Шаг в науку • № 3, 2024
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 130.2:2
СОВРЕМЕННЫЙ БУДДИЗМ В ДИАЛОГЕ С НАУКОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ
Курило Полина Владимировна, студент, специальность 36.05.01 Ветеринария, Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург e-mail: [email protected]
Рудева Дарья Сергеевна, студент, специальность 36.05.01 Ветеринария, Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург e-mail: [email protected]
Балахонцева Ирина Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры английского языка и гуманитарных дисциплин, Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург e-mail: [email protected]
Аннотация. В современном мире взаимоотношения между религией, наукой и философией остаются сложными, так как каждая из этих сфер жизни имеет собственный подход к познанию действительности. Несмотря на многие столетия «напряженных конфликтов», даже сейчас нельзя сказать, что все острые углы были сглажены. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в наше время распространено мнение о невозможности корреляции между этими понятиями. В данной статье были освещены основные особенности каждой отрасли, а также выделены их сильные стороны, которые впоследствии могли бы стать ключом для сотрудничества и построения определенных исследований.
Ключевые слова: наука, религия, буддизм, философия, физика, познание, сознание, связь, реальность. Для цитирования: Курило П. В., Рудева Д. С., Балахонцева И. Г. Современный буддизм в диалоге с наукой и философией // Шаг в науку. - 2024. - № 3. - С. 70-73.
MODERN BUDDHISM IN DIALOGUE WITH SCIENCE AND PHILOSOPHY
Kurilo Polina Vladimirovna, student, specialty 36.05.01 Veterinary Medicine, Orenburg State Agrarian University, Orenburg
e-mail: [email protected]
Rudeva Darya Sergeevna, student, specialty 36.05.01 Veterinary Medicine, Orenburg State Agrarian University, Orenburg e-mail: [email protected]
Balakhontseva Irina Gennadievna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of English and Humanities, Orenburg State Agrarian University, Orenburg e-mail: [email protected]
Abstract. In the modern world, the relationship between religion, science and philosophy remains complex, since each of these spheres of life has its own approach to cognition of reality. Despite many centuries of "intense conflicts", even now it cannot be said that all the sharp corners have been smoothed out. The relevance of the chosen topic is explained by the fact that nowadays it is widely believed that there is no correlation between these concepts. In this article, the main features of each industry were highlighted, as well as their strengths, which could later become the key to cooperation and the construction of certain studies.
Key words: science, religion, Buddhism, philosophy, physics, cognition, consciousness, communication, reality. Cite as: Kurilo, P. V, Rudeva, D. S., Balakhontseva, I. G. (2024) [Modern Buddhism in dialogue with science and philosophy]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 3, рр. 70-73.
70 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © П. В. Курило, Д. С. Рудева, И. Г. Балахонцева, 2024
Буддизм, как и другие мировые религии, опирается на универсалистскую модель личности, то есть раскрывает в человеческих существах духовный потенциал для самосовершенствования и спасения, независимо от пола, этнической принадлежности, происхождения или социального положения.
Однако от других мировых религий буддизм отличает вера в то, что для успешной проповеди религиозного послания необходимо учитывать личные особенности адресата. Истина не может быть сформулирована раз и навсегда в виде универсальной доктрины.
Страдание (дуккха) в буддизме понимается не только как физическая или эмоциональная боль, но и как неудовлетворенность и неустойчивость, связанная с неведением и привязанностью к материальным вещам и потребностям. Будда утверждает, что единственный способ избавиться от страдания - это осознать его причины и преодолеть неведение и привязанность. Целью буддизма является достижение просветления (энлихтенмент), осознание и преодоление страдания, приведение к освобождению от цикла перерождений (сансары) и достижение состояния нирваны - высочайшего состояния свободы, мира и просветления. Для этого необходимо развивать мудрость, сострадание и сострадание к другим существам, осознавая безличный и изменчивый характер всех явлений мира [9].
