сугубо специализированное. И всё же жива креативность, всё чаще отступают от обыденности и унылого оформления дизайнеры СМИ. Вместо напрашивающейся к тексту фотографии его иллюстрируют нестандартной инфографи-кой; выделение полужирным начертанием главной мысли в тексте заменяют необычно оформленной маргиналией или врезкой на цветной подложке; в стандартных по ширине колонках на полосе появляется «плавающая» колонка, позволяющая разместить в ней подпись к фотографии или выноску из основного текста с важной информацией; заголовок в две строки подаётся толстым серым рубленым и тонким чёрным шрифтом с засечками с отрицательным интерлиньяжем; два симметрично блочно

2 Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006, с. 79.

свёрстанных материала, представляющих разные точки зрения, трансформируются во входящие друг в друга, как в паззле, «сапоги»...

А какие чудеса творит модульная вёрстка! Обеспечивая глубинную структуру для компоновки материала, она даёт волшебные возможности расположения всех элементов полосы тысячью различных способов, порою самых неожиданных. Складывание модульной мозаики подсказывает необычное использование «воздуха», что делает полосу лёгкой, «прозрачной», приятной глазу. Грамотно применённая разновысотность колонок выстраивает геометрический контур материала, делает его чуть легкомысленнее, но, при этом, притягательнее.

Особенно много неожиданного можно сегодня увидеть на обложках журналов: ассоциативные рисунки и фотографии с высокотехнологичными фрактальными узорами, заставляющие работать воображение читателя, взывающие к его подсознанию; необычные шрифты выносов, сочетающиеся с их - выносов - смыслом; неожиданные подмены фокусов внимания, благо PhotoShop позволяет цвести яблоням среди арктических снегов; использование невидимого пространства как в подаче иллюстраций (кусочек часового циферблата в углу полосы самодостаточен, весь циферблат размещать не требуется), так и в использовании букв большого кегля (грамотно срезанные на четверть снизу или сверху они легко читаются); замена буквы в слове графическим рисунком: вместо «А» - Эйфелева

башня, вместо «П» - Триумфальная арка; шрифтовая или графическая игра в логотипах, - всего не перечислить.

Как начинающему, так и опытному дизайнеру в работе всегда помогает «эффект насмотренно-сти»: Курт Воннегут говорил, что посмотрев миллион картин, вы начнёте прекрасно разбираться в живописи, - поэтому чем с большим количеством разных образцов оформления вы знакомы, тем интереснее, оригинальнее сможете создать облик своего издания.

Итак, какой же вывод следует из всего вышеописанного: существуют ли законы в дизайне, можно ли делать всё, что хочется, или всё-таки ограничения существуют?

И законы есть, и ограничения существуют, но «...настоящий мастер может нарушать законы, если считает, что таким образом он сумеет лучше выразить свою мысль. Но это совсем не означает, что он их не знает».3

Поэтому действительно в современном дизайне можно всё, но - с умом, профессионализмом, вкусом, постоянно накапливая и используя знания и опыт.

Список литературы:

1. Вильямс Р., Толлет Дж. Студия дизайна Робин Вильямс, 2-е издание. - Пер. с англ. СПб: Символ-Плюс, 2008. - 280 с.

2. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 736 с.

3 Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006, с. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.