Понятие пустоты (шуньята) в буддизме относится к отсутствию постоянной, независимой сущности во всем мире и самих себе. Оно подразумевает отсутствие постоянного, неподвижного «я» или сущности в человеке, а также вещах и событиях мира. Шуньята предполагает, что все явления относительны и зависимы друг от друга, что они изменчивы и нет постоянства в мире [8].
В буддизме существует стремление к экспериментальному (эмпирическому) обоснованию этических и философских постулатов. Это соответствует научному познанию. В то же время было бы ошибочно утверждать, что эпистемология в буддизме является чисто эмпирической (в позитивистском смысле). Буддизм признает чувственный, рациональный и иррациональный (духовный) способы познания. Следует также отметить, что Гаутама Будда избегал рассуждений о высшей супрафизической (трансцендентной) реальности. По его мнению, такое познание предполагает развитую и рациональную способность к осознанию и значительный личный духовный опыт ученика. Обычный рациональный и чувственный опыт здесь совершенно недостаточен [6].
Буддийские учения предлагают обширную систему знаний о природе человека и реальности, а также нахождение пути к освобождению от страданий.
В этом ключе можно говорить о связи буддизма с философией и наукой. Сочетаясь и взаимодействуя между собой, они создают уникальную систему понимания мира и себя.
В буддийской философии нет понятия Бога - творца всего бесформенного и материального, всемогущего существа, создавшего мир. В этом ее отличие от привычного для людей религиозного подхода. В буддийском представлении о Вселенной существуют существа, называемые «дэвами», которых ошибочно называют «богами». Они не создали вселенную и не управляют судьбой.
Современная философия и буддизм стремятся к пониманию мира, человека, смысла жизни и других фундаментальных вопросов.
Взаимовлияние современной философии и буддизма включает в себя:
1. Диалог с западной философией: благодаря глобализации и развитию обмена идеями современным буддийским мыслителям стало доступно огромное количество философских концепций из различных культур и традиций. Буддийские учения о сострадании, ненасилии и взаимозависимости находят отклик в современных дискуссиях об этике и социальной ответственности. Диалог между буддизмом и западной философией в области морали и социальной справедливости обогащает обе традиции и способствует выработке этических принципов для современного мира. Это способствует более широкому и глубокому пониманию буддийских учений и их сопоставлению с современными философскими течениями.
2. Актуализация учений: современные буддистские мыслители стремятся применять учения буддизма к современной жизни, а также обсуждать проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются люди нашего времени. Они ищут способы адаптации буддийской практики к нынешнему обществу и помощи людям в решении современных проблем.
3. Развитие новых направлений в буддизме: под влиянием современной философии и культуры появляются новые направления в буддизме, такие как его слияние с психологией и наукой, экологический буддизм, феминистский буддизм и другие. Они исследуют возможности расширения и углубления учения в соответствии с современными вызовами и потребностями.
4. Современные научные открытия: новые научные исследования в области мозга и сознания также вносят изменения в понимание буддизма (исследование буддийского феномена «Тукдам», описанного в статье С. В. Медведева, Ю. В. Бойцовой и др.). Интерес к буддийской медитации и практикам осознанности привлек внимание западных ученых в области психологии и неврологии. Взаимодействие между
Курило П. В., Рудева Д. С., Балахонцева И. Г.
буддийской теорией сознания и современными исследованиями мозга и психики открывает новые перспективы в понимании природы человека и методов достижения психологического благополучия.
5. Развитие современных философских направлений: традиционно основоположником иррационализма считают Артура Шопенгауэра, идеи которого были созданы под значительным влиянием буддизма. Это идеалистическое течение в философии подчеркивает роль интуиции и эмоций в понимании мира, а также отвергает рациональные методы познания в пользу непосредственного переживания. Схожие идеи также находят отражение в буддизме, который подчеркивает важность интуитивного понимания и отказывается от рационального мышления.
Взаимоотношения древнейшей мировой религии и науки протекают гораздо сложнее, чем с философией, и на это есть ряд причин. Буддизм - религия созерцания, познания самого себя и окружающего мира через духовные догмы, объединяющая в себе как рациональный подход, так и абстрактные понятия, построенные на вере. Медитативная, субъективная практика идет в разрез с научными объективными методами, основанными на четких исследованиях и подтвержденных гипотезах, показывающих объективную реальность на основе вычислений. Однако глубокий анализ показывает, что у них существует ряд общих точек соприкосновения, которые могут быть взаимно обогащающими.
В наше время происходит сглаживание серьезных противоречий и поиск общих ценностных оснований для буддизма и науки, которые пригодятся в дальнейшем для мировоззренческого диалога между ними. Этому способствует не только прогрессивный настрой нынешнего Далай-ламы, но и учения самого Будды, на которые ссылаются последователи.
Отличительной чертой буддизма всегда являлась опора не только на веру, но и логические доводы самого человека, что является отличной базой для формирования научных знаний. Сам Будда говорил: «Не принимайте ничего на веру лишь в силу традиций, хотя бы это и высоко чтилось многими поколениями и в различных местах. Не верьте ничему на том основании, что многие говорят об этом. Не поклоняйтесь слепо вере мудрецов прошлого. Не верьте тому, что вы создали в своем воображении, убедив себя, что это есть божественное откровение. Не верьте ничему лишь на основании авторитета ваших наставников или духовников. После исследования верьте только тому, что вы сами проверили и нашли обоснованным, и только тогда согласуйте с этим свое поведение» [7]. Можно сказать, что Будда являлся своеобразным исследователем того времени, переносившим результаты субъективного опыта в трактаты для будущих потомков. Своих
последователей он учил познавать окружающую действительность не со слепой верой, а с расчетливостью и отречением эмоциональной составляющей, что роднит подход современной науки и основ буддизма [4].
Основными точками соприкосновения современной науки последнего столетия и буддизма являются: квантовая физика, астрофизика, физика элементарных частиц, нейрофизиология и так далее.
Принцип неразличимости квантовых частиц - одно из основных положений квантовой механики, заключающееся в том, что частицы не могут быть распознаны и отличены друг от друга. Доказательная база этого утверждения заключалась в эксперименте, при котором при изменении свойств, частицы не меняли траекторию своего движения [7, с. 40-41]. Если проводить параллели с мировоззрением буддиста, то можно сравнить каждую частицу в ходе её движения с человеком, а физические качества - с особенностью его характера и взглядами на жизнь. «В каждом атоме вселенной заключены мириады миров»: писал Далай-лама в своей книге [3], как бы наделяя даже столь малые тела качествами, наукой приписываемые человеку. Люди - малые частички этой вселенной, на которые в ходе их существования наслаивается индивидуальность в виде особенностей личности. Однако, если откинуть все то, что в человеке воспитало общество, останется единая основа, неотличимая «не отличная друг от друга» [1].
Ещё одной точкой пересечения двух составляющих является отношение, к каким-либо событиям или исследованиям. В научной среде часто происходит так, что ход исследования и его выводы формулируются в зависимости от представлений автора и его концептуальных рамок, самого исследования, использования каких-либо установок (сравнение света с материей или энергией в каждом конкретном случае). Это показывает, что даже явления при объективном анализе могут отличаться в зависимости от внешних и внутренних факторов человека. Данный момент схож с философией буддизма, весь смысл которой зиждится на отношении индивида к окружающим его событиям.
Представление о сотворении мира буддизма и науки также сходятся в мысли, что первоначальным субстратом была пустота, после которой пошло развитие вселенной. Буддизм - не религия в классическом понимании, ведь в ней нет единого «творца», идола или того, кто создал окружающую действительность. Трактаты Будды содержат идеи, что мир возник из ничего, после этого непрерывно развиваясь во всё новые и новые формы, схожими с эволюционными концепциями современной науки. Стоит уточнить, что различием данных концепций является то, что в философии буддизма развитие мира представляет собой не «лестницу» на пути к идеалу, а лишь бесконечное повторе-
ние и переход одной формы в другую [9].
Подобных примеров пересечений существует достаточно. Благодаря стремлению людей из обеих сфер жизни улучшить окружающую действительность, сотрудничество между ними может действительно плодотворно сказаться на обществе.
Так, научно доказано изменение мышления при медитациях и йоге, её положительное влияние на тело человека [2]. К тому же представления верующих о мире на его начальном этапе могли бы помочь ученым в создании новых теорий возникновения жизни на земле. Психологические приемы и анализ мышления человека положительно сказались бы на аналогичных науках. Кроме того, принципы буддизма, такие как сострадание и понимание природы страдания, могут вдохновлять ученых и исследователей на разработку новых методов лечения психических расстройств или на создание программ по улучшению качества жизни людей. Учение о бесконечной причинно-следственной связи (карме) в буддизме также может быть интересным объектом для научного исследования. Например, принципы кармы могут быть использованы для изучения взаимосвязи между действиями и их последствиями на наше психическое и физическое благополучие [5].
Можно говорить и об обратном влиянии. Для буддистов наука стала бы инструментом для достижения собственного и общественного спокойствия и процветания. Она может внести значительный вклад в современный буддизм, предоставляя объективные данные и
объяснения о механизмах ума, медитации, поведении и эмоциях. Некоторые специалисты по медитации и буддийской практике используют исследования в области нейронауки, психологии и философии для лучшего понимания процессов, происходящих в человеческом уме.
Например, исследования нейронауки позволяют понять, как медитация влияет на мозг и психическое здоровье. Современные технологии также помогают разрабатывать приложения для духовных практик, создавать виртуальные тренировки и даже проводить научные эксперименты, связанные с медитацией и духовным развитием.
Кроме того, психология может помочь углубить понимание эмоций, поведения и отношений между людьми в контексте буддистской практики. Исследования в области эмоционального интеллекта, психотерапии и психологии личности могут пролить свет на то, как управлять своими эмоциями, развивать сострадание и терпимость.
Таким образом, диалог философии, науки и современного буддизма возможен, так как между ними существует контакт для достижения многих целей. При более терпимом отношении всех сторон, можно обратить внимание на точки соприкосновения, за счет которых произошло бы обогащение каждого. К тому же стоит сказать, что современная философия представляет собой один из многих интеллектуальных потоков, которые могут оказывать влияние на буддизм и способствовать его развитию и адаптации к современным обстоятельствам.
Литература
1. Александров С. Ю. Буддизм глазами физика. - М. : Фонд «Сохраним Тибет», 2019. - 176 с.
2. Бейдик А. О., Петрова Л. Ю. Йога как процесс личностного роста человека // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 22-23 апреля 2021 года. - М. : РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2021. - С. 1235-1238.
3. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо Вселенная в одном атоме. Наука и духовность на служении миру. - Элиста: Океан Мудрости, 2012. - 208 с.
4. Далай-лама XIV Доброта, ясность и прозрение. Основы тибетского буддизма / под ред. Джефри Хоп-кинса и Элизабет Нэппер; пер. с англ. Э. И. Мельник. - М. : Э, 2016. - 352 с.
5. Дайсаку И. Буддизм как философия жизни / пер. Гаккай Сока. - М. : Гнозис, 2020. - 192 с.
6. Лавский В. В. Буддийская мудрость. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 380 с.
7. Мэнсфилд В. Тибетский буддизм и современная физика : На пути к единству любви и знания / Предисл. Далай-ламы XIV / Пер. с англ. А. В. Дюбы. - М. : Новый Акрополь, 2010. - 208 с.
8. Степанянц М. Т. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. - М. : Восточная литература, 2011. - 1045 с.
9. Торчинов Е. А. Краткая история буддизма : происхождение и развитие, философия и литература. -Санкт-Петербург : Амфора, 2008. - 429 с.
Статья поступила в редакцию: 17.05.2024; принята в печать: 03.09.2024.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.